Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ и прогноз развития финансовых рынков в России. труда и снижению профессиональных заболеваний, а лишь к снижению общего уровня пенсионного обеспечения в стране и полной деформации всей системы трудовых




труда и снижению профессиональных заболеваний, а лишь к снижению общего уровня пенсионного обеспечения в стране и полной деформации всей системы трудовых отношений.

Однако у существующей системы льготного пенсионного обеспечения есть и сторонники. Прежде всего это представители профсоюзного движения. Они утверждают, что существующая система не порождает тех мотиваций участни­ков рынка, на которые указывалось выше. Их аргументы выглядят следующим образом. Во-первых, система льготных пенсий в значительной степени финан­сируется работодателями, имеющими рабочие места с вредными условиями, поскольку занятые на таких местах работники получают более высокую зара­ботную плату, единый социальный налог с которой уплачивается в полном объе­ме. Утверждается, что имеются расчеты, доказывающие, что отчисления с над­бавок, выплачиваемых в связи с вредными условиями труда, с лихвой перекры­вают расходы ПФР на выплаты пенсий в течение льготного периода. Во-вто­рых, нынешний низкий уровень пенсий никак не связан с действующей систе­мой льготных пенсий, поскольку, как правило, средний период выплаты пен­сии лицам, работавшим во вредных условиях труда, ниже обычного. Поэтому ПФР не несет никаких дополнительных нагрузок, связанных с существованием списков 1 и 2. В-третьих, работодатели заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными условиями труда, поскольку экономическая ответственность за льготные пенсии лежит именно на них. Работники также заинтересованы в улучшении условий труда, поскольку им известна информации о продолжитель­ности жизни людей, работающих во вредных условиях.

Таким образом, по мнению защитников существующей системы, государ­ство не должно пытаться решить все проблемы пенсионной реформы за счет увеличения налоговой нагрузки на работодателей, имеющих вредные условия труда. Попытки такого рода приведут лишь к сокращению уровня профессио­нальной защищенности работников без каких-либо положительных эффектов.

Имеющиеся подходы к реформированию системы. Дискуссия о судьбе льгот­ной системы пенсионного обеспечения еще далеко не завершена. Основные воп­росы - в какой момент произойдет изменение принципов финансирования льготных пенсий, как долго будет длиться переходный период, как именно в течение переходного периода будет осуществляться управление денежными ре­сурсами, выделяемыми для финансирования льготных пенсий.

Дискуссия идет в основном вокруг законопроектов «Об обязательных про­фессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» и «О страховом взносе на финансирование профессиональных пенсионных систем». Оба зако­нопроекта в июне 2002 года приняты Государственной Думой РФ в первом чте­нии и предусматривают создание профессиональных пенсионных систем в рам­ках коллективных договоров, функционирующих на накопительных принципах. Предполагается, что постепенно участниками таких систем станут все лица, име­ющие право на льготную пенсию в связи с вредными условиями труда. Финанси­рование систем предлагается производить за счет дополнительных взносов рабо­тодателей, на чьем балансе находятся рабочие места с вредными условиями тру­да. Законопроект предлагает платить за работников, занятых на подземных рабо­тах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, — до 14,2% их зара­ботной платы, а за работников, занятых на местах с особыми условиями труда, кроме занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, — до 6% от их зарплаты (дополнительно к другим видам социальных платежей). Кроме того, предполагается периодическое проведение аттестации рабочих мест на соответствие их указанным в законе критериям. Конечной це­лью законопроекта, очевидно, является резкое сокращение списка таких мест.


„дж * Л.ГЯЛ^ JT J. V> О U

Законопроект предполагает, что управление средствами профессиональной пенсионной системы осуществляет негосударственный пенсионный фонд, с ко­торым у работодателя заключен специальный договор. НПФ управляет средства­ми ППС на принципах, установленных для инвестирования накопительной час­ти трудовой пенсии. При этом нынешняя редакция законопроекта указывает, что НПФ, управляющий ППС, не должен быть аффилирован с работодателем. Это положение вызывает протесты у представителей индустрии НПФ, указывающих (вполне справедливо), что все крупнейшие НПФ созданы именно для обслужи­вания своих учредителей и, соответственно, предлагаемые запреты приведут к полной дезорганизации рынка. Введение дополнительных сборов с работодате­лей вызывает неудовольствие как у их представителей, так и у профсоюзных ли­деров. Они указывает, что такого рода решение приведет либо к резкому ухудше­нию финансового положения работодателей, либо к резкому сокращению числа получателей льготных пенсий без существенного улучшения условий труда.

Еще один спорный аспект - какого количества людей и с какого момента кос­нется предлагаемая законопроектом система. Здесь предлагаются самые разные под­ходы — от немедленной (с 2003 года) передачи всех средств системы льготного пен­сионного обеспечения в ППС до установления длительного переходного периода, в течение которого для работников, уже занятых на вредных производствах, сохра­няется нынешняя льготная пенсионная система, а для новых организуется ППС. По имеющимся расчетам, переходный период в этом случае растянется лет на 30, а размер средств, которые (с учетом сокращения списков «вредных» рабочих мест) попадут в ППС в ближайшие пять - семь лет, будет крайне невелик.

Налогообложение операций в сфере добровольного пенсионного обеспечения (ДПО). Сегодняшняя ситуация с налогами в сфере ДПО оценивается нами как достаточно приемлемая и уж во всяком случае не как запретительная для разви­тия отрасли. Налоговый кодекс РФ (далее НК) устанавливает следующее:

а) Налогообложение уплачиваемых пенсионных взносов у вкладчика: к расхо­дам на оплату труда, уменьшающим налогооблагаемую базу работодателя по налогу на прибыль, относятся суммы платежей (взносов) работодателей по до­говорам обязательного страхования, добровольного страхования в пользу ра­ботников и договорам негосударственного пенсионного обеспечения (заклю­ченным с лицензированными НПФ). Правда, сумма платежей по добровольно­му страхованию и ДПО, относимая на расходы, не должна превышать 12% сум­мы расходов на оплату труда. Но в масштабах всей российской экономики сум­ма все равно получается огромная - в 2002 году около 280 млрд руб. (если при­нять величину ФОТ в 2350 млрд руб.), что в 20 раз больше суммы ожидаемых в этом году пенсионных взносов (ст. 255 пп. 16).

б) Налогообложение получаемых пенсионных взносов у НПФ: не учитываются в
качестве дохода для целей обложения налогом на прибыль, если они в полном объе­
ме направляются на формирование пенсионных резервов фонда (ст. 251 п. 2 пп. 6).

в) Налогообложение вкладов учредителей (т.е. передаваемого имущества для
обеспечения уставной деятельности — ИОУД) у НПФ: не учитываются в каче­
стве дохода для целей обложения налогом на прибыль (ст. 251 п. 2 пп. 5).

г) Налогообложение инвестиционного дохода от инвестирования пенсионных
резервов у НПФ:
налогом на прибыль облагается превышение инвестиционного
дохода над ставкой рефинансирования ЦБР. На расходы, уменьшающие нало­
гооблагаемую базу, относятся вознаграждения управляющего, депозитария и
других профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые обслужи­
вают НПФ, расходы по хранению и оценке имущества, в которое размещены
пенсионные резервы, а также отчисления на формирование ИОУД — до 15%
инвестиционного дохода от пенсионных резервов. Мы полагаем, что очень не-


 

 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.