КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть — это возможность влиять на других людей (64)
Структура психологической власти в малой группе Мы неоднократно именовали малую группу субъектом деятельности. По сути, это означает, что мы наделяем группу рядом субъектных качеств, таких, как внутренняя активность, самостоятельность и целенаправленность действий, контроль и рефлексия действия, регуляция активности и другие. Естественно, что каждое субъектное свойство предполагает наличие механизма или некоторых ресурсов, обеспечивающих его существование. Внутренняя активность обеспечивается собственной групповой энергетикой. Групповая энергия, несмотря на изотерическое звучание, имеет вещественные корни — межличностные контакты людей. Целенаправленность активности группы берет свое начало в социальной деятельности, лежащей в основе ее существования. Однако само по себе наличие целей и ценностей деятельности еще не обеспечивает активность группы в направлении их достижения и реализации. Необходимы некоторые механизмы, воплощенные в особые типы отношений между людьми в группе, которые бы отвечали за регуляцию активности. И такие механизмы в группе работают. Благодаря им складывается особый тип межличностных отношений в группе — отношений, построенных на психологическом влиянии, власти и подчинении ей. Прежде всего определимся с понятиями «влияние» и «власть» в их психологическом аспекте. Влияние — это такое поведение человека, которое способно вносить изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. Внутригрупповая власть — это потенциальное или актуальное влияние, которое одни члены группы способны оказывать на других. Лица, обладающие этой властью, являются для группы живым воплощением механизма, регулирующего ее целенаправленную активность. В малой группе психологическая власть существует в двух основных формах, в чем-то сходных, в чем-то принципиально различных: как лидерство и как руководство. Немного об истории развития этих понятий в социальной психологии. Первые исследования феномена лидерства относятся в началу XX в. (А. Бине, Л. Термен). В первой половине столетия определенный интерес был проявлен к проблеме черт и качеств лидера. Так, Г. М. Андреева приводит исследование К. Бэрда, который сам составил некоторый список лидерских качеств (из 79 пунктов) и провел сравнительный анализ списков, сделанных до него другими исследователями (97). Важной вехой в развитии темы лидерства в науке стали исследования стиля лидерства, выполненные в конце 30-х — начале 40-х гг. XX в. К. Левином. Видимо, именно этот крупнейший ученый стоит у истоков не только самого направления, но и грандиозной понятийной путаницы, которая существует в нем до сих пор. Свои знаменитые типы лидерства — авторитарный, демократический, попустительский — К. Левин экспериментально обнаружил, изучая стиль поведения взрослых руководителей групп, куда входили дети 11—12 лет. Устойчивый интерес к исследованиям феномена лидерства сформировался в 50-е гг. XX в. и сохраняется по сей день. В зарубежной социальной психологии термин «лидерство» длительное время выполнял роль универсального термина. С его помощью обозначались самые различные виды и процессы влияния в группе: как влияния, основанного на официальных функциях и полномочиях, так и влияния, проистекающего из особенностей конкретного человека. В итоге в конце 70—80 гг. ряд известных исследователей констатировали парадоксальную ситуацию в области научного исследования феномена лидерства: это наиболее изученный и наименее понятный конструкт в социальной психологии (В. Гриффин): в понятии «лидерство» слишком много концептуальной нелепости (Дж. Пфеффер): существует столько же определений лидерства, сколько людей, пытающихся определить это понятие (Б. Басе). Впервые в зарубежной психологии наметилась тенденция к содержательному разведению принципиально различных видов психологической власти в группе — лидерства и руководства. Однако и здесь существует немало различных подходов к пониманию специфики каждого из них и их взаимосвязи. В отечественной социальной психологии послевоенного периода понятия лидерства и руководства были разведены практически с самого начала. Их общие черты уже были названы. И руководство, и лидерство представляют собой групповые феномены, существующие для решения задачи управления групповой активностью. Благодаря существованию феномена психологической власти одни члены группы стимулируют, направляют активность других в некотором важном для группы направлении. Однако есть и существенное различие. Руководство, в отличие от лидерства, — феномен смешанной, социально-психологической природы. Власть руководителя значительно шире собственно психологического влияния. Она опирается на всю систему социально-экономических рычагов, которые находятся в распоряжении руководителя. Сила влияния руководителя частично опирается на психологические механизмы, частично — на полномочия, данные ему более широкой социальной системой (которая и определила его на должность руководителя). Лидерство — феномен собственно психологической природы, в его основе — сила влияния одного члена группы на другого. Опираясь на отечественную социально-психологическую литературу, мы проведем анализ каждого феномена отдельно, а затем рассмотрим систему групповой власти в целом.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |