КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторно-практическое занятие № 3
Тема: Реакционная способность углеводородов. Цель: Сформировать умение прогнозировать способность основных групп углеводородов вступать в реакции гомолитического или гетеролитического взаимодействия во взаимосвязи с электронным строением атома углерода и электронными эффектами заместителей введенных в ядро. Исходный уровень: Из школьного курса необходимо знать: 1. sp 3-, sp 2- и sp -гибридизация атома углерода. 2. Электронное строение s- и p-связей. 3. Сопряжение открытых и замкнутых систем. Ароматичность. 4. Электронные эффекты заместителей. Содержание занятия: 1. Контроль выполнения домашнего задания. 2. Практическая часть «Зависимость химических свойств от электронного строения и типа химических связей атома углерода». 2.1. Радикальное замещение у насыщенного атома углерода (SR). Галогенирование алканов и окисление кислородом. 2.2. Реакции электрофильного присоединения (АЕ). Галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация алкенов. 2.3. Реакции электрофильного замещения (SE). Галогенирование, сульфирование, нитрование, алкилирование ароматических углеводородов. Влияние заместителей в бензольном ядре на реакционную способность и их ориентирующее действие. 3. Контроль усвоения темы. 4. Лабораторная работа. 4.1. Свойства алканов. 4.2. Получение и свойства этилена. 4.3. Бромирование анилина. 5. Контроль выполнения лабораторной работы.
Углеводороды имеют ограниченное использование в медицине (вазелиновое масло, парафин, циклопропан). Детальное изучение их в курсе биоорганической химии обусловлено тем, что углеводороды лежат в основе всех классов биологически активных веществ. Химические свойства углеводородов находятся в зависимости от состояния гибридизации атома углерода и степени делокализации p-связи. Для углеводородов, содержащих sp 3-гибридизированный атом углерода (алканов), характерны реакции радикального замещения (SR); для углерода в sp 2-гибридизации с локализованной p-связью (алкенов) и со слабо делокализованной p‑связью (диеновых) идут реакции электрофильного присоединения (АЕ); для аренов, все атомы цикла которых в sp 2-гибридизации и p-связь сильно делокализована, в мягких условиях наиболее характерно электрофильное замещение (SE), реакции присоединения, ведущие к разрыву цикла, идут только в жестких условиях.
Вопросы для самостоятельной работы 1. Классификация органических реакций по способу разрыва связей в субстрате и реагенте. Дать понятие радикала, электрофила, нуклеофила. 2. Покажите гомолиз и гетеролиз связи на примере молекул HBr, Br2, H2O, CH3I. Назовите образующиеся частицы. 3. Классификация органических реакций по конечному продукту с учетом реагента. Приведите примеры. 4. Поясните, почему для углерода в sp 3-гибридизации (алканы и циклоалканы) характерны реакции замещения по радикальному механизму (SR). 5. Покажите пути образования радикалов. 6. Галогенирование насыщенных углеводородов при облучении лежит в основе получения их галогенопроизводных, применяемых в органическом синтезе и медицинской практике. Напишите реакцию и опишите по стадиям механизм: б) бромирования этана; в) хлорирования изобутана; г) бромирования циклогексана. 7. Взаимодействие органических соединений с молекулярным кислородом – один из важнейших радикальных процессов. Покажите а) in vitro окисление вторичных С-Н-связей наркозного эфира, приводящее к его порче; б) in vivo схему пероксидного окисления липидного слоя клеточных мембран. 8. Поясните, почему для углерода в sp 2-гибридизации (алкены и алкадиены) характерны реакции электрофильного присоединения (АЕ). 9. Напишите реакции галогенирования и опишите механизм АЕ а) бромирования (хлорирования) этена; б) бромирования пропена; в) бромирования 2-метилпропена. Сравните реакционную способность пропена и 2-метилпропена с этеном в реакциях электрофильного присоединения. 10. Напишите реакции гидрогалогенирования и опишите их механизм а) этена с хлороводородом; б) пропена с хлороводородом. Сравните реакционную способность этена и пропена и дайте объяснение правилу Марковникова. 11. Напишите реакцию гидратации бутена-1 in vitro в условиях кислого катализа и опишите ее механизм. Сравните реакционную способность этена и бутена-1 и поясните правило Марковникова. 12. Гидратация непредельных соединений in vivo. 13. Объясните особенность присоединения галогеноводородов и воды к a,b-ненасыщенным кислотам. 14. На примере реакции бутадиена-1,3 с хлором покажите особенности реакций АЕ у диеновых углеводородов. 15. Поясните на примере бензола, почему для ароматических соединений, несмотря на их высокую ненасыщенность, характерны реакции замещения (SE). 16. Покажите образование электрофилов в реакциях SE: галогенирования, алкилирования, нитрования, сульфирования. 17. Из перечисленных ниже заместителей выберите ориентанты I и II рода, покажите их влияние на интенсивность реакций SE и ориентацию входящей группы: -NH2, -OH, -SO3H, -NO2, -OR, -COOH, -CH3, -Br, -CHO. 18. Напишите уравнение реакции бромирования бензойной кислоты. Опишите механизм и покажите ориентирующее действие СООН-группы. Что легче бромируется – бензойная кислота или бензол и почему? 19. Напишите уравнение реакции сульфирования гидроксибензола (фенола). Покажите механизм и ориентирующее действие ОН-группы. Что легче сульфируется – фенол или бензол и почему? 20. Напишите уравнение реакции алкилирования метилбензола (толуола). Покажите механизм и ориентирующее действие СН3-группы. Что легче алкилируется – толуол или бензол и почему? 21. Напишите уравнение реакции нитрования аминобензола (анилина). Покажите механизм и ориентирующее влияние NH2-группы. Что легче нитруется – анилин или бензол и почему? 22. Йодирование тирозина in vivo и алкилирование ароматических субстратов в биосинтезе жирорастворимых витаминов.
Лабораторная работа по теме Опыт 1. Свойства алканов. На предметное стекло нанести на расстоянии друг от друга по 1 капле разбавленного раствора KMnO4 и бромной воды с каплей конц. H2SO4. Обе капли смешать с каплей вазелинового масла (смесь предельных углеводородов). Сделать вывод о реакционной способности алканов.
Опыт 2. Получение и свойства этилена. В первую пробирку поместить 8 капель конц. серной кислоты, 4 капли этилового спирта и несколько крупинок оксида алюминия (Al2O3). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и конец трубки опустите во вторую пробирку с 4 каплями бромной воды. Нагрейте первую пробирку над спиртовкой. Как только бромная вода обесцветится, опустите конец газоотводной трубки в заранее приготовленную третью пробирку с 1 каплей 2% раствора перманганата калия и 5 каплями воды. После обесцвечивания подожгите выделяющийся газ у конца газоотводной трубки. Запишите реакции получения этилена и взаимодействия этилена с Br2 и KMnO4.
Опыт 3. Бромирование анилина. В пробирку поместите 1 каплю анилина и 5-6 капель воды, хорошо перемешайте и прибавьте несколько капель бромной воды до появления белого осадка триброманилина. Реакция применяется в фармацевтическом анализе для открытия анилина и его производных. Объясните активирующее и ориентирующее влияние аминогруппы в анилине и запишите уравнение реакции бромирования анилина.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |