Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика социальных ролей социального педагога




Социальные роли социального педагога

 

 

 

 

В социальной психологии рассматриваются различные определения социальной роли:

фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

– общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т.д.);

поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

– устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях; совокупность объективных и субъективных ожиданий, производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;

социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

– существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение во взаимодействии с другими индивидами;

система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение;

– открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Как мы видим, социальная роль может трактоваться как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм [1].

Мы считаем, что социальные роли социального педагога выступают в качестве конкретного, нормативно одобряемого способа поведения, обязательного для специалиста.

 

Р. В. Овчарова выделяет следующие социальные роли социального педагога:

1) посредник – связующее звено между личностью и социальными службами;

2) защитник интересов – защита законных прав личности;

3) участник совместной деятельности – побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы;

4) духовный наставник – организация социального патронажа, формирование нравственных и общечеловеческих ценностей в социуме;

5) социальный терапевт – содействие личности в контактах со специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций;

6) эксперт – отстаивание прав человека, определение методов компетентного педагогического вмешательства в решение проблемы [3].

 

В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова дополняют следующие социальные роли:

1) адвокат – защитник интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения. Он добивается социальной справедливости, стремясь помочь людям реализовать свои способности;

2) участник совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности. Его деятельность направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициативе, творчеству;

3) помощник – помогает людям расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы;

4) конфликтолог – помогает предотвращать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов;

5) аниматор – побуждает человека к действию, способствуя восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом;

6) общественный деятель – поддерживает, развивает и возглавляет социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды [5].

В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального педагога (социального работника):

1. Определитель клиента (Outreach Worker): уста­навливает людей, группы людей, испытываю­щих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель – выявление условий окружения, создающие проблемы.

2. Брокер (Broker): направляет людей в существующие службы, решающие проблемы клиента. Цель – координация работы социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал.

3. Посредник, буфер (Mediation): находится меж­ду конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель – снять разногласия и научить людей ра­ботать продуктивно вместе.

4. Адвокат, защитник (Advocate): борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель – повы­сить качество обслуживания, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложив­шуюся практику социальной работы.

5. Оцениватель (Evaluator): собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель – помощь в принятии решений для дей­ствия.

6. Мобилизатор (Mobilizer): организует действие уже существующих или новых групп людей для решения проблем.

7. Учитель (Teacher): передает людям информацию и знания. Цель – помощь в разви­тии умения самостоятельно решать свои проблемы.

8. Корректор поведения (Behaviour Change): вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

9. Консультант (Counsultant): оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель – помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать пробле­мы клиентов.

10. Проектант сообществ (Community Planner): помогает планированию групп, агентств, служб, правительства в разработке и реализации программ их деятельности.

11. Менеджер информации (Data Manager): соби­рает, классифицирует и анализирует полученные о клиентах данные.

12. Администратор (Administrator): обеспечивает конкретную, постоянную физическую, быто­вую, финансовую помощь учреждению или со­обществу [2].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.