Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место соц-й псих-и в системе научного знания




ЛЕКЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

(для психологического факультета).

 

 

Возникнув на стыке двух наук – психологии и социологии, соц-я псих-я до сих пор сохраняет за собой особый статус и имеет много различных причин такого неоднозначного положения в системе научного знания.

ñ Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, с другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

ñ Другой причиной является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук.

Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, связанных с происходящими радикальными изменениями в настоящее время: из области производства, управления, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания, борьбы с антиобщественным поведением и т.д. Все это стимулирует интенсивное развитие соц-й психологии на современном этапе, которое усугубляется еще двумя обстоятельствами: 1- в истории существования советской соц-й псих-и был довольно длительный перерыв; 2- соц-я псих-я по существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами.

Таким образом, для соц-й псих-и актуально одновременное решение двух задач: 1 – выработки рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований;

2 – «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Несмотря на пограничный характер, соц-я псих-я явл-ся частью псих-и, следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно соц-й псих-и. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику соц-й псих-и как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

К такому пониманию своего предмета соц-я псих-я пришла не сразу, поэтому целесообразно освятить вопрос дискцуссии о предмете соц-й псих-и отдельно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.