КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сложение и вычитание чисел
Нахождение значения величины по значению другой величины и разности 1. У учителя два сосуда одинаковой формы, в одном из них вода. Анализируется запись: □Е < 8Е (на ЗЕ). Из нее следует, что объем воды измерили меркой Е (учитель показывает ее) и что неизвестный объем на 3 такие мерки меньше. Как налить недостающий объем воды? Дети могут предложить предметный способ действия: налить сначала столько же воды, потом отлить 3 мерки. «Это правильный способ, но нельзя ли без переливаний узнать, сколько мерок надо налить в пустой сосуд? Может, в этом нам поможет числовая прямая?» Дети ищут ответ на числовой прямой, которая изображена в учебнике (ч. 2, с. 53), а учитель помогает детям вопросами, например: «Какое число нужно определить — большее или меньшее? В какую сторону по числовой прямой нужно идти от известного числа? Сколько шагов нужно пройти?» Полученным числом дополняется запись. Наливается нужный объем воды с помощью мерки. Подчеркивается, что объем был определен при работе с числами. 2.Учебник, ч. 2, с. 53. Упр. 4. Требуется построить недостающий объект. Анализируется запись. Из нее ясно, что неизвестная величина должна быть меньше заданной на 3 мерки. Измеряется заданная величина, а затем на числовой прямой находится, из скольких мерок состоит первая величина. Дополняются запись и рисунок. 3. Учебник, ч. 2, с. 53. Упр. 5, 6. С помощью числовой прямой определяются неизвестные числа. Некоторые дети смогут определить искомое число мысленно. Пусть они докажут свой ответ с помощью числовой прямой. 4. Учебник, ч. 2, с. 53. Упр. 7.
1. Учебник, ч. 2, с. 54. Упр. 1. На числовой прямой дано одно число. Нужно найти другое число, которое можно вставить в запись: _ > 5 (на 2). Учитель направляет работу детей следующим образом: У. Найдите на числовой прямой число 5. Теперь нужно найти неизвестное число. Оно больше или меньше 5? Д. Больше. У. Значит, куда нужно двигаться по числовой прямой: по направлению стрелки (удаляясь от начала) или против направления стрелки (к началу)? Д. Нужно двигаться по стрелке, потому что чем число дальше от начала, тем оно больше. У. Сколько шагов нужно сделать от числа 5? Д. 2 шага, потому что это число больше числа 5 на 2. По ходу рассуждений сдвиг на два шага вправо от числа 5 отмечается дугой со стрелкой. Определяется, какое число получилось. Учитель делает на доске запись произведенных действий: 5 + 2 — и разъясняет ее: начали двигаться от числа 5; ищем большее число и поэтому идем в сторону от начала — это обозначают знаком «плюс»; наконец, записываем, сколько шагов нужно сделать от числа 5. Такая запись называется выражением. Ее читают так: «пять плюс два» или «пять увеличили на 2» Таким же образом проводится работа с числом 7. Записывается и дается образец чтения выражения: 7 — 3. Два новых задания уже выполнены на одной числовой прямой. Нужно вписать число, от которого началось движение, и соотнести записи заданий и стрелки на числовой прямой. Среди выражений, помещенных ниже числовых прямых, предлагается найти и прочитать те, в которых описана эта работа на числовой прямой. 2. Учебник, ч. 2, с. 54. Упр. 2. Выражения прочитываются двояким способом: со словами плюс, минус и со словами уменьшили, увеличили. После этого учитель сообщает, что действие увеличения числа на другое число называется сложением, а уменьшения — вычитанием. Примечание. Пока названия действий не очень нужны. Более активно эти термины будут использоваться после расширения смысла этих действий, связанного с рассмотрением отношения целого и частей. 3.Учебник, ч. 2, с. 55. Упр. З.Аналогичная работа проводится относительно величин. Определяется, о какой величине идет речь: большей или меньшей — и так далее по описанной выше схеме. 4. Учебник, ч. 2, с. 55. Упр. 4. Предлагается поучиться читать и понимать выражения. Имеется запись 6 + 2. «Какое число нашли на числовой прямой сначала? Найдите его. В какую сторону пошли?(От начала.)Сколько шагов прошли? (Два) Какое число получилось? (8)». Действия на числовой прямой выполняются только жестом, без рисования дуг. 5. Учебник, ч.2, с.55. Упр. 5. Если в предыдущем упражнении дети учились понимать запись, то теперь даются задания на умение сделать запись в соответствии с производимыми на числовой прямой действиями. Учитель указывает на числовой прямой(она изображена на доске) число 7, а дети записывают цифру. Затем он показывает, в какую сторону будет двигаться по прямой, а дети записывают соответствующий знак (+ или —). Наконец учитель делает указкой два шага по числовой прямой, а дети записывают цифру 2. Называется найденное число. Читается полученная запись. 6. Учебник, ч. 2, с. 56. Упр. 6. 7. Учебник, ч. 2, с. 56. Упр. 7-9. Требуется найти величину или число, записав и прочитав выражение. Это обязательно должно сопровождаться соответствующим показом на числовой прямой. В упр. 8 «ловушка»: разность длин дана в кг. 8. Учебник, ч. 2, с. 57. Упр. 10. Сообщается, что результат действия на числовой прямой записывается с помощью равенства. Такую запись можно прочитать по-разному: пять плюс три равно восьми; пять плюс три — это восемь; пять увеличить на 3 — получится восемь. 9. Учебник, ч. 2, с. 57, 58. Упр. 11 — 14. Выполняя эти упражнения, дети учатся строить и читать равенства. При выполнении упр. 14 учитель просит детей найти значения выражений и поясняет, что так говорят о числе, которое получится в результате действия, описанного выражением. В дальнейшем в речи учителя этот термин должен использоваться достаточно часто.
7.6. Случаи а ±1, а ± 2, а ± 3 1. У детей на партах разложены вырезанные из приложения сказочные цифры. Предлагается придумать из них числовой ряд. На доске нарисована лента с оборванными краями. На ней изображена прямая с указанным направлением (например, вправо) и отмеченными четырьмя шагами (ограниченными пятью точками). Учитель берет один знак и ставит его к средней точке на числовой прямой: У. Какое это число? Д. Наверное, это 3! У. Неизвестно, ведь начало числовой прямой оказалось отрезанным. Теперь выберем знак для числа на 1 больше. С какой стороны его поставить? Д. Справа. Вызванный ученик выбирает карточку с цифрой, учитель соглашается, подчеркивая произвольность выбора: «Пусть будет такая цифра». Таким же образом дети самостоятельно выбирают знаки для остальных чисел. Допустим, получился ряд: ╧ γ 0 γ n. Предлагается указать самое маленькое из этих чисел; число больше его на 1; число меньше первого на 1 (его в ряду нет, а вообще-то оно существует); число на 1 больше и на 1 меньше числа γ и т. п. 2. На доске записаны сказочные числовые выражения с цифрами из созданного числового ряда: γ+1, γ-1, Учитель «замечает», что в этой сказочной школе «один» и «два» пишутся как обычно. Предлагается догадаться, какие числа получили сказочные ученики в результате заданных действий. Учитель указывает выражение, приписывает знак равенства, дети поднимают карточку с нужной цифрой — ответом. В последнем случае дать ответ нельзя из-за нехватки цифр. 2.Учебник, ч. 3, с. 3. Упр. 1. В учебнике сказочные цифры стоят в иной последовательности: этот порядок придумали другие дети. Уточняется, что первая цифра не означает числа 1. Выясняется, какое из заданных чисел самое большое, а какое самое маленькое. Дописываются заданные равенства. В объяснениях используются понятия следующего и предыдущего чисел. 3.У учителя лист бумаги, сложенный гармошкой, на каждой грани которой написаны равенства вида а ± 1 = с и а ± 2 = с (с обычными цифрами). Учитель загораживает карточкой часть записи, закрывая второе число. Если спрятано число 1, дети должны поднять один палец. Затем учитель снимает карточку, и все проверяют свое решение. Рассуждение: если в равенстве записаны соседние числа, значит, произошло увеличение или уменьшение на 1. Учитель «восхищен» — дети работали «держа числовую прямую в уме». Примечание. Мысленное движение по числовой прямой на один шаг, вероятно, уже освоено учащимися. На данном этапе обучения требуется связать направление движения со знаками «+» и «—» и соответствующими терминами. 4. Учебник, ч. 3, с. 3. Упр. 2. Просматривается первый столбик выражений. Отмечается последовательное изменение исходного числа, предлагается читать выражения и называть результаты действий, по возможности не глядя на числовую прямую. Под диктовку учеников учитель записывает соответствующие равенства на доске. Обнаруживается, что столбик можно продолжить. Записываются случаи до 9+1. Обращается внимание на постепенное увеличение числа, записанного после знака равенства. Такая же работа проделывается со вторым столбиком. Учитель сообщает, что нужно тренироваться, чтобы научиться быстро и правильно производить такие действия «в уме». В качестве тренировки выполняется упр. 3 (учебник, ч. 3, с. 3). Примечание. Начиная со с. 42 учебника даны упражнения, формирующие навык сложения и вычитания в пределах 10. Упражнения выполняются параллельно изучению нового учебного материала. 5. Учебник, ч. 3, с. 4. Упр. 4 Работа выполняется в парах: один ученик решает (с помощью жестов на числовой прямой) верхний пример, а другой — нижий. Затем выясняется, почему у обоих получился один и тот же результат. 6.Учебник, ч. 3, с. 4. Упр. 5. В сказочной школе тоже выполняли такие задания, один ученик решил верхний пример и нашел на сказочном числовом ряду указанное число. Какое число получит другой ученик? Выясняется, что оба должны проделать на числовой прямой одну и ту же работу, поэтому результат получится тот же. В последнем столбике скрыта «ловушка». Нельзя поставить во вторую запись то же число, что получено в первой. 7. Учебник, ч. 3, с. 4. Упр. 6. Предлагается потренироваться в мысленной работе на числовой прямой. Не стоит приучать детей к развернутой речевой формулировке способа действия, например: 5 + 1 — это 6,6+1 — это 7, значит, 5 + 2 = 7. Это замедляет процесс присчитывания. Нужно, чтобы дети, увидев или услышав выражение, сразу называли следующие точки числовой прямой. Дети порой принимают исходное число за первый шаг по прямой. Чтобы этого избежать, нужно предложить детям не повторять заданное число — ведь его «уже слышали (видели в записи)». Поэтому работу с упр. 7 можно организовать так. Один ученик вслух читает исходное число, а остальные дети последовательно хором произносят следующие или предыдущие числа. При этом они должны по виду знака быстро определить направление движения по числовому ряду, досчитать до нужного числа и вовремя остановиться. 8.Учебник, ч. 3, с. 4. Упр. 7. По рисунку требуется составить рассказ-задачу и решить ее, т. е. найти ответ и записать соответствующее равенство. Само движение по числовой прямой детям предлагается выполнить мысленно. Не нужно требовать от детей отчета о том, что такое задача, что такое решение, просто учитель начинает активно использовать эти термины. Упражнения в составлении и решении задач представлены на следующих двух страницах учебника. (Параллельно выполняются задания на отработку случаев прибавления и вычитания чисел 1 и 2.) 9. Учебник, ч. 3, с. 5, 6. Упр. 1 — 6. Материал для составления и решения задач прорабатывается параллельно работе со с. 7 — 12 учебника.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |