КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие малой социальной группы. Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса множества социально-психологических школ и направлений
Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса множества социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Сейчас уже трудно себе представить, что всего 90—100 лет назад на экпериментальном уровне рассматривался вопрос о том, что само присутствие людей влияет на протекание психических процессов испытуемого. Между тем исследования социальной фасилитации — влияние присутствия наблюдателей на продуктивность деятельности человека — в начале века были важным этапом формирования нового научного мышления — социально-психологического, рассматривающего человека сквозь призму его социального окружения (реального и идеального). От первых, достаточно наивных в свете сегодняшних представлений взглядов на характер связей между людьми был один шаг до понимания того важного обстоятельства, что суть человеческих связей — не соприсутствие, а взаимодействие, порождающее новую реальность — групповые взаимоотношения. Идея витала в воздухе, которым дышали исследователи разных стран и материков в 20-х гг. XX в. Мысль о том, что люди, объединенные общей целью, образуют нечто целое, «надиндивидуальное», но вместе с тем обладающее собственной субъектной жизнью, практически одновременно прозвучала и в России (В. Бехтерев, М. Ланге), и в Германии (В. Меде), и в США (Ф. Оллпорт). С этого времени малая группа становится «фигурой» социально-психологической науки и практики. Г. М. Андреева выделяет три направления развития социально-психологической мысли в Западной Европе (частично) и США (преимущественно), внесших наиболее значительный вклад в расширение и углубление наших представлений о малой группе. Первое направление — социометрическое, оно изначально связано с именем Дж. Морено. У высказанных им идей и созданной для их подтверждения методики очень различные судьбы. Идеи канули в историю, методика живет своей жизнью и в психологии, и в смежных с нею гуманитарных областях. Морено рассматривал общество состоящим из двух структур. Макроструктура — не психологическая по своей сути — задает человеку пространственное расположение в мире, среду жизнедеятельности. Микроструктура — это структура межличностных отношений, которые устанавливает человек с другими людьми. Такие отношения Морено рассматривал прежде всего как эмоциональные, построенные на симпатии или антипатии. Они имеют для человека непосредственную субъективную значимость, что для Морено означало еще и приоритет микроструктуры над макроструктурой. Оптимальный вариант устройства общества — совпадение двух структур. В противном случае человек вынужден находиться в окружении чужих или вовсе неприятных ему людей, что делает его несчастным, а деятельность — неэффективной. Социометрическая методика была призвана изучать структуру эмоциональных отношений человека с тем, чтобы в соответствии с ней перестраивать макроструктуру. Утопичность этих взглядов очевидна, однако порожденные ими методические процедуры не потеряли своей популярности за последние 70 лет. Мы обратимся к эмпирическому наследию социометрического направ-ления при изучении структур малой группы. Второе направление — социологическое, оно связано с экспериментальной деятельностью Э. Мэйо. Ему мы обязаны выделением двух систем отношений, существующих в группе, — формальных и неформальных, а также представ-лениями о роли неформальной группы в удовлетворении важных социальных потребностей человека (в принятии, подтверждении, принадлежности). Сегодня эти представления воспринимаются как некоторая не подлежащая обсуждению социально-психологическая банальность, в 30-е гг. XX в. это был большой шаг вперед. Близкими к идеям Мэйо оказались взгляды Т. Шибутани. Он предло-жил различать первичные и вторичные группы по степени социальной дистан-ции между людьми. В первичных группах такая дистанция минимальна, в них происходит индивидуализированное, личностно окрашенное восприятие участниками друг друга. Они обычно невелики, и отношения в них характери-зуются искренностью, наличием чувства принадлежности, общей культуры и истории. К первичным группам автор отнес взаимодействие в семье, среди друзей и соседей. К вторичным — все остальные (именно так определяет круг вторичных групп сам Т. Шибутани). Во вторичных группах отношения основа-ны на требованиях совместной задачи. Как правило, люди знают друг о друге только то, что важно для выполняемого сейчас дела, и в основе их контакта лежат соображения полезности. По сути дела, мы можем говорить о том, что в первичных группах преобладает межличностное общение, а во вторичных — ролевое. Третье направление — школа групповой динамики, созданная К. Левином и его учениками — Р. Липпитом, Р. Уайтом, Л. Фестингером и другими. Социально-психологические изыскания К. Левина — это целая эпоха и важнейшая страница в истории развития и становления науки. Его вклад в проблематику малой группы бесценен — сегодняшними исследователями он рассматривается как создание «великой традиции...видящей задачу фундаментальной теории в первую очередь в анализе социально-значимых феноменов реального мира, а в конечном счете — в осуществлении эффективных социальных преобразований» (53, с. 48). Рассматривая группу как динамическое целое, которое больше входящих в него частей и которое изменяется с изменением любой из его частей, приверженцы школы К. Левина обогатили социальную психологию такими понятиями, как групповая сплоченность, стили лидерства, групповая коммуникация, кооперация, групповое принятие решений и другие. Говоря о малой группе и происходящих в ней процессах, мы неоднократно будем обращаться к результатам их научных изысканий. Конечно, эти три направления не исчерпывают всего разнообразия представлений о группе. Существует множество подходов, определений, постановок проблемы, еще больше — критики в адрес оппонентов. В качестве иллюстраций мы предлагаем читателю небольшую подборку самых различных определений группы: «Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу или социальный агрегат» (П. Сорокин); «Группа есть совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях» (Ф. Оллпорт); «Социальную группу можно представить как собрание индивидов, которые разделяют социальную категоризацию себя и действуют на ее основе» (Дж. Тернер). Трудно представить себе определение, которое устроило бы всех их без исключения и при этом имело хоть какое-то конкретное содержание. В данном случае обратимся к подходу, предложенному московской социально-психологической школой. Вслед за Г. М. Андреевой определим малую группу как немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений (9). В соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте — ценности, цели, задачи и способы взаимодействия — и непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа, как социально-психологическое явление. Она предстает исследователям с точки зрения своих разнообразных свойств и признаков. А. И. Донцов, развивая данное определение, выделяет 8 признаков, характеризующих взаимодействие людей в малой группе: 1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников; 2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы; 3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии; 4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и межгрупповых ситуациях; 5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувство солидарности и благодарности группе; 6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге; 7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями; 8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны (34). Таким образом, малая социальная группа — целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, который: • состоит из ограниченного, небольшого числа людей; • возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением; • наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием; • определяет некоторые особенности их поведения во внутри- и межгрупповых ситуациях. Сколько же человек составляют малую группу? Можно ли назвать конкретное число либо хотя бы формулу для его определения? Интерес к этим вопросам возник чуть позже, чем начались интенсивные исследования в области малых групп. В результате чего можно констатировать следующую ситуацию: большая часть исследований особенностей малых групп проведена на диадах, то есть парах, однако при этом есть все основания считать, что настоящая малая группа начинается с триады. Диада представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются и протекают в ней не в полном объеме, приобретают усеченную форму. Получается, что де-юре малая группа начинается с трех человек, а де-факто — с двух. Попытки установить для малой группы однозначный «верхний предел» также можно считать неудовлетворительными. Понятно, что он находится не выше уровня 2—3 десятков. А конкретно? Для учебной группы — один предел, для тренинговой — другой, для спортивной команды — третий... Наиболее удачным можно признать функциональный подход к определению верхней границы малой группы. Его суть в следующем: в группе столько человек, скольких можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели. Психологическое содержание совместной деятельности задает возможное число участников данной группы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |