КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерные учебно-методические линии школьных учебников по литературе
Обзор В настоящее время в практике школы используются следующие виды учебной книги по литературе: - учебник-хрестоматия, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, программой, требованиями дидактики и методики, включаются художественные тексты как основа литературы (действует в основной школе); - учебник, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с целями обучения, учебной программой, требованиями дидактики и методики литературы (действует в старших классах); - хрестоматия, в которой даются только художественные тексты в соответствии с программой (она используется в старших классах в сочетании с учебником); - пособие для учащихся, в котором теоретические сведения сочетаются с упражнениями для формирования навыков и умений по курсу какого-либо класса или разрабатывается конкретная тема (используется во всех классах); - учебник-практикум, в котором содержатся в основном вопросы и задания для изучения художественных произведений (используется, начиная с 9 класса); - сборники упражнений, дидактические материалы, тетради на печатной основе – все это находит применение в современной школе.
В школах действуют следующие вариативные системы учебников по литературе.
1. Учебники к программе Г.И.Беленького: Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс: 5 кл.: в 2 ч. – М.:Мнемозина, 2009. Снежневская М.А. Хренова О.М. Литература: 6 кл.: в 2 ч. – М.: Мнемозина, 2009. Беленький Г.И. и др. Литература: 7 кл.: в 2 ч. – М.: Мнемозина, 2009. Беленький Г.И. и др. Литература: 8 кл.: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009. Беленький Г.И. и др. Русская классика. Избранные стрвницы: Учеб.-практикум. 9 кл. – М.: Мнемозина, 2008. Эти учебники в 6, 7, 8 классах построены на проблемно-тематической основе, материал дается от древности до современной литературы в каждом классе.
2. Учебники к программе А.Г.Кутузова Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2. 5 класс. Дрофа, 2001-2003 Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. 6 класс. Дрофа, 2001-2003 Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. 7 класс Дрофа, 2007 Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. 8 класс. Дрофа, 2007
Авторский курс "Чтение и литература" (Начальная школа- "Капельки солнца", "Маленькая дверь в большой мир", "Водном счастливом детстве", "В океане света");5-й класс- "Шаг за горизонт", 6-й класс- "Год после детства", 7-й класс - "Путь к станции "Я", 8-й класс –«Дом без стен». Весте с непрерывным курсом русского языка для начальной и основной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва) составляет серию "Свободный ум". Учебники серии "Свободный ум" - составная часть комплекта учебников Образовательной системы "школа 2100" - непрерывных курсов по всем образовательным областям.
Рецензия Предлагаемые учебники охватывают начальную и среднюю школу и, очевидно, представляют некий целостный замысел и единую концепцию формирования личности. Последовательность и продолженность воздействия, приходящегося на наиболее сензитивный период становления ребенка, заставляет отнестись к оценке предлагаемой программе с максимальной внимательностью и ответственностью, так как результаты внедрения программы будут еще более долговременны. Прежде всего, если речь идет о столь масштабном и амбициозном проекте, требуется ответить на вопрос, какая именно концепция личности лежит в основе программы. Мозаичность подборки произведений, отсутствие временной, жанровой, стилевой последовательности создает ощущение хаотичности, бессистемности, которую можно трактовать как угодно и невозможно выделить ничего определенного. Так, в учебнике за 8 класс соседствуют Шекспир и Т. Толстая, А.П. Чехов и М.И. Веллер, в учебнике 7 класса непосредственно следуют друг за другом «Дневник наркоманки» и «Алые паруса» А. Грина. Изменение пропорции отечественных и зарубежных произведений в пользу зарубежных, невыделенность родной литературы из мировой, уменьшение удельного веса классической отечественной литературы приводит к потере национальной идентичности, препятствует становлению патриотических чувств, очень важных на первом этапе самоидентификации. Родная литература всегда и везде была средством формирования ментальности народа, его идеалов и ценностей. Невыделенность родной литературы в программе, непрослеживание последовательности её развития не позволяет и ребенку последовательно развиваться в русле родной культуры. В книге для чтения в 1 классе вообще отсутствует русская классика и фольклор. В учебнике для 2 класса непредсказуемо смешаны сказки разных народов. Наравне с народны ми сказками, формирующими базовые алгоритмы поведения, приводятся философские авторские сказки (например, А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»), предполагающие иной уровень понимания и восприятия. В 6 классе один ряд ставятся героические образы разных времен, культур и народов. Смешиваются разные представления о благородстве, честности, добре. Принципиально разные модели личности и поведения аннигилируют друг друга. Изучая мифологию разных времен и народов, авторы почему-то не включают христианские притчи, ограничиваясь, как во времена советской педагогики мифами Древней Греции. Между тем, этот пласт культуры уже стал неотъемлемой частью воспитания и замалчивать это значит искажать реалии духовной жизни наших соотечественников. «Размывание» национальной ментальности в данном проекте ничем не компенсировано. Не возникает никакой модели личности. Это связано и с тем, что наравне с ценностями зачастую выносятся на обсуждение антиценности без учета возрастных способностей ребенка к интегрированию и осмыслению противоположностей. Так, в учебнике для 1 класса «Капельки солнца» изложение правил вежливости следует непосредственно за «вредными советами» Г. Остера, что ставит ребенка, не вполне понимающего еще юмор и иронию, в ситуацию этического конфликта. В учебнике для 6 класса (детям 12–13 лет) предлагаются к изучению тексты Ги де Мопассана и Ме-риме, очевидно не детских писателей, в частности «Венера Ильская», где основные мистические события разворачиваются в первую брачную ночь. В учебнике для 8 класса в разделе «Самосоздание» предлагается тема: «Можно сделать себя и таким… (Ги де Мопассан»Милый друг«) Знакомство с концепцией авторов, представленной, в частности, в методических рекомендациях для учителя «Уроки литературы в 8-м классе», заставляет предположить, что весь разработанный курс представляет собой не столько обучение литературе, сколько решение психологических проблем взрослых, болезненно переживающих крушение советской эпохи и возникающие в связи с этим сомнения, чувство вины, жажду самореабилитации. Показательны названия разделов из учебника для 8 класса: «Воспоминание», «Сомнение», «Резонерство», «Разочарование», «Ностальгия», «Затмение», -темы, явно несвойственные подросткам. Однако в русле стремления к самореабилитации оказывается предлагаемая здесь же тема «Человек толпы» и «Человек в толпе». Примечательно, что в поурочных разработках, авторы часто путают адресат, так что становится непонятно, к кому обращены размышления; к взрослому или ребенку? Например, после «Дневника наркоманки» следует текст: «…Мы не в состоянии защитить даже своих детей. И педагогическая проповедь оказывается бессильной. … Мне повезет, а тебя напоят, как нашу героиню, на вечеринке удивительным напитком, после которого жизнь станет необыкновенно полна и красочна — и ты на крючке. Я спасу свое дитя, а ты уже не спасешь…» («Путь к станции»Я«7 класс, с. 37). Если это покаяние предназначается детям, то следует иметь в виду, что признание взрослых в собственном бессилии психологически неуместно и травматично, оно деморализует ребенка, оставляя его один на один с ужасным. Доктор филологических наук, к. психол. наук доцент ф-та журналистики МГУ Несоответствие содержания программы возрастным потребностям и возможностям учащихся, мозаичность подбора литературных источников, отсутствие системы изложения свидетельствует о том, что литературный материал используется исключительно для подтверждения концепции авторов, проецирующих духовные коллизии и комплексы постсоветского периода (чувство вины, раскаяние, сомнения, потеря чувства идентичности, разочарование, растерянность и т.д.) на детскую аудиторию. Последствия такого проецирования собственных задач и способов их решения может иметь далеко идущие последствия в виде потери чувства культурной, национальной и гражданской идентичности, комплекса вины, этической дезориентации, неспособности выстраивать самостоятельную линию поведения, не говоря уже об отсутствии системных и глубоких знаний по литературе. Доктор филологических наук, к. психол. наук,
Лабораторное занятие № 2. Учебники по литературе Вопросы для анализа учебника
Практическое задание
Литература
1. Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 5 кл. М.: Мнемозина, 1997 - 2000. 2. Хренова О.М., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 6 кл. М.: Мнемозина, 1997 - 2000. 3. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. 7 кл. Ч.1, 2. / Под ред. Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 1998 - 2000. 4. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч.1, 2. 8 кл. / Под ред Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 2001. 5. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл. 6. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. М.:Просвещение, 2001. 7. Полухина В.П. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. М.:Просвещение, 2001. 8. Коровина В.Я. Литература. 7 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. М.: Просвещение, 2001. 9. Беленький Г.И. Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия. В 2 ч. М.:Просвещение, 2001. 10. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 кл. 11. Учебник-хрестоматия, М.: Просвещение, 2001. Серия "Читаем, думаем, спорим" 6, 7, 8, 9 кл.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |