КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспериментальный период развития социальной психологии
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ МАРКСИЗМА.
Развитие марксистской традиции в системе соц-но-психологич-го знания обладает рядом специфических черт. Проследить развитие влияния марксистской теории возможно с помощью: исследования методологического арсенала социальной психологии, принципов организации научного знания, реализующихся в исследовательской практике. Анализ соц-но-психологич-х явлений в системе марксизма осуществлялся на основе материалистического понимания истории. Это означало прежде всего, что сама соц-я жизнь рассматривалась как обоснованная материальными условиями. Такой подход коренным образом отличался от интерпретации влияния социальных факторов на развитие психики в других версиях социально-психол-го подхода. Основной упор был сделан прежде всего на выявление места общественной психологии классов и других социальных групп в системе общественного сознания. Общественная псих-я была проинтерпретирована как определенный уровень общественного сознания, который играет большую роль в общественном развитии. На основании этого определения была проанализирована общественная псих-я различных классов капиталлистич-го общества. Преимущественное развитие в марксизме получили соц-но-психол-е проблемы, непосредственно включенные в разработку теории революционного процесса.
Начиная с 1950-х годов ХХ в. Резко стали возрастать критические тенденции в соц-й псих-и. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. В литературе 60-х годов названы четыре основные теоретические ориентации: бихевиоризм, психоанализ, когнитивистские теории и интеракционизм. Бихевиоризм в соц-й псих-и использует преимущественно те варианты общепсихологич-го течения, которые связаны с необихевиоризмом. В нем выделяют два направления, связанные с именами К. Хала (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скиннера (сохранение ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Хала в соц.псих-и разработан ряд теорий,например, теория фрустрации – агрессии Миллера и Долларда, предложены многочисленные модели диадического взаимодействия. Центральной идеей во всех бихевиористких теориях является идея подкрепления. Необихевиоризм в соц.псих-и претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Психоанализ не получил столь широкого распространения в соц.псих-и, как бихевиоризм. Примерами данных теорий являются все теории групповых процессов: динамическая теория функционирования группы В. Байона, теория развития группы Шеппарда и.т.д. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания Т-групп, где используются соц-но-психолог-е механизмы воздействия людей друг на друга. В целом же названные теории нельзя считать системно реализующими основные идеи психоанализа, все они содержат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику. Психоанализ дал толчок новому психологическому течению гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), которая в значительной степени опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою проблематику. В настоящее время гуманистическая психология претендует на одно из ведущих мест по своей популярности. Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К.Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение поведения с точки зрения познавательных (когнитивных) процессов индивида. Особое место в когнитивистской соц-й псих-и имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответсвия, сбалансированности его когнитивной структуры. Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г.Мида. В интеракционизме в большей мере сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности. Еще более поздняя версия построения новой соц-й псих-и ХХ! В. Предложена в современной социальном конструкционизме К. Гергена. Исходная посылка Гергена связана с популярной идеей постмодернизма в настоящее время, с требованиями создать новую стратегию соц-й псих-и, обусловленную глобальными изменениями, произошедшими в мире в конце ХХ столетия.
9. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки. В связи с развитием информационных технологий усиливается значение методов, применяемых в качестве «сквозных» в различных дисциплинах. Интерес современной науки к проблемам методологии обусловил факт возникновения внутринаучной методологической рефлексии (пристального анализа своих собственных методов и приемов исследования). В современном научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода. 1. Общая методология – общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. 2. Частная (или специальная) методология – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. 3. Методология – как совокупность конкретных приемов исследования. Подразделяется на: метод и методику. Выявляя черты современного научного исследования, важно конкретно определить вопросы данного научного исследования. Главными чертами научного исследования являются:
Модель научного исследования, предлагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики. Для соц-й психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся каждой из названных черт. 1 проблема – проблема эмпирических данных. Данными в соц-й психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо, данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. Источником любых данных в соц-й псих-и является человек, но один ряд методов пригоден для регистрации актов его поведения, другой – для фиксации его когнитивных образований. Проблема данных имеет еще и другую сторону: каков должен быть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, все они делятся на два типа: а ) корреляционные (основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции; б) экспериментальные ( исследователь работает с ограниченным объемом данных и смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними). Вторая черта научного исследования – интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. Важное место в научном исследовании занимает гипотеза, умение правильно формулировать ее: она представляет теоретическую форму знания. Более доступной в настоящее время является разработка специальных теорий – теорий среднего ранга, которые охватывают более узкую сферу знания, отдельные стороны соц-но-психологич-й реальности. Третья черта – проверяемость гипотезы. Проверка гипотез необходимый элемент научного исследования. В последние годы возрос интерес к качественным методам исследования. Они не предполагают применения статистических процедур, стандартизации данных и используются для того, чтобы максимально полно описать конкретный объект исследования, выявить его глубинные характеристики, вскрыть причинно-следственные связи (исследование случая, фокус-групп). Качество социально – психологической информации определяется рядом факторов:
В соц-й псих-и выделяют два вида параметров, характеризующих качество информации: объективные и субъективные. Надежность информации достигается проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. Выделяют три характеристики надежности (по Ядову): 1 – обоснованность (валидность); 2 – устойчивость; 3 – точность. Обоснованность (валидность) инструмента – его способность измерять те характеристики объекта, которые и нужно измерить. Устойчивость информации – это ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. Иногда это качество информации называют «достоверностью». Точность информации – измеряется тем, насколько дробными являются применяемые метрики, или, иными словами, насколько чувствителен инструмент. Наряду с обеспечением надежности данных особо остро стоит вопрос о репрезентативности. Это новая проблема построения выборки (по квоте, случайная, типичная и т.д.). Само выделение классов (типов) внутри генеральной совокупности строго диктуется содержательным описанием объекта исследования: когда речь идет о поведении и деятельности масс людей, очень важно определить по каким параметрам здесь могут быть выделены типы поведения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |