Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие теории мотивации




Этапы развития теории мотивации. Различные авторы выделяют от 8 и более этапов развития теории мотивации. Ниже приводится название и суть развития теории мотивации по этапам.

1. Классификация мотивов: составление перечня мотивов и их классов;

2. Генезис мотивов: зарождение, изменение и развитие отдельных мотивов;

3. Измерение мотивов: методы определения индивидуальных различий в проявлении отдельных мотивов;

4. Актуализация мотивов: выделения внутри ситуации условий актуализации отдельных мотивов;

5. Смена и возобновление мотивации: выделение мотивов и их смена с учетом возобновления и последействия прежней мотивации;

6. Мотивированная целенаправленность и конфликт: целенаправленность как основа (признак) мотивированного поведения и мотивационный конфликт разных целей;

7. Опосредующие процессы саморегуляции: аналитическая реконструкция мотивации, в которых выделяется как основные процессы саморегуляции встроенные конструкторы: цели, ожидания, объяснения;

8. Действенность мотивации: всевозможные проявления мотивации в наблюдаемом поведении и его результатах.

Этапом в развитии теории мотивации явилась т.н. S - R теория, где S -стимул, а R -реакция на этот стимул. Она прошла 4 этапа (см. табл. 1.9.1.)

Таблица 1.9.1.

Этапы развития S - R теории мотивации

 
 


1. S - R бихевиоризм (объясняет модификацию поведения в зависимости от последствий, которые оно вызывает в различных ситуациях).

 

2. S - промежуточный - R необихевиоризм (личные ожидания

конструктор - есть промежуточный конструктор).

3. S - когнитивные - R когнитивные = мыслительные

процессы процессы процессы

 

4. S - когнитивные - R когнитивные конструкторы = мышление +

конструкторы +поиск информации + объяснение +

+личностные конструкторы;

 

В качестве факторов мотивации выделяются следующие:

1. Свобода как базис (собственное решение мотивирует поведение человека наилучшим образом)

2. Ясные цели

3. Образец

4. Понятные запреты

5. Ориентация (причастность), участие

6. Принятые правила

7. Награда

8. Выдержка и тренировка

9. Вызов

10. Успех

 

Управление включает два вида деятельности: планирование и действие. В отношении действия самым важным становится его стимулирование. В мотивации следует сосредоточиться на двух основных течениях:

· удовлетворенности работой, в которой внимание концентрируется на том, что побуждает действовать и стимулирует деятельность (содержательные теории).

· теории процесса, которая концентрирует внимание на выборе поведения, способного привести к желаемым результатам (процессуальные теории).

 

теория иерархии потребностей

теория удовлетворенности Маслоу

работой

двухфакторная теория Герцберга

       
 
   
 


теории теория МакКлелланда

мотивации

 

       
   
 


теория процесса теория ожидания Врума

(выбор поведения,

способного привести теория подкрепления Скинера

к желаемому результату)

Рис. 1.9.3. Теории мотивации в менеджменте

 

Различные точки зрения на мотивацию позволили сформулировать следующие выводы:

· при анализе мотивации следует сосредоточиться на факторах потребности, мотивы и побуждения;

· мотивация ориентирована на процесс и отношения выбора поведения, направленности усилий, целям и вознаграждению, на которое надеются при выполнении работы.

Наиболее распространенны два типа теории удовлетворенности: теория иерархии потребностей и двухфакторная теория.

 

Теория иерархии потребностей Маслоу содержит три ключевые идеи, которые положили начало теории удовлетворенности работой:

· человек мотивируется потребностями, которые делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархичную структуру;

· поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность этой иерархической структуры;

· после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Двухфакторная теория мотивации Гецберга.

Герцберг развил этот подход, предложив группировку факторов на мотивирующие и гигиенические. По Герцбергу вознаграждение не относится к мотивирующим факторам. В лучшем случае вознаграждение не позволяет развиваться неудовлетворенности работой. Структура теории Герцберга изображена ниже на рисунке 1.9.4.

Модель теории Герцберга основывается на разделении всех потребностей на гигиенические факторы и мотивации. При этом гигиенические факторы всего лишь не дают развиваться неудовлетворенности работой (пассивно воздействуют на поведение человека). Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней по Маслоу и Макклелланду, активно воздействуют на поведение человека (повышают степень удовлетворенности работой).

 

Двухфакторная теория Герцберга

 

Факторы мотивационные: Факторы гигиенические:

успех условия труда

работа социальные отношения

чувство ответственности стиль руководства

признание вознаграждение

возможность климат на предприятии

самосовершенствоваться

       
   

 


Положительные Отрицательные Положительные Отрицательные

проявления проявления проявления проявления

               
   
 
   
   
 
 


Удовлетворенность Отсутствие Отсутствие Неудовлетво-

работой удовлетво- неудовлет- ренность

ренности воренности

 

Рис. 1.9.4. Структура теории мотивации Герцберга.

 

Модель теории МакКлелланда основывается на идее о том, что в развитых обществах потребности низших уровней, как правило, удовлетворены. Поэтому он выделяет три потребности, мотивирующих человека: потребность власти, успеха и принадлежности.

Теории удовлетворенности работой позволяют сделать следующий практический вывод: менеджеру нужно иметь представление о двух переменных относительно мотивирующих факторов: силу и продолжительность их действия. Маневрируя силой и частотой, появляется возможность поддерживать необходимую степень мотивации у персонала (так, как это иллюстрирует рис. 19.5.).

степень мотивации

сила

воздействия

мотивирующего

фактора

 
 


частота воздействий

 

Рис.1.9.5. Взаимосвязь силы и продолжительности мотивирующего фактора.

Теория процесса развивалась в направлении использования количественных методов в измерении и оценке силы мотивации, что оказалось важным с практической точки зрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.