КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные психологические механизмы психического развития
Научение (англ. learning; Э.Л. Торндайк) - широкий круг процессов стихийного формирования индивидуального опыта и новых приспособительных реакций: импринтинг (запечатление), привыкание, образование простейших условных рефлексов, образование сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения, опыта; знаний, умений и навыков. Обучение - организованный процесс передачи опыта предшествующих поколений. Интериоризация - усвоение и перевод вовнутрь того, что наблюдается внешне (более подробно в теме № 5). Социализация - процесс усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, необходимых для полноценной жизни и успешного функционирования индивида в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации, что «предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения» (Н.Д. Никандров, С.Н. Гавров). Главные социальные институты: семья, государство (образование, армия, спорт и т.п.), религия. Первоначальная социализация происходит в семье, позже - в обществе.
Таблица 9. Типы социализации
6. Понятие «нормы» в науках о человеке Проблема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современных науках о человеке. В переводе с латинского «норма» – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно, но его содержание меняется в каждом историческом периоде и зависит от уровня и характера культуры. Проблема критериев нормы развития человека является междисциплинарной (медицина, физиология, психология, педагогика, социология). Традиционные подходы к пониманию проблемы «норма/аномалия» 1. Интуитивно-эмпирический – на основе неосознанных, интуитивных критериев (сравнение с самим собой, все, что не совпадает с собственными стереотипами – ненормальное). 2. Частотный – чем более распространено явление и чаще всего встречается, тем более вероятность, что это нормально (спорно – не все малораспространенные явления ненормальны). 3. Культурально-релятивный – норму/аномалию рассматривают в контексте культуры и исторического времени (общественный статус женщины в разное время в разных культурах). До недавнего времени критерием нормы выступало понятие адаптации – способность быстро приспосабливаться к физическим и социальным изменениям. В настоящее время критерием психического здоровья выступает способность к развитию и саморазвитию в течение всей жизни. Практическая психология и педагогика оперирует нормой психического развития, где выделены: - предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ребенку для овладения предметным содержанием учебной программы (отражается в стандартах образования) - социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития ребенка (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; - индивидуальная норма - проявление индивидуальных особенностей развития и саморазвития ребенка. Категория нормы психического развития важна для детской и дифференциальной психологии, психологии развития, психологии личности, педагогической психологии, нейропсихологии и др., т.к. позволяет определить характер развития. Разные подходы к проблеме в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности. Нейропсихологический подход к решению проблемы индивидуальных различий психических процессов и свойств связан с ассиметрией ГМ (В.М. Бехтерев, А.Р. Лурия и др.). ГМ - единая интегративная система, функционирующий как парный орган. Межполушарная ассиметрия - лево/правополушарность как лево/праворукость - обусловливает особенности протекания различных психических процессов. Установлена связь ручной доминантности: 1). С эмоционально-личностными особенностями человека, с уровнем невротизации. У мужчин-правшей более низки показатели нейротизма, чем у левшей и амбидекстров (равенство рук). Леворуких мужчин отличают большая эмоциональность, более низкие показатели социальной адаптированности и уровня самоконтроля по сравнению с праворукими. 2). С познавательными особенностями и процессами - одни и те же задачи (интеллектуальные, практические) решают различными способами. Для левшей характерен художественный тип мышления по сравнению с праворуким; для правшей – рациональный тип. Преобладание одной стратегии относительно, т.к. правое и левое полушария функционируют всегда совместно. Но при разных типах доминирования выражены различия в психологической регуляции познавательных, эмоциональных и двигательных процессов. В эмоционально-личностной сфере у правшей положительные эмоциональные системы преобладают над отрицательными, что проявляется в эмоциональной реактивности и в самооценке своего эмоционального состояния. У леворуких двигательные, познавательные и эмоциональные процессы протекают более медленно, механизмы произвольного контроля психических процессов менее успешны. В эмоционально-личностной сфере преобладают функции отрицательной эмоциональной системы над положительной: более острое реагирование на отрицательные факторы; преобладание негативных эмоциональных состояний; склонность к отрицательным эмоциям при описании своего эмоционального статуса, недостаточно адекватная оценка состояния здоровья (переоценивают/недооценивают). Проблема леворукости - сложная педагогическая проблема. Леворукость не является патологией и у левши могут быть блестящие способности, это проявление индивидуальности в пределах нормы. Психологический подход к анализу проблемы «норма/аномалия» развития включает общепсихологический и возрастной аспекты. Возрастные нормы позволяет выделить наличие более/менее определенных критериев оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе. Но на практике понятие нормы вообще и возрастной в частности весьма сложно определить и операционализировать (представить в доступной для измерения форме). Современные подходы к определению понятия «норма» 1. Статистический подход - измерение индивидуальных различий по тем или иным показателям (рост, вес, коэффициент интеллекта) при условии некоторого диапазона значений признаков, измеренных по определенной шкале. Распределение большинства присущих людям свойств/признаков подчиняется нормальному закону и представлено графически в виде кривой Гаусса - частотной кривой, которая имеет вид колокола (колоколообразная кривая):
Рисунок 2. Графическое изображение нормального распределения признака
Нормальным признают значение признака в пределах среднего распределения в виде стандартного отклонения или оговоренной меры. Показатели, выходящие за статистически установленные границы, считаются ненормальными. Таким образом, статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции на основе определенного количественного признака индивида. Преимущества статистического подхода: норма выражает конкретный количественный показатель; максимальная частота появления определенного показателя, соответствует общепринятому представлению о норме. Недостатки: серьезная трудность статистического толкования нормы при расхождении с реальными фактами; редко встречающиеся значения признака рассматривают как аномальные (так, в данном подходе одаренность следует рассматривать как аномалию - отклонение от нормы); статистически определяемая норма имеет ситуативный характер (представление о признаке «здесь и сейчас»), не позволяя переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время; статистически определить норму можно при использовании одного репрезентативного показателя; наличие 2-х и более показателей ведет к вариациям границ распределения каждого признака, а их объединение одновременно по двум и более показателям сужает диапазон нормы; статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования изучаемого признака; в категориях статистической нормы невозможно оценить функции, процессы, явления, которые не имеют количественного выражения (духовность, творчество и т.п.). 2. Функционально-системный подход В теории функциональных систем принципиально иной подход, где норма – это не набор стандартных критериев, а процесс, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Психологофизиологическая норма включает интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма (иммунитет, АД). Возрастная норма - биологический оптимум функционирования организма и психики, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды (К.В. Судаков). Этот подход по-новому толкует понятие нормы, обеспечивая теоретическую интерпретацию ее содержания (в отличие от статистической нормы). Но обобщенный характер толкования нуждается в конкретизации. Дискуссии вызывают способы описания возрастной нормы и установления ее критериев. 3. Медико-биологический подход - эмпирическая оценка функционального состояния организма, ЦНС и психики по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям разных органов и систем в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Возрастные, половые, этнические и др. нормативы претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств (социальные условия, развитие науки, т.п.). Норма – это динамичная категория, действующая в определенных пределах, отражающая наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В медицине и возрастной физиологии сложились определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые опираются на статистические оценки возрастных изменений (т.е. статистические нормы). Средние нормативные показатели определяет типичный уровень развития функций организма для каждого этапа онтогенеза, а стандартные отклонения - их диапазон, где возрастная динамика соответствует основной направленности развития на данном этапе онтогенеза. Индивидуальные вариации развития обусловлены временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей - это индивидуальные различия в уровне зрелости этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития. Последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |