Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация трудовой деятельности. Трудовое поведение членов общества определяет взаимодействие различных внутренних и внешних побудительных сил




Трудовое поведение членов общества определяет взаимодействие различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними являются потребности, интересы, желания, стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности.

Мотив — побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

Мотивация - это выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения. Формирование этих внутренних побудительных сил трудового поведения - суть процесса мотивации трудовой деятельности. Мотивы выражаются устойчивыми потребностями и интересами.

Потребности ~ это забота индивида о необходимых средствах и условиях собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания.

Первым разработал иерархию потребностей американский психолог А.Маслоу, выделивший пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей. Это:

- физиологические и сексуальные потребности в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;

- экзистенциальные потребности - потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребность в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда - в гарантированной занятости, страхование от несчастных случаев;

- социальные потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общение, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности;

- потребности в самоуважении, престиже - это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке;

- личностные, духовные потребности выражаются в самовыражении через творчество.

Первичные потребности часто удовлетворяются с помощью денег. Но деньги побуждают к действиям (по оценкам западных специалистов) 30...50% работников. Остальных побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях, авторитете, творчестве. Людьми движут нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции, мода и т.д. Последние факторы часто имеют определяющее значение для ученых.

Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии с разных точек зрения.

Определенная их часть имеет непосредственное отношение к проблеме мотивации труда и обладает конкретными мотивационно-трудовыми значениями. Среди них можно выделить:

- потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного собственного мнения о себе);

- потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета); потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностях);

- потребность в социальной сфере (хорошая работа как доказательство необходимости для людей, занятия достойного места среди них);

- потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней);

- потребность в активности (стремление к поддержанию через активность здоровья и самочувствия);

- потребность в продолжении рода (особая ориентация в работе на благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе);

- потребность в досуге и свободном времени (предпочтение работать, меньше и иметь больше свободного времени, установка на работу как на ценность, но не основную цель жизни);

- потребность в самосохранении (потребность работать меньше и в лучших условиях, пусть за меньшую плату, в целях сохранения здоровья);

- потребность в стабильности (восприятие работы как способа поддержания существенного образа жизни, достигнутого достатка, неприятие риска);

- потребность в общении (установка на трудовую деятельность как условия и повод для человеческих контактов);

- потребности в социальном статусе (подчинение трудовой деятельности целям карьеры с положительным эффектом для самой работы; карьера как решающий мотив поведения во взаимоотношениях с другими);

- потребность в социальной солидарности (желание: «быть как все», добросовестность как ответственность перед партнерами, коллегами по рабочему месту).

Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, когда осознаются работниками. В этом случае они принимают конкретную форму-форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам.

Интерес - это конкретное выражение осознанных потребностей.

В отличие от потребности интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для его нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность.

Таким образом, специфической чертой интереса выступает деятельное отношение к использованию условий существования субъекта, в то время как потребность выражает состояние необходимости овладеть этими условиями.

Содержанием интересов выступают предметы и объекты, овладение которыми позволит удовлетворить те или иные потребности субъектов.

Носителями потребностей и интересов выступают различные общности, общество в целом, классы, социальные группы, регионы, трудовые организации, а также отдельные работники.

Интересы бывают материальные (экономические) - это интерес к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей.

Отсюда интересы работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда, к режиму труда и т.д.

Кроме того, интересы могут быть и нематериальные: интерес к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т.д.

Поведение работника, его мотивация обусловливаются не только системой ценностей общества, трудовой организации (коллектива), но и социальными нормами - стихийно сложившимися или сознательно установленными правилами поведения. Если ценности задают то или иное направление поведения группы, человека, работника, его мотивации, то нормы регулируют конкретные поступки, действия и их осмысливание. Так, когда ценностью считается труд, содержательный, разнообразный, творческий, нормой будет поиск такого места работы, которое предоставляет соответствующие условия.

Следовательно, на трудовое поведение оказывают влияние различные составляющие, которые представлены на схеме (рисунок 7.5).

Рисунок 7.5 - Классификация мотивационного механизма




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.