Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературы в школе




МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

1) Подготовка к уроку.

2) Виды уроков.

3) Методы обучения литературе.

 

1.

Подготовка к уроку и его проведение требует большого труда, т.к.

1) нужно найти методическую концепцию;

2) необходимо подобрать соответствующий материал;

3) урок следует всесторонне осмыслить;

4) продумать приемы и методы работы;

5) решить вопросы о построении урока.

С одной стороны материал надо передать так, чтобы он был последовательным, с другой стороны – интересным.

Построение урока решается на 2-х уровнях:

· на уровне общей организации урока;

· на уровне организации отдельных учебных ситуаций.

В тематическом плане предусматривается вся система работы над конкретной темой: планируется цикл уроков. При определении основных этапов работы необходимо учитывать программные требования, цели и задачи изучения данной темы (три аспекта), количество учебных часов на нее, место данной темы в программе всего курса, основные методические рекомендации по теме, включенные в программу (аннотация).

В плане должна найти отражение работа учителя на каждом уроке: определена тема и основное содержание урока; последовательность изучения материала, виды уроков, деятельность учителя и учащихся, наглядные пособия, межпредметные связи.

Основные разделы тематического плана таковы:

1.Тема урока. Основное содержание. Количество часов.

2.Цели и задачи

3.Методические приемы.

4.Сведения по истории и теории литературы.

5.Повторение.

6.Виды работ по развитию речи учащихся.

7.Наглядность и ТСО.

8.Межпредметные связи.

 

Мы должны определить последовательность расположения учебных ситуаций, должны продумать каждую учебную ситуацию, а именно: что должен делать учитель (какие задания он должен дать) и что должен делать ученик в каждой конкретной ситуации.

 

Урок состоит из ряда частей:

I. Орг.момент.

II. Проверка домашнего задания (сюда входят беседа, опрос или чтение наизусть).

III. Изложение нового материала:

1) Вступительное слово учителя.

2) Чтение учебника и т.д.

IV. Закрепление

Беседа или др. приемы работы.

V. Подведение итогов.

Вопросы обобщающего характера.

VI. Домашнее задание.

 

2. Классификация уроков основывается на том, что входит в его основу. Если в основу кладется род и вид художественных произведений, то у нас будут уроки по изложению эпических произведений, лирики, драмы.

Если в основе урока система работы, то эти уроки классифицируются как

· Вступительный урок;

· Урок по анализу литературных произведений;

· Урок по изучению теории литературы;

· Заключительный урок.

Если в основе урока – приемы и методы, то это урок-лекция, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-практикум, урок-беседа, урок внеклассного чтения, урок-зачет, урок-диспут, урок-сочинение.

 

В свое время (1974) Н.И.Кудряшев выделил три типа уроков: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения истории и теории литературы и уроки развития речи.

В первом типе им были названы следующие виды:

1. Уроки художественного восприятия произведений.

2. Уроки углубленной работы над текстом.

3. Уроки, обобщающие изучение произведения

Уроки второго типа были разделены на:

1. Уроки формирования теоретико-литературных понятий.

2. Уроки освоения научных, литературно-критических статей.

3. Уроки по биографии писателя.

4. Уроки по историко-литературным материалам.

5. Уроки обобщения, повторения, опроса.

В третьем типе уроков были выделены:

1. Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства

2. Уроки обучения устным ответам и устным докладам.

3. Уроки обучения сочинениям.

4. Уроки анализа сочинений.

Беседа

Прокомментируйте предложенную классификацию уроков литературы. Какой принцип положен в основу этой классификации?

Насколько такая классификация представляется вам логичной и учитывающей все многообразие литературы как учебного предмета? Сопоставьте ее с известными вам классификациями уроков в дидактике.

Рассмотрим методику проведения некоторых видов уроков

Урок-лекция

· Школьная лекция в отличие от вузовской на каждом уроке должна быть закончена.

· Должна длиться не более 30-35 мин. (надо провести закрепление).

· Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией видеоматериала, слайдов, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т.п.

· В течение лекции целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов.

· План лекции может быть предварительно записан на доске или при чтении лекции учитель выделяет главное, или ученики сами составляют план в процессе чтения лекции учителем.

Урок-семинар

Семинары дают возможность для обобщения или углубления знаний по теме. Тема и проблематика семинара должны быть сообщены учащимся заранее (за 2-3 недели). В ходе подготовки к семинару учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера.

При подготовке к семинару учитель может организовать консультации. Семинарских занятий не должно быть много (4-6 в год), т.к. серьезная подготовка к ним требует длительного времени и определенных усилий со стороны учителя и школьников.

Уроки-практикумы

 

На этих уроках ведущая деятельность – исследовательская работа с текстом. Объем произведения для текстуального изучения на уроке-практикуме не должны быть большими (стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно усилить. В центре обсуждения будет находится сам текст, где должны выявляться специфика его художественной формы, жанра, стиля. Учащиеся обращают внимание на фонетические, лексические, синтаксические, композиционные особенности текста. Об идее, главном смысле текста следует говорить в конце обсуждения, т.к., если идея ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы.

Практикумможно определить и какформу, представляющую собой комплекс заданий, упражнений, тренингов, игр и т.п., способствующих более глубокому пониманию учебного материала, развитию практических, в том числе коммуникативных, умений и навыков. Практикум как педагогическая акция соответствует принципам гуманистического воспитания (уважение к личности ребёнка, партнёрство и сотрудничество в целеполагании, планировании, осуществлении, анализе совместно организованного дела, свобода выбора, совместный поиск истины и др.).

Работа с учебником, справочной литературой — важный элемент урока-практикума. Формирование умений работы с текстом (выделять главное, анализировать, сопоставлять, оценивать и т.п.) происходит в этом случае в активном режиме и достаточно результативно.

В общем виде технологическая цепочка проведения урока-практикума следующая:

1) вводная беседа;

2) осмысление задания; планирование предстоящей деятельности; распределение функций (если работа групповая);

3) выполнение заданий;

4) предъявление (презентация) результатов деятельности и их анализ.

Стоит уделить особое внимание групповой (“звеньевой”) форме организации деятельности учащихся как наиболее продуктивной при проведении урока-практикума. Задача учителя — правильно сформировать группы-звенья, учитывая основные психолого-педагогические мотивировки. Обычно педагог интуитивно знает, кому поручить ту или иную роль, тем не менее предварительное обдумывание не помешает. Впрочем, не стоит недооценивать и возможности самоорганизации небольшого ученического коллектива, что, как правило, и происходит сразу после получения группой задания.

Роль учителя на таком уроке — это прежде всего роль инструктора, координатора, консультанта, арбитра. Внешне она не столь эффектна, как во время лекции, где учитель “солирует”, или даже семинара, где он “дирижирует”. Однако эта роль максимально важна и ответственна, так как от правильности организации урока напрямую зависит его эффективность. Практикум более обычного урока требует от учителя смелости, творческой дерзости, решительности, уверенного психологического поведения. Другое отличие практикума от более традиционных форм урока в том, что здесь не вычленяются как отдельные элементы повторение изученного, объяснение и закрепление нового. Это уроки “комбинированные”: готовя такой урок и даже анализируя его, не всегда можно спрогнозировать и учесть все нюансы “повторения, объяснения и закрепления”, что, впрочем, придаёт процессу обучения “естественный” характер.

 

Урок-беседа

Это основной тип урока литературы. В старших классах уместна беседа проблемного характера.

Урок-беседа должен включать в себя текст художественного произведения, т.е. на уроке должны звучать цитаты, детали, авторские оценки. Для живой беседы характерны элементы импровизации: учитель может отреагировать на чье-либо мнение новым вопросом, замечанием, пояснением своей позиции.

В беседе поискового характера ученики не просто участвуют в разговоре, а защищают свое мнение. Язык беседы должен включать литературные термины.

Уроки внеклассного чтения

Главная их цель – расширение читательского кругозора. На этих уроках уместны инсценирования, концерты, конференции, диcпуты и пр. Уроки внеклассного чтения должны выявить читательские впечатления и развить самостоятельность суждений и оценок.

Уроки-зачеты

На них уместны различные виды работ контрольного характера, тестирование, коллоквиумы, смотры знаний.

Уроки-экскурсии

Они должны иметь 3 этапа:

1) подготовительный.

Учитель должен подготовить учащихся к восприятию материала, дать задания, можно вести путевой дневник, некоторые учащиеся могут быть фотокорреспондентами.

2) собственно экскурсия.

3) Послеэкскурсионный.

Учащиеся должны поделиться впечатлениями об экскурсии (рассказать сверстникам, написать творческие работы, сочинения).

3.

В методике преподавания литературы выделяют множество методов и приемов обучения литературе.

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НАЗЫВАЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ МЕТОДА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ)

ЕГО ЦЕЛЬ: активизация художественного восприятия и в начале изучения произведения и после его анализа; способствовать сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется (может прерываться комментарием, краткой беседой).

Методические приемы: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы.

Виды учебной деятельности: чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматривание иллюстраций.

2. АНАЛИЗИРУЮЩЕ-ИНТЕРПРЕТИРУЮЩИЙ (поисковый, исследовательский) метод.

ЕГО ЦЕЛЬ: преимущественно более глубокое проникновение в литературное произведение.

Приемы: постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий.

Виды деятельности: самостоятельный анализ части или целого художественного произведения, оценка спектакля или фильма.

3.СИНТЕЗИРУЮЩИЙ МЕТОД (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).

ЕГО ЦЕЛЬ: комплексная умственная деятельность учащихся на заключительной фазе работы, требование высокой степени творческой деятельности учащихся.

Все указанные методы могут быть применены на всех фазах изучения произведения. Однако метод творческого восприятия (творческого чтения) преимущественно используется на первой и второй фазах изучения произведения, анализирующе - интерпретирующий - преимущественно на второй, синтезирующий - преимущественно на третьей фазе.

Каждый примененный учителем прием должен быть связан с соответствующим видом деятельности учащихся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.