Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формат кинокадра




К а к мы уже говорили, все, что светится, может быть снято

киноаппаратом.

В кинофильме можно видеть: крупные планы человеческих

лиц и фигур, игровые и массовые сцены, сельские и индустриаль­

ные пейзажи. Кинокадры снимаются под землей и под водой,

на земле и в воздухе.

П р и расположении этого разнообразного изобразительного

материала на картинной плоскости кадра необходимо учитывать

определенные Требования к его формату.

Д л я того чтобы на картинной плоскости кадра

хорошо размещались актерские мизансцены в павильонных

декорациях и на натуре, актерские крупные и средние планы,

сельские и городские и индустриальные пейзажи,

чтобы можно было свободно снимать не только стационарной,

но и движущейся камерой,

чтобы, наконец, из снятого материала (кинокадров) можно

было монтировать сцены и эпизоды фильма — формат кинокадра

должен быть достаточно у н и в е р с а л е н.

Эти требования к формату предъявляются как в художест­

венной (игровой) кинематографии — для создания фильмов са­

мых различных жанров, так и в научной и документальной кине­

матографии — для показа бесконечно разнообразных явлений

действительности, общественной жизни и природы.

В советской профессиональной кинематографии используются

следующие системы кинематографа:

нормальный кинематограф на 35 -мм черно-белой и цветной

пленке (с соотношением сторон кадрика — одного снимка на

пленке— 1:1,37);

широкоэкранный кинематограф — также на 35-мм цветной

и черно-белой пленке, но с применением анаморфотной оптики

Экраны различных форматов

(нормальный, широкоэкранный и широкоформатный)

для съемки и проекции изображения (с соотношением сторон

кадрика 1:2,55);

широкоформатный кинематограф — на 70-мм черно-белой

и цветной пленке (с соотношением сторон кадрика 1:2,2).

Кроме того, снимаются фильмы и по системе панорамного

кинематографа (на трех экранах) — на нормальной пленке и по

системе кругорамного кинематографа — на нормальной и узкой

пленке. На телевидении и в научной кинематографии исполь­

зуется кинематограф на 16-лш пленке.

Все эти системы кинематографа основаны на едином методе

кинематографического изображения и отличаются друг от друга

только форматом пленки и конструкцией съемочной и проекцион­

ной аппаратуры. Поэтому операторы, изучив соответствующую

съемочную аппаратуру и пленки, могут свободно овладеть кино­

изобразительной техникой съемки в каждой системе кинема­

тографа.

Различия в формате кинокадра определяют изобразительные

возможности каждого вида кинематографа и требуют от опера-

71

тора соответствующей работы над композицией кадра и приме­

нением киноизобразительных приемов.

Основными изобразительно-выразительными средствами 35 -мм

(н о р м а л ь н о г о) кинематографа были м о н т а ж, р а к у р с н а я

с ъ е м к а и с м е н а п л а н о в. Монтаж открывал возможности

широких художественных обобщений. Ракурс придавал изобра­

жению особую выразительность. Изобразительно-монтажная

форма позволяла управлять вниманием зрителя, активно воз­

действовать на него.

Со временем вошла в практику и съемка движущейся каме­

рой, которая позволила как бы раздвинуть сценическое простран­

ство для действия актера и одновременно сохранить крупный

масштаб изображения и отчетливую видимость мимики актера.

В фильмах нормального формата операторы, как правило,

используют в актерских эпизодах так называемые «центральные»

композиции, стремясь обратить внимание зрителя на объект

с помощью его центрального расположения на картинной плос­

кости кадра. Д л я съемки «проходов», «проездов», чтобы усилить

динамичность композиции, чаще всего применяются диагональ­

ные построения. Е с л и снимаются групповые и массовые сцены,

то обычно выводят на первый план основные фигуры, причем

чередование тонов строится от темного на первом плане к свет­

лому в глубине или наоборот, благодаря чему фигуры приобре­

тают объемность и отчетливее ощущается движение по всей

глубине пространства.

Ш и р о к о э к р а н н ы й кинематограф увеличил площадь и

пропорции экрана и тем самым как бы расширил сценическую

площадку для актерской игры на средних и крупных планах.

Сохраняя в целом ряд композиционных особенностей нор­

мального формата, широкоэкранный кинематограф внес ряд

ограничений в построение кинокадра. Эти ограничения вырази­

лись в сокращении возможности использования монтажа, ра­

курсных съемок, глубинных многоплановых мизансцен, а также

съемок движущейся камерой в силу малой глубины резкости

изображаемого на экране пространства.

Малая глубина резко изображаемого пространства принудила

режиссеров ставить и операторов снимать фронтальные мизан­

сцены. Широкоэкранный кинематограф вольно или невольно стал

среднеплановым кинематографом. На плоскости широкого эк­

рана хорошо размещаются группы фигур при сохранении доста­

точно крупного масштаба, что обеспечивает хорошую видность

мимики лица. Групповые композиции весьма удобны для актеров,

так как сохраняется общение с партнером и свобода движений

в пространстве.

Иные изобразительно-выразительные возможности кино от­

крывает ш и р о к о ф о р м а т н ы й кинематограф. Изображение,

снятое на 70-мм пленке, отличается особой достоверностью и

убедительностью. Краски смотрятся более материальными. Фор-

мат кадра больше соответствует полю зрения глаз. Перспектива

приобретает стереоскопичность. Расширяется возможность полу­

чать оптико-фонический «эффект присутствия».

Широкоформатный экран предоставляет режиссеру и опера­

тору широкую возможность строить естественные актерские ми­

зансцены и осуществлять динамические эффекты в массовых

и батальных эпизодах.

Вспомним, например, какое поразительное впечатление про­

изводит сцена танковой атаки в фильме «Повесть пламенных лет».

... Т а н к и движутся непрерывно. Они заполняют экран. Они

выползают на первый план. Они как бы спускаются в зритель­

ный зал.

Л я з г танковых гусениц слышен в зале со всех сторон, взрывы

видны на экране и слышны в зале справа, слева и из глубины.

Зрителю начинает казаться, что он находится как бы внутри

этого вихря огня, дыма, скрежета м е т а л л а... Вот тогда-то и

возникает удивительное психологическое ощущение, называемое

«эффектом присутствия», когда будто бы стираются плоскости

экрана и зритель, как бы включаясь в раскрывающееся перед гла­

зами реальное пространство, начинает ощущать себя участником

происходящих событий.

Перспективно-пространственные эффекты широкого формата

в сочетании со стереофоническим звуком во много раз усилили

выразительность кинематографического изображения, сообщили

убедительность экранному образу.

Т а к и м образом, современный кинематограф обладает несколь­

кими системами, которые могут быть творчески использованы

оператором для осуществления своих художественных замыслов.

2. Киноперспектива

К а к мы уже говорили, объект в кино, в зависимости от смыс­

ловых и художественных задач, может быть изображен по-раз­

ному — в разных масштабах и на разных планах, по нормали или

в ракурсе. Оформление предметного пространства кадра ведется

исключительно с позиций съемочного аппарата, в соответствии

с этим предметное пространство кадра может быть разделено

на планы.

На рисунке схематично показано деление предметного прост­

ранства кадра на планы. Фигура школьницы расположена на пер­

вом плане (или в пространстве первого плана). Сидящий мужчина

находится на втором плане (или в пространстве второго плана).

Женщина размещается на дальнем плане (или в пространстве

дальнего плана). Стены комнаты являются фоном, ограничиваю­

щим изображаемое пространство в кинокадре.

В процессе действия фигуры могут передвигаться в предмет­

ном пространстве кадра, переходить с дальнего плана на первый

план и наоборот.

В зависимости от того, насколько фигура удалена от кино­

камеры, она изображается на картинной плоскости кадра в раз­

личных масштабах. Удаленность фигуры удобно обозначать чис­

лом фокусных расстояний объектива (F), которое помогает точнее

определить масштаб (крупность) изображения.

Если фигура расположена близко от аппарата (40 фокусных

расстояний), на первом плане, и заполняет большую часть картин­

ной плоскости кадра, то такое изображение называют к р у п ­

н ы м п л а н о м. Иногда крупный план актера называют порт­

ретным планом. Крупные планы в монтаже актерской сцены при­

меняются для выделения какого-либо действия актера, например,

мимической игры. Если фигура расположена на первом плане,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.