Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация 1. Ситуация 2




1.

а б а а б а

 

где - а - область конфликта, а б - область согласия;

 

Рис. 2.3.1. Соотношение между областями конфликтных интересов и интересов, по которым существует согласие.

 

Очевидно, что в ситуации 1 степень конфликтности меньше по сравнению с ситуацией 2, поскольку у нее существует большая область согласия.

Цели, к которым стремятся люди, группы, предприятия, могут быть конкурентными (как в ситуации 1 на рисунке ниже, а могут быть и совместными, как в ситуации 2 на рисунке 2.3.2.).

           
   
 
     
 
 

 


1. цель 2. цель

 

 

Рис.2.3.2. Конкурентная цель и совместная цель, допускающая сотрудничество по ее достижению.

 

Конфликты важны для дальнейшего развития отдельных личностей, групп,организаций. Для этих личностей, групп, организаций необходимо преодолеть и сделать продуктивными обус­лавливающие конфликты разногласия.

Причины конфликтов могут скрываться визменяющихся условиях окружающего мира. Человекв своей деятельности ориентируетсяна определенные знакомые ему способы и нормы поведения. Результа­том измененных условий окружающей среды может стать то, что до сих пор существовавшие способы поведения становятся недостаточными для успешного приспособления к окружающему миру и должны быть приняты и разработаны новые способы поведения. Конфронтация новых нормсо старыми (конфликт) должна быть преодолена, что включает процесс обучения и приспособления к изменен­ным условиям. Продуктивной в анализе данной ситуации может также оказаться т.н. теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и ее постулаты, среди которых наиболее актуальны следующие:

· когнитивный диссонанс можно редуцировать или уничтожить, только (а) добавив новые знания или (б) изменив существующие;

· добавление новых знаний редуцирует диссонанс, если (а) новые знания усиливают одну из сторон и тем самым уменьшают долю диссонансных когнитивных элементов или (б) новые знания изменяют значимость когнитивных элементов, находящихся друг с другом в состоянии диссонанса. В этой связи пристального внимания в деле оценки общественной практики поиска новых норм заслуживают такие ситуации как:

· конфликты после принятия решений, когда возникает сожаление о сделанном выборе;

· вынужденного совершения поступков, на которые сам субъект не пошел бы, так как по его оценке полезность результата не компенсируется вознаграждением и предстает как нечто, потребовавшее слишком больших усилий;

· селекция информации, когда люди ищут и выбирают ту информацию, которая повышает ценность выбранной ими альтернативы и обесценивает отвергнутую альтернативу;

· ожидания и привлекательность результатов (основных, сопряженных и побочных), которые могут быть получены на основе использования новой нормы.

2.Формирование ценностей и приоритетов. Предыдущее суждение показало,что измененные условия ок­ружающего мира должны вызывать определенные изменения в созна­нии людей. Из этого следует, что для процесса экономической тран­сформации в Республике Беларусь огромное значение имеют ценнос­ти и приоритеты.

Экономическая наука накопила определенный багаж теоретического и методологического знания об эволюционном характере развития экономики. Категория развития интерпретируется как переход в новое состояние, для которого характерным являются диалектическое взаимодействие новых возможностей и приобретаемых новых способностей, которое ситуационно и зависит от приоритетов, целей и компромиссов лица, принимающего решения. В этой связи, кризисы следует рассматривать в большей мере как момент времени, когда произошла утрата прежней нормы, что актуализирует поиск новой нормы. Понятие нормы в данном контексте требует большей четкости. Поэтому, пользуясь определением, сформулированным в теории мотивации, уместно очертить суть нормы как «внутренние обязательные стандарты». Более детальный анализ ставит в этом месте множество вопросов: как детерминируют эти стандарты экономическое поведение; что заставляет их изменять; как придать поиску новой нормы явный и упорядоченный вид? И если норма имеет поведенческую природу, то можно утверждать, что и кризисы имеют поведенческую природу, и их следует рассматривать во взаимосвязи и воспринимать как начальную точку анализа эволюционного процесса.

Объединив эти идеи и используя эту логику при анализе форм инновационной активности, нами получены выводы относительно ключевых отношений и их распределения, что в обобщенном виде представлено в таблице ниже.

Таблица 2.3.1.

Формы инновационной активности в поиске новой нормы.

Субъекты хозяйствования Типы и особенности поиска новой нормы различными субъектами хозяйствования
поведенческий организационный функциональный
1.Домашние хозяйства 1.1.Замена критериев или степени их важности в рамках традиционной оценки полезности потребительского выбора 1.2.Замена ролевой принадлежности 1.3.Замена смысла оценки полезности потребительского выбора
2.Предприятия 2.1.Замена критериев или степени их важности в рамках традиционной оценки целевой функции: максимизации прибыли 2.2.Замена ролевой принадлежности предприятия и его структурных подразделений: реструктуризация офиса и производства 2.3.Замена смысла в отношении нормы доходности
3.Государство 3.1.Включениеповеденческой активности субъектов хозяйствования за счет изменения рамочных условий хозяйствования 3.2.Включение организационной активности и нового упорядочения за счет инвестиционной привлекательности экономики 3.3.Включениеподсистемы поиска нового образца (нормы), иначе выражающей суть экономического интереса и способов его достижения

 

Таким образом, формы инновационной активности в поиске новой нормы описываются двумя ключевыми терминами: замена и включение. При этом поиск начинается с поведенческого типа активности, который может привести к поведенческим реакциям 1.1., 2.1. и 3.1. Оценивая сложившуюся сегодня ситуацию, можно утверждать то, что все три типа субъектов отечественной экономики прошли или проходят этот этап. Для домашних хозяйств он сводится к определению нормы в отношении объема рационального потребления. Она по своей сути по новому выражает ограничения потребления и сводится к замене критериев или изменению степени их важности в рамках традиционной оценки полезности потребительского выбора. На практике это выражается в таких примерах как ограничение на привычный образ жизни, например, использование велосипеда или общественного транспорта вместо езды на личном автомобиле, отказ от устоявшихся привычек и т.п.

В странах с высокоразвитой рыночной экономикой обнаруживается ориентированный на конкуренцию и готовый к конкуренции менталитет, без которого рынок либо не является продуктивным социальным учреждением, либо вообще не способен к существованию.

Процесс изменения менталитета в бывших социалистических странах протекает все еще очень медленно ине облегчен критической экономической ситуацией. Поэтому существует опасность задерживаться на старом и привычном.

Изменение менталитета должно рассматриваться как существенный фактор успешного перехода от экономики с центра­лизованным управлением к рыночной экономике. От всех задействованных в экономике субъектов требуется огромноеизменение способа мышления, и этому должен служить.процесс обучения, который создает духовную инфраструктуру системы рыночной экономики.

Предпринимательство. К важнейшим ценностям в этой сфере при развитой рыночной экономике относятся предприимчивость, готовность рисковать, конкурентное мышление и гибкость. Эти качества характеризуют типичного для современного западного хозяйства предпринимателя.

Мир труда. К важнейшим ценностям и приоритетам в этой области относятся высокая рабочая мораль и постоянная готовность добиваться высоких показателей. Инициатива и творчество - наиболее ценные качества работника в условиях рыночной экономики. Хаотическая обстановка рыночной экономики принуждает наемный персонал позитивно изменять их отношение к работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.