Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обратная связь. Функционирование организации возможно исключительно при наличии информации, необходимой для выработки и реализации уп­равленческих решений




ПОДДЕРЖКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ

Функционирование организации возможно исключительно при наличии информации, необходимой для выработки и реализации уп­равленческих решений. Информация в организации образует инфор­мационные потоки, принципиальная схема которых представлена на

рисунке

Рис. Информация в управлении

Как видно из схемы, вся информация системы управления обра­зуется входными и выходными данными.

Входная информация для системы управления делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешними по отношению к организации являются сведения со стороны окружающей среды, которые включают характеристику потребителей, поставщиков, конкурентов, раскрывают финансово-кредитную политику, социальные и экономические тенденции, тен­денции научно-технического прогресса, доступность и производи­тельность факторов производства.

Внутренняя информация характеризует производственный потен­циал организации и включает сведения о состоянии основных про­изводственных факторов (финансы, рабочая сила, материалы, обо­рудование, здания и сооружения).

Выходные данные могут быть выражены в форме различных управленческих воздействий (решений), направленных на управля­емую подсистему (производство). Наиболее распространенным ин­струментом для этих целей является план (бизнес-план).

Обратная связь пополняет внутреннюю информацию в результате производства и обеспечивает корректировку отклонений от плана в процессе функционирования организации.

Система управления (вне зависимости от происхождения (приро­ды) системы или ее сложности) обладает свойством, которое заключается в том, что все элементы подсистем реагируют на внутреннюю и внешнюю информацию, строящуюся на основе обратной связи. Это свойство определяет природу и принципы построения и функци­онирования систем управления и оценки степени обеспечения про­цессов связи и принятия решений в организации.

Таким образом, в современном менеджменте информация стано­вится самостоятельным фактором производства. Этому способство­вало развитие повсеместного применения компьютеров для сбора, передачи, обработки и хранения информации, что. в конечном счете привело к появлению информационных компьютерных технологий.

Широкое применение информационно-компьютерных техно­логий предоставляет менеджменту организации следующие возмож­ности:

• ориентироваться на более глубокий анализ ситуаций, в кото­рых руководители принимают решения;

• рассматривать технологии выработки и принятия решений во всей их полноте;

• в процедурах принятия решений перейти от «жестких» (hard) математических моделей к «мягким» (soft) моделям, в которых формальные расчеты комбинируются с экспертными оценками, ситуационным подходом;

• активнее использовать инновационные технологии прогнози­рования, стратегического и тактического планирования;

• повысить внимание к организационной и психологической стороне применения математических и вычислительных средств в процессах принятия решения.

Главная отличительная особенность современного этапа приме­нения информационно-компьютерных технологий заключается в воз­можности создавать разделенные системы поддержки решений на базе локальных вычислительных сетей и глобальной системы Интернет, обеспечивающих комплексный подход к принятию управленческих решений. В связанных между собой узлах компьютерной сети распо­лагаются пользователи сети — менеджеры различного уровня. Каждый пользователь может независимо решать частные задачи организации, используя для этого информационно-вычислительные возможности той системы, к которой он имеет доступ пользователя.

Решение проблем общего характера организации требует привле­чения знаний, информации и ресурсов, подведомственных ряду пользователей. Общую проблему они могут решить только совмест­но, объединяя свои локальные возможности и согласовывая приня­тые решения.

Наилучшие решения могут быть приняты тогда, когда менеджеру в определенный им момент выдается необходимая, надежная ин­формация. Без информации, получаемой из надежных источников, менеджер не может осуществлять эффективное планирование и руко­водство деятельностью организации.

В процессе управления достаточно сложно определить, какая информация является необходимой, а какая — излишней. Объем и качество информации устанавливается опытом, поскольку реальная ценность информации определяется в процессе ее использования по результатам принятых управленческих решений.

Применение информационно-компьютерной технологии позволя­ет снизить интеллектуальные и психологические затраты менеджера и специалиста, что, с одной стороны, высвобождает его личные ресур­сы для выполнения более ответственных задач, с другой — создает предпосылки для использования менее ценных специалистов на ра­ботах, где без вычислительной техники требовался бы менеджер или специалист с большим опытом и квалификацией. Последнее объяс­няется тем обстоятельством, что информационное обеспечение про­цесса принятия решений состоит из двух этапов: получение фактичес­кого материала (данных) и их анализ на основе имеющихся знаний у ЛПР. Компьютерное обеспечение процедур первого этапа реализует­ся с помощью информационных технологий, анализ характеристик которых приведен в табл. 8.1.

Таблица 11.1 Группировка информационно-компьютерных технологий

 

Группа информа­ционных технологий Назначение технологии Область применения технологии
Базы данных Сбор, структуризация, хранение и предвари­тельный анализ данных На всех уровнях иерархии управления
Телекоммуникации Доступ к территориально удаленным источникам информации Внутри организации для создания распреде­ленных баз данных
Компьютерная графика Представление информа­ции в компактном виде, удобном для восприятия ЛПР Построение графиков, диаграмм; отображение реальных и виртуальных (например, проектируе­мых) объектов
Региональные информационные системы Соединение баз данных с визуальным (вербаль­ным) представлением о регионе Управление системами, имеющими пространст­венное распространение

 

Информационно-компьютерные технологии помогают ЛПР на этапах сбора, отбора, первоначального анализа информации. Для ин­формационной поддержки на этом этапе используются специальные компьютерные системы, которые называются системами поддержки принятия решений (СППР).

В общем виде СППР можно представить в виде:

где S — база имитационных моделей; R — база продукционных правил, которая пополняется в результате анализа принятия реше­ний в сложных ситуациях; / — информационная база; К — база общих знаний.

Основные этапы разработки информационно-компьютерной СППР в организации состоят в следующем:

1. Определение основных составляющих и условий ведения хо­зяйственной деятельности организации.

2. Анализ закономерностей и эмпирических данных о структуре и особенностях научно-технических, экономических, соци­альных и экологических рисков.

3. Анализ и систематизация источников информации и инфор­мационных потоков.

4. Разработка методов принятия решений и математических мо­делей в условиях неполной информации и при наличии огра­ничений.

5. Комбинированная оценка опасности принятия не совсем ра­ционального решения в условиях неопределенности.

6. Разработка спецификации, интерфейса и структуры информа­ционно-компьютерной СППР.

7. Реализация и тестирование информационно-компьютерной СППР.

Таким образом, для информационного обеспечения управления организацией необходимо и возможно создание информационно-компьютерной СППР. Такие системы должны иметь доступ к опера­тивной информации и базам знаний, хранящим способы и методы разрешения ситуаций в данной и смежных областях, должны исполь­зовать преимущества телекоммуникационных технологий Интернет. На практике есть много случаев, когда необходимо принимать реше­ния в короткие сроки и когда трудно, а иногда и невозможно при­гласить консультантов, собрать специалистов, провести консилиум или заседания совета. В таких ситуациях компьютерные системы поддержки принятия решений являются не желанной целью, а ста­новятся вынужденным вариантом в условиях ограниченных ресур­сов, прежде всего временных ограничений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.