Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По литературе




МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

УЧЕБНИКОВ,

АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ,

В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Лекция

1. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Литература как школьный предмет познает литературу как искусство и как науку одновременно.

В разработке методологии преподавания литературы за основу взято «развивающее образование». В построении программ предпочтение отдано идее концентрического построения.

Уже в 1-4 классах учитель стремится воспитать читателя, способного к личностному восприятию, чуткому к слову автора. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников.

В средней ступени (5-9 классы) литература является самостоятельным предметом. Выделяются 2 звена: 5-7 и 8-9 классы. В 5-7 классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию. В 8-9 классах усложнен материал по теории литературы, даны большие художественные произведения, этим создается готовность к изучению курса 10-11 классов. Программы 5-9 классов построены по хронологическому принципу в сочетании с жанровым и тематическим.

Материал 10-11 классов построен на историко-литературной основе.

Развитие читательской активности – одна из важнейших задач школы. Существование различных программ и учебных пособий при наличии государственного стандарта литературного образования помогает установить содержание предмета «литература», его ядро, которое сохраняется при многообразии вариантов обучения. Оно включает в себя характеристику уровней литературного развития школьников по окончании основной (9-летней) и средней (11-летней) школы и средства, с помощью которых эти уровни могут быть достигнуты.

2. Проверка домашнего задания.

 

Чтение выписанных из Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе целей изучения литературы на ступени основного общего образования.

Комментарии дают студенты.

3. Домашнее задание

Дать анализ программ по литературе, учебников, методических пособий.

 


Лабораторное занятие № 1


Анализ школьных программ по литературе

 

Вопросы для анализа программы

  1. Каковы цель, задачи, концепция программы?
  2. Каковы принципы структурирования программы (хронологический, историко-литературный, линейный, концентрический, тематический, жанровый, линейно-ступенчатый)?
  3. Каковы принципы отбора литературных произведений (изучение образцовых авторов, включение литературы второго и третьего рядов, художественные показатели и др.), теоретического и критического материала?
  4. Каковы принципы изучения литературных произведений?
  5. Монографические и обзорные темы в программе.
  6. Каковы функции разделов программы (теория литературы, внеклассное чтение и др.)?
  7. Насколько программа способствует формированию знаний, умений, навыков учащихся, читательских и литературно-творческих способностей, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей, выбору способов освоения текста, изучению вопросов теории литературы, развитию речи и т.д.
  8. Аппарат программы: пояснительная записка к программе, пояснительные записки к каждому классу, аннотации к темам, списки для внеклассного чтения, тематическое планирование, анкеты для педагогического диагностирования, контрольные работы, списки для заучивания наизусть, списки учебников и пособий, перечень основных видов устных и письменных работ, перечень общих требований к учащихся того или иного возраста и др.).
  9. Системность программы.
  10. Соответствие программы требованиям стандарта.

Практическое задание

Познакомиться со школьными программами по литературе; выполнить анализ одной из программ;

Литература

  1. Школьные программы по литературе.
  2. Общеобразовательный стандарт основного и полного общего образования по литературе (Литература (Приложение к газете "1 сентября", № 7/ 2004) (сравнить с предшествующими стандартами).

Программа по литературе под ред. Г. И. БЕЛЕНЬКОГО
для средних общеобразовательных школ

Авторы программы выделяют в курсе литературы три звена в соответствии с возрастными возможностями учащихся:

  • 5 – 7 кл.
  • 8 – 9 кл.
  • 10 – 11 кл.

Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.

5 – 7 кл. Основные образовательно-воспитательные задачи - расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведения, поднимая восприятие школьников от наивно-реалистического до художественно-эстетического. Иными словами, формировать читательскую культуру учащихся. Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм ее отображения, осознавая изображенные писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах. Программы 5-7 кл. строятся по концентрическому принципу и на хронологической основе (каждый раз от литературы устного народного творчества, от литературы прошлых веков к нашему времени). Однако это не исключает и других принципов объединения изучаемых произведений: например, в 5 классе хронологический принцип объединяется с жанровым и проблемно-тематическим.

8 – 9 кл. составляют завершающее звено средней ступени образования, единое по своим целям и задачам: обогащая школьников новым жизненным и эстетическим опытом, они как бы подводят итоги тому, что учащиеся узнали и над чем задумывались в предшествующие годы, и вместе с тем готовят их к будущим встречам с литературой - самостоятельным или в рамках старшей школы. Программа 8-9 кл. строится по концентрически-хронологическому принципу - от древности до наших дней.

Хронологическое построение курсов 8-9 классов:

  • биографические сведения о писателях;
  • обобщение (в 9 кл.) того, что известно об их творчестве по предыдущим годам обучения;
  • выяснение в ряде случаев общественного и литературного значения изучаемых произведений;
  • усложнение разборов и обсуждаемых нравственно-этических проблем;
  • создание предпосылок к изучению курса на историко-хронологической основе в старших классах.

При изучении теории литературы особое внимание уделяется вопросам образности художественной литературы, строения художественного произведения (8 кл.) и личностном характере художественного творчества, в частности способам выражения авторского сознания.

Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи. (Это касается и концентра 5-7 кл., и концентра 8-9 кл.) Например, "Дубровский" Пушкина и "Ванина Ванини" Стендаля близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям.

К основным темам и разделам программы даются краткие аннотации. Их назначение - общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы; в аннотации же включены теоретико-литературные понятия.

Программа по литературе под ред. Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ
для средних общеобразовательных школ

Авторы: Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина.

Эта программа была распространена в российских школах с 1994 года.

Цель литературного образования авторы программы видят в том, чтобы способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Достижение этой цели, по мнению составителей, может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира.

Эта программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

Авторы выделяют следующие этапы литературного образования (помимо начальных классов), их задачи и особенности:

(Модель структуры курса каждого из средних классов - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.)

Класс Модель структуры курса Ведущие аспекты реализации модели Теоретическое оснащение
  Литературный процесс от древности до наших дней Первое знакомство с моделью курса литературы. Демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения - сюжет. Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения.
  Литературный процесс от древности до наших дней Герой художественного произведения. Часто герой-подросток - активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа - герой. Дальнейшее освоение теоретических понятий на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связанные с раскрытием образа героя. Представление о детской и юношеской литературе.
  Литературный процесс от древности до наших дней Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа - жанр. Систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике. Сведения об истории некоторых жанров.
  Литературный процесс от древности до наших дней История в произведениях искусства. Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен. В центре анализа - связь жизни с искусством. Определение специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения из истории терминов теории литературы, связанных с исторической тематикой.
  Литературный процесс от древности до наших дней Шедевры родной литературы. В центре анализа - отражение жизни на страницах русской классики. Систематизация сведений по теории литературы. Общее представление о логике развития русской литературы. Теоретические понятия, связанные с осмыслением связей искусства и жизни.

 

Особенностью программы под ред. Курдюмовой является небольшое количество зарубежных произведений.

Каждая тема в программе включает список произведений для изучения, краткую аннотацию, и те теоретические понятия, которые должны быть отработаны.

Программа оснащена учебными хрестоматиями (для средних классов). В начале каждого раздела помещена очень краткая теоретическая статья, подготавливающая к восприятию текстов и сообщающая необходимые сведения по биографии того или иного автора, по теории литературы. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, текстов, вопросов и иллюстраций, мы обнаруживаем и краткие словари литературоведческих терминов.


 

Программа по литературе под ред. А. Г. КУТУЗОВА
для средних общеобразовательных школ и гуманитарных классов

Авторы: А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романичева,
В. В. Лебедева, И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.

Создана в 1995 году. В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Цель литературного образования - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.

Базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие.

Класс Проблема
  Жанры
  Роды и жанры
  Характер – герой – образ
  Литература и традиция
  Автор – образ – читатель
10 –11 Литературный процесс

 

Предлагаемая в программе система изучения теории литературы, по мнению авторов программы, направлена на формирование читательской квалификации. Выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурных является обязательным: именно они обеспечивают ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

  • 5 кл. – переход от литературного чтения к изучению литературы (учебная цель – обучение эстетическому анализу);
  • 6 – 9 кл. – изучение литературы как искусства слова (учебная цель – интерпретация текстов);
  • 10 – 11 кл. – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах (учебная цель – усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте).

9 кл. занимает особое место в литературном образовании: он интегрирует знания и умения, усвоенные ранее, и готовит к изучению историко-литературного курса. Поэтому в программу 9 кл. включены вершинные произведения русской и мировой литературы.

В программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

Значительное место в программе занимают разделы "Мифы" и "Фольклор", без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традиций. Введен сквозной курс "Духовная литература", представляющий одну из важнейших пограничных областей искусства слова.

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество - сотворчество - знание и умение, составители программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, обозначенных как "Творческая мастерская", "Творческий практикум", "Творческое задание" и т. п.

В средних классах литературный материал располагается по хронологическому и жанрово-тематическому принципу, в старших - по хронологическому.

Программа оснащена учебниками-хрестоматиями "В мире литературы".

Программа по литературе под ред. В. Г. МАРАНЦМАНА
для средней общеобразовательной школы

Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина.

Авторы этой программы видят цель школьного образования в том, что школа, как социальный институт призвана помочь преодолеть расстояние между биологическим возрастом ребенка и историческим опытом человечества. Школа должна позволить человеку "догнать" человечество. Если попытаться буквально построить курсы гуманитарных предметов на прямом повторении исторического развития и пути научного знания, осуществить эту задачу невозможно, потому что периоды развития ребенка прямо не повторяют эпохи развития человечества.

Школа должна воспитать творца, а не специалиста в какой-то узкой области не обладающего достаточными сведениями о мире.

Объединяющим началом уроков гуманитарного цикла становится творчество. Литературное творчество учеников обостряет их интерес к работе писателя и позволяет реализовать добытые аналитическим путем представления о стилях и жанрах словесного искусства. Общая цель предметов гуманитарного цикла - развить в ученике способность отличать подлинное от мнимого в искусстве, жизни, науке, сформировать критерии высокого и низкого в сознании и поведении человека, его ценностные ориентации.

В этой программе выделяются четыре стадии отношения к искусству школьника (учету возрастных и психологических особенностей здесь уделяется повышенное внимание):

  1. Для начальной школы характерно отношение к искусству как к волшебной игре, которая в привычном позволяет увидеть незнакомое. Искусство - способ свободного, ассоциативного открытия мира.
  2. Наивный реализм (5 - 6 кл.). Ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения, но у них отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую аргументацию впечатлений.
  3. Пора нравственного самоуглубления (7 - 9 кл). Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственным личностным проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к "отлету" от текста, произвольному его истолкованию.
  4. Эпоха познания связей, осознания причин и следствий. В этом возрасте заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. Я и МИР - центральная проблема. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают теперь их, возникает потребность понять целостную картину мира, его исторического развитие, за фактом видеть закон.

Целью литературного образования авторы программы считают не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, обработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми.

Чтобы осуществить задачи гуманитарного цикла, обучение должно не только опираться на свойственное возрасту отношение к искусству, языку, истории, что в значительной степени определяет состав программы, но и противостоять ограничительным возрастным особенностям ученика.

Необходимость создания новой программы по литературе авторы объясняют современными задачами образования, связанными с социальным развитием общества. В основе этой программы лежат следующие принципы:

  1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста, что определяет отношение к предмету.
  2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.
  3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.
  4. Ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколения.

Вот какие задачи преподавания литературы в каждом классе выделяются в программе:

Класс Задачи
5 – 6 Формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения.
7 – 9 Открытие законов литературы как особого вида искусства. Теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план. Необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства - живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино ("интермедиальное чтение").
10–11 Изучение исторических эпох развития искусства. Суммарное представление о каждой из них, поддержанное подробным изучением одного-двух текстов, создает системный взгляд на развитие искусства в исторически далекие эпохи Античности, Средневековья, Возрождения и т. д.

 

В программе выделен особый раздел - "Литературное творчество", который предлагает осваивать в эстетическом действии опыт знакомства учеников с классическим текстами и, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления от жизни и искусства. Например, при изучении темы "М. Ю. Лермонтов. "Бородино", "Два великана"" ученикам предлагается поупражняться в звукописи: "Шум дождя", "Скрип снега" и т. п. Литературное творчество может включать в себя элементы художественной деятельности, связанной другими видами искусства.

Важнейшие критерии литературного развития, определяющие задачи школьного курса литературы:

  1. Начитанность учащегося, направленность читательских интересов.
  2. Любовь к чтению, постоянство потребности в книге. Актуальная для школьника социально-нравственная проблематика произведений искусства, умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы.
  3. Объем историко-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять его ценность в общем потоке литературы.
  4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, постижение содержания произведения на разных уровнях, осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
  5. Связанные с анализом художественного произведения умения (находить эмоциональный лейтмотив; проследить развитие сюжета, конфликта, смену чувств в разных родах литературы; оправдать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования и т. д.).
  6. Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся:
    • Умение оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;
    • Умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;
    • Умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;
    • Умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией;
    • Умение составить киносценарий и подготовить инсценировку по фрагменту литературного текста. И т. д.

В соответствии с выделенными в программе критериями литературного развития должны быть изменены формы опроса и учета знаний и умений учащихся. Например, в 5-6 классах читательские качества учеников могут быть проявлены в анализе отдельного произведения, раскрывающем его тему, идею, сюжет, композицию. Литературно-творческие способности учеников проявляются сочинениями типа описания эпизода по жизненным впечатлениям. А в 9-11 основным видом проверки становятся сочинения на историко-литературную тему; литературно-творческие способности проверяются сочинениями типа диалога, написанием рассказа-сценки, лирического стихотворения, рецензии.

Круг чтения учащихся выявляется путем проведения викторин, читательских конференций, изучения читательских дневников.

Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это, по мнению авторов программы, не фон, а основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта, поэтому часто уроки внеклассного чтения в программе опережают уроки литературы.

Теория литературы сопряжена в программе с конкретным изучением художественных явлений. От микроэлементов текста (тропы) к освоению структуры художественного произведения (5-6 кл.) - роды и жанры, наблюдения над микро- и макроструктурой художественного произведения (7-8 кл.) - связь литературы и других видов искусства (9 кл.) - проблема жанра и художественной индивидуальности (10 кл.) - доступная историческая поэтика (11 кл.).

Принципы расположения литературного материала разные: жанрово-тематический (5, 7, 8, 9 кл.), хронологический (6, 10-11 кл.).

Программа обеспечена учебниками. В средних классах это учебники-хрестоматии. Разделы, посвященные творчеству писателей, включают в себя следующее:

  • Сведения о жизни и творчестве писателя.
  • Одно или несколько наиболее важных произведений (или отрывки из них).
  • Вопросы и задания (в том числе и творческие) по тексту, помещенному в хрестоматию или по рекомендованному для самостоятельного чтения.
  • "Теория литературы". Теория, каким-то образом связанная с изучающимся с текстом. Например, в тему "А. П. Чехов" в 6 классе в этот раздел входит статья "Авторское отношение к героям в эпических и драматических произведениях", где на примере пьесы "Свадьба" и рассказе "Свадьба с генералом" выявляются различия в способах выражения авторской позиции в разных родах литературы.

Начиная с 9 класса тексты произведений не включаются в учебник.

Каждый учебник открывается статьей, одноименной проблеме, которая является общей для того или иного класса. Например, в 6 кл. это "Человек и его поступок", в 7 кл. - "В поисках смысла жизни". Вступительные статьи позволяют направить восприятие школьниками литературы (и как предмета, и как текстов) в нужное русло.

В учебниках для старших классов добавлен раздел "Как писать сочинение?", с его помощью осуществляется подготовка к экзамену по литературе. Эти разделы включают образцы разных типов анализов, с элементами обучающего анализа.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 15450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.