КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акмеология – комплексная наука, изучающая закономерности профессионального роста, методы достижения наивысших результатов в творческой деятельности и практической жизни
ТЕЗАУРУС
Авторитет педагога –влияние личности педагога на воспитанников, обусловленное его опытом, возрастом, предыдущими заслугами, профессиональной эффективностью его деятельности и его обаянием. Аксиология педагогическая – учение о ценностях, исследование содержания ведущих идей, теорий и концепций в различные исторические периоды в сфере зарубежного и отечественного образования (с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям личности и общества). Беседа этическая – специально подготовленная и организованная беседа педагога с детьми, имеющая целью способствовать их нравственному совершенствованию. Валеология – дисциплина, изучающая влияние различных факторов на здоровье человека, основы здорового образа жизни, методы обучения и воспитания, сохраняющие и укрепляющие здоровье, проблемы реабилитации детей с ослабленным здоровьем и детей–инвалидов. Ведущий тип деятельности – это деятельность, определяющая важнейшие изменения психических процессов и особенностей личности на данном этапе ее развития. Внеклассная воспитательная работа – деятельность, организуемая классными руководителями, учителями или кураторами со своими воспитанниками вне урока. Внешкольная воспитательная работа – деятельность, осуществляемая в системе учреждений дополнительного образования и внешкольных воспитательных организаций, направленная на развитие у детей различных интересов и способностей. Внушаемость –подверженность личности внушению. Внушение – воздействие на психику человека при сниженной сознательности и критичности. Внушение позволяет незаметно для личности влиять на ее чувства и волю, а также на ее сознание и способствовать или препятствовать усвоению ею тех или иных идей, взглядов и убеждений. Воздействие педагогическое – акт преднамеренного влияния педагога на детей. Воспитание –целенаправленный процесс создания благоприятных условий для развития и саморазвития личности ребенка. Ведущими условиями воспитания являются положительная социальная среда (благополучная семья, воспитательный коллектив, благоприятный микросоциум), воспитательная деятельность, гуманное общение, информационно-положительная среда. Воспитание в коллективе – воспитание детей с использованием детского коллектива как педагогизированной среды, который постепенно становится ведущим педагогическим условием и средством воспитания каждой личности. Воспитание как общественное явление – взаимодействие общества и человека, направленное на освоение и воспроизводство социального опыта и системы ценностей как основы развития и саморазвития личности человека. Воспитание как педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с воспитанниками, направленный на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников в целях развития и саморазвития личности. Виды воспитательной деятельности: диагностическая, конструктивная, организаторская, коммуникативная, мотивационно-стимулирующая, оценочно-рефлексивная и т.д. Воспитание как педагогическая система – совокупность компонентов, обеспечивающая единство и целостность изучаемого воспитательного явления. Компонентами воспитательной системы являются: цель, субъекты воспитания (воспитатель и воспитанник), взаимодействия и взаимоотношения между ними, деятельность и общение как основные сферы взаимодействия, содержание, способы и формы воспитательного взаимодействия. Воспитание как педагогический процесс – совокупность сознательно управляемых и последовательно развертывающихся во времени педагогических взаимодействий воспитателей и воспитуемых, направленная на развитие и саморазвитие личности ребенка. Воспитанник – ребенок как объект и субъект воспитательных взаимодействий в школе. Воспитатель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация воспитательной деятельности воспитанников, создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации, проведение коррекционно-воспитательной работы на основе изучения индивидуальных особенностей воспитанников. Воспитательная деятельность как фактор формирования содержания воспитания – совокупность различных видов работы, направленная на удовлетворение потребностей личности ребенка или ученического коллектива с учетом социальных требований и потребностей всего общества (интеллектуально-умственная, духовно-нравственная, трудовая, эстетическая, спортивно-оздоровительная, игровая, коммуникативная, досуговая виды деятельности). Воспитательная задача – педагогически осмысленная, управляемая, сконструированная воспитательная ситуация (взаимодействие) в конкретном временном отрезке воспитательного процесса. Воспитательная работа – деятельность воспитателей по налаживанию, организации и ведению воспитательного процесса. Воспитательная ситуация – взаимодействие воспитателя и воспитуемого в конкретном временном отрезке воспитательного процесса, которое как ядро (клеточка) воспитательной системы отражает все ее элементы (цель, субъекты воспитания, их деятельность и общение, содержание, способы и формы воспитательного взаимодействия). Гениальность - высший уровень развития различного уровня творческих способностей (интеллектуальных, общих, специальных, музыкальных, художественных и т.д.). Геронтогогика – область андрогогики, в которой рассматриваются закономерности и методы обучения и воспитания, переквалификация и социализация в новых условиях пожилых людей (пенсионного возраста). Геронтология – наука о старении живых организмов, в том числе человека. Исследует механизмы, причины и процессы старения, различие между физиологическим и патологическим старением, социальные, медицинские и экономические проблемы, связанные со старением общества, проблемы долголетия и качества жизни. Гражданское воспитание – конкретная сторона (область, направление, процесс) воспитания, связанная с формированием гражданских качеств личности: патриотизма, ответственности перед обществом и государством, готовности к защите Родины, стремления участвовать в решении государственных дел, социальной активности и т. д. Гуманизация воспитания – развитие воспитательных систем, нацеленных на создание условий для самоопределения, самореализации, самоутверждения, самоактуализации личности человека, расцвета его интересов и потребностей. Пути гуманизации: гуманитаризация, индивидуализация, дифференциация, гармонизация взаимоотношений между субъектами воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика – направление воспитания, реализующее идеи гуманистической психологии: свободное всестороннее развитие личности своих потенциальных способностей, потребностей и интересов (самоактуализация личности); способность личности на осознанный и ответственный выбор значимых для себя знаний, привычек, поведения, поступков в разнообразных жизненных ситуациях. Гуманистический подход – это совокупность положений, исходящая из признания человека как высшей ценности и необходимости создания благоприятных условий для развития его природной заданности, уникальности и личностного самоосуществления. Девиантное поведение – действия, решения и поступки индивида, не совпадающие с системой норм и ценностей общества, зафиксированной в законодательных актах. Дела – общая работа, осуществляемая и организуемая членами коллектива на пользу себе и всем. Демократический стиль педагогического общения – один из стилей общения педагога с детьми, для которого характерно равноправие и взаимоуважение сторон, стремление к сотрудничеству, взаимное доверие, стремление педагога понять детей и помочь им. Диагностика (греч. «распознание») – особый вид познания сущности единичного в сравнении с общим. Диалектический подход – совокупность теоретических положений, исходящая из законов: материя первична, сознание вторично; явления объективного мира и сознания причинно обусловлены (принцип детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии постоянного движения и развития (принцип развития); переход количественных изменений в качественные новообразования; единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания. Дискуссия – метод воспитания, предполагающий спор, обмен мнениями, нахождение правильного решения спорного вопроса, обсуждение различных позиций с целью выработки правильных представлений. Диспут – форма воспитательной работы, отражающая публичный спор, публичную защиту позиций и мнений, публичное обсуждение спорной проблемы, организуемое педагогами для целенаправленного влияния на сознание и формирования социально ценных убеждений детей. Дифференциация – ориентация на всемерное стимулирование способностей каждого учащегося, развитие каждой личности с учетом интересов, мотивов, ценностных установок. Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы человека, база для развития различных способностей. Задачи воспитательные – задачи по формированию личности и коллектива. Задачи организационно-практические – задачи, связанные с определением конкретных путей и средств достижения воспитательного результата. Задачи стратегические – основные направления воспитания в современном обществе, обусловливающие развитие свободной, самоактуализирующейся личности ребенка в процессе его самоутверждения, самоопределения и самосовершенствования. Задачи тактические – задачи, направленные на создание условий воспитания. Закономерность воспитания – объективно существующая, повторяющаяся и существенная связь явлений в области воспитания. Зона ближайшего развития – психологическая характеристика, отражающая взаимосвязь актуального и потенциального развития, которое может достичь ребенок соответствующего возраста в результате обучения и руководства взрослого и сотрудничестве со сверстниками. Игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения и обучения. Идентификация в общении – процесс эмоционального самоотождествления себя с другим человеком или группой, уподобление себя партнеру по общению. Индивид – биологическое существо вида «гомо сапиенс» с присущей ему генетической программой и наследственностью. Индивидуализация – учет различий в интеллектуальной, эмоционально-волевой и практико-действенной сферах личности, особенностей физического и психического развития каждого воспитанника. Индивидуальность – конкретный человек во всем своеобразии своих физиолого-психологических и социальных свойств; Интеграция – вхождение личности в социальную среду, систему социальных ценностей и отношений. Интериоризация – процессвключения социального опыта, норм и культурных ценностей во внутренний мир человека. Классификация методов воспитания – отбор и распределение методов воспитания по определенным группам согласно выбранному критерию. Облегчает понимание, усвоение и использование методов педагогом. Классификация педагогических ценностей – социально-педагогические ценности (идеи, концепции, нормы, правила, традиции, регламентирующие деятельность общества в области образования), групповые педагогические ценности (идеи, концепции, нормы, правила, традиции, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках образовательных институтов), личностно-педагогические ценности (цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности его систему ценностных ориентаций). Классный руководитель – педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями и родителями. Клуб школьный – самоуправляющееся объединение педагогов и школьников как часть общешкольного коллектива, налаживающее разнообразную досуговую деятельность школьников. Коллектив – организованная группа людей, сплоченная совместной целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями. Коллектив детский – высший, с точки зрения воспитательных возможностей, тип детской группы, организованный и направляемый педагогами. Коллектив педагогический – сплоченное и дружное объединение школьных педагогов и воспитанников, увлеченных общими целями и задачами, совместной творческой деятельностью, общими переживаниями и сложившимися коллективными и личными взаимоотношениями. Коллективист – человек, уважающий общие интересы группы, где он работает, живет или находится, умеющий и привыкший сотрудничать в решении общих проблем, нацеленный на совместную деятельность. Коллективное творческое дело – совокупность приемов, операций, процедур и ситуаций коллективного взаимодействия участников дела, направленная на принятие общей идеи, творческую и коллективную реализацию дела, его коллективный анализ и оценку, принятие идеи нового дела. Конфликтная ситуация (как средство воспитания) – столкновение интересов, желаний, взглядов и убеждений в детской группе может быть использовано (или даже инициировано) педагогом для влияния на взаимоотношения в группе в интересах воспитания или перевоспитания отдельных ее членов. Концепция – основной замысел (ведущие идеи) автора в исследуемой отрасли знаний. Кооперация (группа-кооперация) – группа, для которой характерны успешное сотрудничество ее членов, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура группы. Кооперация (метод воспитания) – способ взаимодействия субъектов совместной деятельности, направленный на успешное сотрудничество, сотворчество и гуманное общение. Корпорация – тип группы, для которой характерны совместная сплоченная деятельность, «групповой эгоизм», обособление, замкнутость, противопоставленность другим группам и другим людям, стремление осуществить свои цели за их счет. Коррекционная педагогика – специализированная область педагогической науки, в которой рассматриваются психофизиологические особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, пути и средства компенсации различного рода дефектов в умственном и физическом развитии. Культура как фактор формирования содержания воспитания – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в материальных и духовных ценностях, включающий в себя не только качества человечества, которые воссоздаются каждый раз в процессе становления индивида, но и способы деятельности, многообразные предметы материальной и духовной культуры, которые изобретаются человеком и передаются из поколения в поколение. Культура личности – это гармония знаний, чувств и действий (привычек поведения), гармония его внутреннего мира и внешней (преобразовательной) деятельности. Культура поведения –высокий уровень поведения личности, ее отношений с окружающими людьми, учитывающий накопленные человеческой культурой ценности и знания в областиэтики, психологии, эстетики и других наук. Культурологический подход – совокупность теоретических идей, исходящая из понимания образования как культуросообразной образовательной среды, включающей в себя лучшие качества человечества, способы деятельности, материальные и духовные ценности культуры, в которой проявляется индивидуальность личности ребенка, способного сохранить и воссоздать общечеловеческую культуру. Культурология – наука о материальных и духовных ценностях, созданных человеком, уровнях развития общества, выраженных в способах организации жизни и деятельности людей, а также истории культуры, ее направлениях и теории, охране и использовании культурного наследия. Либеральный стиль педагогического общения –стиль общения педагога со школьниками, для которого характерны слабость влияния педагога на детей, неорганизованность и бесконтрольность общения, отсутствие элементарного порядка, распущенность воспитанников. Личностно ориентированный подход – совокупность положений, исходящая из признания ценности личности человека и необходимости создания условий для выявления возможностей ее самоопределения, самореализация, самоутверждения и самосовершенствования. Личность – участник общественного развития и носитель социальных ролей, норм и культурных ценностей общества. Личный пример воспитателя – один из методов педагогического стимулирования, основаннный на явлениях психологического зараженияи подражания. Заключается в преднамеренно выстраиваемом и контролируемом педагогом собственном поведении с учетом его влияния на поведение и развитие детей. Сила влияния примера воспитателя пропорциональна величине его авторитета в глазах воспитанников. Мажор педагогический – один из методов педагогического стимулирования. Это организация благожелательного и радостного стиля общения и деятельности в школе. Соответствуя преобладающему детскому мироощущению, побуждает школьников к участию в воспитательной деятельности. Макрофазы дотрудовой стадии социализации: детство – адаптация индивида;отрочество – индивидуализация, персонализация, «оличнизация», юность – интеграция (приобретение свойств, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития). Мероприятия – события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогом для воспитанников с целью воспитательного воздействия на них. Метод – способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на достижение воспитательной цели. Методика – совокупность путей, способов, приемов и средств воспитания, направленных на достижение определенной воспитательной цели. Методология – учение о всеобщем методе научного познания. Методология педагогики – учение о структуре, логической организации, методах и средствах педагогической деятельности, принципах построения, формах и способах научного познания в педагогике. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (природу, общество, мышление). Наркомания – заболевание, устойчивая психопатологическая привычка, характеризующаяся непреодолимым влечением к приему наркотических средств, тенденцией к повышению употребляемых доз, психической и физической зависимостью, возникающей от состава наркотического вещества, его доз и длительности употребления, возникает головная боль, головокружение, тахикардия, угнетенное состояние, резкая физическая слабость и пр. По мере развития заболевания возникают глубокие личностные изменения, социальная, психическая и физическая деградация человека. Народная педагогика (воспитание) – народный опыт воспитания, выраженный в традициях, обычаях, фольклоре, поговорках, пословицах и т.д. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования нравственного сознания, нравственных чувств и отношений, формирование привычек нравственного поведения и образа жизни, достойного человека-гуманиста. Нравственное самовоспитание – целенаправленное воздействие на самого себя с целью выработки необходимых нравственных черт характера. Нравственное самосовершенствование – процесс углубления общего нравственного состояния личности человека, возвышение своего образа жизни. Нравственность человека – личностная характеристика человека как внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение. Образование – целенаправленный, сознательно регулируемый процесс присвоения человеком социального опыта, системы культурных ценностей и социальных ролей общества. Обучение – целенаправленный процесс организации успешного освоения детьми социального опыта, способов деятельности и общественного поведения. Общественное мнение – складывающиеся в коллективе и выражающиеся как при коллективном обсуждении, так и в повседневном общении, единые взгляды по тем или иным проблемам жизни коллектива, деятельности и поведения его членов. Влияние общественного мнения на школьников тем сильнее, чем сплоченнее коллектив и чем авторитетнее он в глазах школьников. Один из методов педагогического стимулирования. Объект воспитания – тот, на кого направлено воспитательное воздействие. Объектами могут быть отдельные воспитанники, их группы и коллективы. Отношения воспитательные – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности (личностногоотношения к самому себе, отдельным людям, социуму, природе, окружающему миру, материальным и духовным ценностям). Отношения межличностные – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Педагогика – наука о законах и закономерностях образования, воспитания, обучения и развития личности человека. Педагогическая диагностика – особый вид педагогической деятельности, позволяющий выявить особенности развития изучаемого объекта, явления или процесса, прогнозировать ближайшее будущее и определять пути их развития или коррекции. Педагогическая техника – система умений педагога, обеспечивающая высокий уровень профессиональной деятельности. Обычно выделяются конкретные области педагогической техники. Например, техника речи, техника управления собственным эмоциональным состоянием. Педагогическая технология – система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для воспитания и развития воспитанников. Педагогически запущенные дети – учащиеся, успеваемость и поведение которых отклоняется от норм и стандартов, ввиду отсутствия целенаправленного педагогического воздействия, неблагоприятных социальных факторов: низкого качества обучения, пробелами в знаниях, пропусками занятий, заболеваниями, социальной неустроенностью; при отсутствии патологической наследственности, органических поражений головного мозга и сохранности психических функций. Педагогический такт –умение педагога поддерживать правильные отношения с детьми, находить верный тон в общении с ними; гибкость, осторожность и целесообразность воздействий педагога на воспитанников. Педагогическое конструирование – процесс принятия педагогических решений в условиях системы ограничений и предписаний. Педагогическое прогнозирование – процесс получения опережающей информации об исследуемом явлении, объекте или процессе с помощью методов прогнозирования ( моделирование, выдвижение гипотезы, мысленный эксперимент, экстраполяция и т.д.). Педагогическое проектирование – содержательное, организационно-методическое, материально-техническое социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи. Перевоспитание – воздействие на личность с целью устранения социально и личностно вредных качеств и формирования полезных качеств личности. Перспектива деятельности – один из методов стимулирования педагогического. Это выдвижение перед детьми будущей совместной деятельности как радостного события, которое, соответствуя их настроенности на будущее, увлекает и привлекает к воспитательной деятельности. План воспитательной работы – конкретное отображение общих стратегических задач в мельчайших деталях. План воспитателя – системный список основных дел и направлений работы воспитателя на выбранный период времени (неделя, месяц, год). Планирование воспитательной работы – детальная разработка стратегии и тактики воспитания, предполагающая их конкретизацию в пространственно-временных формах (место и время), в количественных рамках (количество участников, групп, команд), в нормативно-правовых нормах (правила игры, условия конкурса). Привычка – действие или элемент поведения, выполнение которого стало потребностью. Пути формирования привычки: подражание; многократные повторения действия; сознательные, целенаправленные усилия путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ. Приём – способ действия, реализующий метод для достижения цели в процессе воспитания. Принцип – это обобщенное руководство или правило, постоянно при различных условиях и обстоятельствах, проводимое в жизнь. Профессиональная ориентация – система социально-экономических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на осознание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Развитие – внутренние и внешние изменения ребенка под воздействием социальной среды и его собственной активности. Рефлексия в общении - осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению. Самоактуализация – стремление человека к наиболее полному развитию своих качеств, способностей, потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала, путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Сензитивность возрастного развития ребенка – наличие наиболее благоприятных периодов для овладения соответствующего возрасту вида деятельности. Система – совокупность компонентов, составляющих единство и целостность исследуемого явления, где причинно-следственные (структурные) связи компонентов, как правило, отражают ведущие идеи концепции.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |