![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторно-практическое занятие № 4
Тема: Кислотность и основность по Бренстеду. Гидроксисоединения. Цель: 1. Сформировать знания кислотности и основности органических соединений как важнейших свойств, определяющих большинство химических реакций в живых организмах. 2. Выработать умение прогнозировать реакционную способность спиртов в зависимости от их строения и строения реагентов. Исходный уровень: 1. Электроотрицательность атомов по Полингу. 2. Электронные эффекты заместителей. ЭА и ЭД. 3. Электронное строение пиррольного и пиридинового атомов азота. 4. Классификация реакций по их механизму. Типы реагентов. Содержание занятия: 1. Контроль выполнения домашнего задания. 2. Практическая часть «Кислотность и основность по Бренстеду. Гидроксисоединения». 2.1. Кислотность и основность по Бренстеду. Сравнительная характеристика кислотных свойств спиртов, тиолов, фенолов и карбоновых кислот. 2.2. Роль неподеленной пары электронов гетероатомов в проявлении основных свойств аминов, эфиров, тиоэфиров и спиртов. 2.3. Реакционная способность спиртов. 3. Лабораторная работа по теме «Гидроксисоединения». 4. Контроль выполнения лабораторной работы. 5. Контроль усвоения темы.
Важными аспектами реакционной способности органических соединений являются их кислотные и основные свойства. Перенос протона, например, между атомами кислорода, азота и серы наблюдается в ходе многих биохимических реакций. Большую роль в биохимических процессах также играет кислотный или основной катализ. Для оценки кислотности и основности органических соединений часто используют теорию Бренстеда. Понятия «кислоты и основания Бренстеда» будут использоваться практически во всех последующих темах.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Дайте определение кислоты и основания по Бренстеду (Б.). 2. Покажите протолитическую реакцию переноса Н+ от кислоты Б. к Н2О как основанию. Введите понятие сопряженной кислоты и сопряженного основания. 3. На примере HCl и HCN сравните силу кислоты Бренстеда и сопряженного ей основания. 4. Дайте определение кислотного центра (к.ц.) и покажите классификацию кислот Б. по кислотному центру. 5. Что такое Ка и рКа? 6. Поясните, почему по устойчивости аниона судят о силе кислоты. 7. Перечислите факторы, от которых зависит стабильность аниона (сила кислоты Б.). 8. Выделите кислотный центр в соединениях и составьте ряд возрастания кислотности. Объясните причину изменения кислотных свойств. а) С2Н5-СН3; б) С2Н5-ОН; в) C2H5-NH2 9. Объясните и подтвердите реакциями различие в кислотных свойствах спиртов и тиолов: рКа (С2Н5ОН) = 18,0; рКа (C2H5SH) = 10,5. Покажите биороль тиолов и применение их в медицине. 10. Сравните кислотность предложенных соединений по рКа, укажите фактор, объясняющий изменение кислотности. а) С2Н5ОН; б) рКа = 18,0 рКа = 9,9 рКа = 4,7 Изобразите графически феноксид- и карбоксилат-ионы. 11. Покажите влияние заместителей (графически изобразите электронные эффекты) на кислотность соединений. а) фенол п -метилфенол п -нитрофенол рКа = 9,9 рКа = 10,1 рКа = 7,1 12. Объясните различие в кислотности этанола (рКа = 18,0) и этандиола-1,2 13. Покажите классификацию оснований Б. по основному центру (о.ц.) и дайте факторы, влияющие на силу основного центра. 14. Напишите протолитическую реакцию переноса протона от воды к основанию. Дайте понятие рКВН+. 15. Выделите основный центр в соединениях: а) д) 16. Объясните разницу в основности соединений. Отметьте электронные эффекты графически. а) CH3-NH2; б) CH3-NH-CH3; в) метиламин диметиламин анилин пиридин рКВН+ = 10,6 рКВН+ = 10,8 рКВН+ = 4,58 рКВН+ = 5,23 17. Выделите кислотный и основный центры имидазола 18*. Укажите кислотные центры и расположите их в порядке возрастания. Ответ поясните. а) б) (п -бензиламиносалициловая кислота в виде кальциевой соли – препарат бепаск – применяется для лечения туберкулеза) 19*. Объясните причину легкой растворимости сульфацила в щелочи. Покажите схему взаимодействия.
20*. Выделите основные центры, укажите место протонирования. Покажите биологическую роль этих соединений. а)
21*. Является ли холин аммониевым основанием? Поясните. Покажите биороль холина. 22*. Новокаинамид и анестезин применяются в медицине в виде водорастворимых гидрохлоридов. Напишите схему взаимодействия: а) новокаинамид (при сердечной аритмии) б) анестезин (для местной анестезии)
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |