Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие возраста. Психологическая структура возраста




Психологические подходы к норме психического развития

С точки зрения Л.С. Выготского, психическое развитие - это процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирования новых. Основной критерий - критический возраст - поворотный пункт развития психики ребенка. Кризисы - необходимые этапы развития, а чем ярче, острее, энергичнее его протекание, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С. Выготского: кризис новорожденности, кризис 1-го года, кризис 3-х лет, кризис 7 лет, кризис 13 лет, кризис 17 лет.

Личность ребенка изменяется как целое на основе закономерных изменений каждой психической функции. Каждый возрастной период характеризует особое строение сознания и особая роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет остальные.

Последователи Выготского - А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.И. Божович и др. - дали теоретическое и экспериментальное обоснование параметров нормального психического и личностного развития ребенка.

Возраст как понятие и проблема возрастной периодизации - центральные методологические проблемы возрастной психологии и психологии развития. Значителен вклад в разработку проблемы Л.С. Выготского и его последователей.

Возраст - относительно замкнутый цикл развития, имеющий структуру и динамику.

Возраст - это целостное динамическое образование, который определяет роль и удельный вес каждой линии развития человека в онтогенезе. Две основные линии развития: биологическая и социальная.

Каждый возраст - это новый тип строения личности и новый тип деятельности на основе психических и социальных изменений, характерных для данного периода возрастного развития, образующих в совокупности психоновообразования. (Л.С. Выготский).

Возраст не дан изначально. Он не является врожденной характеристикой индивида, а возникает в процессе истории развития и представляет собой конкретную культурно-историческую категорию. В современной психологии возраст подразделяют на биологический, хронологический, психологический, социальный, родительский.

Психологическая структура возраста (5 компонентов):

1. Социальная ситуация развития (ССР).

2. Ведущий тип деятельности (ВТД).

3. Психоновообразования (ПН).

4. Возрастные стадии: а) стадия стабильного развития; б) сензитивная стадия; в) критическая стадия по типу возрастного кризиса.

5. Зона ближайшего потенциального развития (ЗБР).

Социальная ситуация развития - одно из основополагающих понятий в структуре психологического возраста, характеризующееся определенным соотношением внешних условий

среды и внутренних условий индивида как личности. ССР - конкретная форма значимых для индивида отношений с его окружающей социальной действительностью.

ССР - характерные специфические исключительные и неповторимые отношения человека и окружающего его мира. Понятие «ССР» связано с двумя основными характеристиками:

ü объективная характеристика - характер социальной среды и ее компонентов, с которыми у ребенка возникают какие-либо отношения (семья, детсад, школа, вуз);

ü субъективная характеристика - отношение самого ребенка к этой среде и в разном возрасте - разное отношение.

ССР полностью определяет формы и путь развития ребенка, виды деятельности, новые приобретаемые психические свойства и качества. Весь образ жизни ребенка обусловлен характером ССР - системой взаимоотношений ребенка и окружающими людьми. Только оценив ССР, можно оценить уровень возможного развития ребенка.

Ведущий тип деятельности (ВТД) - это ведущие отношения ребенка с действительностью на каждой стадии развития психики (Д. Эльконин, В. Давыдов и др.).

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого индивид выступает как субъект, который целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет свои потребности (А.Леонтьев).

Введение понятия «деятельности» обозначило проблему психического развития с новой стороны - ребенок стал выступать как активное начало (субъект) онтогенеза. С точки зрения теории деятельности, процесс развития, включая формирование функциональных систем, производит сам субъект, а не воздействие взрослого. Т.е., это воздействие невозможно без реальной деятельностной активности самого ребенка. Психическое развитие зависит от форм и способов деятельности в онтогенезе. Это присвоение индивидом исторически сформированных способностей и функций по механизму интериоризации знаний и умений навыков, способностей, действий.

Важно понимать: деятельность является ведущей не только среди других видов деятельностей, а по отношению к его психическому развитию, к формированию его психических новообразований.

3 признака ВТД:

1) Возникновение и дифференцировка других видов деятельности (в дошкольном детстве в игре ребенок учится, начинает формироваться учебная деятельность).

2) Формирование и перестройка психических процессов (в игре формируется воображение, начинает формироваться символическое (абстрактное мышление) на основе действий с предметами-заменителями).

3) От хода ВТД зависят наблюдаемые в данный период основные психологические изменения личности (игра - основной момент социально-ролевой и гендерной социализации).

Для каждого возрастного периода существует свой ВТД, который обуславливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях индивида в данный момент развития. Смена ВТД - диагностический критерий и признак перехода от одного этапа развития к другому (Д. Фельдштейн)

Таблица 10. Основные виды деятельности в онтогенезе человека

Возраст Тип деятельности
0-1 год Эмоциональное общение ребенка и взрослого
1-3 года Предметно-манипулятивная
3-6 лет Игровая
6-10/11 лет Учебная
10/11-15/16 лет Общение

Далее (от 17 до 21/22 лет) - учебная деятельность с акцентом профориентационных ценностей, затем - профессиональная.

В ВТД возникают психоновообразования (ПН) - новые психические структуры, качества и свойства личности. Центральные психоновообразования являются ведущими для всего процесса развития в данном возрасте и содержат:

1) Социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, которые опреде-

ляют психическое и психологическое созревание, ход развития и отношение к среде.

2) Обобщенный результат всего возрастного психического развития и исходный пункт для формирования психообразований индивида в следующих возрастах.

3) Вокруг центральных ПН формируются частные новообразования. Так, прямохождение в 1 год стимулирует развитие зрительно-двигательной координации и психомоторного интеллекта; развитие самостоятельности (воли) в 3-х-летнем возрасте стимулирует развитие произвольного внимания, восприятия и памяти, а также самооценки, уверенности в себе и т.д.

Центральные ПН (ЦПН) - обобщенный результат развития индивида за весь предыдущий период и исходный пункт формирования личности на следующем этапе. Ходьба на 2-х ногах, основанная на потребности к свободе передвижения, стимулирует стремление познать мир шире; автономная речь ребенка, обращенная к себе, - это стремление подражать взрослым, т.е. попытка дистанциироваться от себя, преодолеть детский эгоцентризм и т.д.

ЦПН - основной критерий деления психического развития на периоды, так как возникают в ответ на социальную ситуацию, когда на стыке двух возрастов возникают новые потребности. Поскольку эти потребности не удовлетворяются, а иногда даже подавляются, то в ответ возникает типичный кризис возрастного развития психики.

Все новые достижения накапливаются к концу каждого возраста, вызревают в ЦПН и перерастают в социальные новообразования. В результате возникает потребность изменить наличную ССР и происходит взрыв - возрастной кризис психического развития.

Возрастные кризисы - революционная стадия возрастного развития психики.

Л.С. Выготский выделил три типа возраста: стабильный, сензитивный, критический.

Сензитивный период – возрастной период, наиболее физиологически благоприятный для развития какого-либо психического процесса, свойства или качества (например, 1-й год жизни – сензитивный для восприятия; 1,5-3 года – для развития речи).

Стабильный возраст – развитие основано на небольших изменениях и характеризуется гармонией между средой и отношением ребенка к ней. Изменения накапливаются до определенного предела, затем формируются возрастные психоновообразования (например, созревание НС для ходьбы) и гармония между ребенком и средой разрушается, возникают противоречия между возрастными психическими и физическими возможностями и сложившимися ранее формами взаимоотношений ребенка с окружающим миром взрослых.

Эти противоречия являются источником кризиса (конфликта), создавая условия для его преодоления и разрешения. Преодоление противоречия имеет взрывной характер, что свойственно критическому типу развития. Так возникает типичный возрастной кризис:

- ребенок становится иным по отношению к самому себе прежнему, происходит перестройка внутренних переживаний, которые определяют его отношение к окружающему миру - перестройка ССР.

- изменяются потребности и побуждения, которые движут его поведением.

«Кризис – переломный пункт в нормальном развитии ребенка. Это изменения в личности ребенка» (Л.С. Выготский). «Причина возникновения кризиса – неудовлетворение новых потребностей ребенка» (Л.И. Божович). Кризис развития - переход от одного этапа к другому на стыке двух возрастов - означает завершение предыдущего возрастного этапа и начало следующего.

Критический период имеет позитивные сдвиги - переход от одних форм поведения к новым формам) и включает три этапа:

1) предкритический (отказ от прежних форм отношений и поведения;

2) критический (поиск новых форм поведения);

3) посткритический - отработка усвоенных форм поведения.

Критический период – переход на более высокий уровень при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Это норма развития.

Л.С. Выготский выделил типичные возрастные кризисы от рождения до юношеского возраста и характерные общие черты поведения: капризы, непослушание, раздражительность, частые конфликты со взрослыми, отрицание сложившихся ранее отношений, отказ от ранее выполняемых требований.

Особенности возрастных кризисов по Л.С. Выготскому: неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса; наличие кульминации в середине; наличие резких изменений в поведении. Л.И. Божович добавила депривацию (неудовлетворение) тех потребностей ребенка, которые возникают в конце каждого возрастного периода. Ребенок к концу каждого возраста совершенно иной, чем в начале, так как у него возникают новые потребности, а ССР остается прежней и ее надо изменить. Разрешение кризиса - переход на новую ССР.

В современной психологии выделены возрастные кризисы взрослых, но это кризисы не психического развития, а личностные (Г. Шихи).

Таким образом, развитие – диалектический процесс, в котором эволюционные этапы постепенных изменений чередуются с революционными периодами развития (кризисами). ПН вызревают в стабильные возраста, активизируются в критических возрастах. Возрастные кризисы – центральный механизм динамики возрастного психического развития согласно закону возрастной динамики: внутренние силы развития в том или ином возрасте приводят к отрицанию и разрушению самой основы возраста, аннулируя прежнюю социальную ситуацию развития, определяя окончание возрастного этапа и наступление следующего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 18620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.