КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Е. Ф. Шмурло. Возникновение и образование Русского государства 485
Возникновение и образование Русского государства 485 Летопись: апостол Андрей водрузил крест на горах Киевских и доходил до Новгорода. 2. Чтение: Владимир дал Борису город Владимир на Волыни. Летопись: он дал ему город Ростов. 3. Чтение: Святополк, по смерти Владимира, приехал в Киев. Летопись: При смерти отца он находился в Киеве. 4. Чтение: Убийцы сразу убили Бориса и привезли его к Святополку Летопись: Борис, раненый, привезен был в Киев, и Святополк велел убийцам добить его. 5. Чтение: При появлении убийц Глеб не знал о намерении убить Летопись: Глеб был уже предупрежден. 6. Чтение: Борис пошел неизвестно на каких врагов. 3) Разноречие «Чтения» Нестора со «Сказанием» Иакова Мниха Разноречие Несторова «Чтения» с Повестью приобретает тем больший вес и значение, что «Чтение», вдобавок, расходится еще и со «Сказанием» о тех же Борисе и Глебе Иакова Мниха; Иаков же Мних как раз служил образцом и источником автору Повести временных лет в рассказе о младших сыновьях-мучениках Владимира Святого. Иаков: Глеб не присутствовал при смерти своего отца: он был в это время в своем уделе, в Муроме. Святополк Окаянный коварно вызвал его в Киев и по дороге туда велел его убить. Нестор: Глеб был в эту пору (не в Муроме, а) в Киеве; узнав о грозившей ему опасности, он бежал из Киева, но посланные убийцы настигли его по дороге и предали смерти. Сводку разногласий см. у Голубинского, I, 1, с. 751-754; 779-780. Расхождение Нестора с Иаковом Мнихом, если даже не иметь в виду чисто фактическую сторону, является по существу неизбежным: Иаков писал повесть, Нестор же задался целью составить житие, прославить первых мучеников христианской веры. 4. Если не Нестор, то кто же был составителем Повести? Срезневский, Костомаров, а вслед за ними Бестужев-Рюмин и Голубинский считают таковым Сильвестра, игумена Выдубицкого монастыря: первые два — безусловно, Голубинский же и Бестужев-Рюмин — предположительно; но все основываясь на послесловии, которым заканчивается Повесть: «Игумен Сильвестр святого Михаила написах книгы си летописец, надеяся от Бога милость прияти, при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменящю у святого Михаила, в 6624, индикта 9 лета, а иже чтет книгы сия, то буди ми в молитвах». 1) Но в таком случае, как объяснить заглавие на некоторых списках Повести: «Нестора черноризца Феодосиева монастыря Печерско-го»? — это, отвечают, списки позднейшие (Хлебниковский) или сомнительные, нам неизвестные (те, про которые говорит Татищев, что они были в его руках). Большая же часть дошедших до нас списков или с заглавием без имени Нестора (просто: «черноризца Феодосиева монастыря Печерского»), или вовсе без всякого такого заглавия. 2) А как объяснить показание Поликарпа, киево-печерского монаха, который в своем послании к Акиндину (см. Киево-Печерский Патерик: слово о Никите Затворнике) говорит: «Нестор, иже написа «Летописец»? — на это отвечают: Поликарп жил в XIII в.; он писал, основываясь на монастырском предании, не больше. Нестор был современником составителя Повести Временных Лет, тоже, как и он, жил в Печерском монастыре, тоже занимался писанием («Житие Феодосия», «Чтения о Борисе и Глебе»), пользовался большим уважением — позднейшим поколениям не трудно было смешать его с настоящим составителем летописи. «К великому сожалению, — говорит Голубинский, — игумен Сильвестр выражается не с совершенною определеностью, которая бы бесспорно давала видеть в нем или самого летописца, или только переписчика. Но во всяком случае его выражение написах, а не преписах, скорее в пользу того, что он летописец, чем — что он только переписчик». К тому же игумены редко занимались простым переписыванием; будь Сильвестр только переписчиком, он, вероятно, упомянул бы и составителя (I, 1, 781). Кто бы, однако, ни был таким составителем, он был, несомненно, монахом Печерского монастыря, так как сам показывает, что 17-ти лет пришел в монастырь к Феодосию (см. выше). Не все, однако, даже из числа сторонников Сильвестра, так безусловно отрицают сопричастность Нестора в летописной работе. Нестор, говорит Костомаров, вероятно, писал особую Печерскую летопись, куда заносил события, касавшиеся специально Киево-Печерского монастыря, — вел своего рода хронику монастырской жизни, и эта монастырская летопись вошла потом в состав Повести Временных Лет. Вероятно, все, что в этой Повести относится к Печерскому монастырю, «взято из этой монастырской летописи, писанной, между прочим, и Нестором; но не все, заключающееся в ней, следует приписывать монаху или вообще Печерской обители, в особенности рассказы о древних событиях на Руси» (Лекции, 28). Мнение Костомарова можно считать тем мостом, которому суждено было соединить два противоположных берега: дальнейшее развитие брошенной им мысли представил нам Шахматов.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |