Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамические координаты




У ж е в первых видовых фильмах при просмотре кадров, сня­

тых с мчащегося поезда, плывущего парохода, несущегося авто­

мобиля, была открыта одна из существенных особенностей кино­

изображения. Зритель, наблюдая на экране бегущие рельсы или

качающуюся поверхность моря, начинает испытывать физические

ощущения, близкие к тем, которые возникают в этих случаях

в действительности. Быстро несущийся на экране пейзаж, снятый

с паровоза или машины, захватывал своей стремительностью,

опускающийся корабль и вырастающие за бортом волны вызы­

вали ощущение укачивания.

Вначале эта особенность метода киноизображения эксплуати­

ровалась как трюк, как аттракцион. И лишь когда кино стало

искусством, кинетические свойства кадра стали использоваться

для решения художественно-творческих задач.

В каждом современном фильме можно видеть кадры, снятые

движущейся камерой.

П р и всем разнообразии приемов съемки движущейся камерой

их можно подразделить на два основных вида:

с т а ц и о н а р н о е п а н о р а м и р о в а н и е — т. е. съемка

камерой, вращающейся вокруг оси с помощью специальной шта-

тивной головки;

д и н а м и ч е с к о е п а н о р а м и р о в а н и е — т. е. съемка

камерой, движущейся в пространстве. Сюда относятся съемки с

движущегося поезда, парохода, самолета, автомобиля и т. п.;

съемка со специальных операторских тележек, кранов, с р у к и пр.

Каждый из этих приемов панорамной съемки дает различный

изобразительный эффект.

С т а ц и о н а р н о е п а н о р а м и р о в а н и е позволяет по­

казать в кадре пространство более обширное, чем способен

охватить объектив с неподвижной точки съемки: панорамы

местности, архитектурных сооружений, групп людей. Кино­

панорама на экране создает впечатление, аналогичное тому,

которое возникает при «оглядывании» (осматривании) окружаю­

щего пространства с поворотом головы.

В кинопанорамных «оглядываниях» пространства, как пра­

вило, требуется четкость изображения, что зависит от темпа

панорамирования. Поэтому обычно при панорамной съемке при­

держиваются медленного и равномерного движения камеры. Но

если панорамирование применено для того, чтобы следить за дви­

жением фигуры в пространстве, то темп панорамирования обус­

ловливается скоростью движения объекта.

Д и н а м и ч е с к о е п а н о р а м и р о в а н и е камерой, сво­

бодно перемещающейся в пространстве, включает следующие

приемы — наезд, отъезд и проезд.

При н а е з д е, когда камера движется вдоль оптической

оси по направлению к объекту, наблюдается постепенное укруп­

нение главного объекта и выход за рамку кадра элементов

окружения.

При о т ъ е з д е, когда камера движется вдоль оптической

оси, удаляясь от объекта, масштаб изображения главного объекта

уменьшается и в кадр постепенно входят новые детали.

П р и п р о е з д е, когда камера движется в направлении, пер­

пендикулярном оптической оси, в кадр непрерывно входят новые

части предметного пространства.

Е с л и движущейся камерой снимается движущаяся фигура,

то возможно осуществить

следование камеры за объектом,

следование объекта за камерой,

параллельное движение камеры и объекта.

При съемке с движения возможны любые изменения ракурса,

направления и темпа движения камеры, что дает большие воз­

можности — по сравнению со съемкой стационарной камерой —

показа широты пространства и движения фигур в простран­

стве.

Приемом движущейся камеры пользуются обычно для съем­

ки актерских проходов, пробегов, проездов, проплывов, пролетов

и т. д., а также сложных психологических сцен.

Скорость движения аппарата при кинопанораме и съемка

с движения — важный фактор получения выразительного

кадра.

Опытом и расчетом установлено, что если смазанность конту­

ров на пленке не превышает величины в 1/20 мм (0,05 мм), то

экранное изображение в условиях обычной проекции восприни­

мается как четкое.

Приняв норму допустимой смазанности при панорамирова­

нии, равную 1/20 мм, можно рассчитать допустимые угловые ско­

рости панорамирования при нормальной частоте кадросмен —

24 кадра в секунду и открытии обтюратора в пределах 180—160°

(что обеспечивает время съемочной экспозиции, приблизительно

равное 1/50 сек.).

Д л я практического использования существует легко запоми­

наемое правило — панорамирование неподвижного объекта на

150° может быть произведено за время в секундах, равное фокус­

ному расстоянию объектива в миллиметрах1.

Д в и ж у щ и й с я объект может сниматься панорамой с большого

расстояния посредством длиннофокусной оптики, т. е. объекти­

вами с малым углом изображения. В этом случае даже при боль­

шой поступательной скорости объекта для его сопровождения

требуется малая угловая скорость панорамирования. П р и этом

кадр получается очень динамичным и смотрится как снятый

с параллельного проезда. Иллюзия параллельного движения

камеры создается за счет того, что вследствие большого рас­

стояния масштаб изображения остается практически неизмен­

ным.

Главным техническим условием при выполнении наездов и

отъездов является плавность, равномерная скорость движения

и отсутствие толчков.

Максимально допустимая скорость движения камеры при

проезде в направлении, перпендикулярном оптической оси, обус­

ловлена двумя факторами: фокусным расстоянием и расстоянием

от объектива до камеры. Приняв за норму допустимой смазан­

ности изображения на пленке 1/20 мм» легко рассчитать и допусти­

мую скорость движения камеры.

П р и съемке с движения, так же как и при панорамировании,

не следует уменьшать щель обтюратора, так как это не увели­

чивает резкости изображения на экране, а лишь создает впечат­

ление толчкообразности движения и дрожания контуров.

Д л я создания иллюзии наезда часто пользуются оптическими

насадками, изменяющими во время съемки фокусное расстояние

объектива (трансфокаторы). Это дает возможность переходить

1 Формула выведена доцентом ВГИКа П. А. Ногиным.

от общего плана к крупному и наоборот, не прерывая съемки

и не сдвигая камеры с места. Но полной иллюзии наезда или отъ­

езда при этом не создается и не может создаться. Различие со­

стоит в том, что при съемке с трансфокатором перспектива

в кадре остается неизменной, отдельные детали объекта проекти­

руются в течение всей съемки на те же фона; объект и детали

фона изменяются в масштабе в равной мере, так как меняется

лишь угол охвата, а точка съемки неизменна. При съемке дви­

жущейся камерой перспектива непрерывно изменяется — в каж­

дой фазе (кадрике) объект проектируется на другие части фона

и изменяется в масштабе иначе, чем детали фона, так как не­

прерывно изменяется точка зрения.

Проезд мимо неподвижного объекта несколько сходен с кино­

панорамированием, но кадры, снятые с проезда, более динамич­

ны, так как при проезде точка съемки перемещается относительно

объекта.

Съемка камерой, находящейся в движении, открыла новые

выразительные возможности кино — более разнообразно, более

широко отражать действительность.

Движение фигуры на неподвижный аппарат или от него всегда

связано с перспективными сокращениями и, следовательно, с пло­

хой различимостью мимики и жеста по мере удаления. П р и съем­

ке движущейся камерой фигура не ограничена рамкой кадра,

человек может естественно и свободно двигаться в пространстве,

так, как диктует смысл действия, а камера в состоянии показать

его движение, мимику и жест, необходимые для выразительного

раскрытия образа.

Съемка с движения — один из универсальных киноизобрази­

тельных приемов, который позволяет, сохраняя все возможности

крупного плана, не ограничивать естественность движения че­

ловека в пространстве, не изолировать и не разобщать его с парт­

нером.

Активное движение камеры обеспечивает естественное движе­

ние как в ширину, так и в глубину пространства и, кроме того,

возможность свободного выхода фигуры на первый план, т. е.

освобождает режиссера от необходимости врезать крупные планы

и дробить сцену на мелкие куски.

Кадры, снятые движущейся камерой, отличаются не только

подчеркнутой реалистичностью и конкретностью, но и содержа­

тельной емкостью.

О насыщенности сюжетным материалом, показываемым в од­

ной кинетической ко.мпозиции (в одном кадре, снятом движущей­

ся камерой), можно судить на примере из фильма «Молодая гвар­

дия» (1-я серия, кадр № 167, 68 метров, 50 кадриков).

Вот его содержание по монтажному листу:

«Улица Краснодона. У колонки женщина набирает воду, по­

степенно улица заполняется немецкими частями. На общем плане

выделяется голос (по-немецки)...

8 2

У водонапорной колонки из машины выскакивают немцы.

Они орут, поливают друг друга водой и, приплясывая, п о ю т...

• Камера движется за выскакивающими из машины немцами.

К появившемуся в кадре среди идущих немцев Сергею Тюленину

подбегает Н а д я Тюленина.

Н а д я. Сережа1 Сережа, а у нас немцы Федора Федоровича

убили.

С е р г е й. Ты чего здесь делаешь? Беги домой, да огородами

беги!

Мимо Сергея Тюленина гестаповцы протаскивают бесчувст­

венного человека.

Аппарат движется дальше, мимо орущих немецких солдат,

расстреливающих курицу. Регулировщик расталкивает солдат...

Панорама доходит до палисадника Кошевых.

В кадре у забора появляется Елена Николаевна. Приближает­

ся генеральская машина в сопровождении мотоциклов. Генерал

выходит из машины, проходит м и м о...

Генерал проходит по палисаднику (генерал по-немецки): «Все

вокруг вырубить!»

Д л я постановочной реализации этой сцены режиссер С. Гера­

симов и оператор В. Рапопорт на одной из улиц Краснодона

выбрали соответствующую обстановку, определили технику съем­

ки кадра, разработали как форму движения камеры, так и форму

и порядок внутрикадрового движения людей и техники.

Д а н н а я панорама отличалась технической сложностью и боль­

шим пространственным охватом. Т а к, в начале 95-метрового

пути камера делает поворот под углом 30°, затем 82 м идет

прямолинейное движение по рельсам с одновременным панора­

мированием влево и при въезде во двор дома Кошевых камера

поворачивает под углом примерно 100°. В соответствии с движе­

нием камеры были организованы движение актеров и их работа

в кадре.

Поскольку все действие этого кадра происходит в определен­

ный промежуток времени и в одном месте, вполне возможно

было снять всю сцену — и действия немцев, и въезд генерала,

и стоящих Кошевую и Тюлениных с одной точки в одном стати­

ческом кадре. Однако с помощью такого приема съемки авторы

фильма могли дать только самую общую информацию о факте,

о действии.

Впечатление же зрителя от данной конкретной сцены не

могло быть организовано постановщиками, ибо зритель не в со­

стоянии был бы разглядеть ограниченных, жестоких физионо­

мий гитлеровцев, воспринять грубую тупость генерала, понять

отношение к происходящему Кошевой и Тюленина.

Благодаря съемке движущейся камерой удалось придать

большую достоверность происходящему, оттенить непринужден­

ность поведения героев, органически связать действие отдельных

персонажей друг с другом и с окружающей обстановкой. Т о т

6*

или иной поступок персонажа воспринимался как естественная

реакция на развертывающиеся события.

И в то же время весь кадр вырастал до значения обобщенной

художественной картины первых дней оккупации. В испуганном

изумлении Нади Тюлениной, горько-возмущенном напряжении

ее брата Сергея, гневной скорби матери Олега Кошевого не

только отражалось их отношение к оскорбительной наглости

именно этих гитлеровцев — действующих лиц эпизода, но и как

бы выражалось общее отношение советских людей к фашист­

ским захватчикам.

Построение кинетического кадра и его съемка являются од­

ной из самых сложных съемочно-постановочных работ оператора

в фильме. Именно для того, чтобы кадр смотрелся как простое

и естественное развитие действия, его необходимо очень точно

и строго организовать, согласовать все формы движения и ак­

теров, и камеры, чтобы каждый актер был в нужном месте в нуж­

ное время и совершал задуманные поступки. Движение камеры

и людей должно быть согласовано как в пространстве, так и по

времени и темпу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.