Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2 Становление и развитие РЦБ в России




Характерные особенности рынка ценных бумаг в России

Российский рынок ценных бумаг имеет следующие особеннос­ти:

1) стремительные темпы формирования в процессе приватиза­ции предприятий и трансформации отношений собственности;

2) «неоформленность» в макроэкономическом смысле в каче­стве стабильного источника финансирования развития народного хозяйства, института коллективных сбережений и накоплений;

3) неразвитость материальной базы, технологий торговли, тор­говой сети, инфраструктуры;

4) раздробленная система государственного регулирования рынка, включая Центральный банк (контроль операций банков с ценными бумагами), ФКЦБ России с системой региональных пред­ставительств (общий контроль за соблюдением законодательства, контроль за деятельностью профессиональных участников рынка и саморегулируемых организаций), Мингосимущество (контроль за государственной собственностью), Министерство финансов (конт­роль небанковских финансовых институтов), Министерство по ан­тимонопольной политике и поддержке развития предприниматель­ских структур (контроль за соблюдением антимонопольного законодательства). Отсутствует действенная система надзора государ­ства и саморегулируемых организаций за деятельностью участни­ков рынка на региональных вторичных рынках ценных бумаг;

5) высокая степень всех рисков, связанных с ценными бумага­ми, из-за большой зависимости от значительного числа факторов (начиная от уровня инфляции и кончая слабой профессиональной квалификацией менеджеров предприятий-эмитентов);

6) сравнительно небольшой объём операций, относительно невысокая ликвидность;

7) слабая активность вторичного рынка ценных бумаг, его неус­тойчивость и спекулятивный характер;

8) разделение рынка на высоколиквидные (рынок «голубых фи­шек») и малоликвидные сегменты;

9) развитие в довольно сложных экономических условиях, кото­рые связаны с высокими темпами инфляции, финансовой неста­бильностью, огромной взаимной задолженностью предприятий, спадом производства и дефицитом бюджетов всех уровней.


 

Рынок ценных бумаг в царской России формировался и развивался около 150 лет (1769—1913 гг.) в тесной связи с эволюцией экономики и политикой страны.

В России, как и в других европейских странах, первыми фондовыми ценностями на вырождающемся финансовом рынке выступали государ­ственные ценные бумаги (ГЦБ). До возникновения ГЦБ главными источ­никами покрытия чрезвычайных расходов государства служили заимст­вование средств у государственных кредитных учреждений и эмиссия бумажных денег. Непрерывные войны заставляли правительства искать новые источники финансирования. В 1769г. (при Екатерине II) впервые появились государственные ценные бумаги в форме облигационного внешнего займа России, который был размещен на голландском рынке через посредника-банкира, исходя из 5% годовых сроком на 10 лет. Затем правительство уже от своего имени выпустило ряд внешних займов путем заключения соглашения с посредниками- банкирами, как правило, голландскими; на их имя были оформлены облигации займов. Это делалось по той причине, что в то время отсутствовали взаимосвязи российского и зарубежного рынков и доверие иностранных инвесторов к России.

Однако основным источником покрытия бюджетного дефицита оставался выпуск бумажных денег. Чрезмерная эмиссия ассигнаций приводила к развитию инфляционного процесса. Обесценение ассигнаций изменяло реальную величину доходов казны. Неустойчивое денежное обращение вредило торговле и кредиту. Внутренний государственный кредит в подобной форме не способствовал стабилизации экономики. Правительство по «Плану финансов», предложенному М. М. Сперанским, приступило к выпуску внутренних процентных долговых обязательств – облигаций долгосрочного государственного займа для трансформации части текущего беспроцентного долга в форме ассигнаций.

В манифесте от 2 февраля 1810 г. заявлялось о прекращении эмиссии ассигнаций и выпуске внутреннего государственного займа для погашения бумажно - денежного долга. В мае того же года был выпущен 6%-ный семилетний займ на 100 млн. руб. ассигнациями - первый внутренний государственный займ России.

Займ был реализован лишь на 3,2 млн. руб. Причины неудачи заключались в дефиците долгосрочных свободных капиталов и недоверии имущих слоев населения к новой форме государственного кредита.

После войны с Наполеоном вновь была поставлена цель сократить текущий долг по выпущенным ассигнациям. Эта задача была возложена на Комиссию погашения долга (образована в 1810 г.). Последняя для достижения цели выпустила ряд облигационных займов — бессрочных и долгосрочных, внешних и внутренних.

По проведения первой денежной реформы (1839—1841 гг.) правите­льство выпустило также долговые процентные бумаги другого вида: «краткосрочные казначейские обязательства» (первый выпуск в 1812г.) и четырехлетние билеты Государственного казначейства-серии (первый выпуск в 1831 г.). Обоим был придан характер бумажных денежных знаков. Они принимались во все казенные платежи. Их выпуск способствовал сокращению сферы применения обесценивающих­ся ассигнаций.

В результате реформы 1839—1843 гг. была установлена система сере­бряного монометаллизма с обращением кредитных билетов — новых бумажных денежных знаков, разменных на серебро и заменивших ассиг­нации.

Однако при хроническом дефиците бюджета использование эмиссии бумажных денег не было прекращено. Правительство непрерывно выпу­скало кредитные билеты и билеты казначейства (серии). В 1858 г. размен кредитных билетов на серебро был прекращен. «Серебряное обращение» перестало существовать.

Отменив крепостное право, Россия поднялась на новую ступень раз­личения. С учетом улучшения состояния государственного бюджета и увеличения золотого запаса появилась возможность провести новую денежную реформу. Это увенчалось успехом. В 1897 г. была введена «Золотая валюта». Предел эмиссии кредитных билетов определился в сумме 600 млн. руб., которая на 50% покрывалась золотом, на 50% - коммерческими векселями.

В период подготовки и проведения денежной реформы был выпущен ряд новых облигационных займов. В частности, банковские билеты и казначейские билеты (первый выпуск — в I860 г.). Они были подобны билетам казначейства (сериям). Но их эмитентом был Государственный банк, а не Министерство финансов.

В то время выпускались государственные 4%-ные бессрочные ренты в крупном масштабе, что превратило их в основную форму Государст­венных займов. В 1895 г. купоны 4%-ных рент начали свободно об­ращаться в качестве денежных знаков.

В истории ценных бумаг России видное место заняли государственные ценные бумаги железнодорожных займов, представившие собой инст­румент инвестиционной политики правительства.

Первоначально в железнодорожном деле в качестве инвестора высту­пало казначейство, используя выпуск правительственных железнодорож­ных облигаций. Например, с 1851 по 1893 г. построена линия «Москва-Петербург» на средства, полученные от пяти внешних облигационных займов.

Чтобы облегчить финансовое бремя государства, по инициативе Але­ксандра II началось применение системы железнодорожных гарантий. Ее сущность заключалась в обеспечении правительством доходности капи­тала, вложенного в железнодорожные предприятия в виде ценных бумаг. Появившиеся в России гарантированные правительством железнодорож­ные ценные бумаги частных акционерных обществ знаменовали наступ­ление эпохи интенсивного строительства железных дорог в Российской империи.

До начала 80-х гг. частные предприятия, особенно иностранные, владели половиной акций и 3/4 облигаций российских железных дорог. Почтя все железнодорожные ценные бумаги - правительственные и гарантированные правительством — выпускались и обращались на иностранных фондовых рынках. Это демонстрировало высокий экономи­ческий потенциал и престиж России после отмены крепостного права и имело важное значение для формирования национального фондового рынка.

По мере развития экономики, расширения сети железных дорог и в связи с понижением ставок на рынках Европы правительство пред­приняло новый шаг: выкуп частных железных дорог в свою собствен­ность, Масштабная национализация железных дорог происходила в 1889-1909 гг. через конверсию и консолидацию всех ценных бумаг (железнодорожных и др.).

С 1889 по 1894 т. были конвертированы внутренние и внешние займы на нарицательную стоимость 2 644 млн. руб., в частности путем выпуска новых правительственных облигаций на сумму 294 млн. руб. В резуль­тате государственный долг сократился. Разнообразные облигации были объединены на более выгодных государству условиях. Подавляющая часть железнодорожных облигаций была конвертирована в 4%-ные рен­ты (несколько серий).

В России благодаря использованию ценных бумаг за несколько десятилетий свершилось «железнодорожное чудо» (протяженностьрельсовых путей в России достигла 70,9 тыс. км.) В этом отношении Россия уступала только США.

Параллельно с обращением государственных ценных бумаг развива­лись ценные бумаги во взаимосвязи с деятельностью хозяйственных объектов. В первую очередь это относится к векселям и акциям.

В России первый Вексельный устав был составлен при Петре I по образцу Лейпцигского Вексельного устава. В XVIII—XIX вв. он неоднократно подвергался переработке. В 1902 г. был утвержден новый вексель­ный устав. Он представлял собой значительное достижение по сравнению с предшествующими вексельными уставами, созданными по иностран­ным образцам. По мере развития банковской системы России расширя­лось кредитование хозяйства под залог векселей и в форме их учета.

Активизация обращения векселей в начале XX в. объяснялась утвер­ждением капиталистических отношений как в промышленности, сель­ском хозяйстве, так и в торговле.

После отмены крепостного права шел ускоренный процесс создания акционерных обществ, что обусловило рост значения акций на рынке.

Акционерные общества в России возникли еще в дореформенное время. К I861 г. в России было 120 акционерных обществ с капиталами в размере 100 млн. руб.; в том числе 35 млн. руб. — в промышленности. К 1881 г. число акционерных обществ увеличилось до 635, акапиталы до 840 млн.руб. Крупные акционерные капиталы и облигационные займы железнодорожных акционерных обществ имели правительствен­ную гарантию и относились к сфере производительного государст­венного кредита.

Во время экономического подъема 90-х гг. XIXв. число акционерных обществ удвоилось. Их капиталы достигли 2,4 млрд. руб., в том числе капиталы акционерных обществ в промышленности увеличились в 3 раза и составили 1,5 млрд. руб. К 1914 г. 2235 акционерных обществ имели капиталы в сумме 4,7 млрд. руб. Из них на долю 1621 промышленного акционерного общества приходилось 3,2 млрд. руб.

Акционерные общества дореволюционной России занимали ведущее положение в фабрично-заводской промышленности. На них производи­лось 60% промышленной продукции.

Для ограждения интересов мелких капиталистов и населения в Рос­сии, в отличие от Запада, устанавливалось предельное число голосов, которые мог иметь один акционер на общем собрании акционерного общества. Акционерные общества формировались в России на принципах более демократичных, чем в других странах.

С 1810 г., когда Россия выпустила первый внутренний государствен­ный займ, началась история формирования ее фондового рынка. Это проявилось прежде всего в возникновении бирж,на которых обращались ценные бумаги.

В России первая товарнаяи вексельная биржа была официально открыта в 1703 г. по инициативе Петра I. Большинство бирж было организовано во в торой половине XIX в. В 1914 г. их было 115. Главной была Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый отделы. На ней котировались 312 различных видов акций на 2 млрд. руб., а также облигации государственных и гарантированных государственных займов. Главную роль на бирже играли крупнейшие петербургские банки.

К 1820 г. облигации государственных займов стали обращаться вместе с товарами на официальных товарных биржах (в Петербурге, Москве, Одессе, Варшаве, Киеве, Риге, Харькове и др.). Что касается и облигаций корпораций, торговля ими на биржах (с 1827 г) быланезначительна. В связи с неразвитостью капиталистических отношений и ограниченностью спроса на капиталы, до 60-х гг. XIX в. большая часть государственных займов обращалась на иностранных биржах. Фондовые операции в России не имели большого масштаба и строгой организации.

Рынок ценных бумаг быстро развивался после отмены крепостной права, благодаря преобразованию экономической системы и развития производительных сил. До начала войны центр тяжести ценных бумаг постепенно переходил с иностранных бирж на российский рынок. Одновременно ГЦБ постепенно уступали место акциям и облигациям корпораций. Тем не менее, ГЦБ все еще играли основную роль на российском фондовом рынке. На всех биржах 2/3 и более объемов купли-продажи составляли облигации государственных займов (включая железнодорожные). Русские биржи по существу выступали как рынок государственного кредита. Это отражало неразвитость капитализма и государственную экономическую монополию. Однако управление деятельностью бирж происходило с участием представительных ор­ганов.

В качестве представительных постоянных выборных органов при биржах стали создаваться биржевые комитеты. Первый биржевой коми­тет возник при Петербургской бирже в 1816 г. Московский биржевой комитет возник в 1832 г. В 1831 г. было утверждено Положение о биржевых комитетах и биржевых маклерах.

Крупные купцы, фабриканты, банкиры получили право выбирать членов биржевых комитетов на несколько лет. Компетенция биржевых комитетов ограничивалась в основном обсуждением экономических вопросов. В 1905 г. биржевым комитетам было разрешено направлять представителей от торговли и промышленности в Государственный Совет.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг началось в XVIII в. В 1769 г. в России был образован комитет, уполномоченный для проведения денежных негоциаций в иностранных землях, который отвечал за ведение всех дел по внешним займам.

В 1810 г. была утверждена Комиссия погашения государственного долга. На основе ее Устава (1817 г.) была учреждена Государственная долговая книга. Это явилось важным шагом в документации государственного долга. Почти все выпущенные в России и за границей государственные займы были занесены в долговую книгу.

Усиление государственного регулирования фондового рынка осуществлялось в течение 1900—1914 гг., т.е. в период наивысшего подъема биржевого дела в стране.

К началуXX в. уже сложился биржевой механизм и проводились довольно крупные операции с ценными бумагами. Особое место на фондовом рынке России занимал Фондовый отдел Санкт-Петербургской биржи. Отдел был образован как акционерное общество закрытого типа и подчинялся канцелярии по кредитной части Министерства финансов.

В 1901 г. правительство приняло «Правила для Фондового отдела при Санкт – Петербургской бирже» Эти правила ознаменовали собой начало проведения крупной биржевой реформы. Предполагалось, что в последующие годы аналогичные отделы будут созданы и на других биржах, где активно развивалась торговля ценными бумагами.

Биржевая реформа включала создание Совета Фондового отдела санкт - Петербургской биржи. Этот орган управления избирался на три года из числа действительных членов Фондового отдела. Совет осуществлял надзор за деятельностью Фондового отдела, охрану юридической силы биржевых сделок, контроль за правильностью составления бир­жевого бюллетеня, принимал решения о допуске ценных бумаг к обраще­нию на бирже, рассматривал другие вопросы.

При допуске облигаций и акций к обращению на бирже Совет фондового отдела руководствовался «Правилами о допущении бумаг к ко­тировке на Фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи», утвержден­ными Министерством финансов 5 сентября 1902 г. Российские законы предусматривали ответственность лиц, выпускающих в обращение цен­ные бумаги на бирже.

Данные о курсах ценных бумаг на Санкт-Петербургской бирже пуб­ликовались в биржевом бюллетене «Официальная вексельная и фондовая котировка на Санкт-Петербургской бирже», который выходил на русском и французском языках.

Усиление государственного регулирования фондового рынка прояви­лось и в том, что 19 ноября 1907 г. министр финансов утвердил «Правила для сделок по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на Санкт-Петербургской бирже». Эти правила повлияли на деятельность других бирж в России.

В годы промышленного подъема (1909—1913 гг.) Санкт-Петербургская биржа превратилась в место торговли главным образом дивидендными бумагами (акциями). Что касается остальных бирж — операции с ценными бумагами имели ограниченное значение. На Московской бирже размещались разного рода облигации, на Варшавской, Киевской, Одесской и Рижской биржах — акции местных предприятий и т.д.

Российские биржи выполняли своеобразную функцию, обусловленную отсутствием в стране торгово-промышленных палат. Благодаря ежегодно созывавшемся с 1906 г. съездам биржевой торговли и сельского хозяйства биржи получили возможность выявлять и отстаивать коммерческие интересы и нужды отечественных предпринимателей.

Следует учесть, что на биржах совершались отнюдь не все операции с ценными бумагами. Значительный по объему внебиржевой оборот формировался в результате операций с ценными бумагами, которые производили различные кредитные учреждения, прежде всего банки.

Банки выдавали ссуды под ценные бумаги. Все бумаги должны были котироваться на бирже, т.е. по ним должна быть установлена рыночная цена. Такой кредит имел огромное значение. Он облегчал размещение ценных бумаг, давая возможность купить большое количество бумаг. Такой кредит задерживал падение курсов, так как давал возможность владельцам ценных бумаг не продавать их во время спада цен, а дожидаться более благоприятной ситуации.

Создавался своеобразный тип «твердого держателя» - владеющих ценными бумагами с помощью банковского кредита. Прямым следствием развития кредита под залог ценных бумаг, а также формирования собственных портфелей ценных бумаг была концентрация в банках огромных пакетов акций.

Государственное регулирование фондовой деятельности было важно и целесообразно для эффективного развития фондовых бирж, особенно в стадии формирования рынка ценных бумаг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.