Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От эмиссионной монополии до кредитора последней инстанции




Какие выводы можно сделать из ретроспективы деятельности первых ЦБ? На момент рождения правительственных эмиссионных банков никакого понятия, а тем более концепции ДКП не существовало. Во многих странах полностью отсутствовали частные банковские учреждения, и первым ЦБ приходилось выполнять функции коммерческих банков.

Как же развертывалась деятельность эмиссионных банков? С момента своего открытия они исполняли роль финансового слуги правительства. Их первой задачей было обслуживание бюджета и управление налоговыми платежами. Во вторую очередь они занялись кредитованием правительства и в последнюю – денежной эмиссией. Как отмечала в начале XXв. Британский экономист В. Смит, ЦБ использовались, прежде всего, как инструмент повышения доходов государства. О банковской системе и ДКР тогда еще никто не думал.

Первым шагом к ДКП стала передача государственным банкам эмиссионной монополии. Создание эмиссионной монополии было тесно связано с чрезвычайными ситуациями, в которых оказывались государственные финансы. Никаких экономических причин, говорящих в пользу разрешения либо запрещения свободной эмиссионной деятельности, в те годы не существовало, да и не могло в принципе существовать в силу отсутствия экономической теории как таковой. Однажды появившись на свет, монополия на денежную эмиссию не торопилась исчезать – она продержалась до того момента, когда ее экономическая целесообразность была поставлена под сомнение. Вердикт, вынесенный экономистами в ходе дискуссий XIXв., оказался в пользу унификации и монополизации эмиссии - конкурентная эмиссия была отвергнута. После этого превосходство централизованной эмиссионной системы над остальными эмиссионными альтернативами превратилось в догму, никогда более не подвергавшуюся обсуждению, а выбор в ее пользу при создании всех последующих ЦБ уже не вызывал вопросов.

Вторым главным признаком ЦБ помимо монополии на эмиссию является выполнение на некоммерческой основе роли кредитора последней инстанции. Устранение дефицита ликвидности в банковской системе в ходе кризиса на сегодня считается главной функцией ЦБ. В 1873г. английский экономист У. Бэйджгот опубликовал ставший основополагающим труд «Ломбард - стрит», в котором он настаивал на том, что денежные власти должны продолжать неограниченно кредитовать и обменивать банкноты на золото во время паники вкладчиков. Бэйджгот придумал также само выражение «кредитор последней инстанции», и за эту новую мысль его считают отцом «центробанковского дела». С точки зрения кредитора последней инстанции, институт ЦБ является феноменом XXв. Вплоть до начала ушедшего столетия большинство ЦБ действовало исключительно как эмиссионные монополисты, не заботившиеся о регулировании банковской системы и стабильности денежной сферы. Если исходить из этой точки зрения, государственные эмиссионные учреждения XVII–XIXвв. вовсе не были ЦБ. Потребность в кредиторе последней инстанции возросла в течение XXв. Как полагает Ч. Гудхарт, ведущий экономист Лондонской школы экономики, ЦБ как таковые появились в ответ на неспособность коммерческих банков самостоятельно справляться с паникой вкладчиков. До этого роль кредитора последней инстанции выполняли банковские коалиции. Банки организовывали как формальные, так и неформальные объединения, ставившие целью самострахование от бегства вкладчиков. Часто коалиции создавались вокруг ведущих банков, например, Suffolk Bank (начало XVIIIв., США), J.P. Morgan (конец XIXв., США), Bank of Montreal (конец XIXв. - началоXXв., Канада). В Великобритании частные банки объединялись вокруг правительства, от лица которого выступал Банк Англии. Затем эта роль перешла к эмиссионным банкам, что повлекло прекращение их коммерческой деятельности и введение банковского надзора и регулирования. ЦБ обрел свое нынешнее лицо.

ЦБ занимают особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, и выступают государственными органами экономического управления. Главенствующая их роль обусловлена широкими полномочиями, которые представлены им государством.

ЦБ является эмиссионным, резервным, кассовым центром страны, обладает правом нормотворчества, контроля, выполняет роль «кредитора последней инстанции», «банка банков», определяет ДКП и валютную политику; основная цель его деятельности – не извлечение прибыли, а воплощение в жизнь ДКП и руководство кредитной системой страны.

Как показывает мировой опыт, наделение ЦБ государством широкими полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Наделенный государством эмиссионным правом, ЦБ проводит общегосударственную политику стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности.

Основным объектом ДКР со стороны ЦБ выступает наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение различных компонентов совокупного, платежеспособного спроса, поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер, т.е. денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков, регулирование структуры и объема денежного оборота ЦБ осуществляет посредством управления операциями БВУ.

ЦБ любого государства регулирует денежный оборот не напрямую, а через денежную и кредитную системы. Воздействуя на кредитные институты (банки), он создает определенные условия для их работы. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень воздействия ЦБ на экономику и влияют на условия функционирования ЦБ. Особенности национальной банковской системы в значительной степени определяются целями, стратегией и методами ДКР ЦБ.

Первой функцией ЦБ как банка является аккумуляция денежных средств своих клиентов – коммерческих банков, которые в отличие от клиентов финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов, сохраняют право распоряжаться вложенными средствами. Вторая его функция – регулирование денежного оборота. Банки являются центрами, через которые происходит денежный оборот хозяйствующих субъектов и благодаря им становится возможным оборот денежных средств в экономике. Регулирование денежного оборота также достигается посредством эмитирования платежных средств в наличной и безналичной форме. Третья функция ЦБ как банка – посредническая, т.е. деятельность как посредника в платежах, перераспределение, трансформация денежных ресурсов между субъектами экономики. Это – центр межбанковских расчетов. Совершая операции по корреспондентским счетам коммерческих банков, ЦБ реализует перелив денежных средств между экономическими субъектами, перераспределяет ресурсы в другие отрасли и регионы.

Функции осуществляются посредством операций, которые определяются статусом ЦБ, уровнем его экономической и политической независимости, положением главного звена денежно-кредитной системы любого государства. ЦБ сочетает специфику банка и государственного органа, выступая как посредник между государством и остальной экономикой через банки. Соотношение между ЦБ как банком и государственным органом определяется общей концепцией экономического развития страны. В кейнсианской концепции ЦБ выполняет больше функции государственного ведомства, в монетаристской – главного банка страны.

ДКП ЦБ, будучи частью общегосударственной экономической политики, должна учитывать общую цель развития национальной экономики, способствовать достижению макроэкономического равновесия. Если целью развития экономики является обеспечение достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель ДКП. В то же время представляется необходимым ранжировать цели ДКП. Промежуточной или тактической целью ДКП может быть и таргетирование инфляции, и стабилизация валютного курса. Выбор промежуточной цели определяется степенью независимости ЦБ и стоящих перед ним задач. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно ЦБ, в то же время ни один ЦБ не может независимо от Правительства установить тот или иной валютный режим.

Двухуровневая банковская система предполагает взаимодействие ЦБ только с коммерческими банками, без непосредственного вмешательства в деятельность реального сектора экономики. Основной вклад НБК в его развитие состоит в проведении такой ДКП, которая должна обеспечить необходимую степень насыщения экономики деньгами при одновременном сдерживании темпа инфляции. Такая политика позволяет создать предпосылки для увеличения совокупного спроса, нормализации денежных потоков, решения проблемы неплатежей.

ЦБ проводит операции в соответствии с задачами, стоящими перед ним. Его задачи как органа, реализующего государственную ДКП, могут меняться (в отличие от функций).

Исторически ЦБ создавались для вполне определенных целей, а именно финансирование государственного бюджета. Другой первоначальной целью деятельности ЦБ было предоставление дешевого и быстрого кредита. В конце XIX – начале XXвв. страны одна за другой создавали ЦБ, в которых сосредотачивался золотой запас. В ходе экономического развития золотой стандарт был заменен частичным золотым стандартом, при котором объем выпущенных ЦБ денег превышал его золотые запасы.

Важным моментом, способствовавшим возникновению новой концепции и соответственно задач ЦБ, стал мировой экономический кризис 1929-1933гг., когда формировалась кейнсианская концепция государственного регулирования рыночной экономики, в том числе с помощью проводимой государством ДКП. Банковские крахи показали, что эффективное функционирование национальных экономик во многом основано на стабильности финансово-кредитных институтов. В этот период формируется сегодняшний взгляд на проблему экономической и политической независимости и регулирующую роль ЦБ. Новой концепцией стало определение ЦБ как «общественного траста», а не просто ведомства в рамках государственного управления экономикой.

В рамках монетаристской концепции регулирования рыночной экономики, окончательно сформировавшейся и реализованной в 70-80-х гг. XX в. во многих странах с развитой рыночной экономикой, ЦБ как независимому от правительства органу отводится ведущая роль в воздействии на экономику через денежно-кредитную сферу, а задача стабильности национальной валюты рассматривается как основная.

Если целью деятельности ЦБ является укрепление покупательной способности национальной валюты, то это один тип экономики, а если цель – использование его ресурсов для кредитования реальной экономики, снижения уровня безработицы, развития производства, то это иной тип экономики, близкий к командно-административному.

 

3.Национальный банк – центральный банк Республики Казахстан

НБК является ЦБ РК и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы РК.

НБК имеет печать с изображением Государственного герба РК и своим наименованием, а также собственную эмблему.

НБК представляет, в пределах своей компетенции, интересы РК в отношениях с ЦБ и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

НБК при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли.

Виды, правовой статус, порядок создания, функционирования и ликвидации БВУ определяются банковским и иным законодательством РК. НБК в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законом РК «О Национальном банке РК», а также Законом РК "О банках и банковской деятельности в РК", другими законодательными актами республики, актами Президента РК и международными договорами (соглашениями), заключенными РК.

НБК подотчетен Президенту РК. Подотчетность Президенту РК означает:

- назначение Президентом РК с согласия Сената Парламента РК Председателя НБК; освобождение его от должности;

- назначение на должность и освобождение от должности Президентом РК заместителей Председателя НБК по представлению Председателя НБК;

- утверждение Президентом РК структуры и общей штатной численности, системы оплаты труда НБК;

- утверждение Президентом РК Положения о НБК;

- утверждение Президентом РК годового отчета НБК;

- утверждение Президентом РК концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты казахстанского тенге;

- представление НБК по вопросам своей компетенции информации, запрашиваемой Президентом РК.

НБК на основании и во исполнение законов РК по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и их клиентами, другими юридическими и физическими лицами на территории РК.

НБК является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру. Центральный аппарат НБК располагается в г. Алматы. НБК может открывать свои филиалы и представительства в РК и за ее пределами.

НБК координирует свою деятельность с Правительством РК, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует её реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.

Высшим органом управления НБК является Правление, а органом оперативного управления - Совет директоров. Правление состоит из 9 человек. В состав Правления входят Председатель НБК и четыре должностных лица НБК (заместители Председателя), один представитель от Президента РК, два представителя от Правительства РК.

В структуру НБК входят:

- центральный аппарат, состоящий из 12 департаментов (один департамент в г. Астана), 9 самостоятельных управлений:

- 16 территориальных филиалов и два филиала в городе Алматы: Центр кассовых операций и хранения ценностей и Центр обеспечения деятельности НБК;

- Представительства НБК в Российской Федерации, Соединенном Королевстве Великобритании, Северной Ирландии, Китайской Народной Республике

- 4 подотчетных организации:

ü РГП на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан»;

ü РГП на праве хозяйственного ведения «Банковское сервисное бюро Национального Банка Республики Казахстан»;

ü РГП на праве хозяйственного ведения «Казахстанский монетный двор Национального Банка Республики Казахстан»;

ü РГП на праве хозяйственного ведения «Банкнотная фабрика Национального Банка Республики Казахстан».

НБК является учредителем акционерных обществ:

ü «Казахстанский фонд гарантирования депозитов»;

ü «Резервный Центр Национального Банка Республики Казахстан «Q-BRO».

ü НБК является одним из акционеров акционерного общества "Накопительный пенсионный фонд "ГНПФ".

- В состав НБК вошли следующие ведомства:

ü Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций

ü Комитет по развитию регионального финансового центра города Алматы

Основной целью НБК является обеспечение стабильности цен в РК. Для реализации основной цели на НБК возлагаются следующие задачи:

- разработка и проведение ДКП государства;

- обеспечение функционирования платежных систем;

- осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

- содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

НБК в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

1) проведение государственной ДКП в РК;

2) осуществление эмиссии банкнот и монет на территории РК;

3) осуществление функции банка банков;

4) осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства РК и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;

5) организация функционирования платежных систем;

6) осуществление валютного регулирования и валютного контроля в РК;

7) управление золотовалютными активами НБК;

8) осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции НБК.

9) осуществляет доверительное управление Национальным фондом РК

НБК координирует свою деятельность с Правительством РК и проводит с ним регулярные консультации.

Правительство РК не несет ответственности по обязательствам НБК, также как и НБК не несет ответственности по обязательствам Правительства РК, за исключением случаев, когда он принимает на себя такую ответственность.

Органы государственной власти РК не вправе вмешиваться в деятельность НБК, его филиалов, представительств и организаций по реализации его законодательно закрепленных полномочий.

В целях проведения государственной ДКПНБК:

1) устанавливает официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий;

2) устанавливает уровни ставок вознаграждения по основным операциям ДКП в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой ДКП;

3) устанавливает минимальные резервные требования, их нормативы и осуществляет контроль за их выполнением;

4) в исключительных случаях при невозможности приостановления инфляционных процессов косвенными методами ДКР НБК вправе ввести прямые количественные ограничения на уровень и объемы отдельных видов операций путем установления лимитов кредитования, замораживания ставок вознаграждения по ним, максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок и прямого регулирования конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей;

5) регулирует общий объем заимствования банков в НБК в соответствии с принятыми ориентирами ДКП, а также определяет порядок, условия привлечения и погашения, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов;

6) осуществляет прием депозитов, а также определяет порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты привлечения депозитов в НБК;

7) осуществляет валютные интервенции;

8) осуществляет выпуск собственных ценных бумаг - краткосрочных нот НБК, являющихся государственными ценными бумагами, а также определяет порядок, условия выпуска, размещения, обращения и погашения краткосрочных нот;

9) покупает и продает государственные и другие ценные бумаги в рамках осуществляемой ДКП;

10) производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей, а также устанавливает порядок переучета коммерческих векселей и условия, предъявляемые для приема коммерческих векселей к переучету НБК.

Виды операций НБК в целях проведения ДКП:

• предоставление займов;

• прием депозитов;

• валютные интервенции;

• выпуск краткосрочных нот НБК;

• покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;

• переучет коммерческих векселей.

Как мы уже отметили, в условиях нестабильности НБК определил приоритетность цели по сохранению устойчивости банковской системы перед целью поддержания стабильности цен. В соответствии с определенной целью НБК был проведен определенный набор инструментов в 2007-2008гг., главным образом направленные на стабилизацию финансовой системы путем преодоления дефицита ликвидности.

Исходя из этого, можно отнести действия ДКП НБК к первой классификации нетрадиционных мер ДКП.

Согласно данной классификации к одной из групп мер относятся правительственные меры по прямому выделению ликвидности. В Казахстане эта мера была реализована посредством выделения средств Национального Фонда в объеме 10 млрд. долл. США (1 200 млрд. тенге) с целью смягчения негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста. Они направлены на:

1)стабилизацию финансового сектора – 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге);

2)развитие жилищного сектора – 3 млрд. долл. США (360 млрд. тенге);

3)поддержку малого и среднего бизнеса – 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

4)развитие агропромышленного комплекса – 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге);

5)реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов – 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге).

Данная антикризисная программа, инициированная и разработанная под руководством Президента, позволила добиться необходимой стабильности в экономике.

Использование с целью стабилизации финансового сектора 480 млрд. тенге (4 млрд. долл. США) позволило влить дополнительную ликвидность в банковскую систему Казахстана. 125 млрд. тенге предоставлено в виде приобретения простых акций четырех системообразующих банков - Народного Банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка и БТА банка.

Также был Фонд стрессовых активов. Деятельность Фонда стрессовых активов направлена на улучшение качества кредитных портфелей казахстанских банков. Основной механизм реализации данной цели - это выкуп сомнительных активов банков и последующее управление ими. В качестве таких активов рассматриваются активы, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвержены существенным рискам (обесценению), в частности займы, предоставленные банками под залог недвижимости и земли.

Проблемы с ликвидностью банков в Казахстане возникли именно во втором полугодии 2007г., в связи с этим уровень минимальных резервных требований был пересмотрен в течение всего года.

 

Таблица 10. Уровень минимальных резервных требований в 2007-2010гг.

Годы МРТ по внутренним займам, % МРТ по внешним займам, %
     
29.07.2008    
18.11.2008    
03.03.2009 1,5 2,5
  1,5 2,5
Примечание - Составлено автором по данным НБК

 

Снижение минимальных резервных требований позволило банкам существенно увеличить их ресурсную базу и дополнительно высвободить, по оценке, 150 млрд. тенге.

Также увеличение предоставления ликвидности НБК осуществлялось за счет увеличения операций на открытом рынке.

Часто НБК покупает ценные бумаги на условиях их обратного выкупа продавцом через некоторое время, как правило, не более чем через неделю. Такие сделки называются соглашениями об обратном выкупе или операциями РЕПО. Если НБК, напротив, продает ценные бумаги и выкупает их обратно через некоторое время, то это операция обратного РЕПО. Эти операции являются более эффективным и гибким инструментом сглаживания краткосрочных колебаний денежной базы, в отличие от простых операций покупки или продажи ценных бумаг.

В целях обеспечения банков краткосрочной ликвидностью НБК с августа 2007г. увеличил объемы проведения операций обратного РЕПО, начал проводить операции валютного СВОП.

Результаты по операциям на открытом рынке систематизированы в таблице 11 и на рисунке 5.

 

Таблица 11. Операции НБК на открытом рынке в 2008-2010гг.

Операции на открытом рынке 2008г. измен., в % к предыдущему году 2009г. измен., в % к предыдущему году 2010г. измен., в % к предыдущему году
Обрат. РЕПО, млрд.тг. 862,90 19,2   583,7   -3,4
Операции СВОП, млрд.тг. 4080,5 0,9   -65,7   -100,0
Объем выпущенных краткосрочных нот НБК 2 900,0 -32,6   -51,7   135,7
из них в обращении 312,3 36,4 473,3 51,6 899,5 90,0
Депозиты, привлеченные от БВУ, млрд.тг.   45,2   167,2   4,9
из них остатки в НБК   233,3 488,9 1381,5 429,1 -12,2

Рисунок 5. Операции на открытом рынке в 2007-2010гг., млрд. тенге

 

Учитывая, что значительная доля активов и обязательств банков второго уровня выражена в иностранной валюте, а также высокий косвенный кредитный риск, обусловленный несоответствием валюты активов и обязательств заемщиков, резкое изменение обменного курса могло существенно ухудшить показатели финансовой устойчивости банков. Кроме того, проявление дефицита ликвидности в банковской системе спровоцировало панические настроения у населения в отношении дальнейшей динамики валютного курса, который является наиболее понятным индикатором стабильности для населения, и переток средств населения из национальной валюты в иностранную.

На этом этапе произошла стабилизация валютных резервов и даже зафиксирован некоторый их рост в отдельные периоды. НБК существенно сократил объемы помощи банковской системе через инструменты ДКП, в частности предоставления ликвидности.

 

Рисунок 6 - Валовые международные резервы в 2007-2010гг.

 

Замедление инфляционных процессов в 2009г. позволило НБК проводить ДКП, направленную на обеспечение стабильности обменного курса тенге и стабильности финансового сектора страны.

Меры НБК, а также благоприятная ценовая конъюнктура на основные позиции казахстанского экспорта способствовали сохранению стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке. В этих условиях в начале 2010г. НБК расширил коридор колебаний курса тенге: 150 тенге/доллар (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Данный коридор был установлен до 20 марта 2011г.

В течение 2010г. обменный курс тенге по отношению к доллару США оставался в заданном коридоре при минимальном участии НБК на внутреннем валютном рынке. При этом отмечалась тенденция укрепления национальной валюты.

 

Рисунок 7 - Уровень годовой инфляции

в 2007-2010гг.

 

На внутреннем валютном рынке в 2010г. НБК выступал преимущественно в качестве покупателя иностранной валюты. За 2010г. нетто-покупка НБК на внутреннем валютном рынке составила 2,7 млрд. долл. США.

Вместе с тем в ДКП появились тенденции, действовавшие в обратном направлении - в сторону ее смягчения.

Одно из таких действий - воздействие путем изменения уровня ставки рефинансирования.

НБК устанавливает кредитную ставку рефинансирования, которая определяется в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по кредитам, уровня инфляции и политики инфляционных ожиданий.

 

Таблица 12.Официальные ставки рефинансирования за 2007-2010гг.

годы Ставка рефинансирования, %
   
01.01.2007  
01.12.2007  
   
01.07.2008 10,5
   
01.01.2009  
05.02.2009 9,5
12.05.2009  
10.06.2009 8,5
10.07.2009  
10.08.2009 7,5
04.09.2009  
   
Примечание - Составлено автором на основе официальных данных НБК

 

НБК придерживался позиции, что уровень ставки рефинансирования должен быть слабо позитивным в реальном выражении, то есть должен превышать уровень инфляции. Поскольку уровень инфляции снижается, то снижается и ставка рефинансирования. Уровень ставки рефинансирования отражал уверенность НБК в снижении инфляционного давления и являлся сигналом для финансового рынка о стабилизации ситуации на рынке.

К тому же повышение официальной ставки рефинансирования на тот период не являлось эффективным в вопросе снижения инфляционного фона в экономике, учитывая низкую составляющую монетарных факторов в формировании инфляции.

После повышения ставки рефинансирования до 11% в 2007г. (такая мера была необходима в условиях повышения инфляции и существенного роста доходности на межбанковском денежном рынке) в последующие 2 года она была поэтапно снижена до 7% в 2009г., что вызвано продолжавшимся снижением уровня инфляции.

Рисунок 8. Уровень ставки рефинансирования в 2007-2010гг.

Значимость инструмента рефинансирования кредитных организаций для экономики в целом объясняется способностью регулировать ликвидность на макро- и микроуровнях в соответствии с целями ДКП.

Предпринятые в области ДКП меры на внутреннем рынке позволили увеличить ликвидность банков в 2008г. - на 852,1 млрд. тенге, в 2010г. – на 782,1 млрд. тенге, изъять на 125,2 млрд. тенге в 2007г., на 1326 млрд. тенге в 2009г.

 

 

Таблица 13. Сальдо операций НБК на внутреннем рынке (млрд. тенге)

Годы Cальдо операций НБК на денежном рынке («-» – изъятие, «+» – увеличение тенговой ликвидности) Участие НБК на валютном рынке («-» – нетто-продажа валюты, «+» – нетто покупка валюты) Чистое изъятие ликвидности («-» – изъятие ликвидности, «+» – увеличение тенговой ликвидности)
  646,5 -771,7 -125,2
  447,4 404,8 852,1
  -596,1 -729,9 -1326,0
  377,1   782,1
Примечание - Составлено автором по официальным данным НБК

 

Таким образом, инструменты, реализованные НБК в 2007-2010гг. позволили достичь определенных результатов по основным макроэкономическим показателям, приведенным в таблице 14.

 

Таблица 14 - Динамика отдельных макропоказателей ДКП Казахстана

Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Инфляция, % 18,8 9,5 6,2 7,8
-изменение, в % к предыдущему году 123,8 -49,5 -34,7 25,8
Официальная ставка рефинансирования, %   10,5    
денежная база, млрд.тенге   1 471 2 451 2 573
-изменение, в % к предыдущему году -2,5 0,5 66,6  
Денежная масса, млрд.тенге 4629,8 6266,3 7487,3 8 546
-изменение, в % к предыдущему году 24,6 35,3 19,5 14,1
Кредиты банков экономике, млрд.тенге       7494,6
-изменение, в % к предыдущему году 54,7 2,8 2,5 -2
Объем депозитов, млрд.тенге 3890,1 5 409 6 574 7 398
-изменение, в % к предыдущему году 26,4 39,1 21,5 12,5
Примечание - Составлено автором по официальным данным НБК

 

Наблюдается значительное сокращение уровня инфляции в 2008-2010гг., ее фактическое значение входит в коридор, установленный НБК на заданный период (7-8%).

Денежная база в 2008г. расширилась всего на 0,5% по сравнению с 2007г. и составила 1471 млрд. тенге. В 2009г. денежная база увеличилась значительно – на 66,6%, составив 2451 млрд. тенге, но уже в 2010г. темп прироста ее сократился и был равен 5%, в итоге составив 2573 млрд. тенге.

Денежная масса в 2008г. выросла на 35,3% - до 6266,3 млрд. тенге, в 2009 на 19,5% - до 7487,3 млрд. тенге, в 2010г. этот показатель увеличился всего на 14,1%, в итоге, составив 8546 млрд. тенге. И в целом за три года наблюдается рост объема денежной массы, связанный с ростом чистых внешних активов банковской системы. Однако темп роста денежной массы сокращается с каждым годом.

Чистые внешние активы банковской системы выросли за счет роста чистых внешних активов как НБК, так и БВУ. Рост чистых внешних активов банков был обусловлен, главным образом, снижением обязательств банков перед нерезидентами. В структуре чистых внешних активов банковской системы в 2010г. выросли как чистые международные резервы НБК, так и чистые внешние активы банков.

Рисунок 9. Чистые внешние активы банков в 2007-2010гг.

По сравнению с 2007г. объем чистых внешних активов банков значительно увеличились и в 2010г. показали положительный результат - 447,9 млрд. тенге.

Объем кредитования БВУ в последние годы находится приблизительно на одном и том же уровне, в 2008 и 2009гг. наблюдается прирост в 2,8 и 2,5%, однако его сокращение на 2%.

Рисунок 10. Кредиты экономике в 2007-2010гг.

 

Несмотря на поддержку банков со стороны государства и мерам НБК по увеличению ликвидности, рост кредитования уменьшился, поскольку за этот период накопилось большое количество рисков. Некоторое увеличение ликвидности позволило банкам реструктурировать часть задолженности населения, а также договориться о реструктуризации долгов с зарубежными заимодателями.

Но доверие населения к банкам не в полной мере было утеряно. Об этом свидетельствует рост объемов депозитов: в 2008г. на 39,1% - до 5409 млрд. тенге, 2009г. – до 6574 млрд. тенге (на 21,5%), 2010г. – до 7398 млрд. тенге (на 12,5%) (рисунок 11).

Анализируя общие итоги проведения ДКП в период кризиса, можно сделать следующие выводы. Во-первых, монетарные органы смогли поддержать банковский сектор и не допустить в нем возникновения системного кризиса. Во-вторых, несмотря на поддержку финансовой системы и совокупного спроса, удалось удержать уровень инфляции в установленном коридоре.

Рисунок 11. Объем депозитов в 2007-2010гг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.