КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова
В системе действует программа «Окружающий мир» Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой, И.Е. Беларевой. В программе объединяются два учебных курса: – «Естествознание», – «Обществоведение». Цель программы – формирование основ научного мышления младших школьников в области природы и социума. Учебным предметом данной программы является не картина мира, а способы построения этой картины, способы получения знаний о природе. Курс окружающего мира построен на принципах теории учебной деятельности. Курс предусматривает необходимость постановки перед детьми и последовательно решения ими учебных задач. Формирование конкретных научных понятий является вторичным. В процессе изучения окружающего мира развиваются как общеучебные, так и специальные умения: – умение наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, – умение устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами, – умение ориентироваться на местности и т.д. Основной задачей курса «Естествознание» является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. Учащиеся должны спланировать ход эксперимента, представить и зафиксировать результаты исследования, построить объяснительную гипотезу как модель и т.д. Программа включает 4 года обучения и в ней отражена структура научного исследования. В 1-ом классе перед детьми ставится задача получения знаний о естественных объектах. Разделы курса знакомят детей с эмпирическим этапом познания природы: – ролью ощущений и восприятий в выделении свойств и состояний природных объектов, – значением наблюдений в изучении природных процессов (сезонных изменений, физических и химических явлений). Одновременно дети учатся описывать и фиксировать свои наблюдения, строить простейшие шкалы, записывать процессы с помощью символов. Таким образом, уже в первом классе начинает развиваться логическое мышление. Во 2-ом классе дети знакомятся с экспериментом как основным способом решения научных споров: – в первых двух темах на материале простых физических опытов школьники учатся изменять условия эксперимента и планировать опыт на материале поведения животных; – в третьей теме ученикам дается представление о проблеме объективности в оценке состояний объекта; – четвертая тема знакомит младших школьников с приемами измерения различных величин на материале погодных явлений (дети учатся построению и чтению температурных шкал – Цельсия, Фаренгейта, Реомюра). В эту тему включены исторические представления о времени, календарях, родословных основных событиях в истории России; – пятая тема предполагает освоение учащимися эксперимента на примере роста и развития растений. В 3-ем классе дети знакомятся со способами описания объектов и процессов. Они узнают о плане и карте как способах двухмерного изображения пространства и учатся ориентироваться на местности. Ученикам дается представление об изолиниях как способах изображения высоты на карте, а также способах описания метеорологических и фенологических явлений. Дети учатся строить и анализировать шкалы и графики количества осадков, температурных кривых и т.д. Ученики знакомятся с разрезом как способом двухмерного изображения земной коры, получают представление о палеонтологических исследованиях и способах образования горных пород. Здесь вводится представление о диаграмме как способе выражения зависимости двух факторов. Но в программе не указан материал, на основе которого дети научатся строить, читать и анализировать диаграммы. На примере создания моделей оврага, образования родника, выветривания ученики узнают о формах земной поверхности. Заканчивается курс 3-го класса темой, в которой дети учатся анализировать карты, планы, разрезы и диаграммы как возможности связать разнородные явления через гипотезы о движении плит земной коры и внутреннем строении земли. В 4-ом классе раскрываются способы построения объяснительных гипотез. На примере движения небесных тел, формы Земли, причины смены дня и ночи, сезонов и природных зон на планете, фаз Луны, земного притяжения создаются и проверяются альтернативные гипотезы и модели. Формирование теоретического мышления у младших школьников процесс безусловно сложный. Многие темы будут усвоены детьми только в том случае, если учитель сам хорошо владеет логическим мышлением и сможет подобрать соответствующий материал, на котором будут формироваться учебные умения. Содержание большинства программ ежегодно меняется. К сожалению это не дает возможности учителю хорошо отработать методику их изучения. Помимо рассмотренных программ в школах реализуются такие естественно-научные курсы (программы) как: – «Экология и диалектика» Л.В. Тарасов, – «Человек и окружающая среда» Л.П. Симонова – Салеева. Учитель должен выбрать программу, которая наилучшим образом реализует задачу развития личности младшего школьника через естественно-научное содержание.
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |