КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первые исторические формы социально-психологического знания
Из всего многообразия первых социально-психологических теорий выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Психология народов сложилась в середине Х!Х в. В Германии. Она предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества. Непосредственными создателями психологии народов выступили философ М.Лацарус и языковед Штейнталь. В 1859г. Был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована главная мысль о том, что главная сила истории – народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и.т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача соц.псих-и –«познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа». В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие по взглядах В.Вундта. Впервые свою позицию Вундт сформулировал в 1863г. В «Лекциях о душе человека и животных». Он изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. С точки зрения Вундта, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов – речи и мышления. Поэтому именно с этого пункта и начинается психология народов и в ней должны применяться иные методы, такие как анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. Психология масс представляет собой другую форму первых социально-психологических теорий. Эта теория родилась во Франции во второй половине Х!Х в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г.Тарда. Идеи Тарда о роли иррацианальных моментов в социальном поведении и роли подражания послужили основой в создании итальянским юристом С.Сигеле и французским социологом Лебон психологии масс. Сигеле опирался на изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества. В 1895г. Появилась его основная работа «Психология народов и масс», в которой и изложена суть концепции. С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание, резкое преобладание роли чувств над интеллектом, вообще утрата интеллекта, утрата личной ответственности. Вывод состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «Элита». В психологии масс ярко проявляется определенная социал-я окраска. Третьей концепцией – является теория инстинктов социального поведения англ. Психолога В. Макдугалла. Работа Макдугалла «Введение в соц-ю психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании. Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа – стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греч-го слова «гормэ» - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение и реализующаяся в качестве инстинктов. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Магдугалл перечислил несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций: 1 – инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; 2 – инстинкт бегства и чувство самосохранения; 3 – инстинкт воспроизведения рода и ревность; женская робость; 4 – инстинкт приобретения и чувство собственности; 5 – инстинкт строительства и чувство созидания; 6 – стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, они сыграли в истории науки отрицательную роль, поэтому преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной соц-й псих-и.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |