Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дзэнское мышление




Дзэн-буддизм - ответвление классического индийскогобуддизма, перешедшего из Индии в Китай, а оттуда - в Японию,где он стал одной из национальных религий и философий. Д. м. особенно важно для культурного сознания ХХ в. какпрививка против истового рационализма. Дзэном всерьез увлекалсяКарл Густав Юнг (дзэн вообще связан с психоанализом своей техникой, направленной на то, чтобы разбудить бессознательное). Дзэн также связан с искусством сюрреализма, особенно с творчеством Антонена Арто.Некоторые исследователи усматривают черты, типологическисходные с Д. м., в "Логико-философском трактате" ЛюдвигаВитгенштейна, где рационализм замешан на мистике (см. атомарный факт, аналитнческая философия). В конце этого очерка мы расскажем о влиянии дзэна нахудожественную прозу американского писателя Джерома Сэлинджера. Дзэн называют "убийством ума". "Его цель, - пишет учительи популяризатор Д. м. Дайсецу Судзуки, - посредствомпроникновения в истинную природу ума так повлиять на него,чтобы он стал своим собственным господином [...]. Практикадзэна имеет целью открыть око души - и узреть основу жизни[...]. Основная идея дзэна - войти в контакт с внутреннимипроцессами нашего существа, причем сделать это самым прямымобразом, не прибегая к чему-то внешнему или неестественному[...]. Если до конца понять дзэн, ум придет в состояниеабсолютного покоя, и человек станет жить в абсолютной гармониис природой". Основой метода практики дзэна является коан -бессмысленный на первый взгляд вопрос или ответ (или и то идругое вместе). Дзэн вообще культивирует поэтику абсурда (ср. парасемантика). "- В чем суть буддизма? - спрашивает ученик. - Пока вы ее не постигнете, не поймете, - отвечаетучитель. - Ну предположим, это так, а что дальше? - Белое облако свободно парит в небесном просторе". "Один монах спросил Дзесю: "Что ты скажешь, если я приду ктебе с ничем?" Дзесю сказал: "Брось его на землю". Монахвозразил: "Я же сказал, что у меня ничего нет, что же мне тогдаостается бросить?" Дзесю ответил: "Если так, то унеси его". Можно сказать, что дзэн оперирует многозначнойлогикой (см.), где нет однозначного "да" и однозначного"нет" (так же как в восточной культуре, ориентированной набуддизм и дао, нет смерти и рождения), важно непосредственноедо- или после- вербальное проникновение в суть вещей - моментинтеллектуального и эмоционального шока. Отсюда в практикедзэна эти знаменитые бессмысленные и порой жестокие поступки -щипки за нос, удары палками по голове, отрубание пальцев. Всеэто делается для того, чтобы огорошить сознание, привести его в измененное состояние, сбить мышление с привычных рельсоврационализма с его бинарными оппозициями. Судзуки пишет: "Токусан часто выходил читать проповеди,размахивая своей длинной тростью, и говорил при этом: "Если выпроизнесете хоть слово, то получите тридцать ударов по голове;если вы будете молчать, то этих тридцати ударов вам также неизбежать". Это и было всей его проповедью. Никаких разговоров орелигии или морали, никаких абстрактных рассуждений, никакойстрогой метафизики. Наоборот. Это скорее походило на ничем неприкрытую грубость. Малодушные религиозные ханжи сочли бы этогоучителя за страшного грубияна. Но факты, если с ними обращатьсянепосредственно как с фактами, очень часто представляют собоюдовольно грубую вещь. Мы должны научиться честно смотреть им влицо, так как всякое уклонение от этого не принесет никакойпользы. Градом обрушившиеся на нас тридцать ударов должнысорвать пелену с нашего духовного взора, из кипящего кратеражизни должно извергнуться абсолютное утверждение". Но что такое абсолютное утверждение? На это Судзукиотвечает следующей притчей: "Вообразите, что кто-то взобрался на дерево и повис,зацепившись за ветку зубами, опустив руки и не касаясь ничегоногами. Прохожий задает ему вопрос относительно основныхпринципов буддизма. Если он не ответит, то это будет расцененокак грубое уклонение от ответа, а если попытается ответить, торазобьется насмерть. Как же ему выбраться из этогозатруднительного положения? Хотя это и басня, она все же нетеряет своей жизненной остроты. Ведь, на самом деле, если выоткрываете рот, пытаясь утверждать или отрицать, то всепотеряно. Дзэна тут уже больше нет. Но простое молчание тоже неявляется выходом из положения. [...] Молчание каким-то образомдолжно слиться со словом. Это возможно только тогда, когдаотрицание и утверждение объединяются в высшую формуутверждения. Достигнув этого, мы поймем дзэн". Цель дзэна - просветление, которое называют "сатори". Егоможно определить как интуитивное проникновение в природу вещейв противоположность аналитическому, или логическому, пониманиюэтой природы. Практически это означает открытие нового мира,ранее невзвествого смущенному уму, привыкшему к двойственности.Иными словами, сатори являет нам весь окружающий мир всовершенно неожиданном ракурсе. Когда одного из учителей дзэнаспросили, в чем суть просветления, он ответил: "У ведраотламывается дно". Как мы уже говорили, наибольшее влияние из западных умовдзэн оказал на Сэлинджера. Вот как он описывает просветление,постигшее юношу, героя рассказа "Голубой период ЛеДомье-Смита": "И вот тут-то оно случилось. Внезапно [...] вспыхнулогигантское солнце и полетело прямо мне в переносицу соскоростью девяноста трех миль в секунду. Ослепленный, страшноперепуганный, я уперся в стекло витрины, чтобы не упасть. Когдаослепление прошло, девушки уже не было". В рассказе "Тедди" речь идет о мальчике, получившемпросветление и узнавшем будущее, в частности время своейсмерти, которой он отнюдь не боится, хотя ему предстоитпогибнуть от руки своей маленькой сестренки при несчастномслучае. Вот как Тедди описывает свое просветление: "- Мне было шесть лет, когда я вдруг понял, что все вокруг- Бог, и тут у меня волосы дыбом встали, и все такое, - сказалТедди. - Помню, это было воскресенье. Моя сестренка, тогда ещесовсем маленькая, пила молоко, и я вдруг понял, что о н а - Боги м о л о к о - Бог, и все что она делала, это переливалаодного Бога в другого". Теория и практика дзэна подробно описывается Сэлинджером вцикле повестей о семье Гласс. Бадди Гласс, брат гениальногоСимора, покончившего с собой (см. "Хорошо ловитсярыбка-бананка"), приводит даосскую притчу о том, как мудрецувидел черного жеребца в гнедой кобыле. Сам Симор, объясняя своей жене Мюриель, что такое дзэн,рассказывает легенду о том, как учителя спросили, что самоеценное на свете, и он ответил, что самое ценное - это дохлаякошка, потому что ей цены нет. В финале повести "Выше стропила, плотники" Баддипредполагает послать Симору на свадьбу чисто дзэнский подарок: "Мой последний гость, очевидно, сам выбрался изквартиры.Только пустой стакан и сигара в оловянной пепельниценапоминали о его существовании. Я до сих пор думаю, что окурокэтой сигары надо было тогда же послать Симору - все свадебныеподарки обычно бессмысленны. Просто окурок сигары в небольшойкрасивой коробочке. Можно бы еще приложить чистый листок бумагивместо объяснения". Лит.: Судзуки Д. Основы Дзэн-буддизма. - Бишкек, 1993.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.