КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закрыто-диагональный психомоторный тип 2 страница
По-иному обстоит дело с Саввой М. Подкидыш и воспитанник детского дома, он с самого раннего детского возраста находился в большом коллективе сверстников. Но патологическая агрессивность мальчика и избыток физической силы, которой он всегда отличался, заставляли всех окружающих детей отодвигаться от него. Савва оставался один, чувствуя себя победителем, своего рода центром. Чем старше, т. е. чем сильнее, он становился, тем больше закреплялось это положение. Во вспомогательной школе ему подчинялись все более слабые дети. Это еще больше побуждало его к бесцеремонному обращению с ними. Таким образом, Савва, вместо того чтобы развиваться динамически, все больше укреплялся в статических фронтальных формах. Но агрессивность не всегда сопутствует фронтальности трудных детей, как и не всегда способствует она развитию статики. У закрытых диагоналов, происходя из других источников, она оказывает на ребенка совершенно обратное действие. Нападая на других из чувства малоценности, из желания предупредить подозреваемую возможность нападения на себя, закрытый диагонал никогда не уверен в своих силах. Наступая, он готов во всякое мгновение отступить, подбегая, готов к убеганию. Закрыто-диагональная девочка из КДО Мика С, сочетая в себе обостренное чувство малоценности с постэнцефалитическим моторным беспокойством, с отчаянием вступала в драку со всеми детьми и взрослыми. Пространственные формы ее движений в этих драках выявляли столкновение самых противоположных направлений, и, нанося удары направо и налево, девочка не только не расширялась, но сжималась предельно. Это сжимание вынуждало ее развивать силу удара не столько за счет движений рук, сколько за счет перебегания, перемещения всего тела, в противоположность Савве, который раздавал удары преимущественно разворачиванием рук. Интересно отметить, что через некоторое время после того, как Мика была переведена в коллектив более слабых и отсталых детей, перед которыми почувствовала свое превосходство, в ее моторике заметно начали развиваться фронтальные черты. Из всех этих примеров видно, что психомоторный тип больше всего раскрывается в поведении ребенка в коллективе и выражает его отношение к социальной среде, к миру и к самому себе в связи с миром. Отсюда, идя далее, можно сказать, что не столько моторным типом обусловлено отношение ребенка к среде, сколько отношением к среде обусловлен моторный тип. Поэтому задача перевоспитания, перестройки психомоторного типа требует прежде всего такой организации среды вокруг ребенка, которая перестраивала бы его отношение к миру и к само- му себе. Это и делается в лечебно-педагогических учреждениях. Но в то же время характер моторики ребенка, являющийся результатом всего его предшествующего развития и принявший твердые отстоявшиеся формы, сам по себе оказывает действие на психику ребенка и тормозит перестройку его отношения к среде. Если в течение ряда лет ребенок был закрыто-диагона-лен и все его тело привыкло к суженным, сжатым положениям, то, если даже начнется перестройка его отношения к миру и ребенок захочет раскрыться, расшириться, ему неизбежно придется столкнуться с тем, что нервно-мышечный аппарат его тела, тренированный только в одном направлении, будет сопротивляться непривычным действиям. Отсюда вытекает необходимость помощи ребенку в овладении своим телом именно в тех направлениях, каких требует перевоспитание его характера. Следовательно, нужна одновременная работа и по перевоспитанию психики ребенка, и по перевоспитанию его моторики. Все данные психомоторного исследования говорят за то, что работа эта должна вестись не двумя согласованными путями, не параллельными линиями, а как единое целое! Уже очень небольшой опыт в работе с нормальными и трудными детьми показал, что психомоторное воспитание, построенное по принципу единства, оказывает на ребенка более сильное действие, чем параллельная согласованная работа над психикой и моторикой раздельно. Не психика плюс моторика, а психомоторика как целостное единство. Возникает вопрос: как же осуществляется этот принцип в практической работе по движению? В организации занятий и в их построении. Из наблюдений и сравнительного анализа психомоторики нормальных и трудных детей можно ясно увидеть, что ребенка нормального от трудного ребенка того же типа отличает коэффициент диагональности, смягчающий и разнообразящий те типические моторные формы, которые у последнего стабилизованы, утрированы и обеднены. Нормальный ребенок не только преодолевает, не только обращается относительно свободно с формами движений, присущих его типу, но, насколько позволяет его возраст, выходит за их пределы, расширяет свой двигательный диапазон и вступает в многообразные взаимодействия с внешним силовым полем. Трудный ребенок как бы находится в плену у отстоявшихся форм своего психомоторного типа и отвечает на все воздействия внешней среды если не стереотипными, то довольно однообразными двигательными реакциями. Поэтому, если в работе по моторике с нормальными детьми приходится только направлять ребенка и помогать ему в развитии и усовершенствовании тех природных данных, которые в нем заложены, то ребенок трудный часто уже в своем организме несет такую предпосылку к моторному развитию лишь в одном направлении, к его извращению или общей задержке, что вывести его из отстоявшихся, нередко вредных форм можно только специальными сложными приемами. И здесь индивидуальный анализ психомоторной личности и знание характерологических свойств каждого типа приобретают первостепенное значение. Задача педагога по движению в лечебно-педагогическом, учреждении— с одной стороны, выявить моторную индивидуальность ребенка, с другой — на основе выявленных данных достигнуть с ним наибольшего возможного продвижения, наибольших педагогических результатов. В зависимости от характера учреждения акцент приходится делать на первой или второй части. Во вспомогательных школах, школах для психоневротиков, где дети пребывают длительно, педагогическая работа находится в более благоприятных условиях. Здесь ребенка можно выявлять постепенно и систематически в течение продолжительного времени добиваться прочных педагогических результатов. В учреждениях диагностического характера, где ребенок находится 1—2 месяца, соотношения меняются: акцент падает на развернутое выявление ребенка, педагогическую же работу приходится направлять на то немногое, но основное, что является наиболее существенным для каждого отдельного случая. Но такая работа требует быстрой ориентировки в моторной личности ребенка и мобилизации всех сил и методов для решения поставленных задач в короткий срок. Определение психомоторного типа в этих случаях оказывается удобным обобщающим началом, отправляясь от которого как от целого можно скорее и легче учесть и связать все детали моторики и характерологические особенности данной личности. Иногда типические психомоторные черты выражены в ребенке так ярко, что достаточно беглого взгляда, чтобы безошибочно определить их. Но очень часто это бывает не так просто, и требуются специальные задания во время групповых занятий или индивидуальное тестирование, чтобы выявить доминанту пространственных форм движений. Для выявления этой доминанты не нужно каких-нибудь особенных или сложных действий. Психомоторный тип выражается больше всего в обычных, жизненных движениях. Простая ходьба уже может много дать в этом отношении. Можно попросить вошедшего в комнату ребенка принести стул и сесть против педагога, предложить ему поближе рассмотреть висящую на стене картинку или сосчитать количество шагов до какого-нибудь места. Чем меньше ребенок будет подозревать о том, что ему дается двигательное задание, тем непосредственней он выявит себя. Наблюдая за ходьбой, можно увидеть: широко или узко ставит ребенок ноги; крупными или мелкими шагами он ходит; ввернуто, параллельно или выворотно направлены его стопы; разгибаются ли или все время остаются подогнутыми его колени; опирается ли при ходьбе его тело больше на выдвигаемую вперед или на отстающую ногу, каково соотношение между верхней и нижней частью туловища ребенка; что стремится вперед и что отстает; прижимаются ли плотно к туловищу, загибаются внутрь, растопыриваются или размахивают при ходьбе его руки. Все эти очень простые, не замечаемые нами в жизни мелочи составляют психомоторный тип. Каждая как будто случайная деталь может оказаться существенной. Важным моментом является определение способа поворота ребенка: производится ли он сразу всем телом или туловище «расчленяется», и при повороте верх предшествует тазу; поворачивается ли ребенок, мелко переставляя раздвинутые ноги, или сразу одним движением переносит вес тела с одной ноги на другую, обращаясь в нужную сторону. Для выявления поворотов можно предлагать ребенку приносить что-нибудь, идти и возвращаться, сравнивать между собой предметы, находящиеся в противоположных концах комнаты. Формы движений рук хорошо открываются при игре в мяч. Простое задание — подбросить мяч вверх и поймать его обеими руками после того, как он ударится об пол,— дает ребенку паузу выжидания с подготовленными к схватыванию мяча руками. Эта пауза очень показательна: фронталы здесь в большинстве случаев расширяют, разбрасывают руки, сагитталы вытягивают вперед или вниз, закрытые диагонали прижимают к туловищу и сближают локти, открытые диагоналы несимметрично разводят руки. Вариантов может быть много, но суженность или расширенность большей частью связывается с типом. Точно так же перекладывание предметов, переноска их с одного места на другое дают возможность увидеть формы движения рук, освобожденность или прижатость их к туловищу, сокращение или увеличение дыхательных путей. Но тестирование и индивидуальные задания не выявляют психомоторики ребенка во всей полноте. Групповые занятия, игры открывают ее богаче и целостнее. В коллективе у ребенка непосредственнее и ярче выступает эмоциональный момент, который существенно важен для понимания моторики. Как изменяется характер движений ребенка в зависимости от того, действует ли он один перед коллективом или в группе со всеми товарищами. У выведенного на середину комнаты ребенка нередко усиливаются сжатие, связанность, или, наоборот, заняв центральное положение, он особенно расширяется. Первое больше свойственно закрытым диагоналам, второе — фронталам. Однако сжатие в таких случаях может наблюдаться и у фронталов, у закрытых же диагоналов смущение может выражаться в кривляний, в растрепанных беспорядочных действиях. Все это приходится учитывать при анализе личности в аспекте психомоторики. Закрытые диа-гоналы сплошь и рядом совсем отказываются от ответственных или индивидуальных действий, предпочитают занимать последнее, менее заметное место, прятаться за других детей. По-разному меняется моторное поведение ребенка в зависимости от того, находится ли он в группе более слабых или более сильных детей: здесь моторика может выдать внутреннее состояние ребенка, если даже действия его остаются одинаково организованными в обоих случаях. Все эти моменты могут быть легко выявлены и учтены во время любой игры на физкультурных или ритмических занятиях. Наконец, сами предлагаемые ребенку на занятиях и в играх движения или образы, связанные с расширением, сужением, повышением, понижением, помогают выявить его психомоторные наклонности: как он их выполняет, принимает охотно или отталкивает предложенные формы движений — все это тоже не случайно. Интересный психомоторный материал можно получить, наблюдая за детьми не только на занятиях или во время игр, но и на школьных переменах, в свободной обстановке. Как сидит ребенок, слушая музыку? Здесь дело не в том только, внимателен или невнимателен, понимает или не понимает музыку, а в самой форме сидения. Одни дети садятся глубоко и прочно, другие — напряженно-вытянуто, третьи — сжавшись в комок. Одни почти не меняют положений на всем протяжении музыкальных занятий; другие непрестанно вертятся; третьи только перемещают конечности. Наши наблюдения показывают, что все же у каждого ребенка есть постоянные привычные формы сидения, и принятие несвойственных ему положений всегда связывается с какими-то привходящими причинами: конфликтом, происшедшим перед или во время урока, радостным возбуждением, болезненным состоянием и пр. В нашей работе мы занимались выявлением своеобразия психомоторики ребенка на музыкально-двигательных занятиях в течение всего месячного срока его пребывания в отделении. В каждую шестидневку в этом отношении ставились определенные задачи. Например, в 1-ю шестидневку каждого месяца выявлялась у всех детей общая ориентировка в пространстве, просматривались движения большого масштаба, передвижение по площадке, организованное или неорганизованное ее заполнение. В музыке это связывалось с различием отдельных пьес, целых музыкальных вещей. Во 2-ю шестидневку дети выявлялись в плане расширенности и суженности, т. е. устанавливался психомоторный тип; в музыке проверялось различение частей внутри одной пьесы, различение музыкальных фраз. В 3-ю шестидневку внимание фиксировалось на характере детских движений по вертикали: вытянутость, согнутость, стояние, лежание, приседаний, подъемы, прыжки; в музыке — различение регистров. 4-я шестидневка посвящалась проверке мышечного тонуса; в музыке проверялось умение детей различать характер музыкальных пьес (бурный, активный или успокаивающий). В пятую шестидневку выявлялись временная координация движений, темп и ритм как в моторике, так и в музыке. Таким образом, при постоянной текучести состава детей отделения и разновременности их прихода на занятия каждый ребенок, когда бы он ни включался в работу, мог быть выявлен1 полностью. Но такая твердая схема удобна только для выявления психомоторики детей и может лишь частично влиять на построение занятий; педагогические задачи требуют большей гибкости, разносторонности и полноты каждого урока, содержание которого определяется составом группы. Останавливаясь на методах работы по психомоторике с трудными детьми, мы не будем касаться тех случаев, где внешние формы моторики предрешены и искажены физическими недостатками или органическими поражениями, так как в них нарушаются те закономерные соотношения между движением и его смысловой стороной, которые составляют сущность психомоторного типа. Педагогическая работа в плане психомоторики возможна только тогда, когда эти соотношения сохранены. Задачи педагога: в плане моторики — помочь ребенку овладеть отстоявшимися формами своих движений, расширить их диапазон; в плане характерологическом — помочь ему овладеть своим поведением и ввести его в коллектив. Каждый психомоторный тип требует здесь своего подхода. Статичность фронтала объясняется тем, что движения его слишком расширены, рассеяны, направлены в разные стороны; чтобы динамизировать его моторику, надо научить его собирать, направлять и вытягивать их в одну сторону, к определенной, избранной вовне цели. Так же рассеяны, разнонаправлены интересы трудного ребенка этого типа и его взаимоотношения с людьми. Поэтому педагогически желательно собрать интересы трудного фронтала, сделать их более определенными и постоянными; в плане взаимоотношений с коллективом — привязать его более прочно к одному товарищу, добиться выделения фронталом этого товарища из массы других и тем самым перенесения на него части своего самоутверждения. Такой путь перевоспитания фронтальности не выведен логически из данных типа, а взят из педагогической практики, из тех естественных взаимоотношений, которые возникали между детьми в работе. Нередко отсталый ребенок этого типа, найдя еще более беспомощного ребенка, чем он сам, начинает оказывать ему покровительство, обучать его. Такие естественно возникающие связи между детьми могут быть выгодно использованы педагогом в работе по перевоспитанию психомоторики. В КДО фронтальная девочка-имбецил Люба П. начала покровительствовать сагиттальной, беспомощной, почти не говорящей Люсе К. Покровительство было для Любы способом самоутверждения, Люся же искала поддержки, опоры. В моторике Люба отличалась упорной статичностью, Люся — инертностью и невесомостью движений; в характере — Люба тупым упрямством, Люся — безразличной покорностью. Люба нуждалась в развитии динамики и уступчивости, Люся — в укреплении статики и развитии сопротивления. Педагогически соединение этих двух девочек было очень благоприятно. С помощью Любы Люся получила возможность участвовать в общих детских играх, в групповых занятиях. То, чего Люся не понимала, спешила понять и объяснить ей Люба. В работе по коррекции шага Любе предоставлено было водить Люсю за руку. Первая, стараясь помочь подруге, усиленно тянула ее и таким образом удлиняла, увеличивала свои шаги; вторая, боясь слишком интенсивного продвижения, сопротивлялась. В результате Люба научилась согласовывать свои движения с движениями Люси и приспосабливаться к ним, ее шаг стал более организованным и четким, туловище менее неподвижным; Люся окрепла статически, научилась увереннее ходить одна, свободнее ориентироваться в пространстве. Обе девочки поднялись на более высокую ступень и стали активнее принимать участие в общей работе. Такие формы сотрудничества всегда желательны на музыкально-двигательных занятиях, и, если они возникают между детьми, следует поддерживать и закреплять их. Но не всякие соединения благоприятны. Покровительство фронтала, особенно при его достаточной физической силе, легко может переходить в подавление покро- вительствуемого. Получается вред для обеих сторон. Таких детей лучше не только разъединять во время урока, но держать на расстоянии друг от друга. В работе с фронталами, опираясь на их склонность к прямому самоутверждению, приходится все же индивидуализировать подход. У одних, более слабых, укреплять это самоутверждение, у более сильных умерять его. Чем больше предпосылок в организме ребенка к фронтальному типу, чем неустойчивее его равновесие, слабее ноги, тем более нуждается он в поддержке; чем менее объяснимы фронтальные формы моторики физическими данными организма, тем большее значение и силу приобретает их психологическая сторона, и самоутверждение становится самодовлеющим, избыточным. Такие дети обычно отличаются и более высоким интеллектом. В работе их лучше соединять с детьми не более слабыми, а более сильными и способными, чем они сами, и давать им задания посложнее, которых они не могли бы выполнить до конца, но не слишком трудные, чтобы всегда по окончании урока у них оставался импульс к дальнейшему продвижению, к достижению еще не удавшегося. Собирая и вытягивая движения фронталов, на площадке их лучше организовать прямыми линиями, колоннами, шеренгами. Здесь, конечно, говорится о фронтальности детей школьного возраста, которую нужно преодолевать, а не о ранней, дошкольной, естественной фронтальности, которая нуждается в совершенно других методах работы, приспособленных к возрастным особенностям детской моторики. Точно так же не нужно думать, что трудным фронталам следует давать задания только описанного характера. Они нуждаются в разностороннем развитии, но путь к этой разносторонности, к овладению элементами диагональности должен идти через воспитание недостающих им свойств. Сагитталы, отличающиеся инертностью, связанной с однонаправленностью и суженной параллельностью их движений, требуют в коррегирующей моторику работе общего расширения движений и особенно развития противодвижения, разнонаправленных и уравновешивающих сдвигов в теле. В плане перевоспитания характера детей этого типа перед педагогом встает задача преодоления их особенности, их фиксированности на чем-то одном и выведения, включения их в окружающий мир. Подход к сагитталу зависит от разновидности типа. В примере с Люсей К., глубоко отсталой и крайне инертной, положительные результаты дало соединение ее с другой, более крепкой девочкой. В этом случае, чтобы направить и двинуть вперед моторное развитие Люси, необходимо было все время водить ее за руку, подталкивать и направлять. Но такой подход продуктивен лишь в случаях крайней инертности. Когда же она выражена не в такой степени, то желательно, наоборот, побуждать сагит-тала к самостоятельной деятельности, давая ему только предварительный небольшой толчок, преодолевать его неуверенность в себе, ставить в такие положения, из которых он был бы вынужден находить выход сам. Самый сложный момент — введение сагиттала в коллективную работу. Нередки случаи, когда этого невозможно сделать сразу, приходится сначала заниматься с таким ребенком индивидуально, устанавливать и закреплять контакт с ним. И уже затем, пользуясь этим контактом, вводить его в групповые занятия, разворачивать диапазон его движений и взаимоотношений со средой. Сагиттала полезней соединять не в пару, не с одним ребенком, а с двумя, тремя, четырьмя детьми, организовывать их в кругу, давать задания и игры, которые требовали бы распределенного внимания, одновременных, разнонаправленных, развернутых или закругленных движений. Но случается, что дети-сагитталы, даже участвуя в общей игре, в коллективной работе, не включены в нее полностью и заняты чем-то отвлеченным, своим. Очень часто трудные дети этого типа уходят во внутренний мир из-за несостоятельности во внешнем. Задача педагога — по возможности сделать для них привлекательным этот внешний мир, хотя бы на музыкально-двигательных занятиях, расцветить, разукрасить его сначала, быть может, фантастически, исходя из потребностей и интересов самого ребенка, и затем, постепенно организуя и разворачивая его движения в этом приспособленном для него мире, подвести его к более реальным образам и конкретным задачам. Здесь открываются интересные возможности для работы с невротиками, среди которых немало сагитталов. Но особенно часто в моторике невротиков встречается сочетание сагиттальности с закрытой диагональностью. Закрытая диатональность, в которой связанность и сжатость движений сочетаются в большинстве случаев с беспокойной неорганизованной динамичностью без достаточной статической опоры, требует больше всего укрепления статики, раскрытия, разжимания конечностей, расширения и успокоения движений; в характерологическом плане встает вопрос о преодолении у детей этого типа обостренного чувства малоценности и переведения их отрицательных способов самоутверждения в способы положительные. Негативная установка закрытых диагоналов не позволяет подходить к ним прямо и непосредственно воздействовать на них. В занятиях с этими лсп.мк приходится искать окольные пути и работать не столько с самим ребенком, сколько вокруг него. Если закрытый диагонал отказывается на музыкально-двигательных занятиях стать впереди или действовать индивидуально, то очень часто невозможно и требовать от него этого. В таких случаях лучше не настаивать, оставлять его в покое и предоставлять самому постепенно привыкать и приспосабливаться к двигательным заданиям. Если сагиттал боится действовать из-за неуверенности в себе, то закрытого диагонала больше всего страшит возможность оказаться смешным, поэтому он часто не принимает новой формы движения сразу и, только испробовав ее где-нибудь в стороне и убедившись, что задание ему удается, решается сделать то же самое на общем уроке. Поэтому хорошие результаты дает индивидуальная проработка с закрытыми диагоналами материала групповых занятий, подбадривание и поддержка их. В случаях негативизма, кривлянья, искажения заданий на уроках лучше, если это не слишком дезорганизует группы, поменьше обращать на них внимания, а удачные и положительные действия отмечать как бы между прочим. В работе по движению с трудными детьми этого типа ввиду их легкой уязвимости и склонности к возбуждению особенно серьезное значение приобретают дозировка, подбор и темпы упражнений, требующих строгой индивидуализации. Что касается введения закрытого диагонала в коллектив и соединения его с другими детьми, то здесь приходится пользоваться всякими, хотя бы временными, положительными контактами, возникающими у него с товарищами. Перестраивая его отношение к окружающему миру и сталкиваясь с труднопреодолимыми отрицательными установками, можно, создавая соответствующую игровую ситуацию, переводить, переключать их на воображаемого врага, грозящую опасность, объединяя ребенка с товарищами задачей защиты, охраны. В таких играх закрытым диагоналам желательно давать связанные с развитием статики выдержки расширенных движений, ставить их в центре посреди комнаты, длительно оставлять на виду у всех. Нередко случается, что в игровой обстановке они охотно занимают положения, которых боятся в обычной жизни. В перемещениях по площадке, лучше начинать с коротких отрезков передвижения с очень четкими и определенными остановками. В работе с детьми динамически истощенного, вялого подтипа закрытой диагональности укрепление статики является главной педагогической задачей; с детьми же подтипа напряженно-заостренного не менее необходимо направлять и организовывать их беспорядочную энергию. Что касается открытой диагональности в трудном детстве, то в том небольшом опыте, который мы имели в этом отношении в нашей работе, наилучшие результаты давало поручение ребенку этого типа ответственных и сложных заданий. Но как нельзя предвидеть всех возможных разновидностей психомоторных типов и сочетаний их отдельных признаков в детях смешанного типа, так невозможно закрепить обобщающих приемов в подходе к ним. В конце концов в работе по коррекции психомоторики каждый ребенок требует индивидуального подхода. Перед педагогом встает задача: как объединить и осуществить эти разнообразные, иногда прямо противоположные подходы в немногие часы музыкально-двигательных занятий? Индивидуальные занятия моторикой возможны только в немногих лечебно-педагогических учреждениях. Кроме того, они не всегда желательны, а допустимы лишь как временная мера, переходный этап и подведение ребенка к занятиям групповым, которые гораздо богаче и разнообразнее по своим возможностям. При индивидуализации методов работы на групповых занятиях взаимодействия между приемами приобретают не меньшее значение, чем сами приемы, и позволяют строить каждый урок как целое, которое объединяет и осмысливает для ребенка все части занятий. Они дают возможность оправдать для ребенка каждое отдельное занятие созданной на уроке ситуацией и вызвать к жизни и закрепить движение в обстановке, сливающей форму и содержание в целостное единство. Чтобы пояснить эту мысль, приводим в качестве примера описание музыкально-двигательного занятия в КДО ЭДИ, построенное по принципам психомоторики. Состав группы: 6 человек. 1. Гарик Р., 9 лет, ребенок закрыто-диагонального психомоторного типа с долей фронтальности; умственно отсталый, беспокойный, легковозбудимый; на музыкально-двигательных занятиях работает без всякого интереса, все время негативирует, искажая задания, задирая других детей. Только накануне педагогу удалось собрать его на индивидуальном занятии и установить с ним относительный контакт. Для закрепления этого контакта мальчик поставлен вожаком как «помощник» педагога. 2. Зоя Г., 9 лет, фронтальная, глубоко отсталая девочка с эндокринными расстройствами и большими западениями в моторике: очень неустойчивое равновесие, боязнь ускоренного перемещения, замедленность и нерасчлененность движений. Характер спокойный, внешне самоуверенный. Педагогическая ра- бота с Зоей направлена главным образом на преодоление ее страха перед ходьбой и бегом, на увеличение ее чрезвычайно мелкого шага и на укрепление равновесия. На занятиях ей предоставляется действовать преимущественно одной, самостоятельно справляясь с трудностями двигательных заданий. 3 и 4. Леша и Юра 3., близнецы-пятилетки, с задержкой в развитии речи, интеллектуально нормальные, очень подвижные, музыкальные, фронтальные по возрасту, но с большими динамическими данными, с задатками открытой диагональности. Не имея никаких моторных западений, они не нуждаются в особых подходах и на музыкально-двигательных занятиях ведут себя как нормальные дошкольники. По своим психомоторным, интеллектуальным данным и как близнецы они естественно соединяются в пару. 5. Ира Г., 9 лет, очень инертная, сагиттальная, с долей закрытой диагональности, заторможенная девочка, глубоко отсталая, глухонемая после перенесенного менингита. В двигательной работе нуждается в непрерывном подталкивании, в непосредственной помощи и воздействии. Очень боязлива, покорна, ходит мелкими, неуверенными шаиами. 6. Федя К., 14 лет, закрыто-диагональный и сагиттальный мальчик с долей фронтальности, глубоко отсталый, агнозик, со стереотипными, размельченными формами движений, полной дезориентированностью в пространстве и очень плохим зрением. Но, оказавшись на музыкально-двигательных занятиях все-таки сильнее Иры, Федя начал покровительствовать и помогать ей, поэтому он ставится на уроках возле Иры, в колонне позади нее, чтобы подталкивать и направлять девочку, что заставляет его самого внимательнее и сознательнее относится к работе. В плане выявления моторики детей занятие совпадает с циклом выявления движений по вертикали. Длительность занятия 30 минут. Дети линейкой входят в комнату; педагог объявляет им, что сейчас они пойдут в лес. Маршировка под музыку вокруг комнаты два раза и остановка вдоль стены. Дети уже умеют организованно маршировать. «Пришли в лес, пойдем по тропинке между деревьями». Ставятся треугольником 3 стула; педагог показывает путь продвижения. Задача: организованное заполнение площадки по заданному рисунку. «Проходя, будем прикасаться к каждому дереву». Эта конкретизация необходима для отсталых детей: весь путь разбивается для них на отрезки, завершаемые статической целью. Под музыку все дети вслед за ведущим Гариком проделывают показанный путь, ударяя рукой по стульям. Затем предлагается по той же тропинке пройти каждому ребенку в отдельности.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |