КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закрыто-диагональный психомоторный тип 3 страница
После того как рисунок повторен каждым ребенком, стулья убираются. «Деревья срубили, но тропинка осталась та же. Надо не заблудиться. Гарик поведет всех». {Отвлечение пространственных представлений.) Гарик правильно проделывает путь. Остальные дети так же правильно идут вслед за ним, кроме Иры, которая от места 2-го стула направляется в соседний угол. Федя останавливается: его правая рука и правая нога направлены по линии продвижения вслед за детьми, левая нога отодвинута в сторону, левой рукой он тянет Иру на правильный путь; его моторика выявляет столкновение двух задач. Положение очень сложное для Феди и одновременно большое для него достижение: придя в отделение, он не мог организованно ходить даже по кругу. «Теперь возьмемся за руки и выйдем на поляну». Педагог выводит детей на середину комнаты, смыкает круг. «Растянемся шире, займем побольше места. Бросим руки, разойдемся еще шире. Помашем руками, чтобы не мешать друг другу». 6 небольших взмахов вытянутыми руками кверху и книзу от горизонтали. (Расширение и гимнастика для плечевого пояса.) Руки опускаются. «Зоя, обойди быстро под музыку круг и скажи нам, большой он получился или маленький». Зоя боится быстро ходить и быстро поворачиваться. Задание дано с учетом двух главных ее моторных западений. Обход крута, состоящего из 6 человек, заставляет ее все время делать небольшие повороты. «Теперь Гарик обойдет круг медленно и, как вожак, сосчитает, сколько человек у нас сегодня работает». У Гарика беспокойные, стремительные и неорганизованные движения. Ходьба со счетом умеряет его стремительность: незаметно он развивает торможение. Феде предлагается показать вперед и назвать стоящего перед ним ребенка, затем показать в стороны и назвать детей, стоящих по сторонам. Мальчик пришел в отделение с незнанием направлений. «Мы на поляне, кругом растут сосны, а на соснах шишки. Потянем кверху руки и попробуем достать их. Нет, не дотянуться, слишком высоко. Попробуем еще раз». Медленный на 4/4 подъем рук вверх и опускание их вниз. Всего 6 раз (гимнастика и выявление движений по вертикали). Зоя не доводит рук до вертикали, а широко раскидывает их кверху. Федя поднимает полусогнутые в локтях руки. Ира стоит улыбаясь. Только когда педагог поднимает и опускает ей руки, она начинает действовать слабыми, полусогнутыми руками. «Чтобы стать выше, поднимемся на носки». Подъем на носки на 2/4 8 раз. (Укрепление подъема.) Зоя шатается. Ира не может выполнить задания даже с помощью педагога, Федя ставит на носок то одну, то другую ногу. «Начинается буря (она дается в музыке), от ветра шишки падают на землю, их можно подбирать и складывать в карманы». Приседания и наклоны с соответствующими движениями рук. Комплексное действие, вводящее в работу все тело. Счет V4 4 раза. Зоя приседает очень осторожно. Федя только наклоняется и машет руками. Ира стоит с улыбкой, вытянув руки. Когда педагог снижает ее за плечи, она садится на корточки и сидит так, улыбаясь; после того как педагог вновь поднимает ее, она пытается подражать другим детям и застывает, наклонившись вперед со свисающими вниз руками. (Все перечисленные движения по вертикали даются детям не только как гимнастические упражнения, но и с целью выявления их моторики.) «Много шишек не может поместиться в карманах. Соберем остальные и сложим с одной стороны». Комплексное действие с переносом веса тела с ноги на ногу и наклонами туловища то в одну, то в другую сторону, в руках движение перекладывания. Развиваются равновесие, противодвижение, синтетическая согласованность движений. Счет 3/4 4 раза. «Шишки сложены. Придем за ними в другой раз. А сейчас уйдем с поляны. Буря нанесла много снега, надо высоко поднимать ноги». Ходьба с высоким подъемом ног. Дети колонной выходят из круга и останавливаются вдоль стены. «Вышли на широкую гладкую дорогу. Леша запряжет лошадку и поедет кататься. Лошадкой будет Юра». Подвижным нормальным близнецам нужно дать оживленное, согласованное действие. Форма бега лошадки — собранная, со вскидыванием колен; кучеру дается свободный бег вслед за лошадкой, в левой руке он держит воображаемые вожжи, правой взмахивает погоняющим движением. Обежав комнату, дети меняются ролями и повторяют игру. «Зоя пойдет по дороге и повезет санки». Форма действия: крупный шаг с сильным упором на выдвигаемую вперед ногу и отведенными назад руками. Обычная ходьба Зои: мелкий расширенный шаг с задержкой веса на отстающей ноге и растопыренными руками. Для развития динамики девочке надо преодолеть страх падения и переноса вперед центра тяжести тела, а также увеличить длину шага. Образ везения салазок помогает ей найти соответствующую форму. Зое говорится: «Салазки тяжелые, надо сильно тянуть их». После обхода комнаты Зоей Гарику предложено объехать лес на автомобиле: «Гарик хороший шофер, он сумеет остановить автомобиль сразу по сигналу». В силу легкой возбудимости и моторного беспокойства Гарик не может спокойно стоять, когда действуют другие, даже в игровой ситуации, поэтому при индивидуальных занятиях он включается в работу третьим, т. е. в середине ряда действий, а не первым, чтобы по возможности сократить для него время. Задание: образ автомобиля — легкий, стремительный бег на собранных вместе ногах дает разрядку накопившейся у мальчика энергии; задача слушания сигнала заставляет задерживать стремительность движения и подготавливает тело к остановке. Гарик выполняет задание четко. Действие повторяется второй раз. «Федя пойдет по дороге маленькими шагами, так как дорога скользкая». Федя говорит: «Топ, топ» —и идет мелкими шагами, ставя ногу около ноги. Он пришел в отделение со стереотипной формой шага среднего размера, которым отвечал одинаково на все задания по передвижению. Представление о величинах — большой и маленький — у него довольно смутное. Он нередко путает эти соотношения, даже в предметах, и тем более не понимает их в движениях собственного тела. С ним проводилась индивидуальная работа: ему предлагалось идти маленькими шагами; при перемещении его задерживали сзади за плечи; для регулировки шага ритмично повторялось: «Топ, топ». Через несколько занятий Федя научился ходить маленькими шагами без задержки за плечи. «Топ, топ» связывалось у него с представлением о маленьком шаге. Следующая задача в работе с ним— убрать это посредствующее звено. На групповых занятиях, пока Федя выполняет задание, ему говорится: «Шаги маленькие, потому что скользко. По льду надо идти осторожно, маленькими шагами». «Скользкая дорога кончилась, но она стала неровной. Надо идти большими шагами, переступать через ямы, канавки». Чтобы дать Феде представление о большом шаге, на индивидуальных занятиях перед ним на полу раскладывались на определенном расстоянии один от другого деревянные бруски, через которые он должен был переступать. Это упражнение понравилось мальчику, и он довольно скоро связал, слова «большие шаги» с самим действием. На общих занятиях и при выполнении задания идти большими шагами он, однако, не умеет равномерно распределять их и согласовывать с музыкой. Последняя девочка, Ира, не слышит и не понимает образа. Ей показан широкий, фронтальный шаг, необходимый ей для преодоления сжатости и укрепления статики. Девочка выполняет его. Детям говорится, что по лесу идет медведь. По возвращении Иры на место всем детям предложено стрелять из ружей, так как в лесу есть медведи. Форма задания: левая рука вытянута горизонтально, правая кисть приготовлена у левого плеча. В музыке ритм 3/4. С каждым акцентированным ударом правая ладонь выдвигается вперед и ударяет о левую. (Временная регулировка движений в связи с музыкой.) Затем снова поднимается буря (в музыке). «Надо каждому найти тихое место под деревом и спрятаться». Дети сами по желанию выбирают места в комнате. Музыка меняется. «Зоя пойдет к Ире и поведет ее с собой гулять. Дорожка узкая, а идти надо скоро, большими шагами, потому что Ира ждет. Зоя еще издали протягивает Ире руки». Этими словами у девочки вызываются соответствующие движения. Ира и Зоя заторможены и боятся бегать;.им предложено, взявшись за руки, поскорей бежать за Лешей. Затем все трое идут за Юрой. Составляется четверка: девочки посередине, близнецы по сторонам. Всем вместе надо бежать за Федей. Динамичные близнецы увлекают за собой отстающих девочек. С Федей все пятеро идут за Гариком. Гарик оставлен последним. Он все время ожидает, что назовут его имя, и это заставляет его стоять относительно спокойно. Взявшись за руки, дети гуляют. В музыке вновь ветер, буря. Каждому надо найти свое дерево и спрятаться. (Ориентировка в пространстве.) Музыка прекращается. «Пока буря затихла, лучше уйти домой». Дети строятся в линейку за Гариком, обходят маршем комнату и заканчивают занятие. Дети, участвовавшие в описанном занятии, очень примитивны, и весь уровень группы настолько низок, что нормальные пятилетки заметно возвышаются над ним. Этим низким уровнем обусловлен дошкольный характер занятий. Глубокие моторные и интеллектуальные задержки большинства детей группы не позволяют организовать настоящей коллективной работы. В этом смысле для каждого ребенка, за исключением близнецов, решается задача только о подведении его к групповым занятиям, о втягивании в коллектив. Здесь педагогом используются естественные, возникшие между детьми связи: например, закрыто-диагональный Федя, в начале совершенно не ориентировавшийся в пространстве, как только стал понимать, что от него требуется, начал направлять и учить совершенно беспомощную Иру, которая охотно принимала его указания. Во всех случаях маршировок, ориентировки на "площадке Федя объединялся с Ирой, что заставляло его самого быть более внимательным к указаниям педагога. Кроме того, у него поднимается самооценка, уверенность в себе, что необходимо для перевоспитания закрытого диагонала. Когда же речь идет о координации шага, что для Феди является большой трудностью, ему дается индивидуальное задание, в котором все его внимание направлено на движение собственных ног. Сагиттальная, инертная, заторможенная Ира нуждается в подталкивании; в коллективных регулировках на площадке она чувствует в Феде поддержку, идет, ожидая от него направляющего движения; по сравнению с тем временем, когда она ходила в линейке, только ведомая за руку педагогом, это для нее уже прогресс. Инертность Иры в гимнастике преодолевается непосредственным вмешательством педагога. Но там, где девочка уже научилась действовать самостоятельно, эта самостоятельность закрепляется. В индивидуальном занятии на расширение (расширение необходимо Ире как сагиттальной и сжатой) она уже сама находит требуемую форму и сама, без толчка, начинает передвижение. Закрыто-диагональный Гарик по своим отрицательным установкам, агрессивности и легкой возбудимости еще не может быть соединен с кем-либо из ребят для совместных действий. Все попытки в этом отношении не давали желательных результатов. На занятии, где поддерживается и укрепляется контакт мальчика с педагогом благодаря поручению Гарику как бы важной и ответственной роли, преодолевается его чувство ма-лоценности и несостоятельности во всех действиях, последнее, собственно, и служит главной причиной его кривляний и малой заинтересованности в работе. В плане моторики задача успокоения, торможения достигается соответствующими заданиями: обход круга со счетом, мелкий бег с остановкой по сигналу, выжидание своей очереди. Фронтальная, заторможенная, с боязнью ходьбы и бега Зоя не соединяется ни с кем, так как главная педагогическая задача — преодолеть ее страх перемещения, развить в ней чувство динамического равновесия. Девочка по существу общительна, на занятиях она с удовольствием берет за руку каждого ребенка, но для того, чтобы за нее держаться. Поэтому во всех случаях передвижения по площадке Зое предоставлено действовать одной. Сужение и вытягивание движений, необходимое для развития интенсивности шага, достигается соответствующими заданиями: везение салазок, ходьба по узкой дорожке, причем ребенок, к которому направляется Зоя, ждет ее, стоя на месте. Урок построен таким образом, чтобы заставить Зою как можно больше перемещаться. Близнецы Леша и Юра работают как нормальные дошкольники, в некоторых слу- чаях их динамичность используется для помощи заторможенным: например, бег в игре, сцепившись за руки, когда оба мальчика влекут за собой Иру и Зою. Хотя общий уровень группы весьма низок и прорабатываемые движения элементарны, но индивидуальные педагогические задачи совершенно различны, и только объединение этих задач во что-то целое дает возможность идивидуализации групповых музыкально-двигательных занятий. Входя в целое с самого начала и оставаясь в игре, неорганизованный, отсталый ребенок может, если это нужно, спокойней ожидать своей очереди к действию, так как он не выпадает из целого. Самые разнородные действия, включенные в единую структуру, легче воспринимаются ребенком, а осмысливание каждого движения помогает ему скорее овладевать им и незаметно устанавливать связь между формой движения и его содержанием. Вводимые в работу образы подбираются на основе законов психомоторики не для развлечения детей, а для помощи им в овладении движениями. Кроме того, образ вызывает эмоцию, которая тут же оформляется. Создается благоприятная обстановка для развития воображения. Конечно, такая работа чрезвычайно сложна, так как требует ряда планов и программ, осуществляемых одновременно, но как раз взаимодействие между этими программами и планами активизирует и обогащает работу. В занятиях с более развитыми и старшими детьми соответствующие возрасту темы урока могут быть взяты из программ школьного обучения по литературе, географии, обществоведению, из прочитанной ребятами книги, из их повседневной жизни. Особенно охотно принимаются школьниками приключенческие и героические темы. От педагога зависит построить занятия так, чтобы эти темы были подчинены задачам психомоторики. Насыщая урок образами и вызывая у детей определенные эмоции, от более сознательного ребенка можно требовать овладения процессом их оформления: задерживать движение, обращать внимание на его построение, на мышечные ощущения, на механизмы, приводящие в действие тот или иной рычаг. Такие объяснения охотно выслушиваются учениками средней школы и помогают детям переносить в жизнь опыт, полученный на музыкально-двигательных занятиях. Психоортопедическая работа в плане психомоторики только что начата и еще мало разработана, но уже полученные скромные результаты дают право надеяться, что с течением времени она может стать одним из серьезных опорных пунктов в перевоспитании характера трудного ребенка.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |