Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный интеллект, социальное влияние, социальные отношения




Лекция № 7

Проблемное поле социальной психологии: социальный интеллект, социальное влияние, социальные отношения. Структура общения и его психологические механизмы. Стратегии общения. Стили и приемы эффективной межличностной коммуникации в малой группе (коллективе). Психологические модели общения «врач-пациент».

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Социальный интеллект, социальное влияние, социальные отношения.

2. Сущность общения, функции общения, виды и средства общения

3. Структура общения и психологические механизмы общения

4. Психология группы

5. Психологические модели общения «врач-больной»

Краткое содержание лекционного материала

Врачебная деятельность подразумевает овладение определенными компетентностями, важными для медицины. Необходимо освоить основные категории социальной психологии: социальный интеллект, социальное влияние, социальные отношения.

Социальный интеллект (Э. Торндайк, 1920) - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе, что необходимо для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отражением человека как партнера по общению и деятельности.

Согласно Г. Оллпорту, социальный интеллект - свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека. Это «социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми; … чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека … способность высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях».

В концепции Дж. Гилфорда социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). Его образуют процессы социальной сензитивности и перцепции, социальной памяти и мышления.

Социальный интеллект имеет отношение к поведению и его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания. Уровень социального интеллекта - это показательная характеристика конкретной цивилизации и типа культуры, субъективный фактор исторических процессов применительно к обществу как коллективному субъекту истории.

Проблема социального интеллекта и повышение его уровня особо актуальна для профессиональных руководителей. Уровень развития социального интеллекта руководителя во многом определяет особенности взаимодействия человека в группе и формирования коллектива (команды), успех деятельности организации.

Социальное влияние - внешнее воздействие на психику человека - основано на действие определенных психологических механизмов, включающих психические законы и особенности, связанных с податливостью человеческой психики для воздействия. Прежде всего, это изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности и самосознании в результате воздействия.

Схема 20

 

  Социальное влияние  
         
а) в широком понимании б) в узком смысле
Асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность применять воздействие на других Изменение знаний, установок, эмоций человека под воздействиями другого
             

Социальное влияние - это давление на человека со стороны агента влияния, которое осуществляется без каких-либо насильственных действий, без ограничений физической свободы действий, без прямой или косвенной угрозы жизни или здоровью объекта воздействия. Объект воздействия свободно, добровольно принимает систему ценностных смыслов субъекта влияния.

Таблица 14. Виды социально-психологического воздействия (СПВ)

Виды СПВ Основное средство давления
Принуждение - обусловлено возможным наказанием за отказ подчиниться
Награждение - обусловлено вознаграждением за согласие подчиниться
Легитимное воздействие - обусловлено законом
Информационное и экспертное воздействие - обусловлено убеждением в компетенции источника социального влияния
Референтное воздействие - обусловлено идентификацией объекта социального воздействия с субъектом

 

Поскольку каждый находится в непрерывном потоке людей и взаимодействий, социальное воздействие на психику действует постоянно, а не в виде отдельных актов или разъединенных попыток людей влиять друг на друга. Люди, события, ситуации, обстоятельства образуют единое энергетическое поле социального влияния, где каждый индивид является одновременно субъектом и объектом воздействия. Так возникают социальные отношения.

Социальные отношения - социальные взаимосвязи/взаимодействия, основанные на предметно-преобразующей деятельности человека, обеспечивающей его жизнь и создающей «мир человека». Социальные взаимосвязи универсальны по характеру - человек косвенно связан со всем миром, а не только со своим окружением.

Социально-психологическая реальность проявляется в различных феноменах, но сущность всех этих феноменов связано с эффектом социальности психической деятельности, разнообразие которого зависит от того, в каких группах осуществляется влияние.

Схема 21

 

Виды групп   Характер группы   Проявления
   
1. Устойчивые социальные группы а) большие (нация, класс, общество, этнос, т.п.); б) малые (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа, т.п.) Традиции, культура, мораль, религия, социально-психологический климат
   
2. Изменчивые групповые образования возникают как отражение определенных социальных ситуаций в конктретно-исторических условиях общества Социальные настроения/мысли: - соц. оптимизм/пессимизм, - патриотизм, - революционность масс, т.п.
   
3. Устойчивые явления массовой психики образуются в массах людей в результате их взаимодействия через механизмы психического заражения, подражания, внушения Слухи, сплетни, мода, паника (
           
      Результат ▼▼▼      
  СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СИТУАЦИИ ГРУППЫ  
                     



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.