КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формат кинокадра
К а к мы уже говорили, все, что светится, может быть снято киноаппаратом. В кинофильме можно видеть: крупные планы человеческих лиц и фигур, игровые и массовые сцены, сельские и индустриаль ные пейзажи. Кинокадры снимаются под землей и под водой, на земле и в воздухе. П р и расположении этого разнообразного изобразительного материала на картинной плоскости кадра необходимо учитывать определенные Требования к его формату. Д л я того чтобы на картинной плоскости кадра хорошо размещались актерские мизансцены в павильонных декорациях и на натуре, актерские крупные и средние планы, сельские и городские и индустриальные пейзажи, чтобы можно было свободно снимать не только стационарной, но и движущейся камерой, чтобы, наконец, из снятого материала (кинокадров) можно было монтировать сцены и эпизоды фильма — формат кинокадра должен быть достаточно у н и в е р с а л е н. Эти требования к формату предъявляются как в художест венной (игровой) кинематографии — для создания фильмов са мых различных жанров, так и в научной и документальной кине матографии — для показа бесконечно разнообразных явлений действительности, общественной жизни и природы. В советской профессиональной кинематографии используются следующие системы кинематографа: нормальный кинематограф на 35 -мм черно-белой и цветной пленке (с соотношением сторон кадрика — одного снимка на пленке— 1:1,37); широкоэкранный кинематограф — также на 35-мм цветной и черно-белой пленке, но с применением анаморфотной оптики Экраны различных форматов (нормальный, широкоэкранный и широкоформатный) для съемки и проекции изображения (с соотношением сторон кадрика 1:2,55); широкоформатный кинематограф — на 70-мм черно-белой и цветной пленке (с соотношением сторон кадрика 1:2,2). Кроме того, снимаются фильмы и по системе панорамного кинематографа (на трех экранах) — на нормальной пленке и по системе кругорамного кинематографа — на нормальной и узкой пленке. На телевидении и в научной кинематографии исполь зуется кинематограф на 16-лш пленке. Все эти системы кинематографа основаны на едином методе кинематографического изображения и отличаются друг от друга только форматом пленки и конструкцией съемочной и проекцион ной аппаратуры. Поэтому операторы, изучив соответствующую съемочную аппаратуру и пленки, могут свободно овладеть кино изобразительной техникой съемки в каждой системе кинема тографа. Различия в формате кинокадра определяют изобразительные возможности каждого вида кинематографа и требуют от опера- 71 тора соответствующей работы над композицией кадра и приме нением киноизобразительных приемов. Основными изобразительно-выразительными средствами 35 -мм (н о р м а л ь н о г о) кинематографа были м о н т а ж, р а к у р с н а я с ъ е м к а и с м е н а п л а н о в. Монтаж открывал возможности широких художественных обобщений. Ракурс придавал изобра жению особую выразительность. Изобразительно-монтажная форма позволяла управлять вниманием зрителя, активно воз действовать на него. Со временем вошла в практику и съемка движущейся каме рой, которая позволила как бы раздвинуть сценическое простран ство для действия актера и одновременно сохранить крупный масштаб изображения и отчетливую видимость мимики актера. В фильмах нормального формата операторы, как правило, используют в актерских эпизодах так называемые «центральные» композиции, стремясь обратить внимание зрителя на объект с помощью его центрального расположения на картинной плос кости кадра. Д л я съемки «проходов», «проездов», чтобы усилить динамичность композиции, чаще всего применяются диагональ ные построения. Е с л и снимаются групповые и массовые сцены, то обычно выводят на первый план основные фигуры, причем чередование тонов строится от темного на первом плане к свет лому в глубине или наоборот, благодаря чему фигуры приобре тают объемность и отчетливее ощущается движение по всей глубине пространства. Ш и р о к о э к р а н н ы й кинематограф увеличил площадь и пропорции экрана и тем самым как бы расширил сценическую площадку для актерской игры на средних и крупных планах. Сохраняя в целом ряд композиционных особенностей нор мального формата, широкоэкранный кинематограф внес ряд ограничений в построение кинокадра. Эти ограничения вырази лись в сокращении возможности использования монтажа, ра курсных съемок, глубинных многоплановых мизансцен, а также съемок движущейся камерой в силу малой глубины резкости изображаемого на экране пространства. Малая глубина резко изображаемого пространства принудила режиссеров ставить и операторов снимать фронтальные мизан сцены. Широкоэкранный кинематограф вольно или невольно стал среднеплановым кинематографом. На плоскости широкого эк рана хорошо размещаются группы фигур при сохранении доста точно крупного масштаба, что обеспечивает хорошую видность мимики лица. Групповые композиции весьма удобны для актеров, так как сохраняется общение с партнером и свобода движений в пространстве. Иные изобразительно-выразительные возможности кино от крывает ш и р о к о ф о р м а т н ы й кинематограф. Изображение, снятое на 70-мм пленке, отличается особой достоверностью и убедительностью. Краски смотрятся более материальными. Фор- мат кадра больше соответствует полю зрения глаз. Перспектива приобретает стереоскопичность. Расширяется возможность полу чать оптико-фонический «эффект присутствия». Широкоформатный экран предоставляет режиссеру и опера тору широкую возможность строить естественные актерские ми зансцены и осуществлять динамические эффекты в массовых и батальных эпизодах. Вспомним, например, какое поразительное впечатление про изводит сцена танковой атаки в фильме «Повесть пламенных лет». ... Т а н к и движутся непрерывно. Они заполняют экран. Они выползают на первый план. Они как бы спускаются в зритель ный зал. Л я з г танковых гусениц слышен в зале со всех сторон, взрывы видны на экране и слышны в зале справа, слева и из глубины. Зрителю начинает казаться, что он находится как бы внутри этого вихря огня, дыма, скрежета м е т а л л а... Вот тогда-то и возникает удивительное психологическое ощущение, называемое «эффектом присутствия», когда будто бы стираются плоскости экрана и зритель, как бы включаясь в раскрывающееся перед гла зами реальное пространство, начинает ощущать себя участником происходящих событий. Перспективно-пространственные эффекты широкого формата в сочетании со стереофоническим звуком во много раз усилили выразительность кинематографического изображения, сообщили убедительность экранному образу. Т а к и м образом, современный кинематограф обладает несколь кими системами, которые могут быть творчески использованы оператором для осуществления своих художественных замыслов. 2. Киноперспектива К а к мы уже говорили, объект в кино, в зависимости от смыс ловых и художественных задач, может быть изображен по-раз ному — в разных масштабах и на разных планах, по нормали или в ракурсе. Оформление предметного пространства кадра ведется исключительно с позиций съемочного аппарата, в соответствии с этим предметное пространство кадра может быть разделено на планы. На рисунке схематично показано деление предметного прост ранства кадра на планы. Фигура школьницы расположена на пер вом плане (или в пространстве первого плана). Сидящий мужчина находится на втором плане (или в пространстве второго плана). Женщина размещается на дальнем плане (или в пространстве дальнего плана). Стены комнаты являются фоном, ограничиваю щим изображаемое пространство в кинокадре. В процессе действия фигуры могут передвигаться в предмет ном пространстве кадра, переходить с дальнего плана на первый план и наоборот. В зависимости от того, насколько фигура удалена от кино камеры, она изображается на картинной плоскости кадра в раз личных масштабах. Удаленность фигуры удобно обозначать чис лом фокусных расстояний объектива (F), которое помогает точнее определить масштаб (крупность) изображения. Если фигура расположена близко от аппарата (40 фокусных расстояний), на первом плане, и заполняет большую часть картин ной плоскости кадра, то такое изображение называют к р у п н ы м п л а н о м. Иногда крупный план актера называют порт ретным планом. Крупные планы в монтаже актерской сцены при меняются для выделения какого-либо действия актера, например, мимической игры. Если фигура расположена на первом плане,
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |