Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни планирования стратегии




Классификация стратегий

Алгоритм разработки стратегии

Выбор стратегии и ее оценка.

При выборе стратегии и ее оценке учитываются следующие факторы:

- особенности отрасли функционирования организации;

- характер целей организации;

- финансовые ресурсы организации;

- степень зависимости от среды;

- фактор времени.

Затем принятую стратегию оценивают на приемлемость заложенного в ней риска. При этом определяются:

1. Реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии.

2. Негативность последствий для предприятия в случае провала стратегии.

3. Насколько оправдывают возможные положительные результаты риск потерь от провала в реализации стратегии.

Для достижения успеха обычно одновременно используются несколько стратегий. Но поскольку реализация стратегии – это всегда риск, считается необходимым ограничивать их число.

Как правило, стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в проектах, программах и практических действиях и реализуется в процессе выполнения.

 

Алгоритм разработки стратегии, предложенный И.Б. Гурковым [8], основан на синтезе различных подходов к стратегическому управлению. Выделяются следующие этапы разработки и реализации стратегии.

Этап 1. Определение запросов наиболее значимых стейкхолдеров и выявление критических несоответствий между их пожеланиями и результатами деятельности организации.

Этап 2. Идентификация ключевых компетенций организации.

Этап 3. Определение направлений деятельности организации по степени привлекательности рынка и близости к ключевым компетенциям организации. Это называют «черновым определением» сфер деятельности организации.

Этап 4. Позиционирование товаров организации на рынке и в отрасли и определение стратегических типов основных бизнесов организации.

Этап 5. Определение спектров возможных «стратегических траекторий развития» каждого из бизнесов.

Этап 6. Сведение воедино возможных траекторий бизнеса, определение наличия ресурсов организации для реализации различных стратегических траекторий, окончательный отбор форм и направлений деятельности на уровне бизнесов и организации в целом.

Этап 7. Разработка стратегических программ, включая конкурентные тактики, бюджеты, функциональные программы и системы оценки реализации программ.

Этап 8. Мониторинг выполнения стратегических программ и определение эффективности реализуемых стратегий с точки зрения ключевых стейкхолдеров.

Результативность принимаемых стратегических решений зависит не только от эффективности выбираемых стратегий (их ситуационности, уникальности, гибкой адекватности), но и от понимания того, к каким типам относятся эти стратегии и в какие классификационные рамки они вписывается. Это сделать довольно сложно, так как существует большое многообразие стратегий и признаков их классификации, используемых различными авторами. Примем вариант классификации стратегий, приведенный в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Классификация стратегий

Признаки классификации Виды стратегии
Уровень планирования стратегии - корпоративная - деловая (бизнес-стратегия) - функциональная - операционная
Назначение стратегии - портфельная (продуктово-рыночные) - конкурентная
Способ развития организации   - стабильности - роста - сокращения - комбинированная
Позиция организации на рынке - наступательная - оборонительная
Базовая концепция достижения конкурентных преимуществ - лидерство по издержкам - дифференциация - фокусирование
Степень зрелости отрасли - для новых отраслей - для зрелых отраслей - для застойных и затухающих отраслей
Размер организации - для крупных и средних организаций - для организаций малого бизнеса

 

Стратегии, приведенные в таблице 3.1, будут рассмотрены в разделах 8 – 13. В данном разделе мы рассмотрим лишь виды стратегий в зависимости от уровня их планирования в организации.

 

В организациях стратегии планируются и осуществляются на нескольких уровнях: корпоративном, деловом, функциональном и операционном. Уровни связаны между собой и образуют иерархию стратегий.

Диверсифицированная компания, осуществляющая несколько видов деятельности, имеет четыре уровня стратегии.

Специализированная организация ограничивается тремя уровнями, так как корпоративная и деловая стратегии совпадают, поскольку разрабатываются для одной сферы бизнеса.

Необходимо различать стратегию бизнеса и стратегию организации.

Бизнес-стратегия (деловая стратегия) – это план деятельности в определенной хозяйственной сфере (направлении, на рынке). Она обычно воплощается в бизнес-плане.

Совокупность бизнес-стратегий составляет основу корпоративной или портфельной стратегии организации. Для организаций, занимающихся одним видом деятельности, бизнес-стратегия совпадает с корпоративной стратегией.

 

Корпоративная стратегия – это комплексный стратегический план для диверсифицированной компании, описывающий общие направления развития организации и обеспечивающий баланс портфеля товаров и услуг.

Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются организации в целом.

Корпоративная стратегия является портфельной, поскольку на этом уровне определяется и согласуется продуктовая стратегия предприятия, выбираются хозяйственные подразделения, в которые следует направлять инвестиции.

Корпоративная стратегия включает:

1. Распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа.

2. Решения о диверсификации производств с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии.

3. Изменения структуры организации.

4. Решения о слиянии, приобретении, вхождении в те или иные структуры.

Ответственные за разработку и реализацию корпоративной стратегии – руководители высшего звена управления (топ-менеджеры).

Деловая стратегия (бизнес-стратегия) – это стратегия бизнес-единицы, направленная на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения.

Деловая стратегия часто воплощается в бизнес-плане и показывает, как организация будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе. Поэтому деловые стратегии часто называют конкурентными.

В отличие от корпоративной стратегии, которая является общей, деловую стратегию называют частной стратегией.

Для предприятия с одним видом деятельности деловая стратегия является частью корпоративной.

Ответственные за разработку и реализацию деловых стратегий – руководители стратегических отделений организации.

Функциональная стратегия определяет направления деятельности того или иного функционального подразделения внутри одной сферы бизнеса.

Функциональные стратегии разрабатываются основными подразделениями на базе корпоративной и деловой стратегии. Их цель – распределение всех видов ресурсов и поиск наиболее эффективного функционирования в рамках общей стратегии.

Функциональные области разработки функциональных стратегий и решаемые ими задачи представлены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.