КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамические координаты
У ж е в первых видовых фильмах при просмотре кадров, сня тых с мчащегося поезда, плывущего парохода, несущегося авто мобиля, была открыта одна из существенных особенностей кино изображения. Зритель, наблюдая на экране бегущие рельсы или качающуюся поверхность моря, начинает испытывать физические ощущения, близкие к тем, которые возникают в этих случаях в действительности. Быстро несущийся на экране пейзаж, снятый с паровоза или машины, захватывал своей стремительностью, опускающийся корабль и вырастающие за бортом волны вызы вали ощущение укачивания. Вначале эта особенность метода киноизображения эксплуати ровалась как трюк, как аттракцион. И лишь когда кино стало искусством, кинетические свойства кадра стали использоваться для решения художественно-творческих задач. В каждом современном фильме можно видеть кадры, снятые движущейся камерой. П р и всем разнообразии приемов съемки движущейся камерой их можно подразделить на два основных вида: с т а ц и о н а р н о е п а н о р а м и р о в а н и е — т. е. съемка камерой, вращающейся вокруг оси с помощью специальной шта- тивной головки; д и н а м и ч е с к о е п а н о р а м и р о в а н и е — т. е. съемка камерой, движущейся в пространстве. Сюда относятся съемки с движущегося поезда, парохода, самолета, автомобиля и т. п.; съемка со специальных операторских тележек, кранов, с р у к и пр. Каждый из этих приемов панорамной съемки дает различный изобразительный эффект. С т а ц и о н а р н о е п а н о р а м и р о в а н и е позволяет по казать в кадре пространство более обширное, чем способен охватить объектив с неподвижной точки съемки: панорамы местности, архитектурных сооружений, групп людей. Кино панорама на экране создает впечатление, аналогичное тому, которое возникает при «оглядывании» (осматривании) окружаю щего пространства с поворотом головы. В кинопанорамных «оглядываниях» пространства, как пра вило, требуется четкость изображения, что зависит от темпа панорамирования. Поэтому обычно при панорамной съемке при держиваются медленного и равномерного движения камеры. Но если панорамирование применено для того, чтобы следить за дви жением фигуры в пространстве, то темп панорамирования обус ловливается скоростью движения объекта. Д и н а м и ч е с к о е п а н о р а м и р о в а н и е камерой, сво бодно перемещающейся в пространстве, включает следующие приемы — наезд, отъезд и проезд. При н а е з д е, когда камера движется вдоль оптической оси по направлению к объекту, наблюдается постепенное укруп нение главного объекта и выход за рамку кадра элементов окружения. При о т ъ е з д е, когда камера движется вдоль оптической оси, удаляясь от объекта, масштаб изображения главного объекта уменьшается и в кадр постепенно входят новые детали. П р и п р о е з д е, когда камера движется в направлении, пер пендикулярном оптической оси, в кадр непрерывно входят новые части предметного пространства. Е с л и движущейся камерой снимается движущаяся фигура, то возможно осуществить следование камеры за объектом, следование объекта за камерой, параллельное движение камеры и объекта. При съемке с движения возможны любые изменения ракурса, направления и темпа движения камеры, что дает большие воз можности — по сравнению со съемкой стационарной камерой — показа широты пространства и движения фигур в простран стве. Приемом движущейся камеры пользуются обычно для съем ки актерских проходов, пробегов, проездов, проплывов, пролетов и т. д., а также сложных психологических сцен. Скорость движения аппарата при кинопанораме и съемка с движения — важный фактор получения выразительного кадра. Опытом и расчетом установлено, что если смазанность конту ров на пленке не превышает величины в 1/20 мм (0,05 мм), то экранное изображение в условиях обычной проекции восприни мается как четкое. Приняв норму допустимой смазанности при панорамирова нии, равную 1/20 мм, можно рассчитать допустимые угловые ско рости панорамирования при нормальной частоте кадросмен — 24 кадра в секунду и открытии обтюратора в пределах 180—160° (что обеспечивает время съемочной экспозиции, приблизительно равное 1/50 сек.). Д л я практического использования существует легко запоми наемое правило — панорамирование неподвижного объекта на 150° может быть произведено за время в секундах, равное фокус ному расстоянию объектива в миллиметрах1. Д в и ж у щ и й с я объект может сниматься панорамой с большого расстояния посредством длиннофокусной оптики, т. е. объекти вами с малым углом изображения. В этом случае даже при боль шой поступательной скорости объекта для его сопровождения требуется малая угловая скорость панорамирования. П р и этом кадр получается очень динамичным и смотрится как снятый с параллельного проезда. Иллюзия параллельного движения камеры создается за счет того, что вследствие большого рас стояния масштаб изображения остается практически неизмен ным. Главным техническим условием при выполнении наездов и отъездов является плавность, равномерная скорость движения и отсутствие толчков. Максимально допустимая скорость движения камеры при проезде в направлении, перпендикулярном оптической оси, обус ловлена двумя факторами: фокусным расстоянием и расстоянием от объектива до камеры. Приняв за норму допустимой смазан ности изображения на пленке 1/20 мм» легко рассчитать и допусти мую скорость движения камеры. П р и съемке с движения, так же как и при панорамировании, не следует уменьшать щель обтюратора, так как это не увели чивает резкости изображения на экране, а лишь создает впечат ление толчкообразности движения и дрожания контуров. Д л я создания иллюзии наезда часто пользуются оптическими насадками, изменяющими во время съемки фокусное расстояние объектива (трансфокаторы). Это дает возможность переходить 1 Формула выведена доцентом ВГИКа П. А. Ногиным. от общего плана к крупному и наоборот, не прерывая съемки и не сдвигая камеры с места. Но полной иллюзии наезда или отъ езда при этом не создается и не может создаться. Различие со стоит в том, что при съемке с трансфокатором перспектива в кадре остается неизменной, отдельные детали объекта проекти руются в течение всей съемки на те же фона; объект и детали фона изменяются в масштабе в равной мере, так как меняется лишь угол охвата, а точка съемки неизменна. При съемке дви жущейся камерой перспектива непрерывно изменяется — в каж дой фазе (кадрике) объект проектируется на другие части фона и изменяется в масштабе иначе, чем детали фона, так как не прерывно изменяется точка зрения. Проезд мимо неподвижного объекта несколько сходен с кино панорамированием, но кадры, снятые с проезда, более динамич ны, так как при проезде точка съемки перемещается относительно объекта. Съемка камерой, находящейся в движении, открыла новые выразительные возможности кино — более разнообразно, более широко отражать действительность. Движение фигуры на неподвижный аппарат или от него всегда связано с перспективными сокращениями и, следовательно, с пло хой различимостью мимики и жеста по мере удаления. П р и съем ке движущейся камерой фигура не ограничена рамкой кадра, человек может естественно и свободно двигаться в пространстве, так, как диктует смысл действия, а камера в состоянии показать его движение, мимику и жест, необходимые для выразительного раскрытия образа. Съемка с движения — один из универсальных киноизобрази тельных приемов, который позволяет, сохраняя все возможности крупного плана, не ограничивать естественность движения че ловека в пространстве, не изолировать и не разобщать его с парт нером. Активное движение камеры обеспечивает естественное движе ние как в ширину, так и в глубину пространства и, кроме того, возможность свободного выхода фигуры на первый план, т. е. освобождает режиссера от необходимости врезать крупные планы и дробить сцену на мелкие куски. Кадры, снятые движущейся камерой, отличаются не только подчеркнутой реалистичностью и конкретностью, но и содержа тельной емкостью. О насыщенности сюжетным материалом, показываемым в од ной кинетической ко.мпозиции (в одном кадре, снятом движущей ся камерой), можно судить на примере из фильма «Молодая гвар дия» (1-я серия, кадр № 167, 68 метров, 50 кадриков). Вот его содержание по монтажному листу: «Улица Краснодона. У колонки женщина набирает воду, по степенно улица заполняется немецкими частями. На общем плане выделяется голос (по-немецки)... 8 2 У водонапорной колонки из машины выскакивают немцы. Они орут, поливают друг друга водой и, приплясывая, п о ю т... • Камера движется за выскакивающими из машины немцами. К появившемуся в кадре среди идущих немцев Сергею Тюленину подбегает Н а д я Тюленина. Н а д я. Сережа1 Сережа, а у нас немцы Федора Федоровича убили. С е р г е й. Ты чего здесь делаешь? Беги домой, да огородами беги! Мимо Сергея Тюленина гестаповцы протаскивают бесчувст венного человека. Аппарат движется дальше, мимо орущих немецких солдат, расстреливающих курицу. Регулировщик расталкивает солдат... Панорама доходит до палисадника Кошевых. В кадре у забора появляется Елена Николаевна. Приближает ся генеральская машина в сопровождении мотоциклов. Генерал выходит из машины, проходит м и м о... Генерал проходит по палисаднику (генерал по-немецки): «Все вокруг вырубить!» Д л я постановочной реализации этой сцены режиссер С. Гера симов и оператор В. Рапопорт на одной из улиц Краснодона выбрали соответствующую обстановку, определили технику съем ки кадра, разработали как форму движения камеры, так и форму и порядок внутрикадрового движения людей и техники. Д а н н а я панорама отличалась технической сложностью и боль шим пространственным охватом. Т а к, в начале 95-метрового пути камера делает поворот под углом 30°, затем 82 м идет прямолинейное движение по рельсам с одновременным панора мированием влево и при въезде во двор дома Кошевых камера поворачивает под углом примерно 100°. В соответствии с движе нием камеры были организованы движение актеров и их работа в кадре. Поскольку все действие этого кадра происходит в определен ный промежуток времени и в одном месте, вполне возможно было снять всю сцену — и действия немцев, и въезд генерала, и стоящих Кошевую и Тюлениных с одной точки в одном стати ческом кадре. Однако с помощью такого приема съемки авторы фильма могли дать только самую общую информацию о факте, о действии. Впечатление же зрителя от данной конкретной сцены не могло быть организовано постановщиками, ибо зритель не в со стоянии был бы разглядеть ограниченных, жестоких физионо мий гитлеровцев, воспринять грубую тупость генерала, понять отношение к происходящему Кошевой и Тюленина. Благодаря съемке движущейся камерой удалось придать большую достоверность происходящему, оттенить непринужден ность поведения героев, органически связать действие отдельных персонажей друг с другом и с окружающей обстановкой. Т о т 6* или иной поступок персонажа воспринимался как естественная реакция на развертывающиеся события. И в то же время весь кадр вырастал до значения обобщенной художественной картины первых дней оккупации. В испуганном изумлении Нади Тюлениной, горько-возмущенном напряжении ее брата Сергея, гневной скорби матери Олега Кошевого не только отражалось их отношение к оскорбительной наглости именно этих гитлеровцев — действующих лиц эпизода, но и как бы выражалось общее отношение советских людей к фашист ским захватчикам. Построение кинетического кадра и его съемка являются од ной из самых сложных съемочно-постановочных работ оператора в фильме. Именно для того, чтобы кадр смотрелся как простое и естественное развитие действия, его необходимо очень точно и строго организовать, согласовать все формы движения и ак теров, и камеры, чтобы каждый актер был в нужном месте в нуж ное время и совершал задуманные поступки. Движение камеры и людей должно быть согласовано как в пространстве, так и по времени и темпу.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |