КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личностно- и индивидуально-ориентированные технологии
VII. Организация педагогического процесса в средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения Одна из характеристик системы образования – ее полисубъектность. Данный подход обеспечивает: открытость системы образования как государственно-общественной системы; переход к взаимной ответственности, к расширению участия и усилению роли всех субъектов образовательной политики в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в системе образования. Социальное партнерство мы рассматриваем, прежде всего, как активную деятельность преподавателей и учащихся по включению последних в процесс овладения содержанием и формирования соответствующих компетенций. Полисубъект «учитель—учащиеся» характеризуется способностью к осознанию системы отношений между субъектами, совместную творческую активность, нацеленность на саморазвитие, семантическое пространство, общее для всех субъектов общности. Социальное партнерство технологично и поэтому требует от педагога не только интуиции и импровизации, но и глубоких профессиональных знаний и умений (подготовки педагога к учебным занятиям, управления общением школьниками, подбора наиболее эффективных методов обучения, использования эффективных технологий совместной деятельности и др.). В основу организации полисубъектных отношений педагогического процесса положены следующие технологии: 1. Педагогические технологии на основе совершенствования и реконструирования содержания материала: - глобально-ориентированные, которые своей целью ставят целостное понимание системы «Человек и мир»; - компетентностно-ориентированные; - социально-ориентированные, цель которых связать содержание учебных дисциплин с политическими, экономическими, социальными ситуациями сегодняшнего дня; - этно- и регионально-ориентированные технологии, (которые предполагают не только отбор соответствующего содержания, но и организацию особым образом деятельности учащихся и преподавателей, связанную со сбором материала); - диалога культур. 2. Информационные технологии: компьютерные; составления обучающих программ; использования Web-квестов; дистанционные; блочно-модульные; опорных конспектов. 4. Организационно-деятельностные технологии: проблемного обучения; критического мышления; игровые; тренинговые; развивающие; интерактивные; индивидуальных образовательных маршрутов; проектные; кейс-технологии; здоровьесберегающие; коммуникативные и др. 5. Технологии самодиагностики успешности и результативности действий обучаемых: тестовые; технологии альтернативных оценок: технологии внешней и внутренней оценки, порфолио; индивидуально-ориентированная рейтинговая; модульно-рейтинговая; блиц-тестирования; технологии саморазвития; рефлексии и саморазвития. Инновационный педагогический процесс в средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения протекает в форме сотворческого поиска учителей, преподавателей образовательных учреждений, являющихся социальными партнерами, и учащимися. Многообразие видов и форм организации деятельности учащихся осуществляется через: – апробацию модели внутришкольной профилизации на основе индивидуальных учебных планов (ИУП); - рост удельного веса проектных видов деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; – рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками информации и базами данных; с реальным социальным опытом; – дифференциацию учебной среды: классно-кабинетное пространство, лаборатории, мастерские или студии, сфера самостоятельной работы и др.; – изменения в методах обучения (активные, интерактивные, лабораторные, опытно-экспериментальные методы обучения); – изменения в системах оценивания, что предполагает: · усиление рефлексивной составляющей оценки, ее направленность на мотивацию и совершенствование деятельности, а не формальный контроль; · само- и взаимооценивание, максимальную объективацию оценивания; · - открытость критериев оценки для учащихся. Основными формами организации учебного процесса наряду с уроками являются лекции, семинары, лабораторные, практические занятия, конференции, дискуссии, диспуты, творческие отчеты, заседания различных объединений учащихся по интересам и пр., позволяющие развивать индивидуально-творческие способности учащихся. Решение процедур консультирования, введения дополнительных курсов (спецкурсов), создания смешанных разновозрастных групп, вопроса об ускоренном обучении курсов (полное опережение в 1-2-ух классах, фрагментарное опережение - 1-2 предмета, касательное опережение - работа с усложненным материалом) - все это прерогатива Совета школы. Широко используется в педагогическом процессе различные технологии организации педагогического процесса: «погружение», «блочно-цикловая система организации педагогического процесса», «модульное составление расписаний» и др. Право выбора и самостоятельная разработка технологий, опирающихся на научные положения психолого-педагогических дисциплин, остается за учителем. Школа с уважением относится к индивидуальному стилю деятельности как учащихся, так и учителя. Преподавания основных предметов осуществляется по методу уровневой и профильной дифференциации с помощью: - разнообразных форм внутришкольного группирования учащихся ("бендинг", "стриминг", "сеттинг" и др.);[1] использование различных форм обучения: а) независимого обучения (independent study), при котором учащийся сам выбирает учебный материал и способ его изучения; учитель представляет материал и является консультантом; этот вариант предназначен в основном для "обогащения"; б) самоуправляемое изучение (self–directed study), при котором конкретные цели и учебный материал назначен учителем, способ его усвоения выбирает сам ученик; в) нацеленная на учащегося программа (learnecentered program), при которой учащийся может выбрать учебный материал и время его изучения, способ же усвоения определен; эта программа более или менее идентична персонифицированной программе (personilized program); использование наставнических программ; использование в учебном процессе таких форм работы как Web-квесты и Web-сайты. Ведущими и основными в педагогическом процессе, организуемом социальными партнерами, являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Большие возможности содержатся в такой форме работы как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод, который строится с учетом интересов и возможностей конкретных учеников, выполняя определенную роль профориентационного средства. Воспитание - важнейшая и неотъемлемая часть образовательного процесса, имеющая существенную специфику в средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения. Оно должно быть направлено на достижение двух взаимосвязанных целей – обеспечение процесса социализации гражданина общества и развитие процесса индивидуализации личности. Социальные партнеры ориентируются на такую систему воспитания, основная цель которой заключается в содействии гармоничному становлению и развитию обучающихся, нравственному осмыслению своей жизни посредством целенаправленного развития базовых компетенций, представленных в виде жизненных ролей: - доброжелательный человек; - заботливый член семьи; - творческая индивидуальность; - ответственный гражданин; - здоровая и совершенствующаяся личность. Исходные установки, используемые в воспитании: - не должно быть воспитательной работы, должна быть воспитательная деятельность (воспитатель не воспитывает - у него воспитываются); - чем больше подходов к воспитанию реализовано в образовательной практике, тем больше вероятность эффективности воспитания. - плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы, личностно–деятельностная направленность воспитания, организация современной среды воспитания, оптимизация процессов социализации и индивидуализации; - гармонизация общественно ориентированного и индивидуалистического типов образования. Из многообразия концепций наиболее близки к практике воспитания следующие: - воспитание как управление развитием личности, принятие индивида таким, какой он есть, обеспечение каждому «эффекта старшего друга» (Л.Н.Новикова, В.А.Караковский); - воспитание как управление социализацией личности – поддержка позитивной социализации, обеспечение нравственной устойчивости к влиянию негативных факторов общества (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн); - воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С.Газман); - понимание сущности воспитания как создания условий для развития личности, т.е. соответствующей среды, воспитательного пространства (Ю.С.Мануйлов, Р.Д.Ясвин); - событийный подход – значимость случая, отдельных мероприятий как поворотных моментов в развитии личности (Д.В. Григорьев); - синергетический подход к анализу воспитательной системы как саморазвивающейся (Н.Л.Селиванова, Ю.В.Шаронин). Общее пространство самоопределения личности может быть структурировано через выделение нескольких типов отношения человека с миром, каждое из которых простраивается школьниками согласно их жизненным целям и задачам. В рамках отношения «человек – общество» основная задача - формирование активно участвующих субъектов в общественной и политической жизни своей страны. В рамках отношения «человек – профессия» самоопределяющаяся личность выбирает профессию в контексте реализации жизненной программы, связанной с развитием родной страны и культуры. В рамках отношения «я – другой» такой человек вступает с представителями других национальностей и культур в продуктивный диалог и кооперацию. В рамках отношения «человек – знак» культурно самоопределяющаяся личность способна прочитывать знаки как собственной, так и другой культуры, осуществлять их творческий ценностно-смысловой синтез и выражать его результаты в знаково-символических формах родной традиции. В рамках отношения «человек – природа» такая личность переживает единство с родной природой, чувствует обеспокоенность за ее состояние, «оживляет» ее своей практикой, превращая тем самым натуральную природу в предмет культуры. В рамках отношения «я – я» человек интегрирует разные (перечисленные выше) типы культурного самоопределения в некоторую целостную позицию и программу саморазвития. Условиями для полноценного раскрытия духовных устремлений учащихся, их творческих способностей, развития процессов самоназначения и профессионального самоопределения учащихся служат самодеятельные, организации учащихся: НОУ предметные недели, конкурсы, предметные бои, олимпиады, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д.; клубная и кружковая предметная деятельность (предметные кружки, музыкальную и изостудии), регулярное и систематическое посещение музеев, театров, выставок, использование связей с библиотекой пр. Для удовлетворения потребностей школьников используются возможности средового образования и воспитания (музеи, спортивные, музыкальные, художественные школы и пр.). В процесс социализации учащегося вовлекаются все субъекты образовательного процесса на основе деятельностного подхода: - педагоги – овладевают технологиями для вовлечения в образовательную и социально полезную деятельность; - учащиеся – в процессе деятельности обретают соответствующие базовые компетентности; - родители – разделяют ответственность за процесс и результат образования собственных детей; - профессиональные учебных заведений начального, среднего и высшего образования – заинтересовано участвует в деятельности школы в качестве равноправного партнера. Особое внимание в учебное и внеучебное время обращается на создание условий для эффективных занятий физической культурой и спортом: проведение соревнований, введение уроков ритмики и хореографии и т. д. Организационный механизма и технология взаимодействия школы и родителей представлен на рис 9.
Табл. 1 Рисунок 9 - Технология сотрудничества школы и семьи
Таблица 23 - Особенности модели взаимодействия школы и семьи
Крайне важна в школе роль психологической службы, которая осуществляет: - оказание помощи личности в ее самопознании (диагностика профессиональных интересов и индивидуальных психофизиологических особенностей развития); - мониторинг общественно-значимых мотивов выбора профессии через предпрофильную подготовку и профильное обучение. - психологическое сопровождение организации профориентационной работы; - профконсультирование; - коррекционную работу по соотношению профессиональных намерений и возможностей личности. Новизна системы управления жизнедеятельностью школой выражается: -в реализации полисубъектного подхода, который предусматривает участие во всех делах школы субъектов образовательного процесса: педагоги, учителя, родители, общественность. Структура управляющей системы средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения рассматривается нами с субъект-субъектной позиции. Личностно-ориентированный подход к управлению проявляется в сочетании коллективного, административного и самоуправления; в участии в управлении на паритетных началах всех заинтересованных сторон. Модернизация системы управления школой проявляется в изменяющихся отношениях субъектов управления: - высшим органом управления средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения является общешкольная конференция, представителями которой являются все социальные субъекты педагогического процесса; - создание Совета школы – института, который предполагает участие представителей различных групп (родителей, учащихся, учителей, соц. партнеров) управлении школой; - создание службы образовательного маркетинга, направленной на обнаружение эффективных средств управления школой и объективного понимания ситуации, которая способствует оперативному реагированию на удовлетворение образовательного спроса удовлетворенности качеством образовательных услуг учащимися, родителями, общественностью и государством; развитие положительного имиджа школы, поддержания корпоративной культуры, проведения рекламы образовательных услуг; - создание кафедр циклового объединения предметов, разрабатывающие и внедряющие компетентностно-ориентированные содержание образования и технологии. Главным условием деятельности кафедры является ведение всеми учителями, кроме профессиональной деятельности, научно-исследовательской работы; - создание информационно-аналитической службы, которая решает вопросы дистанционного обучения школьников субъектами социального партнерства; - создание службы психолого-педагогического сопровождения, котораярешает проблемы диагностики, коррекции, педагогической поддержки, предпрофильной и профильной подготовки школьников; - создание службы здоровья и безопасности,исполняющей свое назначение путем исследования школьных факторов риска, реализацией здоровьесберегающих технологий в практике педагогов школы; - разработка программы социального партнерства как условия качественной деятельности созидательного сообщества детей и взрослых. Модернизация управления школой на основе технологии социального партнерства предполагает привлечение к управлению школой родителей как субъектов образовательного процесса. Органы родительского самоуправления представлены на рис.9. Попечительский Совет школы –организационная структура, обеспечивающая проектирование учебно-воспитательного процесса и проектирование механизмов решения актуальных проблем школы на основе совместной деятельности социальных партнеров: учащихся, педагогов, родителей. Члены проектной группы – социальные партнеры, которые вырабатывают общие подходы и конкретные механизмы для решения ключевых задач школы на данный момент или ближайшую перспективу. Готовые проекты рассматриваются советом школы (при необходимости педагогическим советом школы, советом старшеклассников). Экспертная группа – организационная структура, основной задачей, которой является своевременное отслеживание и диагностика происходящих в среде школы процессов и их результатов. Основными инструментами для реализации этой задачи являются анкетирование, экспертные оценки, психологическая диагностика родителей, педагогов, учащихся.
Рисунок 10 - Органы родительского самоуправления
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |