Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы соцно-психологического исследования




Все методы можно подразделить на две большие группы:

методы исследования и методы воздействия.

Методы исследования включают методы сбора информации и методы ее обработки. Среди методов сбора информации выделяют следующие:

наблюдение, изучение документов (контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты, эксперимент.

Наблюдение – является старым методом соц-й псих-и и используется в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов. Данный метод играет весьма важную роль. Главная проблема заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы.

Изучение документов – имеет большое значение для анализа продуктов человеческой деятельности. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста. Проблема понимания – это особая проблема псих-и. Для преодоления этого вида «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием – контент –анализ (анализ содержания). Это особый метод анализа документа, когда в контексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа применяется в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в соц. псих-и при исследованиях в области массовых коммуникаций.

Опросы. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в соц-й псих-и интервью и анкеты.

Построение вопросника для анкеты требует большого мастерства исследователя. Логика его построения, порядок следования вопросов, их тип (открытые-закрытые) должны быть тщательно продуманы: составитель анкеты должен иметь ключ, при помощи которого ответы на вопросы могут быть адекватно интерпретированы.

В ходе интервью проявляются все описываемые в соц. псих-и способы воздействия одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность субъективности.

Тесты широко применяются в различных областях психологии. Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи ключа соотнести полученные ответы с определенными параметрами.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в соц. псих-и и различают два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила:

1 – произвольное введение экспериментатором независимых переменных;

2 – контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных;

3 – выделение контрольных и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.

Особенно дискуссионным явл-ся вопрос о лабораторном эксперименте, а именно: какова экологическая валидность лабораторного эксперимента, т.е. возможность распространения полученных данных на реальную жизнь, и в чем опасность смещения данных в связи с особым подбором испытуемых.

Другой вопрос связан со специфическим решением проблемы репрезентативности, т.е. точного учета класса объектов, на которые можно распространять результаты. Кроме того, распространенным явлением в лабораторных экспериментах явл-ся так называемый Розенталь-эффект, когда результат возникает в следствие присутствия экспериментатора (описан Розенталем).

Средством реализации всех требований, предъявляемых к экспериментам, явл-ся построение программы социально-психологического исследования: в ней четко обозначается цель, эксплицируются решаемые задачи, выбор объекта, формулируется проблема, которая исследуется, уточняются используемые понятия, а также системно обозначается весь набор используемых методов. Это во многом будет способствовать методологической оснащенности исследования. Именно построение программы может способствовать совершенствованию исследований, превращению их в каждом отдельном случае из простого собирания данных в подлинный научный анализ изучаемого объекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.