Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторика импровизации: на материале монографии В. Н. Харькина «Импровизация… Импровизация? Импровизация!» (М: ИЧП «Издательство Магистр», 1997). 2 страница




II. Функция кратковременной памяти (именно она отождествляется иногда с тем, что называют «сознанием»; см., в частности, [Аткинсон, Шиффрин 2000: 510]) заключается в осознаваемом одновременном удерживании нескольких (как правило, 7 – 9 [Миллер 2000]) независимых единиц информации [Бэддели 2001: 52].

Образ, исчезнувший из оперативной памяти, восстановить не удастся (он может еще раз появиться после повторного предъявления объекта). Однако пока информация находится в кратковременной памяти, она может быть скопирована в долговременное хранилище, где останется практически навсегда.

Информация, поступающая в кратковременную память, имеет определенную модальность (зрительную, слуховую, обонятельную и т.п.). Однако оперативная память активно «сотрудничает» с долговременной, в которой могут храниться данные о том же предмете / явлении, упакованные в другую модальность. Эти ассоциации из долговременной памяти попадают в кратковременную, вследствие чего мы получаем увеличенный нашим опытом объем информации. Например, вам показывают изображение розы. В кратковременную память извне поступает информация лишь визуальной модальности. А в долговременной памяти у нас может находиться артикуляционная модальность ([ро΄зъ]), обонятельная (запах розы), тактильная (колючая) и т.п. Все это накладывается друг на друга, в результате чего в сознании предстает целостный образ цветка. Таким образом, кратковременная память – это подсистема памяти, которая удерживает и обрабатывает определенный объем информации в течение небольшого промежутка времени (около 10 минут) [Никитина 1999: 15]. Именно в оперативной памяти (сознании) происходят процессы управления информацией. Сначала принимается решение, нужна ли вновь поступившая информация. Если нет, то данные стираются; если да, то приходится приложить определенные усилия для перезаписи данных в долговременную память (в частности, этому служит процесс повторения вновь полученной информации). Здесь же (в кратковременном хранилище) происходит и кодировка сообщения: или это будет образ, или это будут словесно-логические понятия.

Для того чтобы извлечь информацию из долговременной памяти, требуются значительные интеллектуальные и временные затраты (если это не навык, который стоит на грани рефлекса). Успешный поиск необходимых данных возможен лишь при высокой степени организации этого мнемического уровня, для чего изначально всю информацию следует запоминать в системе, т. е. для нас должно быть привычным устанавливать связи, ассоциации с уже имеющимися в долговременной памяти сведениями. Эти мостики помогут в дальнейшем быстрому извлечению информации из хранилища. Распространенная среди студентов и школьников ошибка – запоминать предмет в его отвлечении от остальных, не делая никаких связей с другими предметами, областями знаний. Кроме того, при запоминании учащиеся редко пытаются выстроить для себя систему, поэтому информация хранится в памяти в виде отдельных кусков, никак не связанных между собой. Все это лежит «мертвым грузом», который после сдачи зачета или экзамена «стирается» из памяти. Происходит это по той причине, что в долговременной памяти, несмотря на всю ее «вечность», с информацией происходят определенного рода изменения. Выделяют три процесса, которые влияют на процесс укоренения в долговременной памяти человека поступающего сигнала [Слобин 2000: 316] и которые без должных усилий способны изменить до неузнаваемости результаты длительного неоптимизированного заучивания, а именно:

1) уравнивание (многие события выпадают из памяти, информация приобретает более короткий и схематичный вид);

2) уточнение (некоторые детали вдруг приобретают особую отчетливость, затеняя другие элементы);

3) ассимиляция в соответствии с некоторой схемой, или стереотипом (запоминаемое структурируется в мозгу человека в соответствии с его предубеждениями или желаниями).

В целом, долговременная память обеспечивает продолжительное удержание знаний, сохранение умений и навыков, а также характеризуется впечатляющим объемом хранимой информации [Никитина 1999: 15].

4.2.2. Моделирование процесса произвольного запоминания. Рассмотрение мнемической системы позволяет представить запоминание как процесс перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Поскольку при этом преобразовании существенную роль играют связи, устанавливающиеся между поступившим сигналом и теми знаниями, которые находятся в базовом вместилище человеческого опыта, то имеет смысл говорить об активности процесса запоминания. Иными словами, человек сам организует деятельность, ведущую к мнемоническому эффекту, и в этом процессе большую роль играет не столько намеренность (произвольность) запоминания, сколько то, как, каким образом усваивают материал [Андерсон 2002: 196-197]. Следует учесть, что повторение не является тем способом, который неизменно ведет к достижению поставленной цели, хотя он, будучи включенным в процесс запоминания, и существен для освоения исходного сигнала. В процессе запоминания центральное место отводится такой организации действий субъекта с материалом, как группировка, соотнесение, составление планов, вопросов к тексту и т. д. [Зинченко 2002: 298], т. е. всему тому, что в западной когнитивной психологии называют общим термином «усложненная обработка материала», что предполагает выделение мнемонически значимого стимула с помощью дополнительной информации [Андерсон 2002: 191] и что приводит к отбору, формулировке и закреплению определенных связей. Важно также то, что функция закрепления осуществляется не за счет повторения, а посредством акта такого воспроизведения объекта, которое предусматривает соответствие воспринимаемого объекта запоминаемому. Эти положения позволяют сделать вывод о том, что в процессе запоминания центральная роль принадлежит организации действий с материалом, а повторение лишь интенсифицирует эти действия; сама же система мнемонических операций представляет собой структуру, создающую предпосылки для построения умственной модели объекта и его последующего воспроизведения. К составляющим данного процесса, по мнению В. Я. Ляудис, можно отнести следующие типы мнемонических операций:

1) Ориентировку в запоминаемом материале, его категоризацию (ответ на вопрос «что это?»), установление состава («из чего это состоит?») и структуры («как части организованы в целое?»).

2) Поиск и выделение способа группировки, соответствующего материалу (эта операция может заключаться в поиске опорных моментов текста, установлении между ними иерархии).

3) Группировку элементов, перестройку материала на основе внутригрупповых связей, что предполагает осмысление опорных моментов через сам текст.

4) Установление межгрупповых связей (эта операция помогает осмыслить отношения, возникающие между частями предъявляемого целого) [Ляудис 1976].

Единство фаз процесса произвольного запоминания демонстрирует формирование в долговременной памяти человека некоторой мнемосхемы, т. е. ментальной репрезентации материала. Кроме того, данная структура мнемонического процесса лежит в основе мнемотехник и указывает на необходимость включения в их состав таких обеспечивающих прочность произвольного запоминания условий, как умение концентрироваться, обращать внимание на детали, постоянно возвращаться к исходной информации.

4.2.3. Тренинг по улучшению запоминания текстовой информации. Предлагаемый ниже материал знакомит с приемами, помогающими сформировать устойчивые мнемосхемы того или иного текста. Дополнительно к этому дается комплекс упражнений, развивающих «фоновые» навыки мнемонической деятельности, как то: внимание, наблюдательность, рациональное повторение.

Внимание. Эффективное запоминание связано с умением человека концентрировать свое внимание на материале, устойчивостью ко внешним помехам. Объем внимания, его распределение и переключение – все это важные характеристики, от которых зависят и процессы заучивания. Выработке этих навыков могут помочь следующие упражнения:

Упражнение «Лицо»

Представьте себе человека, которого вы видите часто. Постарайтесь перечислить как можно больше его особенностей (прическа, цвет глаз, форма бровей и т.п.).

Упражнение «Шиворот-навыворот»

Кто-либо читает вам слова с конца, а вы их переводите (транспонируете) ([Никитина 1999: 29, 36]; см. также упражнения 1-3 из практикума 3.1.7. темы «Риторика импровизации»).

 

Наблюдательность. Умение наблюдать, т.е. сознательно обращать внимание на детали, может служить дополнительным стимулом для лучшего запоминания текста. С формированием наблюдательности связано такое упражнение:

Упражнение «Произведение искусства»

Для того чтобы надолго сохранить в памяти какое-либо произведение искусства, следует использовать следующую технику:

1. Начните с описания общих форм. Какие геометрические формы преобладают: прямоугольные, круглые и т.п.; каковы их пропорции, размеры.

2. Подробно рассмотрите детали. Какие углы, колонны, двери, окна, статуи, украшения, композиция, фигуры и т.п.

3. Рассмотрите цветовую гамму, соотношение цветов.

4. Сравните данный памятник с уже виденными. Чем схожи, в чем отличаются? Постройте ассоциации.

5. Выразите свое отношение к данному объекту (нравится или нет и чем). Хотели бы вы здесь жить (если это здание) или иметь у себя дома (если это картина, статуя и т.п.). Что бы вы изменили? [Там же: 38-39].

 

Повторение. Повторение может быть хорошей помощью при запоминании, если научиться это делать рационально, без механического заучивания (зубрежки). Критериями осмысленного повторения являются: 1) возможность пересказать материал своими словами; 2) умение воспроизводить его с любого места, а не только с начала. Существуют эксперименты, которые показывают, что, если перечитывать текст несколько раз подряд, он запомнится гораздо меньше, чем если его прочитать меньшее количество раз и с некоторыми интервалами. Промежуток должен быть не менее десяти минут и не более шестнадцати часов в зависимости от того, что конкретно надо запомнить.

Так как наибольшее количество информации теряется сразу после ее запоминания (этот закон распределения забывания установил еще Эббингауз), то необходимо заняться повторением сразу после восприятия (прочтения, прослушивания, просмотра и т.п.), в первые 20-30 секунд. Таким образом, мы создадим условия для перевода сообщения из кратковременной в долговременную память. Количество же повторений зависит индивидуально от каждого человека, однако их можно уменьшить, если отдать должное мнемотехникам. Не следует забывать и еще об одном немаловажном обстоятельстве: повторение должно проходит в контексте той или иной мнемотехники.

 

Мнемотехники. Существует множество приемов запоминания дат, телефонов, номеров машин, лиц, карт и т.д. Но, учитывая специфику риторики (ее направленность на удержание в памяти речевого материала), мы остановимся на мнемотехниках, способствующих запоминанию текста.

Метод ассоциаций

Чтобы эффективно использовать данный метод, необходимо научиться создавать новые ассоциации, отвечающие таким условиям:

(1) Создаваемые ассоциации должны быть яркими, необычными, образными, смешными, фантастичными. Например, как можно связать такие понятия, как стакан и туфли? Отпадает связь через человека, который обут в туфли и держит в руке стакан. Такая ассоциация забудется на следующий день. А вот образ увеличенного стакана, обутого в туфли, быть может, сохранится в памяти надолго.

(2) Необходимо представлять ассоциации визуально, оживлять их.

(3) Следует гиперболизировать ассоциации.

(4) Желательно, чтобы в сознании вырисовывалась двигающаяся картинка [Там же: 44-50].

Версиями данного метода являются (1) способ последовательных ассоциаций, (2) составление списка слов, а также (3) топологическая мнемотехника и (4) прием образного кодирования вербальной информации.

Суть первой мнемонической процедуры: сначала в тексте нужно выделить ключевые слова (подчеркнуть или выписать), а затем (если слова не абстрактные) увязать их друг с другом в увлекательный сюжет. Если слова абстрактные, то необходимо их превращать в слова-предметы, вызывающие в воображении яркую картинку, а уже затем увязывать их в сюжет.

Второй способ ассоциативного запоминания состоит в увязывании ключевых слов текста со словами составленного списка. Условием эффективности данного метода является очень хорошее знание слов списка.

Топологическая мнемотехника (метод «мест»)

Данную мнемотехнику приписывают Цицерону (некоторые считают, что еще до Цицерона Симонид пользовался данным методом). Ее суть состоит в том, что имеющиеся отрезки информации связывались с местами какого-либо реального или воображаемого пространства как опорами запоминания. Для реализации этого мнемонического способа можно использовать собственную квартиру, дом родителей или те места, которые часто нами посещаются и, соответственно, помнятся. Первый раз лучше реально пройтись по выбранному зданию и мысленно расположить в его пространстве единицы информации. «Располагать» запоминаемое можно в окне, шкафу, на столе, люстре и т.п. Важно только, чтобы эти предметы всегда стояли на одних и тех же местах. Чем больше предметов будет в нашем распоряжении, тем больше информации разместится. Следует группировать элементы последовательно слева направо и сверху вниз, чтобы при воспроизведении не потерялась нить изложения. Главное – перед запоминанием заранее определить схему пути и те предметы, которые в нее войдут, чтобы не думать при размещении информации, стоит ли использовать тот или иной атрибут квартиры (подробнее об этом методе см. [Бэддели 2001: 285-288; Йейтс 1997: 12-42; Никитина 1999: 113-117; Солсо 1996: 248-250; Челпанов 2000: 663-667]).

Метод образного кодирования вербальной информации

Этот метод состоит в переводе словесно-логической информации в образную. Именно таким приемом пользовался знаменитый мнемонист Шерешевский. Запоминая тот или иной ряд цифр или слов, он создавал в своем воображении фильм, рисунок, который прочно отпечатывался в его памяти. Затем, когда его просили воспроизвести ту или иную информацию, он просматривал фильм и восстанавливал материал [Лурия 1994].

Метод «ОВОД»

Этот метод получил свое название от четырех стадий, которые предлагаются в нем для запоминания текста:

1) О сновные мысли. Прочитайте текст с целью восприятия и выделения основных мыслей (и их взаимосвязи). Очень важно читать текст именно с этой целью, а не стараться запомнить все. Если необходимо, подчеркните основные мысли или выпишите их. Не подглядывая в текст, ответьте сами себе: каковы основные мысли текста.

2) В нимательно чтение. На этот раз читайте очень внимательно, обращая внимание не подробности. Читайте не торопясь, ваша задача – увязать подробности с основными мыслями (можно главное слово основной мысли связать методом ассоциаций со словами-подробностями). Повторите по памяти основные мысли и связанные с ними подробности.

3) О бзор. Бегло просмотрите еще раз текст, не углубляясь в него. Начните просмотр текста с конца. Задайте себе вопросы по существенным пунктам текста. Проведите параллели с уже имеющимися у вас знаниями. Составьте приблизительный план текста. Запомните очередность главных мыслей (можно с помощью ассоциаций).

4) Д оводка. Повторите по памяти текст. Начинайте с существенных моментов, постепенно вспоминая подробности. Подглядывайте в текст только в крайних случаях. Затем перечитайте текст еще раз. Отметьте, что упустили. Почему это произошло? Если это существенно, проработайте эти детали. Помните, что усвоенная информация сначала быстро забывается, затем динамика этого процесса становится более медленной. Поэтому имеет смысл повторить материал спустя несколько часов после запоминания ([Никитина 1999: 249-251]; ср. этот прием с тем, который рассматривается в [Андерсон 2002: 193]).

Нетрудно заметить, что именно метод «ОВОД» четко отражает процессуальную структуру запоминания (см. 3.2.2.).

 

Термины параграфа:

Долговременная память – память, которая обеспечивает продолжительное удержание знаний, сохранение умений и навыков, а также характеризуется огромным объемом хранимой информации; доступ к информации зависит от свойственных этой системе признаков.

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее [Зинченко 2002: 298].

Кратковременная память – это подсистема памяти, которая удерживает и обрабатывает определенный объем информации в течение небольшого промежутка времени (до 10 минут); она имеет объем, равный 7 ± 2 элементам, характеризуется точным воспроизведением.

Мнемический – связанный с памятью.

Мнемонический – связанный с запоминанием.

Мнемосхема – ментальная схема, отражающая состав материала и его структуру.

Мнемотехника – прием, облегчающий запоминание и увеличивающий объем памяти путем сознательного создания мнемонически значимых ассоциаций.

Память – это длительный, многоуровневый, непрерывный процесс, состоящий их четырех звеньев: 1) восприятие информации; 2) запоминание информации; 3) сохранение информации; 4) извлечение информации.

Повторение – процесс, являющийся необходимым условием прочности произвольного запоминания. Повторение выполняет неодинаковую роль на разных этапах запоминания. Вначале повторение связано с общей ориентировкой в структуре и содержании материала, затем со смысловой его группировкой, с выделением опорных пунктов. Повторения, включенные в сам процесс запоминания, носят осмысленный, активный характер. Эффективность повторений зависит от правильной их организации во времени [Зинченко 2002, 308].

Произвольное запоминание – процесс запоминания, осуществляющийся в форме сознательной деятельности, имеющей мнемоническую направленность и включающей совокупность специальных мнемонических операций и методов.

Риторическая мнемоника – искусство составления, культивирования и применения мнемотехник, необходимых для рационального запоминания текста (мнемоника может пониматься и более широко – как искусство запоминания и воспроизведения информации; см. об этом [Солсо 1997; Андерсон 2002]).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет собой риторическая мнемоника? Почему изучение риторической мнемоники невозможно без обращения к общим принципам устройства человеческой памяти и к структуре процесса произвольного запоминания?

2. Расскажите о принципах организации памяти?

3. Как организован процесс произвольного запоминания? Какие факторы эту деятельность оптимизируют?

4. Охарактеризуйте основные риторически значимые мнемотехники. Без каких «фоновых» условий невозможен процесс сознательного усвоения материала?

 

Литература:

1. Андерсон 2002 – Андерсон Д. Р. Когнитивная психология. – СПб., 2002.

2. Аткинсон, Шиффрин 2000 – Аткинсон Р., Шиффрин Р. Управление кратковременной памятью. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти. – М., 2000.

3. Бэддели 2001 – Бэддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию. – М., 2001.

4. Зинченко 2002 – Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002.

5. Йейтс 1997 – Йейтс Ф. Искусство памяти. – СПб, 1997.

5. Лурия 1994 – Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1994.

6. Ляудис 1976 – Ляудис В. Я. Память в процессе развития. – М., 1976.

7. Миллер 2000 – Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два // Психология памяти. – М., 2000.

8. Никитина 1999 – Никитина Т. Самоучитель по развитию памяти. – М.,1999.

9. Слобин 2000 – Слобин Д. Язык и память // Психология памяти. – М., 2000.

10. Солсо 1996 – Солсо Р. Л. Когнитивная психология. – М., 1996.

 

§ 4.3. Ортология судебной речи (на материале речей по уголовным делам). Важным этапом изучения юридической риторики является обращение к ортологии судебной речи, предписывающей для участников судебных прений определенную систему коммуникативных правил. Эти правила устанавливаются законодательно (в виде процессуальных норм) или передаются по традиции и независимо от материалов конкретных дел характеризуются воспроизводимостью и общеобязательностью. Соблюдение этих конвенций, с одной стороны, обеспечивает нормативное кодирование судебной речи (что в условиях строгой регламентации процедуры судопроизводства играет решающую роль), а с другой – благоприятствует адекватному пониманию сообщения. Коммуникативная личность участника судебных прений, следуя этим предписаниям, реализует базовые условия эффективного общения, отвечающие критериям легитимности, уместности, правильности, выразительности и доступности речи. Таким образом, система коммуникативных норм речевого общения составляет специфику судебной речи как особой формы создания и исполнения высказывания.

4.3.1. Правило места. Согласно этому правилу, судебная речь является важным атрибутом уголовного процесса и проецируется (за счет вхождения в состав судебных прений) на ситуацию судебного разбирательства, которое с учетом характера проводимых действий подразделяется на 5 частей: подготовительную часть судебного разбирательства, судебное следствие, судебные прения (ст. 295-296 УПК РСФСР), последнее слово подсудимого, постановление приговора.

4.3.2. Правило порядка следования. Основными участниками судебных прений являются государственный обвинитель и защитник (см. также ст. 295 УПК РСФСР), интенции которых выражаются соответственно в формах аккузации и дихологии, что обусловливает первичность именно обвинительной речи.

4.3.3. Правило функции. Это правило регламентирует особенности ближней и дальней целей речевых актов, значимых для судебных прений. Дальняя цель судебной речи определяется по состоянию, вызываемому у адресата самим высказыванием, и сводится к тому, чтобы помочь суду и гражданам разобраться в фактических обстоятельствах дела, способствовать формированию убеждения судей, оказать воспитательное воздействие на граждан. При этом не допускается внесение в разбирательство сведений, дотоле не известных суду. Иными словами, по характеру дальней цели судебная речь представляет собой акт с доминирующим убеждающе-суггестивным типом воздействия (т.е. судебная речь призвана изменить отношение реципиента к рассматриваемому казусу и делает это как с установкой на сознание, так и с опорой на бессознательное адресата). Если дальняя цель судебной речи обращена к области адресата, то ее ближняя цель связана с выражением процессуальной позиции самого оратора, т.е. всего того, на основании чего слушатель способен принимать решение. Отсюда: ближняя цель речи, произносимой в ситуации судебных прений, выражается самим автором как акт просьбы (Я прошу суд…) и состоит в доказывании и вынесении предложения о мере пресечения.

4.3.4. Правило речевого портрета говорящего. Состязательность судебного разбирательства требует разделения функций адвоката и прокурора при осуществлении судебных прений. Так, ближняя цель прокурора, выступающего в судебном заседании в качестве государственного обвинителя, состоит в оценке преступления и личности подсудимого, изложении фактического состава преступления, анализе доказательств виновности / невиновности подсудимого, обосновании квалификации и санкции, анализе причин и условий, способствовавших совершению преступления, предложения о мерах по их устранению; рассмотрение вопросов, связанных с разрешением гражданского иска и судьбой вещественных доказательств и т. д. (ст. 248 УПК РСФСР). Ближайшая цель защитника в судебных прениях всецело подчинена отстаиванию интересов подзащитного. В связи с этим защитник в судебных прениях излагает суду соображения защиты по существу обвинения, а также по обстоятельствам, оправдывающим обвиняемого или смягчающим наказание, мере наказания и гражданско-правовым последствиям преступления (ст. 249 УПК РСФСР). Агональный характер деятельности участников прений определяет своеобразие стратегий судебной речи, задающих логико-прагматические основания развития и композиционного объединения используемых тактик и приемов.

4.3.5. Правило речевого портрета слушающего. Ситуация публичности допускает наличие четырех адресатов (состав суда, граждане, присутствующие в зале, процессуальный противник, подсудимый). Однако при осуществлении процедуры судебных прений речь прокурора и адвоката выражает прямую адресованность к составу суда (ср. обращения: Господа судьи!, Товарищи судьи!, Уважаемые судьи!, Господа присяжные заседатели!, Уважаемый Высокий суд!...), к остальным реципиентам судебный оратор обращается косвенно (ср.: Уважаемые судьи/ Я говорю это не только для вас, слышит меня и подсудимый, и присутствующие здесь люди...; Товарищи судьи! Разрешите мне обратиться к присутствующим здесь гражданам...).

4.3.6. Правило предмета речи. Предметом судебной речи является факт, инициировавший судебное разбирательство.

4.3.7. Правило содержания. Судебной речи присущ оценочно-правовой характер, что предполагает квалификацию и оценку казуса с точки зрения правовых норм. Логическим основанием для организации дискурсивной деятельности говорящего в таком случае выступает сложный силлогизм, состоящий как минимум из двух простых силлогизмов, задающий условия корректного вывода и трансформирующий единичный факт в правовую сферу по принципу «казус → квалификация → санкция». Другими словами, для того чтобы построить логически корректное юридическое обоснование, необходимо сначала выявить соответствие казуса тем диспозиционным элементам статьи, которые устанавливают в нем наличие / отсутствие квалифицирующих признаков, и на этой основе сделать вывод о мере наказания. Поэтому основной единицей, передающей оценочно-правовое содержание судебной речи, следует считать такой «аргумент к логосу», составные части которого связаны между собой по логической схеме ценностного регрессивного силлогизма.

Так, в аргументативном ходе типа:

Однако остается еще серьезный уголовно-правовой вопрос.

(б) Семеновы без умысла, направленного на хищение, бескорыстно передали Любомудрову 1000 рублей, но деньги эти они получили из кассы главка подложно, за работу, которую они не делали.

Можно ли считать их действия безразличными с точки зрения закона?

Ответ находим в законе.

(а) Подлог предусмотрен ст. 72 и 1201 УК нашей республики. Обе эти статьи не предусматривают подлогов, бескорыстно совершенных частными лицами. (г) Такой подлог не является преступлением и уголовно не наказуем.

Стало быть, Семеновы (в) не участвовали … в совершении уголовно наказуемого подлога и (д) должны быть судом оправданы (Л. В. Россельс. Защитительная речь по делу Семеновых)

 

представлены все типичные структурные элементы логизированного обоснования, функционирующего в рамках судебной речи: (1) доводы а, б, г, (2) компонент в, который обеспечивает связь между суждением б, описывающим признаки реального факта, и суждением д, дающим санкциональную оценку казусу, (3) тезис д. Посредническая роль компонента в может быть понята при демонстрации схемы наведения (ценностного регрессивного силлогизма), которая служит логической базой, усиливающей рациональное воздействие данного аргумента:

 

1 силлогизм

(а) Нечто, имеющее признаки подлога, бескорыстно совершенного частным лицом, не должно быть преступлением.

(б) Конкретный факт имеет признаки подлога, бескорыстно совершенного частным лицом.

(в) Следовательно, конкретный факт не должен быть преступлением.

2 силлогизм

(г) Должно быть так, что если нечто, имеющее признаки подлога, бескорыстно совершенного частным лицом, не является преступлением, то частное лицо следует оправдать.

(в) Конкретный факт <имеющий признаки подлога, бескорыстно совершенного частным лицом> не должен быть преступлением.

(д) Следовательно, частное лицо должно быть оправдано.

 

Из схемы следует, что трансформация реального факта в правовую сферу может осуществиться в случае его квалификации, указывающей на возможности последующего санкционирования. Полифункциональный статус компонента в – его способность выступать то в качестве вывода первого (квалификационного) силлогизма, то в качестве меньшей посылки второго (санкционального) силлогизма – как раз определяет пути такого преобразования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.