КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разность чисел
Разностное сравнение величин сложение и вычитание чисел (17 уроков) Критерии усвоении учебного материала Единицы счета 1. Повторяются известные детям единицы длины. Ставится задача выяснить, какие единицы люди договорились использовать для измерения количества. У детей на партах 6 кругов и 4 квадрата. Это величина А. Нужно ее измерить и сообщить число. Если учащиеся спросят о мерке, предложить им придумать мерку самостоятельно. Скорее всего, дети пересчитают фигуры по одной и получат число 10. Предлагается назвать мерку, единицу счета. Можно ли сказать, что это 10 метров? 10 см? 10 квадратов? Дети могут сказать «10 фигур». У. Покажите мерку... Теперь посчитайте фигуры вот такой меркой (показывается пара фигур). Дети получают число 5. «Как назвать эту мерку? Нельзя же сказать, что здесь 5 фигур!»Предлагается обратиться к учебнику. Читаются названия единиц. Дети уточняют результаты своих измерений: 10 штук и 5 пар 2.Учебник, ч. 2, с. 45, 46. Упр. 1 - 5. Выполняя задания, учащиеся переходят в счете от одной единицы к другой. В упр. 2 они должны догадаться о единице счета по заданному числу. 3.Учебник, ч. 2, с. 47. Упр. 6 — 8. Производится счет геометрических объектов. Выбирается самая простая единица — штука, но поясняется, что часто слово «штука» заменяют названием тех объектов, которые пересчитывают: 3 отрезка, а не 3 штуки, хотя второе не является ошибкой. У. Как считали игрушки, если ответ получился 4 машинки? Д. Считали штуками. В упр. 7 важно увидеть на последнем рисунке 3 отрезка.
Учащиеся должны: 1) уметь сравнивать числа на числовой прямой, знать, что чем дальше число отстоит от начала, тем оно больше; 2) знать зависимость между величинами и числами при условии использования одной и той же мерки; 3) понимать зависимость между мерками и числами при измерении одной и той же величины; 4) знать единицы длины и счета. В этой теме уточняется отношение неравенства величин. Выявляется их разность — величина, характеризующая степень различия между величинами. Это отношение моделируется на числовой прямой, что позволяет ввести действия сложения и вычитания для чисел как присчет и отсчет шагов на числовой прямой. Рассматриваются выражения, описывающие эти действия. Вводится число 0. Дети тренируются в мысленном движении по числовой прямой на 1, 2, 3 шага от заданного числа.
1.Демонстрируются два сосуда одинаковой формы и размера, но с разным объемом воды в них. Выясняются и выполняются реально и на чертеже два способа уравнивания объемов: увеличение меньшего до уровня большего и наоборот — уменьшение большего. По ходу работы учитель пытается долить или отлить «неправильный» объем воды. При обсуждении этих ошибок подчеркивается, что добавлять или отливать нужно не любую величину, а определенную — разность, то, на сколько различаются объемы в обоих сосудах. Предлагается показать на сосудах эту разность как избыток в большем объеме и как недостаток в меньшем. 2. На столе учителя два сосуда разных размеров и с разным объемом воды в них, а на доске изображена числовая прямая. Устанавливается, что в первом сосуде объем воды меньше, чем во втором (сосуды такие и в них столько налито, что это сразу видно, см. рис.). Учитель предлагает уравнять объемы воды в сосудах. Выбирается любой из способов уравнивания, например, доливание воды в первый сосуд. Однако теперь нельзя ориентироваться на уровень воды в сосудах. «Как же определить объем воды, которую нужно долить в первый сосуд?» Дети предлагают произвести измерение. Учитель дает мерку (стаканчик). Кто-то из детей промеривает воду в первом сосуде и результат (2 мерки) отмечает дугой на числовой прямой. После этого другой ученик измеряет объем воды во втором сосуде и отмечает свой результат (5 мерок) на числовой прямой. Учитель предлагает показать разность на чертеже. Дети вы-целяют ее дугой другого цвета. У. Теперь вы можете уравнять объемы воды в сосудах? Д. Да. Надо долить в первый сосуд три мерки. Дети выполняют уравнивание. Для проверки вода из этих сосудов переливается в другие, одинаковые по форме и размеру Еще раз уточняется, что по чертежу дети смогли определить, на сколько мерок во втором сосуде воды больше, на сколько мерок в первом сосуде воды меньше (используется новый зля детей оборот речи). Далее учитель показывает два прямоугольника и сообщает, по их площади измерили меркой К. Площадь первого оказалась 2К, а площадь второго — 5 К. Детям предлагается догадаться, на сколько площадь одного больше площади другого. Надо т для этого делать новый чертеж? Оказывается, можно и по старому чертежу определить разность. Она состоит из трех мерок К. На числовой прямой видно, что в числе 5 на 3 единицы больше, чем в числе 2. Над дугой, выделяющей разность, записывается цифра 3. После этого учитель помогает детям сделать и прочитать соответствующие записи: 5 > 2 (на 3) и 2 < 5 (на 3). 2.Учебник, ч. 2, с. 48. Упр. 1, 2. 3.Учебник, ч. 2, с. 48. Упр. 3. На свитке изображена сказочная числовая прямая. Хотя начала не видно, но стрелка позволяет определить, в какой оно стороне. Поэтому можно установить, какое число больше и на сколько. Например, число Q на один шаг дальше числа ╧, значит, оно на 1 больше. 4. Учебник, ч. 2, с. 49. Упр. 4. Выполняя задание, учащиеся подбирают 5 — 6 разных пар чисел с заданной разностью. Записываются только две пары. 5. Дети находят на числовой прямой указанное учителем число (6) и называют соседние числа. Сообщается, что число, находящееся на один шаг впереди, называют предыдущим, а число, идущее следом, на один шаг дальше, — последующим. Выполняются упражнения 5 и 6 (учебник, ч. 2, с. 49). Подчеркивается, что разность соседних чисел равна единице. 6.Предлагается дополнить сделанную на доске запись: 7... 9 (на _). Числа и разность показываются на числовой прямой жестом, записывается результат сравнения. С помощью жестов сравнивается еще одна пара чисел — 9 и 7. Обнаруживается, что показано то же самое место на числовой прямой. С помощью числовой прямой выясняется разность чисел 5 и 8. Новое сравнение (8 и 5) уже не требует обращения к прямой: учащиеся говорят, что уже установили, что число 5 меньше числа 8 на 3, значит, число 8 больше числа 5 тоже на 3. Разность чисел 9 и 6; 5 и 7 предлагается найти с помощью пальцев — «дети часто считают на пальцах». В результате проб должно быть уяснено, что на числовой прямой действовать проще. Обнаруживается также, что эти два задания не составляют такой пары, как предыдущие, и каждое из них пришлось выполнять на числовой прямой отдельно. 7. Учебник, ч. 2, с. 49. Упр. 8. Нужно дополнить записи, не прибегая к числовой прямой и к пальцам. Учащиеся объясняют, что первая запись позволяет дополнить вторую.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |