КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие теории мотивации
Этапы развития теории мотивации. Различные авторы выделяют от 8 и более этапов развития теории мотивации. Ниже приводится название и суть развития теории мотивации по этапам. 1. Классификация мотивов: составление перечня мотивов и их классов; 2. Генезис мотивов: зарождение, изменение и развитие отдельных мотивов; 3. Измерение мотивов: методы определения индивидуальных различий в проявлении отдельных мотивов; 4. Актуализация мотивов: выделения внутри ситуации условий актуализации отдельных мотивов; 5. Смена и возобновление мотивации: выделение мотивов и их смена с учетом возобновления и последействия прежней мотивации; 6. Мотивированная целенаправленность и конфликт: целенаправленность как основа (признак) мотивированного поведения и мотивационный конфликт разных целей; 7. Опосредующие процессы саморегуляции: аналитическая реконструкция мотивации, в которых выделяется как основные процессы саморегуляции встроенные конструкторы: цели, ожидания, объяснения; 8. Действенность мотивации: всевозможные проявления мотивации в наблюдаемом поведении и его результатах. Этапом в развитии теории мотивации явилась т.н. S - R теория, где S -стимул, а R -реакция на этот стимул. Она прошла 4 этапа (см. табл. 1.9.1.) Таблица 1.9.1. Этапы развития S - R теории мотивации 1. S - R бихевиоризм (объясняет модификацию поведения в зависимости от последствий, которые оно вызывает в различных ситуациях).
2. S - промежуточный - R необихевиоризм (личные ожидания конструктор - есть промежуточный конструктор). 3. S - когнитивные - R когнитивные = мыслительные процессы процессы процессы
4. S - когнитивные - R когнитивные конструкторы = мышление + конструкторы +поиск информации + объяснение + +личностные конструкторы;
В качестве факторов мотивации выделяются следующие: 1. Свобода как базис (собственное решение мотивирует поведение человека наилучшим образом) 2. Ясные цели 3. Образец 4. Понятные запреты 5. Ориентация (причастность), участие 6. Принятые правила 7. Награда 8. Выдержка и тренировка 9. Вызов 10. Успех
Управление включает два вида деятельности: планирование и действие. В отношении действия самым важным становится его стимулирование. В мотивации следует сосредоточиться на двух основных течениях: · удовлетворенности работой, в которой внимание концентрируется на том, что побуждает действовать и стимулирует деятельность (содержательные теории). · теории процесса, которая концентрирует внимание на выборе поведения, способного привести к желаемым результатам (процессуальные теории).
теория иерархии потребностей теория удовлетворенности Маслоу работой двухфакторная теория Герцберга теории теория МакКлелланда мотивации
теория процесса теория ожидания Врума (выбор поведения, способного привести теория подкрепления Скинера к желаемому результату) Рис. 1.9.3. Теории мотивации в менеджменте
Различные точки зрения на мотивацию позволили сформулировать следующие выводы: · при анализе мотивации следует сосредоточиться на факторах потребности, мотивы и побуждения; · мотивация ориентирована на процесс и отношения выбора поведения, направленности усилий, целям и вознаграждению, на которое надеются при выполнении работы. Наиболее распространенны два типа теории удовлетворенности: теория иерархии потребностей и двухфакторная теория.
Теория иерархии потребностей Маслоу содержит три ключевые идеи, которые положили начало теории удовлетворенности работой: · человек мотивируется потребностями, которые делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархичную структуру; · поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность этой иерархической структуры; · после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается. Двухфакторная теория мотивации Гецберга. Герцберг развил этот подход, предложив группировку факторов на мотивирующие и гигиенические. По Герцбергу вознаграждение не относится к мотивирующим факторам. В лучшем случае вознаграждение не позволяет развиваться неудовлетворенности работой. Структура теории Герцберга изображена ниже на рисунке 1.9.4. Модель теории Герцберга основывается на разделении всех потребностей на гигиенические факторы и мотивации. При этом гигиенические факторы всего лишь не дают развиваться неудовлетворенности работой (пассивно воздействуют на поведение человека). Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней по Маслоу и Макклелланду, активно воздействуют на поведение человека (повышают степень удовлетворенности работой).
Двухфакторная теория Герцберга
Факторы мотивационные: Факторы гигиенические: успех условия труда работа социальные отношения чувство ответственности стиль руководства признание вознаграждение возможность климат на предприятии самосовершенствоваться
Положительные Отрицательные Положительные Отрицательные проявления проявления проявления проявления Удовлетворенность Отсутствие Отсутствие Неудовлетво- работой удовлетво- неудовлет- ренность ренности воренности
Рис. 1.9.4. Структура теории мотивации Герцберга.
Модель теории МакКлелланда основывается на идее о том, что в развитых обществах потребности низших уровней, как правило, удовлетворены. Поэтому он выделяет три потребности, мотивирующих человека: потребность власти, успеха и принадлежности. Теории удовлетворенности работой позволяют сделать следующий практический вывод: менеджеру нужно иметь представление о двух переменных относительно мотивирующих факторов: силу и продолжительность их действия. Маневрируя силой и частотой, появляется возможность поддерживать необходимую степень мотивации у персонала (так, как это иллюстрирует рис. 19.5.). степень мотивации сила воздействия мотивирующего фактора частота воздействий
Рис.1.9.5. Взаимосвязь силы и продолжительности мотивирующего фактора. Теория процесса развивалась в направлении использования количественных методов в измерении и оценке силы мотивации, что оказалось важным с практической точки зрения.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |