Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование управленческих решений




Моделирование заключается в построении системы знаков (символов, формул, матриц, слов, графиков), которые воспроизводят исследуемый объект и с помощью которых можно выявить его свой­ства, недоступные при изучении любым другим способом. Таким образом, моделирование позволяет получить новую информацию о свойствах исследуемого объекта на основе особого рода обработки ипредставления существующей идоступной информации. Главной проблемой при этом остается проблема обеспечения соответствия структуры и свойств модели структуре и свойствам реального эко­номического процесса, явления или объекта, т.е. проблема изомор­физма. Если модель изоморфна и имитирует наиболее существенные характеристики объекта и при этом для своего построения исполь­зует доступный инструментарий, то можно значительно сократить затраты ресурсов, в том числе времени, на изучение характеристик экономического объекта. С помощью моделей можно также исследо­вать процессы в будущем, формировать варианты стратегии и отби­рать из них наиболее эффективный вариант.

В основе построения имитационных моделей организации лежит cбор, обработка, анализ и интерпретация информации о количественных характеристиках экономического процесса. Качественные характеристики моделируются только в той мере, в какой они могут быть выражены, как показатели вектора меры какого-либо явления дли процесса.

Для того чтобы модель была изоморфна исследуемому объекту, необходима прежде всего классификация моделей организаций, функционирующих в сложных информационных условиях, когда эти условия изменчивы, противоречивы, разнонаправленны.

Моделирование процессов поведения организации показывает, ito в этой области созданы два класса моделей организаций — экономические (управленческие) и исследовательские (экономико-математические).

Экономическая модель организации — это комплекс технико-технологических, организационных, финансово-экономических и иных документов, с помощью которых имитируется реальное состояние организации. Такая модель представляет системный пакет информации о факторах, параметрах, критериях оценки деятельно­сти организации во времени, в разрезе его функциональной деятель­ности. К классу экономических моделей относятся:

• паспорт организации;

• бизнес-план;

• прогноз;

• программа;

• балансы.

Перечисленные группы моделирующих документов дают полное представление специалисту о состоянии реального объекта.

Следует отметить, что перечисленные группы экономических моделей дают более полную информацию об организации, чем ее натурное изучение. Кроме того, без изучения этих моделей любое натурное исследование организации, а тем более группы организа­ций мало что дает для выработки управленческих решений из-за сложности обобщения информации. Приведем основные характери­стики и параметры каждой из перечисленных групп моделей, дела­ющих их изоморфными конкретной организации и определяющих область их использования для стратегического, инновационного и оперативного управления.

Паспорт организации имеет следующую структуру.

1. Общие сведения об организации.

1.1. Полное и сокращенное наименование.

1.2. Адрес.

1.3. Реквизиты.

1.4. Фамилия, имя, отчество руководителя.

1.5. Год создания.

1.6. Форма собственности.

1.7. Организационно-правовая форма.

1.8. Сфера деятельности.

1.9. Основная продукция (услуги).

2. Краткое описание миссии (философии) организации.

2.1. Цель.

2.2. Направленность (коммерческая, социальная, связанная с государственными интересами).

2.3. Степень согласованности с приоритетами: федерального уровня;

субъекта Российской Федерации; муниципального образования.

2.4. Концепция развития.

2.5. Эффективность.

2.6. Ожидаемые рынки и их объемы.

3. Производственный аппарат.

3.1. Структура основных фондов (технологическая, воспроиз­водственная).

3.2. Технико-технологическая база.

3.3. Производственная структура.

3.4. Преимущества и пути их реализации.

4. Управление.

4.1. Организационная структура управления.

4.2. Кадры (состав, структура).

5. Материальные потоки.

6. Финансовые потоки: доходы;

расходы; прибыль.

7. Экологическая характеристика производства.

Наиболее существенными признаками модели «План» являются те, что эта группа моделей предполагает существование действующей системы, для которой разрабатывают форму задания цели, определен­ный порядок действий по ее достижению, необходимые для этого ресурсы.

План в зависимости от уровней системы управления организа­цией может быть стратегическим, инновационным и оперативным (бизнес-план).

В стратегическом плане вырабатывается реакция предприятия на изменения во внешней среде, корректируются цели деятельности в соответствии с его миссией, выбирается стратегия поведения на рынке на определенный период времени.

В инновационном плане {проекте) реализуется набор целевых установок принятой стратегии, предусматривается адаптация к из­менениям во внешней среде, происходящей дифференциации в ры­ночном пространстве, формируются целевые установки для функций деятельности организации.

В оперативном плане {бизнес-плане) в пределах целевых установок разрабатывается план производственно-хозяйственных и финансо­вых операций по всем подразделениям организации.

Таким образом, стратегическое и инновационное планирование (моделирование) решает вопросы повышения эффективности деятельности организации, ориентируясь на условия внешней среды (рыночного пространства), а оперативное (бизнес-планирование) — на внутреннюю среду организации.

В процедурах моделирования при разработке планов участвуют следующие элементы определения системы управления: время, цель, система целей (задач), вероятность цели, оценка цели, ресурсы, пос­ледовательность действий, мероприятия, состояние среды.

К этой группе моделей следует отнести план антикризисного (внешнего) управления, который разрабатывается и осуществляется при процедуре банкротства. Учитывая, что банкротство — часто встречающееся явление в рыночной экономике, в классификации модель «План антикризисного управления» выделяется в качестве са­мостоятельной.

Модель «Прогноз» (индикативный план) отображает действующую систему управления в будущем. Этот вид моделей является исследо­вательским инструментом. С его помощью становится возможным расширить сведения о потенциальном уровне рассматриваемой орга­низации. Этот тип моделей используется на стратегическом уровне управления организацией.

Разработка модели прогноза основывается на использовании сле­дующих элементов определения экономической системы: время, ог­раничение времени, цель, оценка цели, вероятность достижения цели, мера цели, область общественно полезных целей, ресурсы, вероятность поддержки целей, последовательность действий, пути достижения цели, состояние внешней среды.

Модель «Программа» во многом аналогична плану. Ее отличие от плана состоит в том, что программа не предполагает заранее име­ющихся исполнителей, поскольку последние определяются в процессе реализации программы. В этом аспекте программа близка прогнозу. Программа является не просто моделью задания целей, но и моделью задания организационной структуры управления, возможно новой, которая должна достичь поставленную цель. Поскольку модель-про­грамма примыкает, с одной стороны, к плану, с другой — к прогнозу, постольку она опирается при своей разработке на большое число эле­ментов определения системы управления. К таким элементам отно­сятся: время, ограничение времени, цель, система целей, оценка цели, достоверность цели, замысел цели, ресурсы, вероятность поддержки ресурсами, последовательность действий, вероятность и пути дости­жения цели, траектория достижения цели, варианты реализации цели, согласование действий, состояние среды, воздействие на среду, пос­ледовательность изменения системы.

Для имитационного моделирования можно использовать экономические модели, получившие название «Балансы». Наиболее важной из этой группы моделей является «Бухгалтерский баланс» форма № 1). Только с помощью бухгалтерского баланса становится возможным осуществить анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, оценить его экономическую устойчивость рыночном пространстве.

Анализ баланса можно произвести следующими методами:

• без предварительного изменения состава балансовых статей;

• по уплотненному сравнительному аналитическому балансу, в котором агрегированы некоторые однородные по составу эле­менты балансовых статей;

• путем корректировки баланса на индекс инфляции.

В процессах принятия управленческих решений эффективен метод сравнительного аналитического баланса, схема построения которого приведена в табл. 11.2. Его получают путем уплотнения отдельных статей и дополнения показателями (динамики и структурной динамики). Приведенная схема построения бухгалтерского баланса позволяет систематизировать расчеты, которые осуществляют аналитики, и включать в исследование показатели горизонтального и вертикального анализа.

Класс экономико-математических {исследовательских) моделей формируют так называемые неформальные модели, т.е. такие модели, которых наряду с документально подтвержденной (объективной) информацией может встретиться субъективная информация, полученная исследовательскими путями.

Экономико-математические модели представляют второй класс имитационных моделей. Их можно свести в классификацию, отличие от корой состоит в совместной группировке по признакам экономических и экономико-математических моделей (табл. 8.3) и использовании классификационных признаков для группировки моделей.

Таким образом, имитационное моделирование динамики функционирования организации позволяет определять близкие к оптимальным результаты управленческих решений, задавать их в качестве плановых целей, прогнозировать динамику фактических результатов, вычислительные эксперименты на основе системы имитационных моделей, управленческих и исследовательских, делают возможным ценить отклонения от поставленных целей и тем самым реализовать «идею» управления по отклонениям на этапе прогнозирования последствий альтернативных управленческих решений. Это позволяет повысить эффективность принимаемых управленческих решений процесса управления в целом.

 

Схема построения аналитического баланса

 

 


 

Классификация имитационных моделей предприятия

 

 

 

Класс моделей Классифика­ционный признак Вид моделей
Экономические (управленческие) Назначение Паспорт организации Прогноз (индикативный план) Бизнес-план Программа Балансы (материальные, финансовые)
Экономико-мате­матические (иссле­довательские) Характер модели Статические Динамические
Степень определен­ности Детерминированные Нечеткие Комбинированные
Количество исследуемых характеристик Одномерные Многомерные
Характер влияния факторов Однонаправленные Разнонаправленные

Контрольные вопросы и задания

1. Что означает термин «управленческое решение»?

2. Раскройте сущность технологии человеко-компьютерных решений.

3. Дайте характеристику структуры процесса принятия решения.

4. Что такое решающее правило принятия решения? Приведите примеры его использования.

5. Опишите ситуации, в которых менеджер принимает решение.

6. Классификация задач принятия решения.

7. «Мягкие» модели принятия решений. Приведите примеры.

8. Какова роль информации в управлении?

9. Информационно-компьютерное обеспечение принятия реше­ний.

10. Дайте характеристику систем поддержки принятия решений (СППР).

11. Моделирование принятия решений. Опишите технологию. 11. Какие экономические модели вы знаете?

13. Приведите классификацию имитационных моделей.


Глава 12 ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

12.1 МОРАЛЬ И ЭТИКА

Мораль (от лат. mores — обычаи, нравы — произошло moral is — правильный, нравоучительный) представляет собой важнейший объективно действующий общественный институт, который регули­рует поведение и деятельность людей. Одновременно мораль харак­теризует форму общественного сознания и вид особых общественных отношений, называемых моральными отношениями. Мораль пред­ставляет предмет изучения этики.

Категория «мораль» используется для выражения системы принципов правильного поведения человека в обществе. В работе Ю.Ю. Петрунина и В.К. Борисова мораль определена как со­циальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности. Мораль передается в культурных и институциональных рамках от поколениях поколе­нию, от группы к группе, от индивида к индивиду и имеет объектив­ный статус.

Этика (моральная философия) изучает социальную мораль, зна­комит с нормами морали, учит людей принимать во внимание ин­тересы других людей и таким образом соответствовать социальным стандартам.

В хозяйственной деятельности этика и личный интерес могут со­впадать, особенно в условиях, когда моральное поведение выгодно. Это обстоятельство затрудняет оценку поведения менеджера.

Менеджерам обычно безразлично, определяются ли их действия здравым смыслом управления деятельностью организации или тре­бованиями морали. Однако такое поведение менеджеров в условиях изменения (ухудшения) состояния окружающей среды может при­вести к аморальным действиям. Так, стремление максимизации прибыли в условиях ухудшения экологической обстановки может привести к нанесению ущерба природной среде, обществу.

Хозяйственная деятельность осуществляется в социальной среде, поэтому менеджеры, предприниматели должны оценивать полезность своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. Посту­пать морально означает рассматривать здравый смысл как мотив и обоснование этического поведения.

Менеджер, проявляющий интерес к морали, стремится обосновать ту или иную позицию. Моральная позиция, занимаемая субъектом, обосновывается причинами, которые заставляют ее придерживаться. Однако любое убеждение подвержено критике и поэтому нуждается в надежном обосновании, хорошей аргументации. Аргументы долж­ны доказывать или обосновывать какой-либо тезис, принцип и т.д. В этом аспекте мораль имеет свои функции:

■ оценочная функция, когда оценка действий производится че­рез призму особых понятий морального сознания — добро, зло, справедливость, долг, совесть и т.д.;

■ познавательная функция открывает представление о внутрен­нем мире как собственном, так и других людей, организаций, государства;

■ мировоззренческая функция показывает (оправдывает), во имя чего должны выполняться нормы морали;

■ воспитательная функция проявляется в непрерывном, интен­сивном и целенаправленном становлении отдельной личности, воспитании нравственности общества;

■ регулятивная функция на основе синтеза других функций мо­рали представляет человеку стратегические ориентиры в виде моральных ценностей. В соответствии с этой функцией мораль регулирует все сферы жизни и хозяйственной деятельности человека, предъявляет к нему максимальные требования, опираясь на авторитет общественного мнения и моральные убеждения.

Этические ценности, воспроизводимые через оценочную и миро­воззренческую функции, входят наряду с эстетическими, религиозны­ми и познавательными ценностями в более обширную нормативную систему — мировоззрение человека. Мировоззрение определяют как способ прояснения человеком для самого себя основных мотивов, по­буждающих его к деятельности, что может быть представлено аксиоматической системой «Мировоззрение» —» «Нравственные ценности» —> «Поведение». В эту систему входят так называемые «источники искажения»: 1) официальная и управляющая идеология; 2) познавательное и нравственное развитие; 3) нравственная сла­бость; 4) межличностные отношения, которые корректируют пове­дение человека.

Различают универсальную и профессиональную (функционально-дифференцированную) этику.

Универсальная этика определяет нормы поведения, которые являются обязательными для всех людей независимо от их со­циальных функций или профессиональной принадлежности.

Профессиональная этика относится к определенному конкрет­ному набору норм (кодексу поведения), которыми следует ру­ководствоваться менеджерам, принимающим решения в раз­личных профессиональных решениях.

Этика реализуется посредством соблюдения правил этического поведения, которые должны использоваться для принуждения рабо­тать согласно моральным принципам, которые сгруппированы в три категории: персональная, профессиональная и всемирная этика. Принципы персональной этики:

беспокойство за благополучие других; уважение права других быть самостоятельным; надежность и честность; добровольное подчиненное закону; справедливость;

отказ от несправедливого преимущества над другими; благотворительность, возможность приносить пользу; предупреждение вредных последствий. Принципы профессиональной этики: беспристрастность, объективность; прямота, полное разоблачение; конфиденциальность; должное старание;

точное исполнение профессиональных обязанностей; избежание потенциальных или явных конфликтов. Принципы всемирной этики:

соблюдение мирового законодательства; социальная ответственность; управление окружающей средой; взаимосвязь и ответственность за целостность; уважительное отношение к жилью. Важно при этом отметить, что принципы персональной этики являются первым контрольным уровнем в любой ситуации, включая уровни профессиональной и всемирной этики.

Наконец, каковы вопросы этики менеджмента, что она разраба­тывает. К таковым относятся:

• взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой;

• проблема социальной ответственности бизнеса;

• вопросы приложения общих этических принципов к конкрет­ным ситуациям принятия решений;

• способы повышения этического уровня организации и неко­торые другие.

Этику менеджмента по аналогии с этикой бизнеса можно разде­лять на макроэтику и микроэтику.

Макроэтика рассматривает специфику моральных отношений между организациями, государством и обществом, отдельны­ми их частями.

■ Микроэтика изучает моральные отношения внутри организа­ции, между организацией и персоналом, акционерами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.