Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Эволюционные и революционные пути развития психики в онтогенезе





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

I. Преформированный и непреформированный тип развития (Л.С. Выготский)

Преформированный тип развития c самого начала характеризует заданность стадий, которые пройдет организм в своем развитии, и конечного результата, который организм должен обязательно достигнуть (напр., в эмбриогенезе четко обозначены критерии каждой недели развития).

Непреформированный тип развития характеризует путь развития, который заранее не определен, не заданы порядок стадий, этапов и их конечные результаты. Напр., развитие Галактики, Общества; в т. ч. развитие Ребенка. Важно понимать: развитие детей разных эпох происходит по-разному, т.к. это детерминировано уровнем исторического развития общества, культурой, научно-техническим прогрессом.

Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный изначально в развивающуюся систему. Например, расцвет или увядание цветка ограничено (преформировано) структурой его семени - он останется розой/фиалкой, не превращаясь в ландыш/яблоню.

В то же время многие данные показали, что развитие психики и познания, совершенствование воли, личности человека практически не имеют предела. В первой половине XX в. преобладала точка зрения о доминировании биологических факторов, а развитие понималось как созревание врожденных качеств. Затем появился другой подход к пониманию генезиса психики - это саморазвертывание врожденных качеств, которое зависит от окружающей среды, направляющей течение данного процесса. В современной психологии ведущие механизмы психического развития - это подражание окружающим, идентификация с ними, социализация, т.е. саморазвертывание наследуемых задатков направляет и определяет та среда, в которой живет ребенок.

Соотношение эволюционного и революционного путей развития психики – это соотнесение качественных и количественных параметров, анализ революционного и эволюционного путей становления психического.

Ранее полагали, исходя из теории Ч. Дарвина, что развитие психики происходит постепенно, эволюционно, на основе преемственного перехода от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован, хотя частично может ускоряться или замедляться в зависимости от условий. При выявлении связи развития психики с ростом и созреванием была доказана невозможность его ускорения. Так, темп умственного развития пропорционален темпу соматического развития, которое не может быть ускорено (П.П. Блонский). Поступательный характер развития психики связан с постепенным созреванием НС и ее совершенствованием.



Позже доказано, что такой жесткой связи нет и возможно ускорение/замедление развития в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. В генетике, рефлексологии, психиатрии, психоанализе, психологии показано, что НС человека является продуктом его социального развития. Доказано гибкость и пластичность психики при формировании и переформировании поведенческих актов. И.П. Павлов, В.М. Бехтерев и др. установили возможность формирования достаточно сложных условных рефлексов у маленьких детей и животных. Доказано, что можно добиться быстрых изменений в психике ребенка и существенно ускорить его психическое развитие при целенаправленной и четкой организации среды - например, организованное обучение определенным знаниям и умениям.

В социогенетическом направлении предположено, что возможны не только эволюционные, но и революционные, скачкообразные, периоды в развитии психики, когда происходит резкий переход от накопленных количественных изменений к качественным. В исследованиях А.Б. Залкинда выявлено, что кризисный характер подросткового периода характеризует резкий переход на новую стадию развития. Качественный скачок определяют три вида процессов: стабилизационные, которые закрепляют прежние психические приобретения; собственно кризисные, которые связаны с резкими изменениями в психике; появление в этот период новых элементов, уже характерных для взрослых людей.

Таким образом, процесс развития психики не имеет линейного характера и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2830; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.