Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологическая сущность труда




ТРУД КАК СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

ВВЕДЕНИЕ

Экономика труда и социально-трудовые отношения, как самостоятельная дисциплина, изучает закономерности и способы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов в процессе их функционирования. Предметом ее изучения является общественный труд, его организация и социально-экономические результаты и последствия, а так же формы и методы практического использования законов проявления общественного труда в конкретном производстве. В этом аспекте экономика труда и социально-трудовые отношения связаны и переплетаются с рядом других отраслей экономической науки, например, с экономической теорией, организацией производства, экономикой предприятия, микроэкономикой, статистикой и др.

Задачей курса экономики труда и социально-трудовых отношений является приобретение студентами умения и навыков в деле обеспечения эффективности использования ресурсов труда и мониторинга социально-трудовых отношений.


Труд играет исключительно важную роль в развитии человеческого общества. Благодаря труду накоплен потенциал производительных сил, общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Прогресс человечества невозможен без человечества.

Труд был и остается важнейшим фактором жизнедеятельности человека.

По своей конкретной сущности труд представляет активный прогресс деятельности человека, направленной на производство общественно полезных, потребляемых продуктов: материальных или духовных. Отсюда, технологическое проявление труда в производстве выражает его содержание, под которым проявляется совокупность трудовых функций работников. Содержание труда определяет его различие не только по трудовым функциям, но и по видам: физического, умственного, управленческого и исполнительного, простого и сложного и других видов труда. Содержание руда выражается также содержательностью: степенью сложности, разнообразием функций, насыщенностью, интеллектуальностью. Фактором содержания являются развивающиеся в результате научно-технической революции производительные силы труда.

С технологической точки зрения процесс труда представляет сознательную, целесообразную деятельность людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. Результатом трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства.

Основными элементами труда являются: сам труд, средства труда, предметы труда.

Предметом труда является вещество природы, на которое человек воздействует целенаправленно с помощью средств труда. К предметам труда относится все то, что добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания и т.д.

К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место, при наличии и с помощью которых человек воздействует на предметы труда, превращая их в нужный продукт для потребления.

Именно развитие средств и предметов труда определило возникновение трех исторических эпох:

- доиндустриальную, длившуюся тысячелетия. Характерным для этой эпохи является ручное производство;

- индустриальную, длившуюся столетия (вторая половина XIX и первая половина XX века). Для этой эпохи характерно зарождение, развитие и совершенствование крупного машинного производства;

- постиндустриальную (вторая половина XX и XXI века). Развитие производительных сил этой эпохи характеризуется компьютеризацией производства, комплексной автоматизацией, развитием биотехнологий обработки новых материалов. Характерной чертой периода становится всеохватывающая информатизация всех сфер деятельности.

Необходимо также иметь в виду, что в процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, совокупность которых называют условиями труда.

Условия труда формируют и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства. В них включаются природные, санитарно-гигиенические условия, производственная среда, возможность полноценного отдыха, условия быта и т.д.

Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые возрастающими потребностями, изменяют и собственную природу: развивают способность к труду; обогащают свои знания, увеличивают возможность их использования; расширяют сферу трудовой деятельности, совершенствуют сам процесс труда.

Технологические особенности проявления конкретного труда выражаются его содержанием.

Содержание труда предъявляет определенные требования к образованию, квалификации, способностями индивида.

Труд явление многогранное, поэтому применяются различные схемы его квалификации. Основные из них следующие.

1. В зависимости от вида деятельности:

а) творческий труд;

б) руководящий труд;

в) исполнительный труд.

2. В зависимости от уровня образования:

а) труд, требующий длительной подготовки;

3. В зависимости от степени механизации:

а) труд ручной;

б) труд машинно-ручной;

в) труд механизированный и автоматизированный;

г) труд аппаратурный.

4. В зависимости от условий труда:

а) труд подземный;

б) труд в нормальных условиях.

5. По психофизиологическим показателям:

а) регламентированный;

б) нерегламентированный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.