Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценные бумаги в условиях СССР




После октябрьских событий декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Были аннулированы и облига­ции внутренних и внешних государственных займов. Это, с одной сто­роны, освободило страну от платежей по государственному долгу; с дру­гой — привело к отказу от исторического опыта использования ценных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых от­ношений между Россией и западными державами. В процессе национали­зации прекратили существование акционерные общества. Их акции и об­лигации утратили юридическую силу. В результате корпоративные цен­ные бумаги также были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое существование на территории Советской России.

После окончания гражданской войны страна приступила к восстанов­лению народного хозяйства, проводя новую экономическую политику (нэп).

В целях максимального привлечения свободных средств для восстано­вления экономики правительство попыталось перейти к активному ис­пользованию ценных бумаг на новых политических и экономически условиях. В течение 1922—1927 гг. были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами размещения и т.д.

Первые займы (три выпуска), выпущенные в 1922—1923 гг., носили натуральную форму — исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это было связано с отсутствием нормальной денежной системы, обесценением валюты и острой нехваткой жизненных средств в форме хлеба и сахара. Займы были выпущены беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного обращения после проведения денежной реформы (1922 – 1924 гг.) займы стали выпускаться в денежном исчислении.

По срокам займы были краткосрочные (не более одного года), среднесрочные (от двух до пяти лет) и долгосрочные (шесть, семь, десять лет). Однако тенденция заключалась в постепенном увеличении доли сред несрочных и долгосрочных займов.

По способу размещения займы делились на добровольные, добровольно- принудительные и принудительные. Например, второй крестьянский выигрышный заем 1925 г. реализовался через сеть персональной агентуры, руководимой волостными и уездными уполномоченными. В городе его размещение осуществлялось открытой продажей. Часть облигаций продавались органами Наркомфина по биржевому курсу. Остальные были реализованы в рассрочку через сберкассы. В принудительном порядке размещалось несколько займов: первый и второй шестипроцентные выигрышные займы 1922 и 1924 гг., первый трехпроцентный внутренний займ 1924 г. Это объяснялось неблагоприятными экономическими условиями в стране и недоверием населения к советским займам.

По выплате дохода облигации займов можно подразделить на процентный, беспроцентный, выигрышный и процентно-выигрышный. Облигации займов этого периода характеризовались низким курсом и высокой доходностью. Например, по первому крестьянскому выиг­рышному займу 1924 г. доходность составляла 85 коп. на один рубль облигации. Процентный доход облигаций определялся на уровне 5, 6, 8 и даже 12%. Иногда, кроме процентного дохода, облигации выпуска­лись с выигрышами в тиражах. Вероятность выигрышей была высока. Например, по шестипроцентному займу укрепления крестьянского хозяй­ства 1928 г. один выигрыш приходился на 30 облигаций (в шести тира­жах). Все это было выгодно для покупателей. Для государства же рен­табельность займов была слишком низкой.

Держатели облигаций займов имели ряд дополнительных льгот: мож­но было получать ссуды банков под залог облигаций, использовать облигации при уплате налогов. Это обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг.

Что касается внешних займов, то иностранные державы соглашались предоставить финансовую помощь только при признании дореволюционных долгов. Правительство вело переговоры в этом отношении, но положительных результатов не было.

Выпуск ГЦБ имел существенное значение для преодоления бюджетного дефицита. К концу восстановительного периода государственный бюджет сводился к положительным сальдо.

Значение ГЦБ Не ограничивалось покрытием бюджетного дефицита. Они были использованы при проведении денежной реформы в 1922 – 1924 гг. Например, в 1923 г. был выпущен гарантированный правительством краткосрочный займ Наркомата путей сообщения в форме транспортных сертификатов на сумму 24 млн. руб. золотом сроком от девяти месяцев до одного года. Номинал облигаций определялся в 5 руб. золотом. Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном обращении, так как в то же время параллельно были введены две валюты — советские знаки и твердые червонцы большого достоинства. Мелкий же хозяйственный оборот остро нуждался в твердой денежной единице — купюре меньше червонца. Как раз, такой потребности соответствовал пятирублевый сертификат, застрахованный от обесценения; он представлял собой казначейские знаки особого рода.

Новая экономическая политика открыла дорогу развитию элементов рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обращение и акционирование.

В первые годы советской власти вексельное обращение во время «военного коммунизма» прекратилось. С возвращением страны к мирной жизни, с переходом к нэпу вексель возродился. Вексельное обращение регулировалось «Положением о векселях», которое было утверждено в 1922 г. При разработке векселей за основу был взят Российский вексельный устав 1902г.

1 января 1926 г. Народным комиссариатом финансов была принята Инструкция учреждения Государственного банка по операциям учета векселей и специальным текущим счетам, обеспеченным векселями. При­нимались меры повышения вексельной дисциплины.

Появились акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х гг., и представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственных организаций.

Возрождение различных инструментов рынка ценных бумаг объектив­но привело к формированию в новых экономических условиях бирж. В июле 1921 г. открылась первая советская биржа. В 1922 г. СНК были установлены правила фондовых биржевых операций. Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой (налич­ностью, траттами, чеками), банкнотами, советскими государственными ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.

В течение 1922—1924 гг. фондовые отделы главным образом заклю­чали сделки с валютой — червонцами — в связи с денежной реформой. К котировке на официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства, выпущенные Наркомфином в 1923 г., и облигации первого шестипроцентного выигрышного займа. Операции с ними были неудачны в связи с завышенной ценой. На внебиржевом рынке курс облигаций был значительно ниже.

После завершения денежной реформы прекратились операции с банкнотами, и центр тяжести финансовой политики правительства перешел оздоровление системы государственного кредита.

К концу 1924 г. вместо официальной неизменной цены государственные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Все банки, кредитная кооперация, сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобы соответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов сокращался. В 1925—1926 финансовом году было выпущено только два новых займа: второй крестьянский выигрышный заим и второй восьмипроцентный внутренний займ 1926 г. (на общую сумму 200 млн. руб.).

Фондовые отделы при товарных биржах активно действовали в течение 1924 - 1927 гг. На 1924—1925 финансовый год насчитывалось 10 фондовых отделов при крупнейших товарных биржах.

Начиная с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации. Правительство изменило курс на развитие рынка ценных бумаг. Главной размещения ГЦБ стала «подписка в рассрочку» (после 1930 г. она стала единственной). Она заключалась в добровольно-принудительных размещении и оплате облигаций. Подписка в рассрочку проводилась следующим образом: сберкассы выдавали инструкции о порядке размещения займа, бланки для его учета и оформления и авансовую сумму облигаций предприятиям, учреждениям и сельским Советам. Последние выдавали подписчикам подписной лист, содержащий фамилию подпис­ка и сумму, на которую приобретались облигации. Затем подписные листы передавались в бухгалтерию для удержания взносов из заработной штаты рабочих и служащих. Крестьяне первый взнос выплачивали в де­сятидневный срок после подписки, рабочие и служащие — в течение срока рассрочки — 10 месяцев. Все взносы перечислялись через Госбанк в государственный бюджет.

Начиная с 1927 г. государственные предприятия были обязаны по­мещать все запасные и резервные средства в ГЦБ. Кооперативные и акционерные (паевые) общества в приобретаемые ГЦБ должны были вкладывать 60% резервных средств. Состав кредиторов государства расширился до всех юридических лиц. В это время были организованыкомиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу (комсоды) на всех предприятиях и в организациях под общим ру­ководством Центральной комиссии при Президиуме ЦИК СССР. Их задача состояла в том, чтобы контролировать работу по размещению займов, проводить массовые соревнования по подписке между цехами, предприятиями и т.д., в целом способствовать распространению го­сударственных займов.

Изменяется структура облигаций государственных займов по срокам. Более 94% государственных займов приходилось на долю долгосрочных облигаций.

По мере «укрепления» планового управления экономикой в 1930 г. были закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами снова проводились по твердому официальному курсу, без учета реального состояния рынка. Обращение облигаций — покупка, продажа и залог было запрещено. В результате ликвидность облигаций была серьезно ограничена. Подобным способом обеспечивалась долгосрочность хранения облигаций займов у их держателей. В 1930 г. правительство с учетом огосударствления экономики приняло решение о ликвидации резервных капиталов трестов и запрещении государственным учреждениям, акционерным обществам и кооперативным предприятиям иметь облигации займов.

В течение 1930 – 1941 гг. правительство проводило реформу в сфере государственного кредита, которая выражалась в унификации облигации государственных займов путем их конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием внутреннего займа пятилетки) для обмена облигаций ранее выпущенных займов. Конверсия привела все займы к единому стандарту — двадцатилетнему сроку. Погашение отложено на 10—19 лет. Их доходность снизилась с 8—10% до 3 – 4% годовых.

Отказ от принципов новой экономической политики повлиял на использование ценных бумаг предприятий — векселей и акций. С 1929 - 1930 гг. акционерные общества стали заменяться формами государственных предприятий. Только после окончания второй мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом и правительствами этих стран совместно на паритетных началах были организованы акционерные общества с целью развития важных промышленных отраслей. С достижением цели совместные акционерные общества были ликвидированы, а доля собственности СССР была передана на льготных условиях заинтересованным правительствам.

Недолго просуществовало и вексельное обращение. В 1937 на территории СССР было введено в действие основанное на женевский вексельных конвенциях 1930 г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте СССР вексельное обра­щение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.

Великая Отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Государственные займы служили одним из существенных ис­точников средств для финансирования военных расходов. В течение 1942—1945 гг. было выпущено четыре «военных займа» на общую сумму 72 млрд. руб. сроком на 20 лет исходя из 4% годовых.

После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план — план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945— 1950 гг. Была необходима конверсия всех займов.

В 1948 г. выпущен новый конверсионный займ — государственный двухпроцентный займ для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 г. (кроме выигрышного займа 1938 г., часть которого обменивалась на наличность, часть — на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1947 г.).

Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, в учреждениях и колхозах в пределах определенного пери­ода. После конверсии объем долга сократился в несколько раз, умень­шились платежи по займам.

С 1946 по 1957 г. было выпущено пять займов восстановления и развития народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства (выпуска 1951—1957 гг.). Все они были выпущены сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, два займа были выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный займ 1947 г. и четырехпроцентный внутренний выигрышный займ 1947 г. Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию государственных займов стали превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление «О государственных займах, размещаемых по подпискесреди трудящихся Советского Союза», согласно которому в основном прекратился дальнейший выпуск новый займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи.

В дальнейшем ценные бумаги почти вышли из народно - хозяиственного оборота СССР. С этого практически нулевого состояния начинается возрождение рынка ценных бумаг.

Россия стала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические российские традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг необходимы такие ее компоненты, как спрос, предложение, посредники, частники, рыночная инфраструктура (коммерческие банки, фондовые биржи, инвестиционные институты и т.п.), а также системы его регулиро­вания и саморегулирования. Все компоненты были в основном созданы к 1994 г. Решающую роль в воссоздании рынка ценных бумаг сыграли приватизация и акционирование государственных предприятий — акци­онерные общества стали главными субъектами этого рынка.

Рынок ценных бумаг может развиваться только при нормальных товарно-денежных отношениях и отношениях собственности. Преобразо­вание государственной собственности в формы собственности, адекват­ные новым рыночным отношениям, в значительной мере осуществляется путем ее приватизации.

В последние десятилетия приватизация имела место во многих стра­нах мира. Особенно интенсивно она проводилась в Англии. Но в странах Запада приватизация происходила в период развитой рыночной экономи­ки, когда емкость рынка позволяла поглотить любое количество акций приватизируемых предприятий. В России ситуация иная.

В условиях неразвитого российского рынка ценных бумаг приватизация, связанная напрямую с акционированием, является начальным импульсом для формирования рынка ценных бумаг, поскольку позволяет участвовать в нем большинству предприятий и населения.

Приватизация вызвала к жизни новый вид ценных бумаг — приватизационные чеки (ваучеры). Это государственные ценные бумаги на предъявителя, дающие право на приобретение части государственной собственности, которая безмездно передавалась гражданам Российской Федерации в процессе приватизации. Последний, с одной стороны, связан с появлением на рынке нового вида ценных бумаг - ваучеров; с другой, - способствует становлению акционерных обществ в качестве ведущей организационно – правовой формы предприятий. Это выступает причиной эмиссии не только новых акций и облигаций, но и производных от них видов ценных бумаг, расширяется обращение корпоративных ценных бумаг. Следовательно, приватизация — начальный этап возрождения рынка ценных бумаг в России, превращения их в финансовый инструмент, доступный широким слоям населения.

В то же время существуют разногласия по методам проведения приватизации государственной собственности и ее социально-экономическим последствиям. Вызывают возражения уравнительное распределение ваучеров, их предъявительский характер, отсутствие ваучеров для приватизации земли и т.п. Высказываются опасения, что чековые инвестиционные фонды, получая прибыль по скупленным ими акциям предприятий, только небольшую ее часть будут выплачивать своим акционерам в виде дивидендов, а большую часть в обход законодательства будут использовать в собственных корпоративных интересах (создавать под своим контролем коммерческие структуры, например инвестиционные банки и т.п.). Это может способствовать монополизации экономики и установлению господства новой финансовой олигархии.

В условиях современного состояния экономики в России не может быть полноценного рынка ценных бумаг. Уровень его развития во многом зависит от благосостояния населения, которое определяет спрос наценные бумаги. Поэтому экономический рост, сопровождаемый увеличением доходов населения, — главный фактор возрождения рынка и бумаг. Одним из наиболее объемных и развитых является рынок государственных ценных бумаг, включающий комплекс долговых обязательств государства. На российском рынке представлены также корпоративные ценные бумаги (уставный фонд бывших государственных предприятий преобразованных в открытые акционерные общества составлял осенью 1993 г. около 400 млрд. руб.).

В 1992 — 1995 гг. осуществлялась эмиссия банковских коммерческих бумаг (векселей - более чем на 40 млрд. руб., чеков), а также банковских депозитных и сберегательных сертификатов. В 1992г. началась торговля товарными и валютными фьючерсами и опционами. В дальнейшем торговля производными ценными бумагами увеличилась.

Рынок ценных бумаг в России в этот период характеризуется небольшими объемами, низкой ликвидностью, «неоформленностью» в макроэкономи­ческом смысле (неизвестны макропропорции между различными видами ценных бумаг, а также их доля в финансировании хозяйства), нераз­витостью материальной базы, технологий торговли, депозитарной и клиринговой сети, отсутствием хорошо продуманной, долгосрочной фон­довой политики. Тормозит развитие российского рынка ценных бумаг недостаточно продуманная система налогообложения, особенно доходов от торговли новыми видами ценных бумаг.

Все операции с ценными бумагами всегда сопряжены с риском. Сейчас в России риск особенно велик и существует во многих их видах: системный (риск кризиса рынка ценных бумаг в целом): несистемный (сочетание видов риска, связанных с конкретной ценной бумагой): селективный (риск неправильного выбора ценных бумаг для инвестирования но сравнению с другими видами бумаг при формировании портфеля): временной (рискэмиссии, покупки или продажи ценной бумаги в неподходящее время, чтовлечет за собой потери); законодательных изменений (риск вследствие изменения условий эмиссии, признания се недействительной и т.п.) ликвидности (риск, связанный с возможностью потерь при реализации ценой бумаги из – за изменившейся оценки ее качества); инфляционный (риск того, что при высокой инфляции доходы, получаемые инвестором от ценных бумаг, обесцениваются быстрее. Чем растут, инвестор несет реальные потери).

Существуют и многие другие виды риска по операциям с ценными бумагами. В России имеют место риски порождающиеся экономической и политической нестабильностью. Высокая степень риска не только препятствует развитию рынка ценных бумаг, но и создает заслон для сохранения денежных накоплений населения и предприятий. В целом В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель рынка ценных бумаг, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности для коммерческих банков).

Рынок ценных бумаг ценных подвергается изменениям. Это сопряжено с неизбежностью новых модификаций рыночных отношений (особенно в связи с тем, что рынок приобретает все более остроконкурентный характер).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.