Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Области психического развития




Факторы развития психики

Факторы развития психики (ведущие детерминанты, источники, причины) - наследственность и среда.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Это биологические признаки: врожденные свойства (темперамент, задатки способностей), особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка.

Среда – окружение человека, материальные, общественные, духовные условия его существования. Это социальные факторы: характеристики общества, в котором живет ребенок (тип идеологии, культурные традиции, религия, уровень развития науки и искусства), принятая в данном обществе система обучения и воспитания.

Схема 19

3 области развития (Г. Крайг) I. Физическая II. Когнитивная (познавательная) III. Психосоциальная

 

Центральная проблема детерминант развития психики: что определяет развитие психики? Факторы, связанные с наследственностью или факторы, связанные со средой?

В современной психологии установлено единство и взаимодействие биологических и социальных факторов для развития, но выявлены две особенности:

а) изменчивость в процессе развития;

б) разный удельный вес каждого фактора в становлении психических функций.

Это наглядно демонстрируют неблагоприятные воздействия биологических и социальных факторов на психическое развитие (табл. 8).

Таблица 8. Патологическое влияние неблагоприятных факторов на психическое развитие

(Л.С. Выготский)

Факторы Комментарии
Биологические факторы: Генетические Экологические Химические (лекарства, алкоголь, наркотики, табак) Врожденная патология (токсикоз, болезни матери во время беременности, патология родов) Несчастные случаи, тяжелые заболевания в раннем возрасте   Важно: а) время воздействия и время возникновения повреждения, т.к. одна и та же причина, действуя в разные периоды онтогенеза, вызывает разные виды аномалий развития (пороки развития мозга в результате генных мутаций, нарушений внутриутробного развития, патологии родов); б) мозговая локализация процесса, степень его распространенности, интенсивность повреждения влияют на характер нарушения; в) особенности детского возраста - с одной стороны, незрелость нервных структур, отдельных компонентов психики, а с другой стороны, большая способность к компенсации. Наиболее страдают простые психические функции.
Социальные факторы Неблагоприятные условия жизни и воспитания (сиротство, неблагополучная семья, жестокое обращение). Депривация (дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах онтогенеза) Педагогическая запущенность (задержка интеллектуального и эмоционального развития). Разные типы патохарактерологического формирования личности (напр., патология эмоционально-волевой сферы, что проявляется в патологически закрепившихся реакциях протеста/оппозиции/отказа). Важно: а) время (насколько рано); б) длительность воздействия. Наиболее страдает развитие сложные психические функции – социокультурные, которыми дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения (социальный опыт и освоение способов взаимодействия со средой (орудия труда, язык и т.д.). Чем раньше возникли неблагоприятные социальные условия и чем длительны их воздействие, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

 

Проблемные вопросы:

1. Чем ограничено развитие психики? (Ответ: продолжительностью жизни человека, его врожденными особенностями/задатками/способностями, границами (порогами) ощущений, восприятия и т.д.).

2. Как преформированный и непреформированный типы развития соотносится с проблемами медицины и здоровья?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.