У большинства стартеров тракторов, грузовых и легковых автомо- билей для самовыключения шестерни и предохранения стартера от раз- носа используются роликовые муфты свободного хода, действие кото- рых описывалось выше. Этой же цели служат специальные фрикцион- ные муфты свободного хода у стартеров СТ-721 (БелАЗ-540), СТ-212Р1 (ЮМЗ-6), СТ-212Р (Т-40М) и др., которые действуют подобно ролико- вым муфтам с той лишь разницей, что при включении стартера крутя- щий момент от вала якоря стартера к приводной шестерне 5 (рис. 188, а) передается через сжатые фрикционные диски муфты. Если дви- гатель запущен, но стартер не выключен, шестерня 5 привода с обой- мой и фрикционными дисками, имеющими большую частоту вращения, чем вал якоря, повернут муфту по резьбе втулки, диски фрикционной муфты разъединятся, и шестерня привода отключится от вала якоря.
На автомобилях семейства КамАЗ в приводе стартера СТ-142 при- менена храповая муфта свободного хода. Привод размещен на направ- ляющей втулке 11 (рис. 189) с внутренними шлицами и наружной лен- точной резьбой. Втулка установлена на шлицах вала стартера и может перемещаться в осевом направлении. Храповая муфта состоит из веду- щей 5 и ведомой 10 полумуфт, из которых первая навернута на ленточ- ной резьбе направляющей втулки 11, а вторая, выполненная заодно с приводной шестерней, может вращаться на шейке втулки. Храповые зубья полумуфт 5 и 10 прилегают друг к другу и допускают проворачивание ведомой полумуфты 10 относительно ведущей 5 только в направлении вращения якоря стартера. Для сцепления полумуфт служит пружина 4.
Ведомая полумуфта 10 зафиксирована в корпусе 3 замковым коль- цом 7. Кольцо / препятствует смещению корпуса 3 вдоль втулки 11. Буферная резиновая шайба 2 смягчает удары при включении стартера. Устройство, обеспечивающее автоматическую блокировку храповой муфты в расцепленном состоянии в период между пуском двигателя и выключением стартера, состоит из трех сегментных сухарей 9, равно- мерно размещенных внутри полумуфты 10. Цилиндрическая поверх- ность сухарей выполнена с конической фаской. В радиальные отверстия сухарей входят направляющие штифты 8, запрессованные в полумуфту 10. Конические поверхности втулки 6 прилегают к фаскам сухарей п прижимают их к направляющей втулке 11.
Включение тяговым реле шестерни привода и тока в цепи стартера происходит аналогично описанному выше. Крутящий момент стартера передается приводной шестерне направляющей втулкой 11 и храповым зацеплением полумуфт 5 и 10. Когда двигатель заведен, но стартер еще не отключился, ведущая полумуфта отодвигается от ведомой на высоту зуба храпового зацепления, сжимая пружину 4, и муфта пробуксовыва-
В электрическую схему системы пуска (на примере К-701) вхо- дят стартер 1 (рис. 190,6), аккумуляторные батареи 14 и 13 (правая и левая), тяговое реле 6, переключатель 23, реле включения 17, вы- ключатель массы 12, распределительная аппаратура (кнопка выключа- теля массы, пусковая кнопка, включатель привода стартера).
Электродвигатель стартера (рис. 190, а)—четырехполюсный по- стоянного тока, с последовательным возбуждением, напряжением 24 В, мощностью 7 кВт. На внутренней поверхности корпуса, закрытого крышками, размещены четыре полюса с обмотками возбуждения 23, каждая из которых содержит 7,5—8 витков неизолированного медного проводника прямоугольного сечения 2,1X12,5 мм. Витки обмотки изо- лированы плотной бумагой, а катушки оплетены хлопчатобумажной лентой и пропитаны лаком. Якорь 24, установленный в трех скользя- щих бронзовых подшипниках, состоит из вала 13 с резбой, сердечника, обмоток 22 и коллектора 26. Подшипники якоря размещены в крышках и среднем опорном диске 21. В 27 пазах сердечника уложено по одному витку обмотки из медной ленты 3,53X6,4 мм. Концы секций обмотки 22 якоря присоединены к пластинам коллектора 26. Пружины 25 прижи- мают к коллектору четыре угольные щетки 3, установленные в щетко- держателях на крышке. Две отрицательные щетки соединены с мас- сой, а две положительные закреплены в изолированных от массы щет- кодержателях. К ним присоединен один конец обмотки возбуждения, а второй выведен к изолированной клемме 1 па корпусе стартера.
Привод стартера электромагнитный, включение шестерни принуди- тельное, а выключение автоматическое. На валу 13 якоря помещен стакан 18 с косым пазом, в который входит палец 19 рычага 9. Стакан через свою ступицу 20 может перемещаться по ленточной резьбе вала. На ступицу насажена шайба 16, отжимаемая пружиной 17. По резьбе вала может двигаться гайка 15\ специальное углубление на резьбе вала 13 фиксирует гайку, когда шестерня И привода выключена. Вы- ступы гайки 15 входят в прорези шестерни 11. Между гайкой и тор- цом шестерни помещена пружина 14. На конце вала закреплено упор- ное кольцо 12.
При включении стартера тяговое реле 6 поворачивает рычаг 9, па- лец 19 перемещает стакан 18 но валу вправо, а ступица 20 передвигает ведущую гайку 15 по резьбе вала. Усилие от гайки передается через пружину 14 шестерне, которая, вращаясь, движется до упора в коль- цо 12 и входит в зацепление с венцом маховика. После этого тяговое реле 6 подает ток в цепь стартера, и его якорь начинает вращаться, в результате чего стакан перемещается своим винтовым пазом а по паль- цу 19 и занимает первоначальное положение. Когда запуск двигателя окончен, шестерня благодаря разности частот ее вращения и якоря дви- жется по резьбе вала и выходит из зацепления с венцом маховика, а пружина 17 смягчает возникающий при этом удар. После выключения стартера зозвратная пружина 10 пальца рычага 9 устанавливает кон- тактный диск 5 тягового реле и стакан 18 в исходное положение.
Тяговое реле 6, прикрепленное к корпусу стартера, служит для пе- ремещения механизма привода и подключения стартера к аккумулятор- ным батареям. В его состав входят якорек 7, шарнирно соединенный с серьгой 8 рычага 9 привода, контактный диск 5 на подвижном сердеч- нике, два неподвижных контакта 8 (рис. 190,6), размещенные на втул- ке, и две обмотки: втягивающую 10 (последовательную) и удержива- ющую 11 (параллельную). Обмотки намотаны в одну сторону, и их магнитные потоки действуют согласно. Один конец удерживающей 11 обмотки соединен с массой, а втягивающей 10 через клемму 4 — с клеммой 1 (рис. 190, а) стартера. Другие концы обмоток 10 (рис. 190,6) и 11 присоединены к проводу, подключенному к клемме С реле вклю- чения 17.
Переключатель 23 аккумуляторных батарей позволяет переклю- чить их с параллельного соединения (12 В) на последовательное (24 В) для одновременного питания стартера и электродвигателя привода мас- лозакачивающего насоса.
Переключатель состоит из корпуса, контактного устройства с вы- водными клеммами, электромагнита с подвижным сердечником 25, об- мотки 24, серебряных контактов 18, главных контактов 22, дополнитель- ного контакта 21, подвижных контактных дисков (главного 26 и допол- нительного 27). Па торец переключателя выведены клеммы: +Б1, +Б2, —Б2, Рс и М. К клемме +Б1 присоединены провода от положительной клеммы аккумуляторной батареи 13 и отрицательной клеммы ампер- метра А. Клемма +Б2 соединена с клеммой 9 тягового реле, которая, в свою очередь, подключена к положительному зажиму аккумулятор- ной батареи 14 и реле включения 17. С клеммой —Б2 соединен отрица- тельный зажим аккумуляторной батареи 14. К клемме Рс подходит провод 20, соединяющий переключатель с последовательной обмоткой электродвигателя маслозакачивающего насоса, который заполняет мас- лом систему смазки дизеля. К клемме М присоединен провод от клем- мы выключателя массы 12. На боковой поверхности переключателя размещены две клеммы для присоединения концов обмотки 24 элек- тромагнита к пусковой кнопке 29 и массе.
Реле включения 17 введено в электрическую цепь стартера ме- жду обмотками 10 и 11 тягового реле и аккумуляторной батаре- ей 14. Оно подает ток в обмотку тягового реле при пуске дизеля и обеспечивает автоматическое выключение стартера при работающем дизеле.
Выключатель массы 12, состоящий из контактного и фиксирующего устройств и приводного электромагнита, отключает аккумуляторные ба- тареи при неработающем дизеле во время стоянки трактора, преду- преждая тем самым разряд батарей.
Работает система пуска следующим образом. При нажатии на кнопку 3 срабатывает выключатель массы 12, соединяя отрицательные зажимы аккумуляторных батарей 13 н 14 с массой. На щитке прибо- ров загорается контрольная лампа 30. Для пуска дизеля нажимают пусковую кнопку 29. Ток от батарей 13 и 14 поступает в обмотку 24 сердечника 25 переключателя 23, и сердечник, намагничиваясь, пере- мещается в направлении, указанном стрелкой. При этом вначале pas- мыкаются контакты 18 и отключают генератор от аккмуляторных батарей, а потом замыкаются главные контакты 22, переключая акку- муляторные батареи 13 и 14 с параллельного соединения на последо- вательное, н дополнительные контакты 21, включая в цепь электродви- гатель привода маслозакачивающего насоса дизеля.
Как только давление масла в системе смазки дизеля будет не ме- нее 0,15 МПа, включатель 28 переводят в положение «стартер» (кноп- ку 29 при этом не отпускают). Ток поступает в обмотку 15 реле вклю- чения 17, его контакты 16 замыкаются и тяговое реле вводится в элек- трическую цепь. Проходящий по обмоткам 10 и 11 ток намагничивает магнитопровод, якорек 7 втягивается внутрь реле и, действуя, как опи- сывалось выше, на детали привода, вводит шестерню 11 (рис. 190, а) в зацепление с зубчатым венцом маховика.
После того как шестерни войдут в зацепление полностью, контакт- ный диск 5 тягового реле замкнет контакты 8 (рис. 190,6) и соединит стартер с аккумуляторной батареей. Когда дизель начнет работать и пусковая кпонка 29 будет отпущена (одновременно включатель 28 при- мет исходное положение), шток 19 переключателя под действием пру- жины займет первоначальное положение, контакты 18 замкнутся, а главные 22 и дополнительные 21 контакты разомкнутся. Поступление гока в цепь питания стартера и электродвигателя привода маслозака- чнвающего насоса прекратится, н батареи переключатся с последова- тельного соединения на параллельное.
Конструкции стартеров с дистанционным управлением большинст- ва тракторов и автомобилей с номинальным напряжением 12 В более просты. Устройство тягового реле этих стартеров подобно описанному выше. На некоторых из таких стартеров в электрическую цепь между обмотками тягового реле и батареи, как на стартере СТ-103, вводится реле включения, которое служит для подачи тока в обмотки тягового реле при пуске, автоматического выключения стартера при работающем двигателе и уменьшения тока нагрузки.
У стартера СТ-212А (двигатель Д-240 тракторов МТЗ-80/82) эти функции выполняют реле РС502 и блокировочное реле РБ1 с выпрями- тельным мостом из четырех диодов.
Техническое обслуживание стартера предусматривает очистку его от пыли и грязи, проверку надежности соединений проводов и шин с клеммами, состояния коллектора и щеток, давления щеток на коллек- тор (12,5—17,5 Н), посадки контактного диска на штоке якоря реле, крепления реле к корпусу стартера, смазку подшипников стартера и ре- гулировку реле в сроки, указанные заводом-изготовителем.
Глава 22
ПРИБОРЫ ОСВЕЩЕНИЯ, КОНТРОЛЯ
И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
§ 1. Осветительные, контрольно-измерительные
и сигнальные приборы
Рис. 191. Схема системы освещения и световой сигнализа- ции грузового автомобиля:
К системе освещения и световой сигнализации грузового автомо- биля относятся фары 9 (рис. 191), подфарники 8, задние фонари /, фонарь 2 освещения номерного знака, контрольные лампы дальнего света 5 п указателей поворота 6, плафон освещения кабины, лампы освещения приборов, а также включатели и выключатели указанных потребителей. Фары 9 включаются центральным переключателем 10\ для переключения с дальнего света на ближний (и наоборот) служит
качены для движения в тумане, во время дождя или пурги. Они обес- печивают достаточную видимость дороги и препятствий в темное время, позволяют увеличить скорость и повысить безопасность движения. Оптический элемент фары имеет лампу с нитыо, расположенной в фо- кусе параболического отражателя, экран перед лампой и рассеиватель с вертикальными цилиндрическими линзами. Экран препятствует вы- ходу прямых лучей, а рассеиватель расширяет световой пучок в гори- зонтальной плоскости.
Рис. 193. Измерительные приборы, сигнальная н распределительная аппаратура:
Фары должны быть правильно отрегулированы. В противном слу- чае их слепящее действие достигает максимума, одновременно резко падает освещенность дороги. Фары регулируют при помощи измери- тельного экрана или специальных оптических приборов.
Амперметр (рис. 193, а) магнитоэлектрического типа относится к контрольно-измерительным приборам и предназначен для регистрации зарядного и разрядного тока. Внутри стального экрана 7 прикреплены две пластмассовые колодки 6, между которыми помещен подвижный магнит 9. С магнитом жестко связаны ось и ограничитель 2 хода стрел- ки 1. Ось вращается в подшипнике и направляющей верхней колодки 6. Магнит и ограничитель могут поворачиваться на угол в пределах прорези 3. На колодках 6 расположена обмотка 8 из тонкого провода, параллельно которой подключен шунт 4. Когда тока в обмотке 8 нет, разноименные полюсы магнитов 5 и 9 притягиваются и стрелка / уста- навливается на нулевое деление шкалы 10. Проходя по обмотке 8, ток создает вокруг нее магнитное поле, направленное под углом 90° к полю подвижного магнита 9. В результате взаимодействия этих полей воз- никает вращающий момент, под действием которого стрелка / повора- чивается на некоторый угол, тем больший, чем больше ток в обмотке 8. При изменении направления тока стрелка / отклоняется в противо- положную сторону шкалы.
Спидометр (рис. 193,6) фиксирует скорость движения и служит счетчиком пройденного пути. Спидометр с магнитным указателем ско- рости состоит из постоянного магнита 2, прикрепленного к приводному валу, и катушкн 3, представляющей собой колпачок (диск) из алюми- ниевого сплава. Магнит закреплен на валике привода, спидометра, а катушка насажена на общую со стрелкой 6 и пружиной 5 ось. При вращении магнита 2 его магнитное поле индуктирует в катушке вихре- вые токи, создающие вращающий момент, под действием которого ка- тушка и стрелка 6 поворачиваются на угол, пропорциональный частоте вращения магнита. У счетчика пройденного пути / шесть барабанов с цифрами от 0 до 9 на каждом из них. Начальный (на рисунке — пер- вый) барабан приводится во вращение от приводного вала червячной передачей. Один оборот начального барабана соответствует 1 км пути, а каждый последующий барабан соединен с предыдущим с передаточ- ным отношением 1: 10; при повороте начального барабана на один оборот следующий поворачивается на '/to оборота, то есть на одну цифру, и т. д. Спидометр приводится во вращение гибким валом от вторичного вала коробки передач через специальный редуктор.
Сигнализатор температуры воды (рис. 193, в) состоит из опорной пластины 6, контактов 7, биметаллической пластины /, патрона 2, кор- пуса 3, изолятора 4 и клеммы 5. Сигнализатор устанавливается в верх- нем бачке радиатора, контрольная лампа и включатель помещаются на щитке приборов машины. Когда температура воды превысит 93—99° С, биметаллическая пластина /, деформируясь от нагрева, замыкает контакты 7, и в цепь прибора включается контрольная лампа.
Сигнализатор давления масла (рис. 193,г) содержит датчик /, мембрану 7, контакты 8, опорную пластину 9. В цепь сигнализатора включены контрольная лампа 2, предохранитель 3, включатель зажи- гания 4, амперметр 5 и аккумуляторная батарея 6. Контрольная лампа установлена на щитке приборов. При нормальном давлении масла в системе смазки, как это показано на рисунке, мембрана 7 прогнута давлением масла, опорная пластина приподнята и контакты 8 разомк- нуты. Цепь прибора прервана и контрольная лампа 2 не горит. При падении давления масла в системе до 0,04—0,07 МПа мембрана 7 про- гибается в противоположную сторону, контакты 8 замыкаются, н конт- рольная лампа 2 загорается.
Звуковой сигнал (рис. 193,(3) электромагнитный, вибрационный, с основной частотой звучания 220—400 Ги. Он состоит из корпуса, сер- дечника 7 с обмоткой 8, мембраны 4, штока 9, обертонного диска, яко- ря, контактов 3 и конденсатора 10. В цепь сигнала включено реле 1 с тремя клеммами К, В, С, к которым присоединены соответственно про- вода от положительных зажимов кнопки 2, аккумуляторной батареи и обмотки возбуждения звукового сигнала. Реле 1 разгружает контакты кнопки 2 от большого тока. Для получения гармоничного звука на не- которых автомобилях (ГАЗ-24 и др.) установлено два звуковых сиг- нала, что еще больше увеличивает потребление тока. Поэтому кнопка 2 замыкает только цепь обмотки реле 1, ток в которой не превышает 0,5 А. Под действием этого тока реле замыкает свои контакты и вклю- чает цепь звукового сигнала, где ток (при одном сигнале) достигает 5—10 А. Когда ток проходит по обмотке 8 сигнала, сердечник притя- гивает якорь, а тот через шток 9 прогибает мембрану 4. При этом шток размыкает контакты 3, сердечник размагничивается, упругая мембрана возвращается в начальное положение, контакты 3 замыкаются вновь, и весь процесс повторяется. Таким образом, пока нажата кнопка 2, мем- брана 4 вместе с обертонным диском непрерывно вибрируют, создавая звуковые колебания.
Плавкие и термобиметаллические предохранители защищают электрооборудование соответственно от коротких замыканий и пере- грузок. Вставки плавких предохранителей, изготовленные из металли- ческих сплавов, перегорают под действием тока короткого замыкания и требуют замены. Тер.мобиметаллнческие предохранители, представля- ющие собой контактные устройства, восстанавливают электрическую цепь по устранении причины перегрузки после нажатия кнопки или ав- томатически.
Центральный переключатель (рис. 193, е) ползункового типа пред- назначен для включения фар, подфарников, ламп задних габаритных фонарей, освещения номерного знака и шкалы контрольных приборов. Внутри корпуса переключателя помещена каретка с изоляционной ко- лодкой, на которой укреплена контактная пластина. Каретка соединена и перемещается вместе со штоком 7. При движении штока контактная пластина колодки замыкает в определенной последовательности кон- такты изоляционной панели. Переключатель может занимать три поло- жения, в которых удерживается шариковым фиксатором. К шести вы- водам переключателя присоединены провода: к выводу 1—от патрона ламп освещения шкалы приборов; к выводу 2 — от источников элект- рической энергии; к выводу 3 — от нити дальнего света фар; к выво- ду 4 — от подфарников; к выводу 5 — от ручного переключателя света; к выводу 6- от лампы габаритного света задних фонарей и фонаря освещения номерного знака.
Электродвигатели постоянного тока (малогабаритные) с электро- магнитным последовательным или параллельным возбуждением, одно- н двухскоростные, реверсивные и нереверсивные используются для при- вода ряда механизмов и приборов. В зависимости от назначения и ус- ловий работы они отличаются мощностью, электрическими схемами и характеристиками. Например, мощность электродвигателей трактора К-701 колеблется от 4 Вт (вентилятор индивидуального обдува) до 220 Вт (нагнетатель предпускового обогрева).
Электродвигатели последовательного возбужде- ния, иолучившие наибольшее распространение, используются для при- вода вентиляторов обдува кабины, обдува ветрового стекла, устройств подъема и опускания стекол, в отопительных приборах и др.
Электродвигатели параллельного возбуждения служат для привода потребителей, работающих непрерывно длитель- ное время (стеклоочистители и др.).
У двухскоростных электродвигателей (обдув ветро- вого стекла и отопительные устройства) с двумя катушками обмотки возбуждения можно, пользуясь специальным переключателем, вклю- чить в цепь возбуждения одну катушку или обе — для получения низ- шей или высшей скорости. Скорости вращения регулируют также вклю- чением дополнительных сопротивлений.
В реверсивном электродвигателе последовательного возбуждения для получения правого или левого вращения вала изме- няют направление тока в обмотке возбуждения. Две включенные па- раллельно друг другу и расположенные на разных полюсах обмотки возбуждения создают встречные магнитные потоки. В зависимости от положения включателя ток может поступать только в одну из обмоток, чем определяется направление вращения вала электродвигателя.
Провода соединяют источники и потребители электрической энер- гии. Чтобы провода были эластичными, их изготовляют из нескольких медных луженых проволок, свитых в пучок. Изоляция проводов должна быть стойкой против истирания и действия на нее нефтепродуктов. Изоляция выполняется однослойной полихлорвиниловой или трехслой- ной (хлопчатобумажная пряжа, прилегающая непосредственно к про- воду, вулканизированная резина и хлопчатобумажная оплетка, пропи- танная нитролаком).
Для облегчения монтажа и удобства обслуживания провода объ- единяют в пучки оплеткой и применяют различную их окраску.
Сечение проводов выбирают с определенным запасом по току на- грузки. Самое большое сечение у стартерных проводов (36, 43, 50 или 70 мм2).
Наиболее употребительны провода следующих марок: ПГВА — провод гибкий, с полихлорвиниловой изоляцией, автомобильный (ши- роко используется и на тракторах); ПГВАЭ — экранированный провод ПГВА; ПВЛ-1, ПВЛ-2, ПВЛ-3— провода высоковольтные, в оплетке с лаковым покрытием, повышенной теплостойкости (добавление буквы «Э» означает, что провод имеет экранированную оплетку).
Раздел седьмой ПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ
Глава 23
СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ
§ 1. Система пуска
Для пуска двигателя внутреннего сгорания его коленчатому валу необходимо сообщить некоторую частоту вращения, обеспечивающую смесеобразование, заполнение цилиндров свежим зарядом, сжатие и воспламенение смеси.
Минимальную частоту вращения коленчатого вала, при которой происходит пуск двигателя, называют пусковой.
При вращении коленчатого вала в период пуска требуются боль- шие усилия, чтобы преодолеть сопротивление сжимаемого заряда, а также сопротивления, вызываемые трением между движущимися дета- лями и работой всех механизмов и систем двигателя.
Кроме того, значительные усилия необходимы для разгона движу- щихся масс двигателя (от состояния покоя до пусковой частоты).
Усилие, достаточное для пуска двигателя, не является постоянным, и одним из факторов, влияющих на его значение, является тепловое состояние двигателя. При низкой температуре двигателя это усилие возрастает вследствие увеличения вязкости масла. Из-за более высокой степени сжатия дизелей пусковое усилие для них значительно выше, чем для карбюраторных двигателей равной мощности.
Пусковая частота вращения коленчатого вала у карбюраторных двигателей при температуре воздуха от 0 до —20° С должна быть не менее 40—50 об/мни, а у дизелей — при температуре воздуха от 0 до —5° С 150—250 об/мин. При меньших частотах пуск двигателей за- трудняется, так как медленное протекание процесса сжатия сопровож- дается повышением теплоотдачи поршню, стенкам и головке цилинд- ров, увеличением утечки заряда через неплотности; по этим причинам уменьшаются давление и температура заряда в конце сжатия.
Для осуществления быстрого и надежного пуска двигателя при- меняются специальные механизмы и устройства, составляющие систе- му пуска.
Различают следующие способы пуска двигателей:
1) пуск от руки;
2) пуск электрическим стартером;
3) пуск вспомогательным бензиновым двигателем.
Пуск от руки. При этом способе пуска коленчатый вал двигателя приводится в движение мускульной силой человека. Водитель прово- рачивает коленчатый вал, прикладывая усилие к пусковой рукоятке, палец которой сцепляется с храповиком на носке коленчатого вала, или при помощи шнура, наматываемого на маховик (двигатель ПД-10У). Пуск от руки применяется у карбюраторных двигателей.
Пуск электрическим стартером — наиболее распространенный спо- соб. Он применяется у всех г.втомобильных двигателей, у многих трак- торных дизелей и у пусковых двигателей дизелей.
Простейшая схема системы пуска электрическим стартером пока- зана на рисунке 194. Электрический стартер 3 питается от аккумуля-
17 А. М. Гуревнч, Е. М. Сорокин 257
торной батареи 1 током низкого напря- жения. В период пуска шестерня 4 стар- тера входит в зацепление с зубчатым венцом 5 маховика двигателя. Переда- точное число между шестерней стартера и венцом маховика подбирают с таким расчетом, чтобы сообщить коленчатому валу необходимую для пуска частоту вращения. Стартер включается в период пуска и выключается специальным ме- ханизмом сразу после того, как двига- тель начнет работать.
У ряда двигателей, оборудованных электрическим стартером, оставлено устройство для пуска от руки, которым пользуются, когда разряжена аккуму- ляторная батарея или неисправен стар- тер.
Пуск основного двигателя при помо- щи вспомогательного бензинового при- меняется на многих дизелях. Эта систе- ма пуска надежна в любых тем- пературных условиях, но обслуживание ее и операции при пуске сложнее, чем в случае пуска электрическим стартером. В боль- шинстве дизелей при пуске вспомогательным бензиновым двигате- лем в систему пуска включается декомпрессионный механизм (см. главу 8, § 4).
У большинства автотракторных двигателей управление механизма- ми и устройствами системы пуска дистанционное, из кабины води- теля.
§ 2. Подогреватели
На некоторых двигателях для облегчения пуска при низкой тем- пературе окружающего воздуха установлены подогреватели. Они по- догревают врздух, поступающий в цилиндры двигателя, или охлажда- ющую жвдкость и масло в системах охлаждения и смазки.
Подогревателями воздуха, поступающего в цилиндр, снабжено большинство дизелей.
Подогреватель воздуха дизеля Д-50 прост по устройству и пред- ставляет собой двухпроводную неразборную свечу накаливания, уста- навливаемую в каждую вихревую камеру дизеля.
Сердечник 4 (рис. 195,а) этой свечи изолирован от корпуса 8. Со стержнем 7 он соединяется спиралью 3 накала. Токоподводящий про- вод 11 присоединяется к контакту 10, изолированному керамической втулкой 12 от контакта 13 и шайбами 9 от корпуса 8. Отводится ток по проводу 1.
Последовательно со свечами накаливания включен контрольный элемент (рис. 196,6), по накалу спирали которого определяют степень накала спиралей свечей. Контрольный элемент и ключ, включающий свечи накаливания, расположены на щитке приборов.
Подогреватель воздуха дизеля СМД-14 электрофакельный. Его устанавливают во впускном трубопроводе. При прокачке топливной системы насосом ручной подкачки топливо из фильтра по сверленому болту 2 (рис. 196, в) поступает в полость 3. Избыток топлива по свер- ленному болту 12 вытекает наружу. При нажатии на колпачок 1 кла- пан 4 открывается, и топливо стекает в чашечку 10. Боковые стенки чашечки имеют равномерно расположенные прорези для подвода воз- духа и вывода пламени.
Рис. 196. Подогреватель охлаждающей жидкости двигателя ЗИЛ-130 (типа ПЖ.Б):
/ — наливная вороика; 2 — вентилятор; 3 — шланг подвода воздуха; 4 — трубка для подвода бензи- на к котлу; 5 — трубка для подвода воды к котлу; 6 — свеча накаливания; 7 — котел; S —сливной кран; 9 — направляющий патрубок; 10 — трубопровод; 11, 13— патрубки; 12— водяная рубашка правого ряда цилиндров; 14 — водяная рубашка левого ряда цилиндров; 15 — провод, соединяющий переключатель с электродвигателем вентилятора; 16 — провод, соединяющий переключатель с электромагнитным клапаном; 17 — электромагнитный клапан; 1S — регулятор подачи топлива; 19 — топливный бачок; 20 — провод, соединяющий контрольную спираль и свечу накаливания; 21 — вы- ключатель свечи накаливания; 22 — пульт управления; 23 — щит двигателя; 24 — контрольная спи- раль; 25 — переключатель; 25 —поплавок регулятора; 27 — регулировочная игла; 2S — жиклер.
В камеру сгорания неразборного котла 7, постоянно включенного в систему охлаждения двигателя, из бачка 19 подается бензин. Регу- лятор 18 и электромагнитный клапан 17 обеспечивают равномерную и в определенном количестве подачу бензина, чтобы процесс сгорания проходил без дыма и копоти. Воздух в камеру сгорания котла 7 по- дается вентилятором 2 по шлангу 3. Первоначальное воспламенение смеси производится свечой 6, которая выключается, как только в ка- мере возникает устойчивое горение. Последующее воспламенение смеси происходит от образовавшегося пламени.
По накалу контрольной спирали 24, установленной на пульте 22, можно судить о накале свечи 6.
Горячие газы, образовавшиеся в результате сгорания бензина, по- догревают жидкость, которую заливают в котел через воронку 1 в ко- личестве 2 л. По прошествии 1—2 мин после пуска подогревателя нужно через воронку 1 залить дополнительно в двигатель 8 л охлаж- дающей жидкости и закрыть пробку воронки. Нагретая жидкость по трубопроводу 10 и патрубкам 11 и 13 поступает в водяную рубашку блок-картера и прогревает двигатель. Газы, выходящие из котла по патрубку 9, направляются под поддон картера для подогрева масла.
На щите 23 находится пульт 22 управления подогревателем, на ко- тором размещены выключатель 21 свечи 6 накаливания, переключатель 25 и контрольная спираль 24. Когда ручка переключателя 25 нажата до отказа, система подогрева отключена, если ее вытянуть на полови- ну хода — включается электродвигатель вентилятора 2, а если ручку вытянуть до отказа, то дополнительно включается электромагнитный клапан.
При температуре —20° С подогреватель обеспечивает прогрев дви- гателя и его пуск за 15 мин.
Для выключения подогревателя нужно сначала переключателем 25 выключить электромагнитный клапан, закрыть кран бачка 19, а затем через 1—2 мин выключить вентилятор.
Глава 24
СИСТЕМА ПУСКА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ БЕНЗИНОВЫМ
ДВИГАТЕЛЕМ
§ 1. Пусковые двигатели ПД-10У, ПД -8 и П -23М
Пусковые двигатели ПД-10У (рис. 197) и их модификации приме- няются для пуска дизелей Д-50Л, Д-240Л, А-41, А-01М, СМД-14 и СМД-60.
Двигатель ПД-ШУ одноцилиндровый, двухтактный, карбюратор- ный, бензиновый, с кривошипно-камерной продувкой. Рабочий цикл такого двигателя описан в § 6 главы 3.
Основанием пускового двигателя служит чугунный картер 21, со- стоящий из двух половин. Чугунный цилиндр 4 двигателя крепится к картеру четырьмя шпильками. К передней стенке цилиндра прикреплен карбюратор 14, к фланцу на задней стенке — глушитель 1. Сверху ци- линдр закрыт чугунной головкой 7, в центральное отверстие которой ввернута искровая зажигательная свеча 9, а в наклонное отверстие — краник 8 для заливки топлива и продувки цилиндра. К головке ци- линдра прикреплен водоотводящий патрубок 10. На передней стенке картера 21 установлены регулятор 18 и магнето.
Во внутренней полости картера на роликовых подшипниках и шарикоподшипниках размещен коленчатый вал. На переднем конце коленчатого вала закреплена шестерня 17, а на заднем — маховик 28. Места выхода коленчатого вала из картера уплотнены самоподжим- ными сальниками. Коленчатый вал двигателя составной. Его щеки 24, изготовленные заодно с противовесами, напрессованы на цапфы 27 и 22. Обе щеки соединяются пустотелым пальцем 23 кривошипа. Пор- шень 5 пальцем 12 плавающего типа и шатуном 26 соединен с колен- чатым валом. Нижняя головка шатуна неразъемная, имеет двухрядный роликовый подшипник 25.
В систему питания двигателя входят воздухоочиститель 15, топ- ливный бачок с фильтром-отстойником, карбюратор К-06 и топливо- провод, соединяющий отстойник бачка с карбюратором. Устройство и работа карбюратора К-06 описаны в § 4 главы 11.
Топливом для двигателя служит смесь из пятнадцати частей (по объему) бензина и одной части дизельного масла. Эта смесь является одновременно и смазочным материалом для трущихся поверхностей де- талей двигателя.
Регулирование частоты вращения коленчатого вала дйигателя осу- ществляется однорежнмным центробежным регулятором 18, описание которого дано в § 2 главы 13.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление