Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закрыто-диагональный психомоторный тип 3 страница




После того как рисунок повторен каждым ребенком, стулья уби­раются. «Деревья срубили, но тропинка осталась та же. Надо не заблудиться. Гарик поведет всех». {Отвлечение пространствен­ных представлений.)

Гарик правильно проделывает путь. Остальные дети так же правильно идут вслед за ним, кроме Иры, которая от места 2-го стула направляется в соседний угол. Федя останавливается: его правая рука и правая нога направлены по линии продвижения вслед за детьми, левая нога отодвинута в сторону, левой рукой он тянет Иру на правильный путь; его моторика выявляет стол­кновение двух задач. Положение очень сложное для Феди и од­новременно большое для него достижение: придя в отделение, он не мог организованно ходить даже по кругу.

«Теперь возьмемся за руки и выйдем на поляну». Педагог выводит детей на середину комнаты, смыкает круг. «Растянем­ся шире, займем побольше места. Бросим руки, разойдемся еще шире. Помашем руками, чтобы не мешать друг другу». 6 не­больших взмахов вытянутыми руками кверху и книзу от гори­зонтали. (Расширение и гимнастика для плечевого пояса.) Руки опускаются.

«Зоя, обойди быстро под музыку круг и скажи нам, большой он получился или маленький». Зоя боится быстро ходить и быс­тро поворачиваться. Задание дано с учетом двух главных ее мо­торных западений. Обход крута, состоящего из 6 человек, зас­тавляет ее все время делать небольшие повороты.

«Теперь Гарик обойдет круг медленно и, как вожак, сосчи­тает, сколько человек у нас сегодня работает». У Гарика беспо­койные, стремительные и неорганизованные движения. Ходьба со счетом умеряет его стремительность: незаметно он развива­ет торможение.

Феде предлагается показать вперед и назвать стоящего пе­ред ним ребенка, затем показать в стороны и назвать детей, стоящих по сторонам. Мальчик пришел в отделение с незнани­ем направлений.

«Мы на поляне, кругом растут сосны, а на соснах шишки. Потянем кверху руки и попробуем достать их. Нет, не дотянуться, слишком высоко. Попробуем еще раз». Медленный на 4/4 подъем рук вверх и опускание их вниз. Всего 6 раз (гимнастика и вы­явление движений по вертикали). Зоя не доводит рук до верти­кали, а широко раскидывает их кверху. Федя поднимает полу­согнутые в локтях руки. Ира стоит улыбаясь. Только когда пе­дагог поднимает и опускает ей руки, она начинает действовать слабыми, полусогнутыми руками.

«Чтобы стать выше, поднимемся на носки». Подъем на нос­ки на 2/4 8 раз. (Укрепление подъема.) Зоя шатается. Ира не может выполнить задания даже с помощью педагога, Федя ста­вит на носок то одну, то другую ногу. «Начинается буря (она дается в музыке), от ветра шишки падают на землю, их можно подбирать и складывать в карманы». Приседания и наклоны с соответствующими движениями рук. Комплексное действие, вво­дящее в работу все тело. Счет V4 4 раза. Зоя приседает очень осторожно. Федя только наклоняется и машет руками. Ира сто­ит с улыбкой, вытянув руки. Когда педагог снижает ее за пле­чи, она садится на корточки и сидит так, улыбаясь; после того как педагог вновь поднимает ее, она пытается подражать дру­гим детям и застывает, наклонившись вперед со свисающими вниз руками. (Все перечисленные движения по вертикали да­ются детям не только как гимнастические упражнения, но и с целью выявления их моторики.)

«Много шишек не может поместиться в карманах. Соберем остальные и сложим с одной стороны». Комплексное действие с переносом веса тела с ноги на ногу и наклонами туловища то в одну, то в другую сторону, в руках движение перекладыва­ния. Развиваются равновесие, противодвижение, синтетическая согласованность движений. Счет 3/4 4 раза. «Шишки сложены. Придем за ними в другой раз. А сейчас уйдем с поляны. Буря нанесла много снега, надо высоко поднимать ноги». Ходьба с высоким подъемом ног. Дети колонной выходят из круга и оста­навливаются вдоль стены.

«Вышли на широкую гладкую дорогу. Леша запряжет лошад­ку и поедет кататься. Лошадкой будет Юра». Подвижным нор­мальным близнецам нужно дать оживленное, согласованное дей­ствие. Форма бега лошадки — собранная, со вскидыванием ко­лен; кучеру дается свободный бег вслед за лошадкой, в левой руке он держит воображаемые вожжи, правой взмахивает пого­няющим движением. Обежав комнату, дети меняются ролями и повторяют игру.

«Зоя пойдет по дороге и повезет санки». Форма действия: крупный шаг с сильным упором на выдвигаемую вперед ногу и отведенными назад руками. Обычная ходьба Зои: мелкий рас­ширенный шаг с задержкой веса на отстающей ноге и расто­пыренными руками. Для развития динамики девочке надо пре­одолеть страх падения и переноса вперед центра тяжести тела, а также увеличить длину шага. Образ везения салазок помогает ей найти соответствующую форму. Зое говорится: «Салазки тя­желые, надо сильно тянуть их». После обхода комнаты Зоей

Гарику предложено объехать лес на автомобиле: «Гарик хоро­ший шофер, он сумеет остановить автомобиль сразу по сигна­лу». В силу легкой возбудимости и моторного беспокойства Га­рик не может спокойно стоять, когда действуют другие, даже в игровой ситуации, поэтому при индивидуальных занятиях он включается в работу третьим, т. е. в середине ряда действий, а не первым, чтобы по возможности сократить для него время. Задание: образ автомобиля — легкий, стремительный бег на со­бранных вместе ногах дает разрядку накопившейся у мальчика энергии; задача слушания сигнала заставляет задерживать стре­мительность движения и подготавливает тело к остановке. Га­рик выполняет задание четко. Действие повторяется второй раз. «Федя пойдет по дороге маленькими шагами, так как дорога скользкая». Федя говорит: «Топ, топ» —и идет мелкими шагами, ставя ногу около ноги. Он пришел в отделение со стереотипной формой шага среднего размера, которым отвечал одинаково на все задания по передвижению. Представление о величинах — большой и маленький — у него довольно смутное. Он нередко путает эти соотношения, даже в предметах, и тем более не понимает их в движениях собственного тела. С ним проводилась индивидуальная работа: ему предлагалось идти маленькими шагами; при переме­щении его задерживали сзади за плечи; для регулировки шага ритмично повторялось: «Топ, топ». Через несколько занятий Федя научился ходить маленькими шагами без задержки за плечи. «Топ, топ» связывалось у него с представлением о маленьком шаге. Сле­дующая задача в работе с ним— убрать это посредствующее зве­но. На групповых занятиях, пока Федя выполняет задание, ему говорится: «Шаги маленькие, потому что скользко. По льду надо идти осторожно, маленькими шагами». «Скользкая дорога кончилась, но она стала неровной. Надо идти большими шагами, переступать через ямы, канавки». Чтобы дать Феде представление о большом шаге, на индивидуальных занятиях перед ним на полу расклады­вались на определенном расстоянии один от другого деревянные бруски, через которые он должен был переступать. Это упражне­ние понравилось мальчику, и он довольно скоро связал, слова «боль­шие шаги» с самим действием. На общих занятиях и при выпол­нении задания идти большими шагами он, однако, не умеет равно­мерно распределять их и согласовывать с музыкой. Последняя де­вочка, Ира, не слышит и не понимает образа. Ей показан широ­кий, фронтальный шаг, необходимый ей для преодоления сжатос­ти и укрепления статики. Девочка выполняет его. Детям говорит­ся, что по лесу идет медведь.

По возвращении Иры на место всем детям предложено стре­лять из ружей, так как в лесу есть медведи. Форма задания: левая рука вытянута горизонтально, правая кисть приготовлена у левого плеча. В музыке ритм 3/4.

С каждым акцентированным ударом правая ладонь выдви­гается вперед и ударяет о левую. (Временная регулировка дви­жений в связи с музыкой.)

Затем снова поднимается буря (в музыке). «Надо каждому найти тихое место под деревом и спрятаться». Дети сами по желанию выбирают места в комнате. Музыка меняется. «Зоя пой­дет к Ире и поведет ее с собой гулять. Дорожка узкая, а идти надо скоро, большими шагами, потому что Ира ждет. Зоя еще издали протягивает Ире руки». Этими словами у девочки вызы­ваются соответствующие движения. Ира и Зоя заторможены и боятся бегать;.им предложено, взявшись за руки, поскорей бе­жать за Лешей. Затем все трое идут за Юрой. Составляется чет­верка: девочки посередине, близнецы по сторонам. Всем вместе надо бежать за Федей. Динамичные близнецы увлекают за со­бой отстающих девочек. С Федей все пятеро идут за Гариком. Гарик оставлен последним. Он все время ожидает, что назовут его имя, и это заставляет его стоять относительно спокойно. Взяв­шись за руки, дети гуляют. В музыке вновь ветер, буря. Каждо­му надо найти свое дерево и спрятаться. (Ориентировка в про­странстве.) Музыка прекращается. «Пока буря затихла, лучше уйти домой». Дети строятся в линейку за Гариком, обходят мар­шем комнату и заканчивают занятие.

Дети, участвовавшие в описанном занятии, очень примитив­ны, и весь уровень группы настолько низок, что нормальные пятилетки заметно возвышаются над ним. Этим низким уров­нем обусловлен дошкольный характер занятий. Глубокие мотор­ные и интеллектуальные задержки большинства детей группы не позволяют организовать настоящей коллективной работы. В этом смысле для каждого ребенка, за исключением близнецов, решается задача только о подведении его к групповым заняти­ям, о втягивании в коллектив. Здесь педагогом используются ес­тественные, возникшие между детьми связи: например, закры­то-диагональный Федя, в начале совершенно не ориентировав­шийся в пространстве, как только стал понимать, что от него требуется, начал направлять и учить совершенно беспомощную Иру, которая охотно принимала его указания. Во всех случаях маршировок, ориентировки на "площадке Федя объединялся с Ирой, что заставляло его самого быть более внимательным к

указаниям педагога. Кроме того, у него поднимается самооцен­ка, уверенность в себе, что необходимо для перевоспитания зак­рытого диагонала. Когда же речь идет о координации шага, что для Феди является большой трудностью, ему дается индивиду­альное задание, в котором все его внимание направлено на дви­жение собственных ног. Сагиттальная, инертная, заторможен­ная Ира нуждается в подталкивании; в коллективных регули­ровках на площадке она чувствует в Феде поддержку, идет, ожи­дая от него направляющего движения; по сравнению с тем вре­менем, когда она ходила в линейке, только ведомая за руку пе­дагогом, это для нее уже прогресс.

Инертность Иры в гимнастике преодолевается непосредствен­ным вмешательством педагога. Но там, где девочка уже научи­лась действовать самостоятельно, эта самостоятельность закреп­ляется. В индивидуальном занятии на расширение (расширение необходимо Ире как сагиттальной и сжатой) она уже сама на­ходит требуемую форму и сама, без толчка, начинает передви­жение. Закрыто-диагональный Гарик по своим отрицательным установкам, агрессивности и легкой возбудимости еще не мо­жет быть соединен с кем-либо из ребят для совместных дей­ствий. Все попытки в этом отношении не давали желательных результатов. На занятии, где поддерживается и укрепляется кон­такт мальчика с педагогом благодаря поручению Гарику как бы важной и ответственной роли, преодолевается его чувство ма-лоценности и несостоятельности во всех действиях, последнее, собственно, и служит главной причиной его кривляний и малой заинтересованности в работе. В плане моторики задача успоко­ения, торможения достигается соответствующими заданиями: об­ход круга со счетом, мелкий бег с остановкой по сигналу, вы­жидание своей очереди. Фронтальная, заторможенная, с бояз­нью ходьбы и бега Зоя не соединяется ни с кем, так как глав­ная педагогическая задача — преодолеть ее страх перемещения, развить в ней чувство динамического равновесия. Девочка по существу общительна, на занятиях она с удовольствием берет за руку каждого ребенка, но для того, чтобы за нее держаться. Поэтому во всех случаях передвижения по площадке Зое пре­доставлено действовать одной. Сужение и вытягивание движе­ний, необходимое для развития интенсивности шага, достигает­ся соответствующими заданиями: везение салазок, ходьба по узкой дорожке, причем ребенок, к которому направляется Зоя, ждет ее, стоя на месте. Урок построен таким образом, чтобы заста­вить Зою как можно больше перемещаться. Близнецы Леша и Юра работают как нормальные дошкольники, в некоторых слу-

чаях их динамичность используется для помощи заторможенным: например, бег в игре, сцепившись за руки, когда оба мальчика влекут за собой Иру и Зою. Хотя общий уровень группы весьма низок и прорабатываемые движения элементарны, но индиви­дуальные педагогические задачи совершенно различны, и толь­ко объединение этих задач во что-то целое дает возможность идивидуализации групповых музыкально-двигательных занятий. Входя в целое с самого начала и оставаясь в игре, неорганизо­ванный, отсталый ребенок может, если это нужно, спокойней ожидать своей очереди к действию, так как он не выпадает из целого. Самые разнородные действия, включенные в единую структуру, легче воспринимаются ребенком, а осмысливание каж­дого движения помогает ему скорее овладевать им и незаметно устанавливать связь между формой движения и его содержани­ем. Вводимые в работу образы подбираются на основе законов психомоторики не для развлечения детей, а для помощи им в овладении движениями. Кроме того, образ вызывает эмоцию, ко­торая тут же оформляется. Создается благоприятная обстановка для развития воображения.

Конечно, такая работа чрезвычайно сложна, так как требует ряда планов и программ, осуществляемых одновременно, но как раз взаимодействие между этими программами и планами ак­тивизирует и обогащает работу.

В занятиях с более развитыми и старшими детьми соответ­ствующие возрасту темы урока могут быть взяты из программ школьного обучения по литературе, географии, обществоведению, из прочитанной ребятами книги, из их повседневной жизни. Осо­бенно охотно принимаются школьниками приключенческие и героические темы. От педагога зависит построить занятия так, чтобы эти темы были подчинены задачам психомоторики. На­сыщая урок образами и вызывая у детей определенные эмоции, от более сознательного ребенка можно требовать овладения про­цессом их оформления: задерживать движение, обращать вни­мание на его построение, на мышечные ощущения, на механиз­мы, приводящие в действие тот или иной рычаг. Такие объяс­нения охотно выслушиваются учениками средней школы и по­могают детям переносить в жизнь опыт, полученный на музы­кально-двигательных занятиях.

Психоортопедическая работа в плане психомоторики только что начата и еще мало разработана, но уже полученные скром­ные результаты дают право надеяться, что с течением времени она может стать одним из серьезных опорных пунктов в пере­воспитании характера трудного ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.