КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фильма и эпизода
Изобразительно-монтажная композиция В каждой области художественного творчества понятие к о м п о з и ц и я приобретает свое содержание в зависимости от идейно-художественных задач, решаемых данным видом ис кусства, специфики его изобразительно-выразительных средств и особенности технологии создания произведений. В кино понятие к о м п о з и ц и я может иметь несколько значений. Фильм как драматургическое произведение строится по за конам драматургической композиции. Фильм как кинематографическое произведение требует изо бразительно-монтажной композиции сцен и эпизодов и органи зации снимаемого материала на картинной плоскости кадра (на пленке и экране), т. е. киноизобразительной композиции кадра. В игровом фильме работа над композицией кадров эпизода осуществляется в тесной связи с изобразительно-монтажным ре шением этого эпизода на основе его драматургической компози ции в сценарии. К о м п о з и ц и я к а д р а формируется на всех этапах созда ния фильма — при разработке режиссерского (постановочного) сценария, когда определяется изобразительно-монтажное решение эпизодов фильма; на съемочной площадке, когда выбирается кадр, строится мизансцена, решается освещение, выполняется операция съемки; и, наконец, в процессе монтажа фильма из снятого ма териала, когда уточняются и окончательно оформляются образы фильма, его изобразительная стилистика. Драматургически фильм делится на эпизоды и сцены. П о д эпи зодом обычно понимают отрывок фильма, объединенный единст вом драматургического действия, единством темы. Сценой мож но назвать часть эпизода, происходящую в течение определенного отрезка времени, в одном месте и с участием одних и тех же людей. Сцены и эпизоды фильма состоят из отдельных кадров, т. е. отрывков драматургического действия, снятых на отдельных отрезках пленки. Содержание фильма излагается посредством непрерывной демонстрации смонтированных кадров, воссоздаю щих на экране единую непрерывную, развивающуюся во времени и в пространстве картину. Специфическим, присущим только киноискусству способом из ложения содержания, способом организации съемочного мате риала является изобразительно-монтажный метод построения фильма. Изобразительно-монтажная форма построения кинофильма по зволяет свободно оперировать пространственными и временными связями, оптически выделять главное и существенное в дей ствии, усиливать его выразительность, сопоставляя с другими кадрами, наконец, достигать высокой образности киноповество вания. Изобразительно-монтажная форма решения фильма, найден ная еще в немом кино, до сих пор не теряет своего зна чения. ... Д е й с т в и е в фильме «Чапаев» происходит на мчащейся по полю тачанке, на мосту через реку, на улице села, в железно дорожном вагоне, на полу избы. Артист Б. Бабочкин, исполняю щий роль Чапаева, стреляет из пулемета на тачанке, мчится на коне по полю боя, чертит схему боевой операции, лежа на полу избы, и т. д. Тачанка, поле боя, река и пол избы являются своеобразными сценическими площадками, а скачка на коне, проезд на тачанке и чертеж карты, лежа на полу, — мизансценами, которые постав лены режиссером в предметном пространстве кадра и сняты на пленку оператором. Проследим принцип решения одного из эпизодов фильма «Чапаев» — «Петька на крыльце». О содержании этого эпизода можно судить по отрывку из монтажного листа фильма. 1. Общ. 4,93 Из зтм. Деревенская улица. Около колодца отды хают отряды чапаевцев. 2. С р. 1,77 За лафетом пушки два чапаевца смотрят и улы баются. 3. Общ. 3,11 На крыльцо выходит Петька и стреляет из писто лета в воздух. 4. Ср. 0,76 Группа чапаевцев в тревоге подняла головы. 5. К р. 0,62 Недоуменно смотрят Анка и иваново-вознесенский рабочий. 6. С р. 2,85 Петька подымает руку и кричит: «Тихо, граждане, Чапай думать будет!» 7. С р. 0,83 Улыбаются Анка и рабочий. 8. С р. 1,79 Широко улыбается Петька и, довольный, усажи вается на крыльце. Действие в этом эпизо де — по фильму — происхо дит в одном месте и в одно время — на улице села, занятого чапаевцами. Но каждый кадр был постав лен и снят самостоятельно. Отдельными кадрами снята сцена «Петька на крыльце» (кадры 3, б, 8), действия Анки и рабочего у колод ца (кадр 5), общий план улицы (кадр 1) и средний план группы чапаевцев (кадры 2 и 4). В этом эпизоде мизан сцены статичны, за исклю чением мизансцены Петь ки, который выходит на крыльцо, стреляет, затем садится на ступеньки, но и его действие смонтировано из трех отдельно постав ленных и отдельно снятых кадров. Изложение содержания этого эпизода выполнено монтажно. С помощью мон тажа показано развитие действия — сначала массо вая сцена, затем индиви дуальные действия от дельных персонажей, нап ример, Анки и рабочего, улыбнувшихся на действия Петьки. Такое решение ак терских эпизодов мы назы ваем изобразительно-мон тажным решением. Изобразительно - монта жное решение актерских эпизодов на экране как бы заменяет сценическую ми зансцену. Изобразительно- монтажная техника поз- Кадры из фильма «Чапаев» воляет свободно оперировать пространственными и временными связями. Так, например, хотя взаиморасположение Петьки, Анки и рабочего в действительности совершенно не указано, но благодаря монтажной последовательности кадров создается впечатление, будто персонажи находятся в одном физическом пространстве близко друг от друга. Действия Петьки, Анки, рабочего и чапаевцев тесно связаны между собой посредством монтажного сопоставления кадров. Наконец, монтаж позволил выделить основное — мимические действия актеров, например, улыбку Петьки, с помощью крупного плана. Построение этого эпизода представляет собой наглядный при мер изобразительно-монтажного решения актерской сцены. В нем отчетливо выражены основные принципы монтажа в кино, сфор мулированные еще С. Эйзенштейном. С. Эйзенштейн писал: «Монтаж является такой же необходи мой составной частью кинопроизведения, как и все остальные элементы кинематографического воздействия»1. Он резко критиковал тех кинематографистов, которые забы вают «основную его (монтажа) цель и задачу, неотрывную от по знавательной роли, которую ставит себе всякое произведение ис кусства, — задачу связно-последовательного изложения темы, сюжета, действий, поступков, движения внутри киноэпизода и внутри кинодрамы в целом»2. С. Эйзенштейн подчеркивал, что сама природа монтажа не только не отрывается от принципов реалистического письма фильма, но и действует как одно из наиболее последовательных и закономерных средств реалисти ческого раскрытия содержания. Обращая внимание на то, что перед советским искусством стоят задачи не только логически связного, но именно макси мально-взволнованного эмоционального рассказа, С. Эйзенштейн утверждал, что монтаж — могучее подспорье в решении этой за дачи. Поэтому для него было чрезвычайно важно то положение, что в фильме «каждый монтажный кусок существует уже не как нечто безотносительное, а являет собой некое частное изображе ние единой обшей темы, которая в равной мере пронизывает все эти куски. Сопоставление подобных частных деталей в опреде ленном строе монтажа вызывает к жизни, заставляет возникнуть в восприятии то обшее, что породило каждое отдельное, и связы вает их между собой в целое, а именно — в тот обобщенный об раз, в котором автор, а за ним и зритель переживают данную тему».3 Примером такого обобшенно-образного, специфически кине матографического построения может служить изобразительно- 1 С. М. Э й з е н ш т е й н, Избранные статьи, стр. 252. 2 Т а м ж е. 3 Т а м ж е, стр. 255. монтажное решение эпизода «усыновление Ванюши» из фильма «Судьба человека» по М. Шолохову (режиссер С. Бондарчук, опе ратор В. Монахов). .. С У Д Ь Б А Ч Е Л О В Е К А " Отрывок из монтажного листа 479. Общ. 4 м 47 к. Из Н П Л. Солдаты и Соколов поднимают кружки. Голос солдата: Соколов, к команди ру роты! Соколов уходит. 480. Общ. 4 м 43 к. В комнате два командира, входит Соколов. Соколов: Рядовой Соколов по вашему при казанию... Командир: К тебе, С о к о л о в... (Песня). 481. К р. 1 м 0 1 к. Смотрит Соколов. 482. Общ. 3 м 12 к. К Соколову подходит командир. Командир:... м у ж а й с я, отец! 483. С р. 2 м 42 к. Смотрит Соколов, мотает головой. Голос командира:... т в о й сын, капитан Со к о л о в... Н П Л. 484. Общ. с движ. 5 м 11 к. Из Н П Л. Бетонированное шоссе. (Музыка.) В Н П Л. 485. Общ. 7 м 48 к. Из Н П Л. Панорама по лицам солдат. 486. Ср. 7 м 11 к. В гробу лежит Анатолий, Соколов подходит и целует Анатолия. 487. Общ. 2 м 29 к. Плачет девушка на фоне строя солдат. 488. К р. 4 м 06 к. Смотрит Соколов. 489. Общ. 1 м 02 к. Стреляют орудия. 490. К р. 4 м 08 к. Смотрит Соколов. 491. Общ. отъезд. 7 м 4 4 к. Памятник. Надпись: «Соколов А. А. 1924— 1945». Панорама на здании, где висят белые флаги. Крики «ура». 492. Общ. 9 м 17 к. Панорама. Бегут солдаты, кричат«ура». Про ходят танки. Соколов и командир едут в машине. 493. Общ. 3 м 01 к. Соколов и командир проезжают мимо ликую щих солдат. 494. Обш. 1 м 14 к. Идут танки. 495. Обш. 2 м 50 к. И д у т танки с солдатами, мимо проходят не мецкие пленные. 496. Обш. 1 м 28 к. Народ приветствует освободителей. 497. К р. 2 м 35 к. Лицо Соколова. 498. Обш. 1 м 18 к. Пробегают солдаты. Голос Соколова: П о х о р о н и л... 499. К р. 7 м 34 к. Лицо Соколова. Голос Соколова:... я в чужой немецкой зем ле последнюю свою радость и н а д е ж д у... и словно что-то во мне оборвалось... куда же мне теперь? В Воронеж? Ни за что! 500. Общ. с крапом. 12 м 51 к. Вывеска: «Чайная Урюпинского Р П С». Из чайной выходят люди. Ванюшка поднимает арбузную корку и начинает есть. 501. Ср. 5 м 00 к. Соколов сидит за столом. 502. Ср. 2 м 44 к. Ванюшка ест корку арбуза. 503. Общ. 8 м 08 к. Ванюшка ест корку. Мимо Ванюшки прохо дит шофер, дает ему булку. 504. Ср. 11 м 37 к. Панорама. Соколов встает, идет к выходу. Соколов: Эй, Ванюшка! 505. Обш. 5 м 40 к. Около чайной стоит Ванюшка, ест булку. Голос Соколова: К а к сегодня дела? Ванюшка: Вот! (Бежит к Соколову.) — А от куда вы знаете, дядя, что меня зовут Ваней? 506. С р. 4 м 39 к. На пороге чайной стоит Соколов. Соколов: Я человек бывалый, все знаю. 507. С р. 2 м 40 к. Ванюшка провожает Соколова взглядом. В З Т М. 508. Общ. 11 м 45 к. Из З Т М. Соколов ходит по комнате. В З Т М. 509. Общ. 3 м 22 к. Машина Соколова подъезжает к чайной. 510. С р. 1 м 01 к. Ванюшка сидит на бочке. 511. С р. 1 м 08 к. Соколов в машине. 512. Обш. 13 м 00 к. Через Соколова на Ванюшку. Соколов: Ванюшка! Садись скорее в машину. Прокачу на э л е в а т о р... (Ванюшка бежит к С о к о л о в у)... а оттуда вернемся сюда, по обедаем, ну быстро! Панорама: Ванюшка садится в машину. Соколов: О п! Н у, в о т... 513. Общ. 5 м 14 к. Соколов отъезжает от чайной. В Н П Л. 514. С р. 2 м 22 к. Машина Соколова идет по дороге. 515. К р. 3 м 00 к. Соколов сидит за рулем, рядом с ним Ванюша. 516. К р. 2 м 38 к. Ванюшка смотрит на Соколова. 517. С р. 18 м 21 к. Соколов и Ванюшка в машине. Соколов: Где же твой отец, В а н я? Ванюшка: Погиб на фронте. Соколов: А мама? Ванюшка: Маму убило бомбой, когда мы ехали в поезде. Соколов: А откуда вы ехади? Ванюшка: Не знаю, не п о м н ю... Соколов: И никого у тебя тут родных нету?.. Ванюшка: Никого. Соколов: А где же ты ночуешь? Ванюшка: А где п р и д е т с я... Н П Л. 518. Общ. 4 м 12 к. Из Н П Л. Соколов едет по дороге. 519. К р. 4 м 09 к. Соколов за рулем, рядом Ванюшка. 520. С р. 2 м 07 к. Соколов смотрит на Ванюшку. Соколов: Ванюшка, а ты знаешь, кто я та кой? 521. К р. 2 м 20 к. Ванюшка смотрит на Соколова. Ванюшка: К т о? 522. С р. 1 м 24 к. Соколов и Ванюшка в машине. Соколов: Я твой отец. 523. К р. О м 23 к. Ванюшка смотрит на Соколова. 524. Ср. О м 23 к. Ванюшка и Соколов в машине. 525. К р. 1 м 49 к. Ванюшка бросается на шею Соколова. Ванюшка: П а п к а!.. 526. Ср. 1 м 27 к. Соколов и Ванюшка в машине. Ванюшка об нимает и целует Соколова. Ванюшка:...родненький. Я з н а л... 527. К р. 1 м 36 к. Ванюшка обнимает Соколова. Ванюшка:... я знал, что ты меня найдешь. Все р а в н о... 528. С р. 2 м 10 к. Ванюшка и Соколов. Ванюшка:... н а й д е ш ь! Я так долго ж д а л... когда ты м е н я... 529. С р. 3 м 29 к. Соколов и Ванюшка. Ванюшка:... н а й д е ш ь! Родненький, папка! 530. С р. 1 м 29 к. Р у к и Соколова еле справляются с рулем. 531. Общ. 2 м 00 к. Машина едет по дороге и съезжает в кювет. Соколов заводит мотор, машина трогается. В Н П Л. Эпизоду «усыновление Ванюши» предшествует эпизод «смерть сына Анатолия», который состоит из нескольких монтажных кад ров. Начинается эпизод панорамой по лицам бойцов-друзей, сто ящих у гроба Анатолия; затем показывается подход Соколова к гробу сына; в следующих кадрах мы видим сначала плачущую девушку на фоне солдатских шеренг, а потом от общего плана памятника герою идет прямая панорама на окна немецких до мов, усеянных белыми флажками капитуляции. Становится ясно, что Анатолий погиб в последний день войны, что уже наступил величественный День Победы и что похоронен Анатолий на не мецкой земле. И когда мы видим Соколова в машине вместе с командиром Анатолия, мы понимаем, что Соколову была ока зана честь и почет, как солдату и отцу героя-солдата. В этом сложном по драматургической теме эпизоде прояви лись специфические возможности кинематографа создавать об общенную картину, где каждый кадр «читается» не как натураль ная фотография объекта, а как образ, как метафора. Т а к а я трактовка изображения ставит перед оператором осо бые задачи изобразительной композиции. Эпизод «смерть сына Анатолия» соответственно настраивает на восприятие следующего эпизода фильма — «усыновления Ванюши». После своеобразного монолога Соколова: «... п о х о р о н и л я в чужой немецкой земле последнюю свою радость и н а д е ж д у... и словно во мне что-то оборвалось... Куда же мне теперь? В В о р о н е ж? Ни за что!», на экране изображается вывеска чайной Урюпинского Р П С и далее панорамой показывается мальчик, под бирающий арбузные корки (кадр 500). Н у ж н ы ли здесь, в этом драматически насыщенном эпизоде, такие натуралистические де тали, как вывеска? Безусловно, нужны. Зритель, читая текст вывески, понимает, что Соколов не поехал в Воронеж, что он поселился в случайном, ч у ж о м месте, и, видя Соколова в чайной и на грузовой машине, зритель понимает, что Соколов работает шофером. В кадрах 502 и 503 показан Ванюша, собирающий ар бузные корки, т. е. по его поведению ясно, что он беспризорный. Непосредственно сцена Ванюши и Соколова начинается в 509 кадре, когда машина Соколова подъезжает к чайной. Здесь сле- дует обратить внимание на экономное решение кадров эпизода по времени (дли не). Средние планы Ваню ши, который смотрит на подъехавшего Соколова, и кадры Соколова в машине занимают всего по 1 м, а сцена, когда Соколов приг лашает Ванюшу в машину, снята как бы изнутри ма шины, через Соколова, с переводом камеры на садя щегося в машину Ванюшу, и занимает всего 13 м. Все дальнейшее дей ствие, насыщенное душев ной теплотой и драматиз мом, происходит в кабине грузовика. Во время всей сцены Соколов продолжает управлять машиной. Диа лог Соколова и Ванюши решен монтажно, крупны ми планами, с композици онными и световыми ак центами на отдельных важных моментах дей ствия. Сначала Соколов и Ванюша показаны вместе, затем — каждый отдельно, крупными планами. Здесь монтаж позволил сопоста вить лица актеров в наи более напряженные и выра зительные моменты. Сле дует учесть, что один из исполнителей — мальчик, и нам кажется, что имен но благодаря монтажному решению режиссеру и оператору удалось сооб щить его поведению на Кадры из фильма «Судьба человека» экране выразительность и естественность, создав впечатляющие портреты Ванюши. Особенно важны для понимания происходящего кадры 530 и 531, где крупно показаны дрожащие от волнения руки Соколова на руле и финальный кадр сцены. Машина как бы неуверенно идет по дороге, медленно-медленно съезжает в кювет и останав ливается. Затем начинается движение камеры — так же медленно подъезжает к машине и останавливается. В это время мы слышим, как Соколов вновь заводит мотор, и машина трогается с места. Таким образом, зритель не видит Соколова и Ванюши, но благодаря оригинальному использованию возможностей худо жественно-образного выражения содержания фильма отчетливо ощущает то робкое, боязливое, но сильное чувство радости и счастья, которое испытывают они оба. Показ неуверенно движущегося грузовика вместо непосред ственного действия актеров является своеобразной зрительной кинометафорой, создаваемой в монтажном контексте всего эпи зода. Отдельные кадры, составляющие эпизод, приобретают силу, значение и выразительность лишь в монтажном контексте этого эпизода. 2. Изобразительная конструкция кадра Отдельный кадр является постановочной, композиционной и монтажной единицей. В звуковом художественном (игровом) фильме кадр воспри нимается на экране как видимое (оптическое) и слышимое (фони ческое) изображение, где нельзя отделить оптические элементы от фонических, мимику лица от интонации голоса, смысл произно симых слов от характера действия. В практике работы над кинофильмом следует различать съе мочные и монтажные кинокадры. В съемочном кадре объект фиксируется на киноленте съемоч ного аппарата с момента -включения механизма до момента его остановки. Съемка может быть начата раньше, чем начато игро вое действие, и закончена после его окончания. Монтажный кадр — это тот отрезок пленки с изображением объекта действия, который вмонтирован в фильм. Монтажный кадр содержит только то изображение, которое необходимо для связного и логического изложения содержания фильма. Метраж съемочного кадра определяется техническими усло виями съемки, метраж монтажного кадра точно предусмотрен его содержанием. В процессе монтажа съемочный кадр (пленка с изображением) может подвергнуться сокращению, при котором все ненужное, лишнее удаляется. Фильм состоит из монтажных кадров. Метраж (длина) мон тажных кадров составляет метраж фильма. Непременным условием и особенностью киноизобразительного решения фильма в целом является отношение к эпизоду как к единой изобразительной композиции, развернутой во времени и пространстве. Эта композиция строится на основе драматургии в единстве изобразительной формы, т. е. в единстве освещения, тональности, колорита, композиционного рисунка и т. д. Отдельный кадр представляет собой только часть такой ком позиции (картины), так как в нем показывается лишь часть раз вивающегося драматургического действия. Поэтому, работая над композицией кадра, следует помнить, что кадр - это не само стоятельная, статическая картина, а всего лишь звено в монтаж ной цепи, составной элемент изобразительно-монтажной компо зиции. Своеобразие построения каждого кадра обусловливается его драматургическим содержанием и местом в монтажном построении эпизода, определенном в режиссерском сценарии. Основную работу над киноизобразителыной конструкцией кад ра выполняет оператор, снимающий фильм. Киноизобразительной конструкцией кадра называется худо жественная организация на картинной плоскости кадра на пленке и на экране предметного материала в соответствии с общими задачами и изобразительным стилем всего фильма. Но не следует сводить работу оператора при построении киноизобразительной конструкцией монтажного кадра лишь к формальному располо жению фигур и предметов на картинной плоскости кадра. Основные задачи композиции кадра состоят в том, чтобы: овладеть вниманием зрителя; достичь выразительности и убедительности актерского дей ствия на экране; достичь выразительности и художественной организации изо бразительного материала (решение тона, колорита, светотени как в отдельных кадрах, так и в монтажной картине); использовать возможности психофизиологического воздей ствия некоторых киноизобразительных приемов, например, ра курсных съемок, съемок движущейся камерой и т. д. Композиция кадра решается также путем определения съе мочных приемов (крупности планов, съемки стационарной каме рой или с движения, ракурсов), построением (в павильоне) или выбором (на натуре) освещения и организацией материала съемки, например, актерской мизансцены или крупного плана на картинной плоскости кадра. Кроме того, композиция кадра подразумевает киноизобразительное решение тональности и колорита кадра. Рассматривая кадр как монтажную единицу, связанную с пре дыдущими и последующими кадрами, все же не следует забывать, что каждый отдельный момент действия, показываемый в отдель ном кадре, диктует особые условия его построения. Каждый кадр обладает своими закономерностями, обусловленными спецификой метода киноизображения. К ним относятся: формат кадра и его форма, обусловленная характером освещения и приемами съемки и определяемая масштабами изображенных фигур и предметов, точкой зрения на них, скоростью и темпом изображенного движе ния и т. д. 5* От выбора тех или иных характеристик кадра зависит не только условие его существования как киноизображения, но и своеобразие его композиционного построения, т. е. его художест венная выразительность, а следовательно, и художественная вы разительность фильма. 3. Приемы съемки Изобразительная форма кадра на пленке и экране возникает в результате съемки с помощью применения различных съемочных приемов, входящих в арсенал художественных средств кино оператора. Разнообразие приемов киносъемки оправдано стремлением операторов передать в фильмах все богатство жизненных явле ний, воссоздать на экране иллюзию естественности зрительных впечатлений. Ощущения при восприятии киноизображений весьма близки к особенностям восприятия реальной действительности. Самым замечательным свойством кинокамеры как изобразительного ин струмента оказалась возможность показывать на экране не толь ко то, ч т о видит человек, но и то, к а к он это видит. Кинокамера может воспроизводить иллюзию «всматрива ния» — если снимать предмет, например, трансфокатором, иллюзию «прослеживания» взглядом — если снимать предмет динамической панорамой, и т. д. Оператор, используя определенные съемочные приемы, может эффективно повысить выразительность и динамичность экран ного зрелища, уточнить образное представление о предмете. Съемочные приемы — это как бы «палитра» оператора. Напомним основные съемочные приемы, которыми может пользоваться оператор: съемка разных планов посредством объективов различных фокусных расстояний; съемка объективами с переменным фокусным расстоянием или трансфокаторными приставками; ракурсная съемка; съемка с ускоренной или замедленной скоростью; панорамирование со стационарной позиции, воспроизводящее эффект оглядывания, эффект сопровождения, эффект переброски взгляда; динамическое панорамирование (смешанная панорама «сопро вождения» и «оглядывания», движение на объект или от объекта, эффект наезда и эффект отъезда и т. д.). Каждый из этих приемов съемки обладает своей потенциаль ной выразительностью и, примененный творчески, будет способ ствовать усилению воздействия содержания. Замечательные ракурсные композиции, снятые на палубах броненосца «Потемкин» и на Одесской лестнице режиссером С. Эйзенштейном и оператором Э. Тиссэ в фильме «Броненосец «Потемкин», возникли как органическая необходимость снимать в конкретной, реальной обстановке. Логика сюжетного действия, полного острых столкновений, требовала острой, напряженной изобразительной формы. А использование палубы броненосца и Одесской лестницы — этих исторически достоверных мест дей ствия — в качестве съемочных площадок побудило режиссера и оператора искать новые формы мизансценирования и новые формы композиции кадров, взамен театрализованных мизансцен и стандартных точек съемки. И с х о д я из определенных творчес к и х задач и конструктивных особенностей съемочных площадок, режиссер и оператор нашли эти новые формы композиции в мон таже и ракурсах. В синтезе этих д в у х киноизобразительных средств выражения они открыли новые идейно-художественные возможности кинематографа. Исторический эпизод восстания на броненосце «Потемкин» был поставлен строго реалистично, но оказался необычным и новаторским. Вместо привычной театрализованной мизан сцены в нем появились острые ракурсы, подсказанные рельефом сценической площадки. Это и был подлинный реализм в кино, но с полным использованием самых разнообразных специфически кинематографических изобразительных средств и приемов. Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин» Монтажное решение массовых сцен с применением крупных планов и ракурсов вместо традиционных съемок массовок об щим планом в фильмах «Броненосец «Потемкин», «Мать» и дру гих было чисто кинематографической формой постановки, по зволившей раскрыть не только событие во всей его полноте и драматизме, по и характеры людей. В этих фильмах выяви лись основные художественные возможности кинематографа: решать большие социальные темы, показывая массовые дейст вия и одновременно глубоко выявляя характеры отдель ных людей. Ракурсная и монтажная съемки со сменой крупных планов — это активные киноизобразительные приемы, с помощью которых оператор выражает свое творческое отношение к снимаемому материалу. Изобразительный язык оператора не менее богат, разнообра зен и выразителен, чем, например, язык живописца. Только опе ратор для выражения образа пользуется методом киноизображе ния, позволяющим строго и точно «отбирать» материал действи тельности и строго и точно «выражать» его в кадре посредством ракурсов, смены планов, панорам и освещения. Ч е м удачнее ис пользованы съемочные приемы, тем убедительнее, доходчивее и выразительнее смотрится изображение на экране. Однако необходимо подчеркнуть, что каждый прием должен быть оправдан по смыслу. Нарочитые искусственные приемы за трудняют воздействие кадра и эпизода на зрителя. КИНОКАДР КАК КАРТИНА
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |