КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поиск значения части
Варианты значений частей целого Порядок сложения чисел 1. Учебник, ч. 3, с. 17. Упр. 1. 2. Учебник, ч. 3, с. 17. Упр. 2. Учитель высказывает мнение, что необходимо выполнить ручное измерение длины заданной меркой. Но обнаруживается, что искомая величина состоит из тех же частей, что и первая, это то же самое целое, но в нем части поменяли местами. 3.Учебник, ч. 3, с. 18. Упр. 3. Объяснение решений должно быть примерно таким: сложили те же части, но в другом порядке, получится то же самое целое. 4. Учебник, ч. 3, с. 18. Упр 4. Выясняется, что нужно узнать значение целого, состоящего из двух частей. Выбираются два правильных действия: 8 + 3 и 3 + 8. Предлагается одним учащимся выполнить на числовой прямой первый способ, а другим — второй. Результат получается тем же, однако второй способ действия занимает больше времени, при этом некоторые дети могут сбиться, присчитывая число 8. Подчеркивается, что удобнее присчитывать к большему числу меньшее. 5. Учебник, ч. 3, с. 18. Упр. 5. Выясняется, что вторая запись не подходит ни к одному из рисунков, а две другие могут быть отнесены к любому из них.
1. На доске изображения двух корзин. В них «кладутся» апельсины-картинки. Учитель записывает поясняющие данные: Сообщается, что считали апельсины штуками. Известно, что всего их... (7 штук). Однако неизвестно, как они разложены по корзинам, и поэтому числа пока обозначены буквами. Предлагается выполнить все возможные сравнения. Выясняется, что легко можно сравнить число 7 с числами а и в, так как целое, конечно, больше каждой своей части, но отношение частей неизвестно. С помощью числовой прямой определяются варианты разных отношений, например: 3<4, 5>2, 1<6. 2. Учебник, ч. 3, с. 19. Упр. 1. 3. Учебник, ч. 3, с. 19. Упр. 3 (упр. 2 лучше выполнить после упр. З). Содержание рисунка переносится на чертеж. При опоре на него выполняются требуемые сравнения и определяются результаты сложения и вычитания. 4. Учебник, ч. 3, с. 19, 20. Упр. 2, 4. После выполнения упр. 2 подчеркивается, как полезно знать части числа — тогда легко находить значения выражений, даже если числа не совсем знакомы. 5.Учебник, ч. 3, с. 20. Упр. 4. Даны фигуры. Предлагается с помощью штриховки показать 2 разных варианта разбиения на части группы, состоящей из пяти фигур. При этом учитель заранее определяет отношение частей: «Сделайте так, чтобы часть слева была больше (меньше); чтобы части были равными». Вариант частей 2 и 3 признается таким же, как вариант 3 и 2. Отмечается, что 5 фигур нельзя разбить на две равные части. Дополняются записи. 6. Учитель демонстрирует 2 группы картинок, которые пересчитываются. Получилось, например, 6 маков и 5 ромашек. Все картинки складываются в конверт. Как узнать с помощью числовой прямой, сколько всего картинок в конверте? На доске рядом с конвертом учитель помещает отрезок числовой прямой. Учащиеся сообщают способ сложения (6 + 5), результат которого определяется с помощью числовой прямой (на доске). Называется и записывается вариант 5 + 6. Ответ определяется без обращения к числовому ряду. Далее учитель вынимает из конверта и выставляет на доске 3 мака и 2 ромашки (т. е. число 5 представлено разнородными объектами, но пока не определяется общее число вынутых картинок). Сколько цветов осталось в конверте? Дети, скорее всего, не смогут ответить. Нужно предложить им воспользоваться числовой прямой, на которой части выделены дугами. Записывается равенство: 11—5 = 6. Вновь все картинки убираются в конверт, а затем вынимаются и выставляются 3 мака и 3 ромашки. «Сколько фигур в конверте?». После обращения к числовой прямой делается запись: 11—6 = 5. 7. Учебник, ч. 3, с. 21. Упр. 5 аналогично только что описанному упражнению. Однако ответ теперь нужно дать уже без обращения к числовой прямой. 8. Учебник, ч. 3, с. 21. Упр. 6, 7. 9. Предлагается приступить к изучению состава числа 6. К доске вызываются 3 ученика: один будет контролировать целое, а два других — части. Выставляются 6 картинок или фигур. Выделяется самая маленькая часть — ученик отодвигает одну фигуру от остальных. Учитель просит каждого из трех учеников показать свои фигуры. На тренировочной странице учебника (с.51) на числовой прямой дано число 6. Учащиеся выделяют, проведя цветным карандашом по прямой, самую маленькую часть — длину одного шага. Тем самым обнаружится и вторая часть. Дети называют ее. «Хозяину» первой части предлагается увеличить ее. Учитель «стремится помочь» ему и подает «постороннюю» картинку. «Хозяин» целого возражает: тогда получится не шесть, а другое число. Оказывается, увеличение первой части должно происходить за счет второй. На числовой прямой дети продлевают цветную линию еще на один шаг. Таким же образом отрабатываются варианты 3 + 3, 4 + 2, 5+1. Затем все варианты записываются по порядку в виде равенств. Проводится тренировка: кому удалось запомнить состав числа 6 и соответствующие случаи сложения и вычитания. Другие упражнения на тренировочных страницах частично выполняются на этом же занятии, частично распределяются на другие. Примерно в таком же порядке постепенно осваивается состав других чисел первого десятка. Следующие уроки целесообразно начинать с устного счета, в котором отрабатывается как ранее пройденный материал (прибавление и вычитание чисел 1, 2, 3), так и новый, связанный с изучением состава чисел.
1. Учебник, ч. 3, с. 22. Упр. 1. 2. На столе два сосуда с водой. На доске записана схема с лучами. По записи понятно, что в первом сосуде 4 баночки воды, а в двух —11. Выясняется, что воду во втором сосуде можно померить, но можно определить ее объем, действуя не с водой, а с числами на числовой прямой. Но чтобы работать на ней, нужно знать, большее или меньшее число мы ищем. Оказывается, это число обязательно меньше, чем число 11, на 4. Обсуждается и записывается решение. Полученное с помощью числового ряда число проверяется путем ручного измерения. Сообщается, что действие поиска меньшего числа называют вычитанием. 3. Учебник, ч. 3, с. 22. Упр. 2. Анализируя рисунок, учащиеся рассказывают, о чем идет речь, что уже промерено, а что нужно узнать. Учитель предлагает сравнить неизвестное число с числом 7 — значением другой части. Оказывается, пока трудно сказать, какая часть больше и на сколько. Но сравнить неизвестную часть с целым можно. Выбирается решение, находится ответ. 4. Учебник, ч. 3, с. 23. Упр. 3. Как узнать, в каких случаях узнавали часть, а в каких целое? Для этого нужно помнить, как узнают часть и как узнают целое. Учащиеся формулируют соответствующие правила, например: чтобы найти целое, нужно сложить части; чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть. Для различения записей можно предложить найденное целое вписать карандашом, а часть — ручкой. 5. На доске 8 и 5 яблок (картинки стоят в пачках рядом с числами). Требуется узнать целое. Уточняется, что мерой является штука. Выясняется и выполняется (с помощью числового ряда на линейке) решение. Учитель сетует, что по числовому ряду трудно делать много шагов, и знакомит детей с калькулятором. Важно разъяснить, что калькулятор может выполнить и вычитание, и сложение, однако сам он не может выбрать действия — это работа для человека, а машинка только подсчитывает. Полученный на калькуляторе ответ оказывается тем же, что был определен с помощью линейки, — это нужно обязательно продемонстрировать, чтобы показать надежность работы калькулятора. 6. Учебник, ч. 3, с. 23. Упр. 4. 7. Учебник, ч. 3, с. 23. Упр. 5 направлено на дифференцирование случаев поиска целого и части. Сравниваются два верхних чертежа. Чем они различаются? Учащиеся говорят об использовании в них разных чисел. Учитель подводит детей к другому отличию: на одном чертеже неизвестно целое, на другом — часть. Предлагается поупражняться в поисках значения целого и части. У. Какие действия нам известны? Д. Сложение и вычитание. У. Покажите жестом знак сложения... вычитания. Дети поднимают скрещенные пальцы или один выпрямленный палец. Далее этот жест используется, когда нужно показать учителю выбранное действие. Результат действий может быть найден с помощью калькулятора. В случае со сказочными числами на месте ответа записывается вопросительный знак. В последнем задании — «ловушка»: целое меньше части. Предлагается исправить число 15 на 5, после чего записать решение. 8. Учебник, ч. 3, с. 24. Упр. 6 продолжает работу по дифференцированию случаев поиска части и целого, а также готовит учащихся к решению текстовых задач. В детский сад привезли игрушки в коробках. Имеются записи о них. Нужно определить неизвестное число, выполнив действие — сложение или вычитание. К первому рисунку составляется сюжет, который начинает учитель, а дети продолжают: «5 детский сад привезли пирамидки и кубики, всего... (16 штук). Пирамидок было... (7 штук). Что неизвестно? Что нужно узнать?» (Сколько привезли кубиков?) Неизвестное число сравнивается с имеющимися и выбирается действие вычитания, так как нужно найти часть. Таким же образом составляются сюжеты по другим рисункам. Заметим, что пока не требуется составлять четкий текст задачи. Для повышения мотивации при определении решения можно ввести персонаж, например Буратино, который очень любит выполнять сложение, а с вычитанием еще не разобрался. Он предлагает условие: игрушки, число которых нужно узнавать сложением, он будет забирать себе, а остальное могут забрать себе дети. При выполнении задания со сказочными числами труднее определить, из какого числа нужно вычитать. Чтобы побудить детей к размышлению, учитель предлагает неверный порядок чисел в записи. После объяснения и выполнения правильной записи действия один из учеников придумывает сказочное число — ответ. 9.Учебник, ч. 3, с. 24. Упр. 7. Учитель называет числа, использованные в чертеже, и высказывает «сомнение» —смогут ли учащиеся найти результаты действий с этими незнакомыми большими числами без помощи калькулятора, используя лишь чертеж?
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |