Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностно- и индивидуально-ориентированные технологии




VII. Организация педагогического процесса в средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения

Одна из характеристик системы образования – ее полисубъектность. Данный подход обеспечивает: открытость системы образования как государственно-общественной системы; переход к взаимной ответственности, к расширению участия и усилению роли всех субъектов образовательной политики в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в системе образования.

Социальное партнерство мы рассматриваем, прежде всего, как активную деятельность преподавателей и учащихся по включению последних в процесс овладения содержанием и формирования соответствующих компетенций.

Полисубъект «учитель—учащиеся» характеризуется способностью к осознанию системы отношений между субъектами, совместную творческую активность, нацеленность на саморазвитие, семантическое пространство, общее для всех субъектов общности.

Социальное партнерство технологично и поэтому требует от педагога не только интуиции и импровизации, но и глубоких профессиональных знаний и умений (подготовки педагога к учебным занятиям, управления общением школьниками, подбора наиболее эффективных методов обучения, использования эффективных технологий совместной деятельности и др.).

В основу организации полисубъектных отношений педагогического процесса положены следующие технологии:

1. Педагогические технологии на основе совершенствования и реконструирования содержания материала:

- глобально-ориентированные, которые своей целью ставят целостное понимание системы «Человек и мир»;

- компетентностно-ориентированные;

- социально-ориентированные, цель которых связать содержание учебных дисциплин с политическими, экономическими, социальными ситуациями сегодняшнего дня;

- этно- и регионально-ориентированные технологии, (которые предполагают не только отбор соответствующего содержания, но и организацию особым образом деятельности учащихся и преподавателей, связанную со сбором материала);

- диалога культур.

2. Информационные технологии: компьютерные; составления обучающих программ; использования Web-квестов; дистанционные; блочно-модульные; опорных конспектов.

4. Организационно-деятельностные технологии: проблемного обучения; критического мышления; игровые; тренинговые; развивающие; интерактивные; индивидуальных образовательных маршрутов; проектные; кейс-технологии; здоровьесберегающие; коммуникативные и др.

5. Технологии самодиагностики успешности и результативности действий обучаемых: тестовые; технологии альтернативных оценок: технологии внешней и внутренней оценки, порфолио; индивидуально-ориентированная рейтинговая; модульно-рейтинговая; блиц-тестирования; технологии саморазвития; рефлексии и саморазвития.

Инновационный педагогический процесс в средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения протекает в форме сотворческого поиска учителей, преподавателей образовательных учреждений, являющихся социальными партнерами, и учащимися.

Многообразие видов и форм организации деятельности учащихся осуществляется через:

– апробацию модели внутришкольной профилизации на основе индивидуальных учебных планов (ИУП);

- рост удельного веса проектных видов деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах;

– рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками информации и базами данных; с реальным социальным опытом;

– дифференциацию учебной среды: классно-кабинетное пространство, лаборатории, мастерские или студии, сфера самостоятельной работы и др.;

– изменения в методах обучения (активные, интерактивные, лабораторные, опытно-экспериментальные методы обучения);

– изменения в системах оценивания, что предполагает:

· усиление рефлексивной составляющей оценки, ее направленность на мотивацию и совершенствование деятельности, а не формальный контроль;

· само- и взаимооценивание, максимальную объективацию оценивания;

· - открытость критериев оценки для учащихся.

Основными формами организации учебного процесса наряду с уроками являются лекции, семинары, лабораторные, практические занятия, конферен­ции, дискуссии, диспуты, творческие отчеты, заседания различных объединений учащихся по интересам и пр., позволяющие развивать индивидуально-творческие способности учащихся.

Решение процедур консультирования, введения дополнительных курсов (спецкурсов), создания смешанных разновозрастных групп, вопроса об ускоренном обучении курсов (полное опережение в 1-2-ух классах, фрагментарное опережение - 1-2 предмета, касательное опережение - работа с усложненным материалом) - все это прерогатива Совета школы.

Широко используется в педагогическом процессе различные технологии организации педагогического процесса: «погружение», «блочно-цикловая система организации педагогического процесса», «модульное составление расписаний» и др.

Право выбора и самостоятельная разработка технологий, опирающихся на научные положения психолого-педагогических дисциплин, остается за учителем. Школа с уважением относится к индивидуальному стилю деятельности как учащихся, так и учителя.

Преподавания основных предметов осуществляется по методу уровневой и профильной дифференциации с помощью:

- разнообразных форм внутришкольного группирования учащихся ("бендинг", "стриминг", "сеттинг" и др.);[1]

использование различных форм обучения:

а) независимого обучения (independent study), при котором учащийся сам выбирает учебный материал и способ его изучения; учитель представляет материал и является консультантом; этот вариант предназначен в основном для "обогащения";

б) самоуправляемое изучение (self–directed study), при котором конкретные цели и учебный материал назначен учителем, способ его усвоения выбирает сам ученик;

в) нацеленная на учащегося программа (learnecentered program), при которой учащийся может выбрать учебный материал и время его изучения, способ же усвоения определен; эта программа более или менее идентична персонифицированной программе (personilized program);

использование наставнических программ;

использование в учебном процессе таких форм работы как Web-квесты и Web-сайты.

Ведущими и основными в педагогическом процессе, организуемом социальными партнерами, являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Большие возможности содержатся в такой форме работы как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод, который строится с учетом интересов и возможностей конкретных учеников, выполняя определенную роль профориентационного средства.

Воспитание - важнейшая и неотъемлемая часть образовательного процесса, имеющая существенную специфику в средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения. Оно должно быть направлено на достижение двух взаимосвязанных целей – обеспечение процесса социализации гражданина общества и развитие процесса индивидуализации личности.

Социальные партнеры ориентируются на такую систему воспитания, основная цель которой заключается в содействии гармоничному становлению и развитию обучающихся, нравственному осмыслению своей жизни посредством целенаправленного развития базовых компетенций, представленных в виде жизненных ролей:

- доброжелательный человек;

- заботливый член семьи;

- творческая индивидуальность;

- ответственный гражданин;

- здоровая и совершенствующаяся личность.

Исходные установки, используемые в воспитании:

- не должно быть воспитательной работы, должна быть воспитательная деятельность (воспитатель не воспитывает - у него воспитываются);

- чем больше подходов к воспитанию реализовано в образовательной практике, тем больше вероятность эффективности воспитания.

- плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы, личностно–деятельностная направленность воспитания, организация современной среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации;

- гармонизация общественно ориентированного и индивидуалистического типов образования.

Из многообразия концепций наиболее близки к практике воспитания следующие:

- воспитание как управление развитием личности, принятие индивида таким, какой он есть, обеспечение каждому «эффекта старшего друга» (Л.Н.Новикова, В.А.Караковский);

- воспитание как управление социализацией личности – поддержка позитивной социализации, обеспечение нравственной устойчивости к влиянию негативных факторов общества (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн);

- воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С.Газман);

- понимание сущности воспитания как создания условий для развития личности, т.е. соответствующей среды, воспитательного пространства (Ю.С.Мануйлов, Р.Д.Ясвин);

- событийный подход – значимость случая, отдельных мероприятий как поворотных моментов в развитии личности (Д.В. Григорьев);

- синергетический подход к анализу воспитательной системы как саморазвивающейся (Н.Л.Селиванова, Ю.В.Шаронин).

Общее пространство самоопределения личности может быть структурировано через выделение нескольких типов отношения человека с миром, каждое из которых простраивается школьниками согласно их жизненным целям и задачам.

В рамках отношения «человек – общество» основная задача - формирование активно участвующих субъектов в общественной и политической жизни своей страны.

В рамках отношения «человек – профессия» самоопределяющаяся личность выбирает профессию в контексте реализации жизненной программы, связанной с развитием родной страны и культуры.

В рамках отношения «я – другой» такой человек вступает с представителями других национальностей и культур в продуктивный диалог и кооперацию.

В рамках отношения «человек – знак» культурно самоопределяющаяся личность способна прочитывать знаки как собственной, так и другой культуры, осуществлять их творческий ценностно-смысловой синтез и выражать его результаты в знаково-символических формах родной традиции.

В рамках отношения «человек – природа» такая личность переживает единство с родной природой, чувствует обеспокоенность за ее состояние, «оживляет» ее своей практикой, превращая тем самым натуральную природу в предмет культуры.

В рамках отношения «я – я» человек интегрирует разные (перечисленные выше) типы культурного самоопределения в некоторую целостную позицию и программу саморазвития.

Условиями для полноценного раскрытия духовных устремлений учащихся, их творческих способностей, развития процессов самоназначения и профессионального самоопределения учащихся служат самодеятельные, организации учащихся: НОУ предметные недели, конкурсы, предметные бои, олимпиады, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д.; клубная и кружковая предметная деятельность (предметные кружки, музыкальную и изостудии), регулярное и систематическое посещение музеев, театров, выставок, использование связей с библиотекой пр. Для удовлетворения потребностей школьников используются возможности средового образования и воспитания (музеи, спортивные, музыкальные, художественные школы и пр.).

В процесс социализации учащегося вовлекаются все субъекты образовательного процесса на основе деятельностного подхода:

- педагоги – овладевают технологиями для вовлечения в образовательную и социально полезную деятельность;

- учащиеся – в процессе деятельности обретают соответствующие базовые компетентности;

- родители – разделяют ответственность за процесс и результат образования собственных детей;

- профессиональные учебных заведений начального, среднего и высшего образования – заинтересовано участвует в деятельности школы в качестве равноправного партнера.

Особое внимание в учебное и внеучебное время обращается на создание условий для эффективных занятий физической культурой и спортом: проведение соревнований, введение уроков ритмики и хореографии и т. д.

Организационный механизма и технология взаимодействия школы и родителей представлен на рис 9.

 

 

 
 

 


 

 
 

 


 

 

Табл. 1


Рисунок 9 - Технология сотрудничества школы и семьи

Уровни Формы взаимодействия Цели, предполагаемый результат Субъекты взаимодействия
Микроуровень Презентация школы для родителей Родители получают информацию о деятельности школы (включая «+» и «-») Умение выстраивать диалог как основу для дальнейшего сотрудничества Все желающие родители, педагогический коллектив, учащиеся
  Попечительский Совет В школе формируется орган общественного самоуправления. Развитие умений и навыков педагогического коллектива, родителей конструктивно решать возникающие проблемы и быть партнерами Представители родительского и педагогического коллективов в соответствие с Уставом
  Анкетирование Получение администрацией и педагогическим коллективом количественной и частично качественной информацией о наиболее значимых для развития школы вопросах Все родители (кроме асоциальных семей), учащиеся, педагоги.
Макроуровень   Экспертные группы Получение качественной информации о деятельности. Умение адекватно воспринимать происходящее в школе. Выявление родителей, учащихся, учителей, способных донести актуальные идеи, задачи до остальных членов социума Выбранные субъекты из числа педагогов, родителей, учащихся
  Проектные группы Получение организационных, интеллектуальных, управленческих ресурсов. Умение совместно проектировать ОП с учетом интересов разных субъектов Заинтересованные в совместной работе родители, учащиеся, педагоги
Круглые столы, Конференции, Консультации. Получение опыта конструктивного обсуждения вопросов, проблем. Умение продуктивно решать возникающие вопросы, проблемы Разнообразие. В зависимости от темы проблемы

 

Таблица 23 - Особенности модели взаимодействия школы и семьи

 

Крайне важна в школе роль психологической службы, которая осуществляет:

- оказание помощи личности в ее самопознании (диагностика профессиональных интересов и индивидуальных психофизиологических особенностей развития);

- мониторинг общественно-значимых мотивов выбора профессии через предпрофильную подготовку и профильное обучение.

- психологическое сопровождение организации профориентационной работы;

- профконсультирование;

- коррекционную работу по соотношению профессиональных намерений и возможностей личности.

Новизна системы управления жизнедеятельностью школой выражается:

-в реализации полисубъектного подхода, который предусматривает участие во всех делах школы субъектов образовательного процесса: педагоги, учителя, родители, общественность.

Структура управляющей системы средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения рассматривается нами с субъект-субъектной позиции.

Личностно-ориентированный подход к управлению проявляется в сочетании коллективного, административного и самоуправления; в участии в управлении на паритетных началах всех заинтересованных сторон.

Модернизация системы управления школой проявляется в изменяющихся отношениях субъектов управления:

- высшим органом управления средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения является общешкольная конференция, представителями которой являются все социальные субъекты педагогического процесса;

- создание Совета школы – института, который предполагает участие представителей различных групп (родителей, учащихся, учителей, соц. партнеров) управлении школой;

- создание службы образовательного маркетинга, направленной на обнаружение эффективных средств управления школой и объективного понимания ситуации, которая способствует оперативному реагированию на удовлетворение образовательного спроса удовлетворенности качеством образовательных услуг учащимися, родителями, общественностью и государством; развитие положительного имиджа школы, поддержания корпоративной культуры, проведения рекламы образовательных услуг;

- создание кафедр циклового объединения предметов, разрабатывающие и внедряющие компетентностно-ориентированные содержание образования и технологии. Главным условием деятельности кафедры является ведение всеми учителями, кроме профессиональной деятельности, научно-исследовательской работы;

- создание информационно-аналитической службы, которая решает вопросы дистанционного обучения школьников субъектами социального партнерства;

- создание службы психолого-педагогического сопровождения, котораярешает проблемы диагностики, коррекции, педагогической поддержки, предпрофильной и профильной подготовки школьников;

- создание службы здоровья и безопасности,исполняющей свое назначение путем исследования школьных факторов риска, реализацией здоровьесберегающих технологий в практике педагогов школы;

- разработка программы социального партнерства как условия качественной деятельности созидательного сообщества детей и взрослых.

Модернизация управления школой на основе технологии социального партнерства предполагает привлечение к управлению школой родителей как субъектов образовательного процесса. Органы родительского самоуправления представлены на рис.9.

Попечительский Совет школы –организационная структура, обеспечивающая проектирование учебно-воспитательного процесса и проектирование механизмов решения актуальных проблем школы на основе совместной деятельности социальных партнеров: учащихся, педагогов, родителей.

Члены проектной группы – социальные партнеры, которые вырабатывают общие подходы и конкретные механизмы для решения ключевых задач школы на данный момент или ближайшую перспективу. Готовые проекты рассматриваются советом школы (при необходимости педагогическим советом школы, советом старшеклассников).

Экспертная группа – организационная структура, основной задачей, которой является своевременное отслеживание и диагностика происходящих в среде школы процессов и их результатов. Основными инструментами для реализации этой задачи являются анкетирование, экспертные оценки, психологическая диагностика родителей, педагогов, учащихся.

           
   
 
   
 
 

 


 

Рисунок 10 - Органы родительского самоуправления

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.