Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные психологические механизмы психического развития




Научение (англ. learning; Э.Л. Торндайк) - широкий круг процессов стихийного формирования индивидуального опыта и новых приспособительных реакций: импринтинг (запечатление), привыкание, образование простейших условных рефлексов, образование сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения, опыта; знаний, умений и навыков.

Обучение - организованный процесс передачи опыта предшествующих поколений.

Интериоризация - усвоение и перевод вовнутрь того, что наблюдается внешне (более подробно в теме № 5).

Социализация - процесс усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, необходимых для полноценной жизни и успешного функционирования индивида в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации, что «предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения» (Н.Д. Никандров, С.Н. Гавров).

Главные социальные институты: семья, государство (образование, армия, спорт и т.п.), религия. Первоначальная социализация происходит в семье, позже - в обществе.

 

Таблица 9. Типы социализации

 

Типы социализации Содержание
Первичная социализация Семья - основа для всего остального процесса социализации и происходит в семье, где ребёнок черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Например, если родители выражают мнение дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.
Вторичная социализация Основа - школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке, где индивид приобщается уже не к семейным нормам/ценностям, а к общепринятым социальным и групповым.
Гендерная социализация Усвоение полоролевого поведения мужчины и женщины; процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола.
Досрочная социализация «Репетиция» будущих социальных ролей и отношений. Например, пара может жить вместе в гражданском браке, чтобы иметь представления о том, какой будет семейная жизнь.
Групповая социализация Социализация внутри конкретной социальной группы (подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников и наоборот).
Организационная социализация Процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей социальной роли (знакомство с историей организации, где работает, её ценностями, нормами поведения, особенностями работы своих коллег и т.д.).
Ресоциализация Повторная социализация и механизм устранения сложившихся ранее моделей поведения/рефлексов и приобретения новых; процесс резкого разрыва со своим прошлым на основе чувства необходимости усвоить ценности и смыслы, радикально отличающихся от сложившихся до этого (происходит в течение всей жизни человека).
Десоциализа́ция (лат. de - отсутствие, устранение чего-либо и фр. socialisation) Утрата индивидом социального опыта по каким-либо причинам, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде. Десоциализация может достигать различные уровни: от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях до полной потери связи с социальной средой. Часто в случае сильной десоциализации личность уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме (при попадании индивида в экстремальные условия - концентрационные лагеря, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, тюрьмы и колонии, служба в вооружённых силах). Причины десоциализации разнообразны: длительная болезнь, пограничное психическое расстройство, изоляция, алкоголизм/наркомания, современные технологии (Интернет, лотереи, реалити-шоу), современная культура (секты, молодежная субъкультура, пропаганда однополой любви) и т.п.

 

6. Понятие «нормы» в науках о человеке

Проблема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современных науках о человеке. В переводе с латинского «норма» – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно, но его содержание меняется в каждом историческом периоде и зависит от уровня и характера культуры. Проблема критериев нормы развития человека является междисциплинарной (медицина, физиология, психология, педагогика, социология).

Традиционные подходы к пониманию проблемы «норма/аномалия»

1. Интуитивно-эмпирический – на основе неосознанных, интуитивных критериев (сравнение с самим собой, все, что не совпадает с собственными стереотипами – ненормальное).

2. Частотный – чем более распространено явление и чаще всего встречается, тем более вероятность, что это нормально (спорно – не все малораспространенные явления ненормальны).

3. Культурально-релятивный – норму/аномалию рассматривают в контексте культуры и исторического времени (общественный статус женщины в разное время в разных культурах).

До недавнего времени критерием нормы выступало понятие адаптации – способность быстро приспосабливаться к физическим и социальным изменениям. В настоящее время критерием психического здоровья выступает способность к развитию и саморазвитию в течение всей жизни. Практическая психология и педагогика оперирует нормой психического развития, где выделены:

- предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ребенку для овладения предметным содержанием учебной программы (отражается в стандартах образования)

- социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития ребенка (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;

- индивидуальная норма - проявление индивидуальных особенностей развития и саморазвития ребенка.

Категория нормы психического развития важна для детской и дифференциальной психологии, психологии развития, психологии личности, педагогической психологии, нейропсихологии и др., т.к. позволяет определить характер развития. Разные подходы к проблеме в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

Нейропсихологический подход к решению проблемы индивидуальных различий психических процессов и свойств связан с ассиметрией ГМ (В.М. Бехтерев, А.Р. Лурия и др.).

ГМ - единая интегративная система, функционирующий как парный орган.

Межполушарная ассиметрия - лево/правополушарность как лево/праворукость - обусловливает особенности протекания различных психических процессов. Установлена связь ручной доминантности:

1). С эмоционально-личностными особенностями человека, с уровнем невротизации.

У мужчин-правшей более низки показатели нейротизма, чем у левшей и амбидекстров (равенство рук). Леворуких мужчин отличают большая эмоциональность, более низкие показатели социальной адаптированности и уровня самоконтроля по сравнению с праворукими.

2). С познавательными особенностями и процессами - одни и те же задачи (интеллектуальные, практические) решают различными способами.

Для левшей характерен художественный тип мышления по сравнению с праворуким; для правшей – рациональный тип. Преобладание одной стратегии относительно, т.к. правое и левое полушария функционируют всегда совместно. Но при разных типах доминирования выражены различия в психологической регуляции познавательных, эмоциональных и двигательных процессов. В эмоционально-личностной сфере у правшей положительные эмоциональные системы преобладают над отрицательными, что проявляется в эмоциональной реактивности и в самооценке своего эмоционального состояния. У леворуких двигательные, познавательные и эмоциональные процессы протекают более медленно, механизмы произвольного контроля психических процессов менее успешны. В эмоционально-личностной сфере преобладают функции отрицательной эмоциональной системы над положительной: более острое реагирование на отрицательные факторы; преобладание негативных эмоциональных состояний; склонность к отрицательным эмоциям при описании своего эмоционального статуса, недостаточно адекватная оценка состояния здоровья (переоценивают/недооценивают).

Проблема леворукости - сложная педагогическая проблема. Леворукость не является патологией и у левши могут быть блестящие способности, это проявление индивидуальности в пределах нормы.

Психологический подход к анализу проблемы «норма/аномалия» развития включает общепсихологический и возрастной аспекты.

Возрастные нормы позволяет выделить наличие более/менее определенных критериев оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе. Но на практике понятие нормы вообще и возрастной в частности весьма сложно определить и операционализировать (представить в доступной для измерения форме).

Современные подходы к определению понятия «норма»

1. Статистический подход - измерение индивидуальных различий по тем или иным показателям (рост, вес, коэффициент интеллекта) при условии некоторого диапазона значений признаков, измеренных по определенной шкале.

Распределение большинства присущих людям свойств/признаков подчиняется нормальному закону и представлено графически в виде кривой Гаусса - частотной кривой, которая имеет вид колокола (колоколообразная кривая):

Рисунок 2. Графическое изображение нормального распределения признака

 

Нормальным признают значение признака в пределах среднего распределения в виде стандартного отклонения или оговоренной меры. Показатели, выходящие за статистически установленные границы, считаются ненормальными.

Таким образом, статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции на основе определенного количественного признака индивида.

Преимущества статистического подхода: норма выражает конкретный количественный показатель; максимальная частота появления определенного показателя, соответствует общепринятому представлению о норме.

Недостатки: серьезная трудность статистического толкования нормы при расхождении с реальными фактами; редко встречающиеся значения признака рассматривают как аномальные (так, в данном подходе одаренность следует рассматривать как аномалию - отклонение от нормы); статистически определяемая норма имеет ситуативный характер (представление о признаке «здесь и сейчас»), не позволяя переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время; статистически определить норму можно при использовании одного репрезентативного показателя; наличие 2-х и более показателей ведет к вариациям границ распределения каждого признака, а их объединение одновременно по двум и более показателям сужает диапазон нормы; статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования изучаемого признака; в категориях статистической нормы невозможно оценить функции, процессы, явления, которые не имеют количественного выражения (духовность, творчество и т.п.).

2. Функционально-системный подход

В теории функциональных систем принципиально иной подход, где норма – это не набор стандартных критериев, а процесс, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма.

Психологофизиологическая норма включает интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма (иммунитет, АД).

Возрастная норма - биологический оптимум функционирования организма и психики, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды (К.В. Судаков).

Этот подход по-новому толкует понятие нормы, обеспечивая теоретическую интерпретацию ее содержания (в отличие от статистической нормы). Но обобщенный характер толкования нуждается в конкретизации. Дискуссии вызывают способы описания возрастной нормы и установления ее критериев.

3. Медико-биологический подход - эмпирическая оценка функционального состояния организма, ЦНС и психики по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям разных органов и систем в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения.

Возрастные, половые, этнические и др. нормативы претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств (социальные условия, развитие науки, т.п.).

Норма – это динамичная категория, действующая в определенных пределах, отражающая наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики.

В медицине и возрастной физиологии сложились определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые опираются на статистические оценки возрастных изменений (т.е. статистические нормы). Средние нормативные показатели определяет типичный уровень развития функций организма для каждого этапа онтогенеза, а стандартные отклонения - их диапазон, где возрастная динамика соответствует основной направленности развития на данном этапе онтогенеза. Индивидуальные вариации развития обусловлены временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей - это индивидуальные различия в уровне зрелости этих систем.

Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития. Последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.