КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследования психического развития ребенка
1) Наблюдение - наблюдение за поведением ребенка в определенной ситуации. 2) Тестирование - воспроизведение и измерение психических способностей с помощью специальных заданий. 3) Лонгиттюдное исследование – длительное изучение одних и тех же детей в разных возрастах, измерение каких-то психических процессов через значительные промежутки времени и сравнение с данными предыдущего этапа. Это сравнение испытуемого с самим собой, анализ кардинальных скачков в индивидуальном развитии (напр., памяти, самооценки в 5-летнем и подростковом возрасте). 4) Комбинированный метод - неоднократное на протяжении времени когортное исследование 2-х и более групп индивидов, развивающихся в разное время. 5) Сравнительный метод - сравнение истории индивидуального развития с выявленными обще-возрастными закономерностями. 6) Стратегия срезов Гизелла - изучение развития психики методом специальных проб (корректурные пробы внимания, восприятия и т.д.). Суть: одновременное исследование испытуемых разного возраста, у которых замеряют определенные психические процессы в различных состояниях. Затем выделяют средние показатели для каждого возраста и строится идеальный график возрастного явления. Индивидуальные графики отражают соотношение идеального и реального развития. 7) Метод «стратегия сочетания наблюдения и эксперимента» (Эльконин). Напр., экспериментальное исследование детей в одном классе с помощью подготовленного наблюдателя, вхожего в детский коллектив. 8) Генетический метод - метод исследования развития психической функции (Л.С. Выготский). В лабораторных условиях моделируют развитие функции психики или способности ребенка, которой он до этого не обладал. Это стратегия экспериментального развития психических способностей как процесс формирования конкретной способности. Например, формирование способности к опосредованному запоминанию. 9) Проективные методики (рисуночные, словесные – описание картинок, задачи, ситуации с элементом неопределенности, а ребенок должен продолжить). 10) Анализ индивидуальных случаев - сочетание наблюдения и интервью. 3. Современное понятие развития. Терминологические проблемы: дифференциация понятий «развитие», «созревания», «рост» Развитие (филос.) - всеобщее свойство материи и сознания, способность объекта к обязательным множественным и направленным качественным изменениям в результате прогрессивного накопления факторов, которые изменяют структуру изначально заданного, усложняя и усиливая функции. Основные характеристики развития: - качественные изменения есть суть развития; - направленность изменений может быть разной (прогресс или регресс); - преодоление накопившихся противоречий через кризис; - кризисное разрешение противоречий может носить позитивный и негативный характер (дуализм). Свойства процесса развития: необратимость; направленность; протяженность во времени; закономерность изменений, происходящих в развивающемся объекте; преодоление противоречий через кризис. Развитие (психол.) - это процесс необходимо направленных, закономерных изменений в психике, необратимых и последовательных, приводящий к количественным, качественным и структурно-функциональным преобразованиям (А. Реан). Понятие «развитие» дифференцируют от других понятий, обозначающих изменения. Рост - процесс количественных изменений организма и психики, которые имеют конечный результат, оптимальную точку роста (высота роста, объем головы, груди, размер кисти руки и ступни ноги, пр.). Созревание - процесс, зависящий от наследственных свойств индивида. Это последовательная программа изменений в строении и функций сенсорных органов и функциональных систем (двигательной, нервной, сердечно-сосудистой, иммунологической, эндокринной, половой и т. д.). Рост и созревание - количественные процессы. Развитие - качественное изменение, т.е. более высокоорганизованный процесс системных структурно-функциональных преобразований. Принципиален вопрос о соотношении биологического роста и созревания со становлением психики - познавательной сферы и психологических свойств личности. Рост связан преимущественно с количественными изменениями (увеличение количества ткани ГМ и пр.). Развитие подразумевает качественные преобразования - изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Разделение роста и развития в психологии особенно сложно, т.к. становление психики тесно связано с ростом ее материального субстрата - ГМ. Психическое развитие - это закономерное изменение психики во времени от менее совершенного состояния к более совершенному, от нерасчлененных, недифференцированных проявлений к специфически дифференцированным, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенности развития психики - закономерная необратимость изменений и их направленность. Основные признаки развития (Л.С. Выготский) 1. Дифференциация - расчленение на части ранее бывшего единым элемента (напр., разделение восприятия/внимания/памяти на непроизвольные и произвольные). 2. Появление новых сторон в самом развитии (напр., возникновение абстрактного, словесно-понятийного мышления). 3. Перестройка связей между сторонами объекта (напр., формирование зрительно-двигательной координации). Общие закономерности психического развития в норме 1. Цикличность развития психики и поэтапность созревания психических функций: а) сложная организация во времени; б) наличие интенсивных (сензитивных, критических) и относительно стабильных замедленных периодов формирования. 2. Гетерохропность - неравномерный темп психического развития: а) активное созревание мозга в отдельные периоды жизни ребенка, т.е. изменение функций; б) развитие отдельных функций психики на базе ранее сформированных (так, в раннем возрасте активно развивается восприятие и речь, где речь сопровождает восприятие, позже - речь перестраивает восприятие в произвольное); в) психическое развитие сочетает процессы эволюции и инволюции (преобразование/отмирание). г) объединение отдельных компонентов психики в системы межфункциональных связей (соотношение речи и мышления); д) возрастная перестройка связей между психическими функциями и степень развития каждой функции через включение в систему межфункциональных связей. 3. Пластичность НС и способность к компенсации (чем меньше ребенок, тем более он раним, но в то же время его НС обладает высокими резервами пластичности и возможностями к компенсации). 4. Качественные и структурные преобразования психики (а не количественные изменения), которые зависят от обучения, воспитания и общения со взрослым. 5. Формирование и развитие психики проходит в различных видах деятельности. 6. Соотношение и взаимосвязь биологических и социальных факторов в процессе психического развития Закономерно возникающий вопрос о границах и особенностях динамики психического развития ставит проблему типов развития. 4. Типы развития психики. Факторы развития психики
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |