Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики модели личности менеджера




Тема 10 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Теории мотивации

Существует несколько популярных теорий мотивации. Приведем некоторые из них.

Иерархическая модель мотивации Маслоу носит универсальный характер. По Маслоу, человеком движут пять потребностей: физио­логические, в безопасности, в любви, в привязан­ности и принадлежности к определенной соци­альной группе, в уважении и признании, в самоактуализации. Как только удовлетво­рена очередная потребность, доминирующей становится следующая за ней в иерархии.

Теория Алдерфера (теория ERG) призна­ет три основные группы потребностей: экзи­стенциальные, социальные и развития.

Теория Герцберга (теория гигиенических и мотивирующих факторов). Основана на понятии внутренних факторов (ответствен­ность, признание и достижения), от которых зависит получение удовлетворения от рабо­ты, и внешних факторов (заработная плата и условия работы), с которыми связывают не­довольство.

Теория мотивации Мак-Клеланда. Мак-Клеланд выделяет три вида человеческих мо­тивов: стремление к принадлежности, власть и успех.

Теория ожиданий Врума — согласно, кото­рой именно ожидание вознаграждения акти­визирует поведение, и именно осознаваемое вознаграждение, связываемое с результатом каждого курса действий, придает поведению определенную направленность (управляет поведением).

Кейт Кинан — дипломированный психо­лог со степенью бакалавра, магистр филосо­фии. В 1978 году открыла центр психологи­ческого консультирования для сотрудников крупных производственных предприятий. Ее цель — помочь людям реализовать свои скрытые возможности.

Разработанные Кейт Кинан индивидуаль­ные программы помогают современным ру­ководителям самостоятельно находить и ре­шать организационные проблемы — от инди­видуальной оценки при подборе персонала до создания команды и изучения отношений внутри коллектива. Кейт отдает предпочте­ние обучению менеджеров, помогает им раз­рабатывать программы по расширению и развитию ресурсов компании.

Убежденная в том, что ключ к успешной мотивации — в оптимизме и поощрении, Кейт признает, что поддерживать мотивацию к работе в себе самой стоит ей немалых уси­лий. Утешением для нее служит тот факт, что необходимость таких усилий совершенно не заметна со стороны.

 

В процессе управления менеджерам приходится решать задачи поведенческого характера — неудовлетворенности трудом, регулиро­вания межличностных интересов, сохранения постоянного состава персонала, проводить воспитательную работу. В связи с этим менед­жер кроме профессионализма и компетентности по своей специаль­ности должен обладать профессией «человековеда», которая требует знаний закономерности развития личности и коммуникаций, овладе­ние навыками их использования в межличностном общении.

В социологии и психологии личность определяется как совокуп­ность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной и про­изводственной средах в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, слагается тремя подструктурами — биологической, психо­логической и социальной.

К биологической подструктуре личности менеджера относят возрастно-половые свойства, особенности конституции человека, тип высшей нервной деятельности и задатки. Психологическая под­структура личности охватывает такие образования психики, как тип темперамента, способности и характер. Социальная подструктура лич­ности — это направленность личности (как ее стержневое качество) и все виды опыта человека (сенсорный, ментальный и социальный).

Возрастные особенности организма человека включаются в биологическую подструктуру личности менеджера. Существуют три понятия возраста — биологический, психологический и социальный. Если биологический (анатомо-физиологический) возраст совпадает с хронологическим (паспортным), физиологи говорят о нормальном развитии человека. Его ускоренное физическое развитие в литературе принято называть акселерацией; замедление темпов развития — ретардацией. Такие же соотношения темпов развития можно наблю­дать в психологической и социальной подструктурах личности человека. Психологи описывают критические периоды в развитии лич­ности, когда чувствительность организма к факторам среды не про­сто повышается, а становится более избирательной. Это своего рода «зоны наибольшего риска», т.е. момент перехода на более высокий уровень развития, что необходимо учитывать для оптимизации про­фессиональной деятельности менеджера.

Это обстоятельство имеет существенное значение, поскольку глобализация экономики, затронувшая и российскую экономику, заставляет проблему управления организацией рассматривать еще и под углом зрения изменения условий поведения менеджера. В этом аспекте следует обсуждать и факторы функционирования менедже­ра, которые изменяются в результате, во-первых, трансформации действия «модели пяти сил», когда конкуренты могут стать партнера­ми, заменители товара не вступают в противоречия и т.д., во-вторых, управление хозяйственным риском, с одной стороны, усложняется, поскольку становится необходимым учитывать более обширное про­странство в окружающей организацию социально-экономической и информационной среде, а с другой — снижается неопределенность в получении достоверной информации о деятельности организаций-партнеров. Появляется возможность принимать в типовых (много­кратно повторяющихся) ситуациях стандартные решения, уменьшать отрицательное воздействие стохастических факторов. Наконец, за счет повышения степени определенности условий, в которых менед­жер принимает решения, удается обеспечить увеличение предприни­мательского дохода, т.е. добавочной прибыли от более полного исполь­зования его способностей к хозяйственно-рисковой деятельности. В этой связи хозяйственные риски по фактору «человеческий капи­тал и его использование» следует разделить на два класса:

■ первый класс (субъективные риски) — это риски, связанные с личностью менеджера;

■ второй класс (объективные риски) — это риски, не зависящие от личности менеджера, а только от социально-экономических и информационных условий окружающей среды.

Естественно предположить, что в современной экономике воз­можно управление и теми, и другими рисками, поскольку такой уровень управления представляет собой выявление степени неопре­деленности возможных отклонений от прогнозируемого результата, принятие нестандартных, эвристических решений и осуществление ведения хозяйства по-новому.

Не менее значимым является и разделение полов на две качествен­но разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологически­ми структурами.

Психофизиологами изучены и особенности конституции орга­низма человека: строение головного мозга, всех нервных структур, фенотип, генная организация, гомеостаз — все морфо-функциональные образования, определяющие в конечном счете физическое и психическое здоровье менеджера.

Психологическая подструктура личности во многом определяет профессиональную деятельность менеджера. Для этого необходимо учитывать основные свойства его нервной системы: силу—слабость; уравновешенность—неуравновешенность и преобладание того или иного нервного процесса (возбуждения либо торможения). В эк­спериментальных исследованиях физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова были определены следующие типы нервной системы: сильный, уравновешенный, подвижный тип; сильный, неуравнове­шенный, подвижный; сильно уравновешенный, инертный; наконец, слабый, неуравновешенный, инертный. Эти классические физио­логические типы высшей нервной деятельности человека соответ­ствуют основным традиционным типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. В абсолютно чистом виде эти типы темпераментов почти не встречаются. Кроме того, нельзя назвать любой из этих типов плохим или хорошим. В профессиональной дея­тельности менеджера просто необходимо учитывать типологические особенности специалиста, опираясь на его сильные стороны и коррек­тируя слабые. Так, менеджер с сильной нервной системой обладает высокой работоспособностью при выполнении физической или ум­ственной деятельности, он способен справляться с интенсивными нагрузками, быстро мобилизовать свои силы в стрессовых ситуациях. Специалист со слабой нервной системой обладает низкой работо­способностью, повышенной утомляемостью, низкой стрессоустойчивостью, но в то же время нельзя не отметить его особенности в коммуникационной сфере профессиональной деятельности, т.е. его осторожность, эмпатию, альтруизм, повышенную чувствительность и сопереживание. Это необходимо учитывать при профессиональ­ной ориентации будущего специалиста.

Для диагностики типологических особенностей личности менед­жера можно использовать метод наблюдения за его профессиональной деятельностью — хронометраж и теппинг-тест.

Одним из базисных параметров индивидуальности личности ме­неджера с учетом его типологических особенностей является пред­расположение к рискам в профессиональной деятельности, которое можно изучить с помощью таких психологических характеристик, как «интроверсия — экстраверсия» и «нейротизм — эмоциональная стабильность». Экстраверсия — это направленность личности на ок­ружающий мир и события. Типичными поведенческими проявлени­ями экстраверсии являются общительность, импульсивность, хорошая адаптация в макро- и микросреде. Экстраверт отзывчив, жизнерадос­тен, уверен в себе, стремится к лидерству, любит рисковать. Интро­версия — направленность личности на ее внутренний мир. Интроверт часто погружен в себя, спокоен, уравновешен, любит планировать будущее, не любит рисковать. Нейротизм — понятие, синонимичное тревожности, проявляющееся в эмоциональной неустойчивости, депрессивности, апатии. Эмоциональная стабильность рассматрива­ется как спокойствие, уверенность, решительность.

Для диагностики указанных выше характеристик психологической подструктуры личности в науке и практике используется специальный опросник.

Основным определением человека как субъекта профессиональ­ной деятельности и общения являются его способности. Под способ­ностями понимают свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Природа индивидуальных и родовых способностей человека — общая. Способности человека классифицируют на общие и специальные.

Наиболее важными для профессиональной деятельности менедже­ра являются его коммуникативные и организаторские способности.

Коммуникативные способности — высокая общительность, коммуникабельность, умение налаживать контакты с окружающи­ми людьми и быстро ориентироваться в новой обстановке, владеть высокопрофессиональным и квалифицированным языком и всеми психотехническими приемами невербального общения. Организа­торские способности — умение оптимально распределять поручения, организовывать совместную деятельность, адекватно оценивать себя и окружающих, создавать «ситуацию успеха» и т.д.

Проявлением менеджера как субъекта являются особенности и структура его характера, ведущую роль в которой составляют черты, выражающие отношение человека к другим людям, к вещам, к само­му себе, к труду. Основной вопрос психологии характера заключается в побуждениях, мотивах, связанных с обстоятельствами, в которых человек оказался. Особенностями мотивационной сферы в деятельно­сти менеджера являются «мотивация достижения успеха» и «мотива­ция избежания неудачи».

«Мотивация достижения успеха» — такая стратегия поведения человека, когда он ориентирован на активность, на достижение результата, не боится ошибок, предпринимает различные действия, способен к риску.

«Мотивация избежания неудачи» предполагает другую особен­ность поведения человека: пассивность, боязнь ошибок и неудач, избежание принятия ответственных решений, страх риска.

Для диагностики мотивации личности может быть использован тест-опросник. Кроме того, в структуре характера важное место принадлежит и эмоционально-волевой сфере. Так, использование методики САН (самочувствие, активность, настроение) позволяет определить состо­яние эмоциональной сферы менеджеров, а тест Д. Роттера — иссле­довать «локус* контроля» (внешний и внутренний). Внешний локус решений полагается на внешние обстоятельства, случай, судьбу и т.д. Менеджер с внешним локусом контроля считает, что от него ничего не зависит, пассивен, не способен к оправданному риску.

Менеджер, в котором преобладает внутренний локус контроля, в своей профессиональной деятельности полагается на свои силы, на самого себя, на свои способности, знания и умения, предъявляя к себе жесткие требования и владея всеми механизмами саморегуляции и рефлексивным мышлением.

В современной психологии рядом авторов выделены следующие типы характеров: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный и сме­шанный. Основные характеристики каждого типа таковы:

• Гипертимный психотип — общительность, самостоятельность, находчивость, живой ум, хорошее настроение, плохая перено­симость жесткой дисциплины, монотонного труда, однообраз­ной обстановки.

• Циклоидный психотип — частая смена фаз повышенной ак­тивности фазой пониженной деятельности. В субдепрессивной фазе отмечается вялость, упадок сил, тогда как в фазе подъе­ма циклоиды похожи на гипертимов.

• Лабильный психотип — крайняя подвижность настроения, ме­няющегося часто и по незначительным поводам.

• Астеноневротический психотип — повышенная утомляемость, раздражимость и склонность к ипохондрии.

• Сензитивный психотип — чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности.

Психоастенический психотип — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее), любовь к самоанализу, легкость возник­новения навязчивых опасений.

• Шизоидный психотип — замкнутость и недостаток интуиции в общении.

• Эпилептоидный психотип — склонность к периодам злобно-тоскливного настроения с накипающим раздражением и по­иском объекта, на котором можно сорвать зло.

• Истероидный психотип — эгоцентризм, ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать удивление, восхищение, почитание, сочувствие.

• Неустойчивый психотип — повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью.

• Конформный психотип — постоянная и чрезмерная приспособ­ляемость к своему непосредственному окружению, жизненное правило: думать, «как все», поступать, «как все».

• Смешанные психотипы — различные сочетания тех или иных черт характера, на них падает примерно половина психотипов.

К социальной подструктуре личности менеджера можно отнести направленность его личности и все виды опыта: сенсорного, мен­тального и социального. Избирательная направленность человека означает: на что направлена личность, с чем человек считается и ка­ким образом оценивает, чем он готов поступиться для достижения поставленной цели, из-за чего он готов скорее отказаться, чем идти к ее достижению неприемлемым для него способом. Иначе говоря, способ поведения менеджера в той или иной экономической ситу­ации является наиболее существенным и показательным выраже­нием характера, но характер определяет и сам способ поведения. Можно сказать, что характер есть единство отношения и способа действия.

В процессе своей профессиональной деятельности менеджер ов­ладевает разными видами опыта, формой организации которых яв­ляется его интеллект. Уровень развития интеллекта определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту. Структура ментального опыта есть результат функционирования этой системы.

Психологической основой разумности человека также является его интеллект. В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего. С пси­хологической точки зрения назначение интеллекта — создавать поря­док из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

Известно, что в современных условиях интеллектуальный по­тенциал населения наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами общества является важней­шим основанием его прогрессивного развития. Во-первых, одним из решающих факторов экономического развития сейчас оказывается ин­теллектуальное производство. А ключевой формой собственности — интеллектуальная. Во-вторых, интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности, выступает в каче­стве социального механизма, противостоящего регрессии в развитии общества. В-третьих, работа интеллекта — это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. В-четвертых, высокий уровень развития интеллекта личности спо­собствует профессиональному успеху менеджера.

Социальная подструктура личности — это особенности психики, связанные с фактором ее принадлежности к определенным общно­стям, и с обусловленной этим программой предписанного извне по­ведения. Элементами социального опыта являются: социальные роли, социальные нормы, социальные символы, ценностные ориен­тиры.

■ Социальные роли — это многообразные права и обязанности личности, вытекающие из ее социального положения и пред­писанные ей обществом в целом или конкретной общностью.

■ Социальные нормы представляют собой правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении от состоящих в этих группах лиц. Социальные нормы — нормы-рамки и нормы-идеалы. Первые жестко регламентируют поведение и отношения людей, разновидностями их являются нормы-запреты, нормы-права, нормы-обязанности. Вторые — проецируют наиболее опти­мальные модели поведения на будущее.

■ Социальные символы — это средства внедрения и закрепления официально санкционированной и индивидуально-практичес­кой системы ценностей, сочетающие рациональное значение с высоким эмоциональным уровнем восприятия и переживания (гимны, памятники истории, флаги, портреты, статуи и т.п.).

Ценностные ориентиры — субъективное практическое отно­шение личности к социальным нормам, системе ценностей, влияющих на мотивацию личности, концепцию истины и справедливости, свободы и ответственности, смысла жизни, добра и зла и т.п.

На основе социального опыта менеджера вырабатываются умения, швыки, знания, привычки, т.е. портрет менеджера, его имидж.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.