КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Составление задач
Учащимся раскрывается, что рассказ о трех значениях величины можно преобразовать в три задачи, в каждой из них делая неизвестным одно из значений. 1. Учитель предлагает решить задачу с помощью чертежа. Он читает текст: «У Юры было 13 орехов. Когда 8 орехов он съел, у него осталось 5 орехов. Сколько орехов было у Юры первоначально?» Учащиеся по ходу чтения строят чертеж в тетради. Обнаруживается, что на поставленный вопрос имеется ответ в самом тексте. Все числа известны, значит, это не задача, а рассказ с числами. Предлагается изменить текст, чтобы он стал задачей. Как это сделать? Рассуждения детей учитель направляет к тому, что нужно выбрать величину, значение которой будет неизвестно. Можно эту величину заранее отметить на чертеже вопросительным знаком. Дети предлагают свои варианты неизвестного. На новом чертеже учитель ставит вопросительный знак на месте числа 8, расставляются на свои прежние места другие два числа. Теперь нужно сформулировать задачу. Важно, чтобы дети составляли текст задачи, следуя за указкой учителя (пока), которая, передвигаясь по чертежу, задает порядок упоминания чисел в сюжете. В нужном месте учитель подсказывает введение слова «несколько». По окончании изложения условия указка возвращается к вопросительному знаку, чтобы был сформулирован вопрос. Предлагается записать решение и проверить, получится ли то число (8), которое было изначально задано в рассказе. 2.На новых чертежах меняется место неизвестного. Вслед за указкой учителя составляются задачи, записываются их решения, формулируются ответы. Составлять текст лучше, работая в паре. Соседи по парте придвигаются друг к другу и шепотом проговаривают текст, следуя за указкой учителя. 3.Учебник, ч. 3, с. 30. Упр. 1. Построен ли первый чертеж к задаче или к рассказу? Поскольку данные на чертеже представлены не конкретными числами, а буквами, дети могут сказать, что здесь вообще нет чисел, поэтому это не задача, а рассказ. Учитель напоминает, что буквами обозначают и числа, кроме того, буквы можно заменить числами. Но чертеж действительно построен к рассказу, поскольку в нем все числа заданы. Учитель читает текст, а учащиеся проверяют, соответствует ли он данному чертежу: «В мяч играли а ребят. К ним присоединились ещер ребят, и стали играть в мяч с ребят». Сколько задач можно составить по этому рассказу? Выясняется, что три задачи, так как есть три числа и каждое может стать тем, которое нужно находить вычислением. Предлагается построить чертежи для этих задач. На трех заготовках для чертежей проставляются те же буквы, но вместо одной из них вписывается вопросительный знак — в каждом чертеже на новом месте. 4. Учебник, ч. 3, с. 30. Упр. 2. Учитель читает текст задачи, а дети находят соответствующий ей чертеж из упр. 1. Затем, работая в парах, преобразуют текст в две новые задачи, соответствующие оставшимся двум чертежам. 5. Учебник, ч. 3, с. 30. Упр. 3. Нужно записать решения к составленным задачам. Учитель «сокрушается»: было три задачи, наверное, теперь не вспомнишь их. Выясняется, что для записи решения вспоминать текст не нужно, достаточно обратиться к чертежу — ведь все задачи составлялись с опорой на чертеж. 6.Учебник, ч. 3, с. 30. Упр. 4. Требуется проверить, является ли текст задачей. Учитель читает текст, а дети строят чертеж. Выясняется, что дан рассказ, но по нему можно составить три задачи. Требуется задача, которая решается сложением. Выясняется, что неизвестным должно стать целое. Зачеркивается буква а и рядом записывается знак «?». Другие буквы заменяются числами 11 и 4. Составляется текст задачи, записывается решение. Строятся два новых чертежа, в которых вопросительный знак ставится на новые места. При распределении чисел окажется, что нужно быть внимательным и не сделать целое меньше его части. 7. Учебник, ч. 3, с. 31. Упр. 5. Рассматриваются чертеж и рисунок. Съели часть пирожков или испекли еще? Наверное, может быть и то и другое. Составляется первая задача, записывается ее решение. Выясняется, почему число пирожков увеличивалось, а дети выбрали действие вычитания (потому что нужно узнать меньшее число, часть). Составляется вторая задача. От записи решения следует отказаться — оно уже записано, ведь использовался тот же самый чертеж. 8. Учебник, ч. 3, с. 32. Упр. 6. Ранее учащиеся находили значения выражений исходя из чертежа. Теперь нужно исходить из заданного равенства. Делается попытка найти ответ в первом примере. Для доказательства ответа строится чертеж. Следующие числа находятся с помощью чертежа. 9. На доске чертеж вида?=3+6. Определяется, что чертеж построен к задаче, так как имеются два числа и вопросительный знак. Учитель сообщает, что это задача о карандашах в коробке. Но что происходило с ними — добавили еще или забрали часть? У детей будут разные мнения. Оказывается, по чертежу этого определить нельзя. Учитель предлагает составить текст задачи начиная с целого. Он указкой проводит по целому: «В коробке было...» (несколько карандашей)... Далее указка переходит на отрезок, обозначенный числом 6, потом на 3 и возвращается к вопросительному знаку. Получился текст, в котором карандаши добавлялись. Записывается решение. Предлагается составить текст иначе: сначала учитель указывает на число 3, потом на 6 и наконец на вопросительный знак. Получился текст, в котором карандаши добавляют. Записывается решение. Сравниваются два решения. Они совершенно одинаковые. Выясняется, что в обоих случаях находили целое, состоящее из тех же самых частей. Обе задачи строили по одному и тому же чертежу. 10. Учебник, ч. 3, с. 32. Упр. 7. Рассматривается чертеж. Ясно, что он построен к задаче. Добавилось число машин в гараже или убавилось, пока неясно. Предлагается составить текст задачи начиная с неизвестного. Учащиеся работают в парах. А учитель им помогает, проводя указкой по элементам чертежа (на доске) в нужном порядке. Оценивается составленный текст, записывается решение задачи, обсуждается различие предметного и арифметического действий. Составляется новая задача, текст которой начинается с числа 13. Учитель так направляет учащихся (двигая указкой по чертежу), чтобы задача имела структуру 13 —? = 7. Задается вопрос-«ловушка»: «Число, полученное при решении этой задачи, будет больше или меньше, чем число, полученное при решении предыдущей задачи?» Выясняется, что это то же самое число, поскольку и решение будет таким же — обе задачи построены по одному и тому же чертежу.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |