КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Целое и части в предметной ситуации
Целое и части (8-10 уроков) Критерии усвоения учебного материала Число ноль 1.Учебник, ч. 3, с. 11. На доске и в учебниках изображена числовая прямая. С ее помощью нужно найти результаты действий: 4 — 1, 4 - 2, 4 - 3, 4 - 4. При выполнении на числовой прямой действия 4 — 4 учащиеся оказываются в ее начале. «Какое число нужно вписать в качестве ответа?» Дети высказывают свои предложения. Учитель сообщает, что в таком случае записывается особое число 0. Им обычно обозначают начало числовой прямой. 2. Учебник, ч. 3, с. 11. Упр. 2. 3. Учебник, ч. 3, с. 11. Упр. 3. Если до этого ноль рассматривался как число, стоящее в начале на числовой прямой, то теперь нужно показать детям, что ноль может обозначать и «ни одной мерки» (количественный смысл числа 0). Требуется построить отрезки по записям. В последнем случае выясняется, что от точки ничего откладывать не нужно, ноль сантиметров означает «ни одного сантиметра». 4. Учебник, ч. 3, с. 12. Упр. 4. Даны выражения, в которых ноль занимает второе место в записи (4 + 0). Выясняется, что 4 + 0 означает, что от числа 4 нужно пройти 0 шагов, т. е. ни одного. 5. Учебник, ч. 3, с. 12. Упр. 5.Выясняется, что если из числа отшагать назад это же число шагов, то попадешь в начало. А отшагать назад 0 шагов — значит вообще не шагать, а остаться на месте. 6. Учебник, ч. 3, с. 12. Упр. 6. Число а отстоит от начала на а шагов.
Учащиеся должны: 1) находить разность чисел на числовой прямой; 2) представлять на числовой прямой разностное отношение величин; 3) выполнять сложение и вычитание чисел на числовой прямой.
Сначала учащиеся знакомятся с возможностью составления величины (и числа) из частей. Затем учатся определять числовое значение величин, находящихся в отношении целого и частей. Выполняя действия на числовой прямой, учащиеся обнаруживают, что способы поиска значения целого и значения части различны. Знание свойств отношения целого и частей позволяет составлять и решать текстовые задачи на поиск любого компонента сложения и вычитания. В рамках этой темы начинаются изучение состава чисел в пределах 10 и отработка соответствующего навыка вычислений.
В предметной ситуации выделяется целое как величина, состоящая из других величин — частей. Выделенное отношение фиксируется средствами чертежа. 1. На столе учителя два сосуда с водой и один (больше первых двух) пустой. Сообщается, что в первом сосуде содержатся 7 стаканов (учитель показывает стакан) воды, а в другом 9. Числа записываются на доске. Далее учитель уточняет, что первоначально вся вода находилась в третьем (сейчас пустом) сосуде. Ее объем — к стаканов. Предлагается сравнить числа к и 7, к и 9. Дети тем или иным образом пытаются доказать правоту своих ответов. Учитель пока не дает разъяснений, но вызывает к доске трех учеников и назначает их ответственными за объемы воды: 7 стаканов, 9 стаканов и к стаканов. Предлагается всем троим одновременно взять в руки свой объем воды. «Хозяин» объема к может взять в руки пустой сосуд. Его поправляют — нужно взять к стаканов воды!Выясняется, что это та же вода, что и у двух других учеников. Учитель помогает учащимся, вводя термины: 7 стаканов и 9 стаканов — это части, составляющие к стаканов, а в это же время к стаканов — это целое, состоящее из двух частей 7 и 9. Предлагается показать, «как это получается», с помощью чертежа (в тетрадях). Одна часть — один отрезок. Выясняется, что вторую часть удобно поместить вплотную к первой, а целое показать, охватив дугой части. Элементы чертежа обозначаются числами. Охватывающим жестом дети показывают на чертеже 7 стаканов и к стаканов и делают вывод об их отношении. Таким же образом дети показывают и оценивают отношение 9 и к. 2.В описанной предметной ситуации целое разбивалось на части, в следующей, наоборот, целое будет собираться из частей. Требуется натянуть веревку во дворе от одного столба к другому. Демонстрируются 3 клубка веревки, длины которых уже померили (какой мерой?) и выяснили, что первая длина 8 м, вторая — с м, а третья — 3 м (числа записываются на доске). Выяснилось, что нужная длина -нм (запись на доске) — получится, если связать все три веревки. К доске вызываются 4 ученика, чтобы они одновременно взяли в руки веревки, описанные четырьмя числами: 8, с, 3, н. Обнаруживается, что н и является целым по отношению к другим величинам и состоит из этих величин. Строится чертеж. С помощью жестов выполняется сравнение, которое поясняется: н больше, чем 8, потому что н — это целое, в которое 8 входит как часть. 3.Учебник, ч. 3., с. 13. Упр. 1. Учащиеся сообщают, как получилась площадь Т (ее составили из двух частей). Выполняется сравнение величин. При выборе чертежа учитель «защищает» неправильный: здесь тоже величина Т больше, чем А, и больше, чем Е. Дети поясняют, что в этом случае Т становится тоже частью еще какого-то целого, что не соответствует рисунку с площадями. 4. Учебник, ч. 3., с. 13. Упр. 2 и 3.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |