Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в аборигенной политике: XVIII – начало XIX вв. 3 страница




Два конфессиональных процесса – христианизация и исламизация сибирского населения – почти совпали по времени, приходясь на XVIII век. Как ни парадоксально, но в обоих случаях их инициатором стало государство, предполагавшее превратить обе мировые религии в средство достижения сугубо земных целей в своей сибирской и, шире, азиатской политике.

Религиозное покровительство Екатерины Второй распространилось и на буддизм, проникавший в форме тибетского ламаизма в бурятские улусы из соседней Монголии. В 1689 году среди перешедших в подданство России монгольских групп были и ламаисты. В 1712 году из Монголии и Тибета прибыло 150 лам, которые были расписаны по бурятским родам. Однако создание первых дацанов-монастырей относится к 1741 году: тогда в Забайкалье появились Цонгольский и Гусиноозерский дацаны; количество же лам оставалось прежним – 150 человек. Со второй половины XVIII века распространение ламаизма усиливается. В 1774 году в Забайкалье было 10 больших и 6 малых кумирен, и при них 617 лам. К 1822 году число дацанов увеличилось до 18-ти, а лам – до 2 600. Однако ламаизм утвердился прежде всего в Забайкалье, в Прибайкалье существовал один дацан – Аларский, основанный в 1815 году, в котором число лам не превышало двух-трех десятков человек66. Благожелательное отношение Екатерины Второй к ламаизму очень высоко было оценено монгольскими и бурятскими духовными иерархами: они считали ее воплощением Зеленой Тары – одного из божеств ламаистского пантеона. Екатерина Вторая мыслила себя не только покровительницей разных народов, но и разных религий, что полностью соответствовало представлению о державе многонациональной, разноязыкой и поликультурной; империи, в которой процветают разные религии.

 

2.4. Административное реформирование аборигенных социумов и его

этнополитические последствия.

 

В рамках европеизации сибирской жизни проводились и административные преобразования. Они были вызваны как общей тенденцией унификации административного устройства сибирских аборигенов, так и проблемой управления ими. Злоупотребления по отношению к сибирским аборигенам, присущие к XVII веку, сохранялись и в XVIII веке. Не случайно во всех судебных разбирательствах относительно деятельности высших сибирских чинов XVIII века фигурировали и обвинения в притеснении аборигенов. В 1729 году иркутскому вице-губернатору приказывалось «не делать прицепок к ясачным, не завлекать их в суды, исключая одних уголовных дел». В 1733 году появился новый указ «насчет притеснений, наносимых ясачным, рассеянным по пространству Якутского и Камчатского ведомств». В указе обнародовались факты «тройного ясака вместо одного установленного, в порабощении жен и детей ясачных за мелочные долги или за нехотение креститься», в доведении аборигенов «до такой крайности, что сами родители продавали казакам и промышленникам своих ребят по рублю и полтине». Этим указом восстанавливались «законность, право собственности, освобождение от рабства кабального или покупного». Подозрение правительства «простиралось и на корыстолюбие сибирских священнослужителей, им запрещено было ездить к новокрещенным». После отмены последнего запрета в 1735 году, надлежало наблюдать за ними, «чтоб под видом духовных треб не производили они торговлю»69.

При значительной отдаленности Сибири от Петербурга против нарушений правительственных указаний относительно аборигенов в какой-то мере помогали периодически направляемые туда комиссии, либо полномочные чины с поручением расследовать злоупотребления местной власти. Такая комиссия работал в 1719 году, собирая материалы по обвинению сибирского губернатора М.П. Гагарина. Среди них фигурировал донос якутских тойонов Кангаласской волости с жалобой на приказчиков, вымогавших у них взятки70. В середине 30-х годов XVIII века особая комиссия занималась делом иркутского вице-губернатора Желобова. В следственных материалах отразились явные притеснения бурят и тунгусов, в том числе и следующие: «С наших подданных взял себе немалые взятки, упустил государева ясачного сбора 8 230 соболей… наших подданных ясачных иноверческих детей собрал 30 человек и отправил в Москву (в холопоство, — Л.Ш.)»71. Повинен был Желобов не только в обычных взятках и вымогательствах, но и в работорговле.

В 1744 году в Сибирь был отправлен полковник Вульф для исследования вопроса «о притеснениях, чинимых сибирским инородцам»72. Кроме того, Указом Сената 1745 года предписывалось так строить дела, чтобы «впредь никоим образом с здешнего народа новокрещенных и некрещеных инородцев под образом долгов, нападками, предлогами и другими какими вымыслами никаких кабал не брали, а кто имеет на них такие кабалы…, то таковых долгов с них не взыскивать, кроме тех, коими они, по их обыкновению, в купечестве обязывались». То же самое было повторено в манифесте 1748 года, вторично объявившем о направлении Вульфовой комиссии в Сибирь73. Наряду с прочим, правительство пыталось если не запретить, то хотя бы ограничить ясырство (рабство, холопство), практиковавшееся в Сибири с XVII века различными сословиями. В XVIII веке оно сосредотачивалось в руках сибирских купцов, ведших торговлю с аборигенами. Исходя из государственной идеологии, рабов – холопов (дворовых) позволено было иметь только дворянству. Но сибирское купечество оказалось единственным состоятельным слоем в Азиатской России, и также стремилось иметь дворовых. В принципе, это соответствовало государственным интересам: «полнить Сибирь». Отсюда и двойственность правительства: ограничить рабство, но не ликвидировать его полностью.

Однако, несмотря на указы, манифесты, судебные расследования, положение ясачных «иноверцев» ухудшалось, и в 1763 году в Сибирь отправился капитан Щербачев для изучения происходящих при сборе ясака злоупотреблений, «притеснений, чинимых местными властями» аборигенам. Одновременно Екатерина Вторая издала Манифест, в котором заявила: «… Все подвластные подданные… ясачные, равным образом и впредь в империю нашу и в подданство преходящие, содержаны будут в желаемом спокойствии, почему… повелеваем… с оными ясачными обходиться ласково, показывая им всякое доброхотство и не чиня им не только каких-либо притеснений, обид, грабительств, но ниже малейших убытков… Если же кто… дерзнет чинить ясачным народам… грабительство и разорение, а от ясачных в учреждениях… правительство притеснения принесены будут… на кого во взятках и в прочем тому подобном жалобы, то повелеваем наистрожайше следовать и с винными поступать по законам, а обидимых по справедливости защищать без промедления»74. По сути, в манифесте императрицы нет ничего нового по сравнению с аналогичными указами, посылаемыми с XVII в Сибирь: защита ясачных - это забота о наполнении казны. Однако в условиях падения значимости ясака манифест отражал укрепление патерналистских начал в аборигенной политике под влиянием гуманистических идей покровительства и опеки «нецивилизованных народов».

Итак, сибирские народы были взяты под монаршее покровительство: был облегчен и упорядочен ясак, за оседлыми аборигенами Жалованными грамотами Екатерина Вторая закрепила их земли, отдельным князькам было пожаловано дворянство, представители сибирских аборигенов призывались в Комиссию по составлению нового Уложения75. В работе Комиссии наиболее активное участие принял тунгусский князь Гантимуров, который в очередной раз поставил вопрос о чиновничьем произволе в улусах, о грабежах, разорении и, как следствии этого, невозможности ясачных выплат. Он также напомнил о существовании указа Коллегии иностранных дел от 8 ноября 1728 года сибирскому вице-губернатору Болтину «о соблюдении большего правосудия в делах ясачных». По этому указу только уголовные дела должны были рассматриваться в городах, а всеми «прочими ведать по своему обычаю по родам». Вопросы, поставленные Гантимуровым, были значимы для всех аборигенных народов Сибири. Важным было и то, что они были озвучены перед всем российским обществом самими аборигенами.

Кроме того, для торговцев из Средней Азии в Тобольске и Томске были образованы Бухарские управы. Была также упорядочена сумма ясака, подтверждена его замена денежным эквивалентом. В соответствии с Сенатской инструкцией, комиссия ликвидировала институт ясачных сборщиков и запретила наконец практику аманатства (заложничества). Сбор ясака и его доставка полностью передавались в руки князцов и старшин. За своевременную и полную доставку податей те получали вознаграждения, равное 2 процентам отчисления от принятого ясака76. В ясачных волостях все более явственным становится принцип круговой поруки, коллективной ответственности за внесение ясака в полном объеме. Это приводило к тому, что, как и в крестьянских волостях, люди начинали следить друг за другом, так как бегство отдельных людей приводило к увеличению оклада оставшихся.

В XVIII – начале XIX века продолжались административные реформы, направленные, с одной стороны, на унификацию административного деления аборигенов, с другой, на упрощение управления ими и сбора ясака. В определенной степени, наибольшим изменениям подверглись административная организация населения Восточной Сибири, так как в Западной уже в XVII веке в ходе дробления местных потестарных образований были созданы достаточно компактные ясачные волости. К тому же восточносибирское население оказалось более подвижным, что было связано с развитием оленеводства и разнонаправленными миграциями, вызванными произволом местной администрации.

Исключение представлял Горный Алтай, вошедший в состав России. Здесь и в начале XIX века было сохранено административное устройство джунгарского облика. По-прежнему функционировали дючины (аналог ясачной волости), которые возглавляли зайсаны. Политическое наследие Джунгарии было настолько сильным, что, уже находясь в составе Российской империи, оно воспроизводилось в виде выделения новых фискально-административных образований, сохранявших прежнее название. В 1801 году из состава 2-й дючины выделилась 6-я, а в 1819 – из 5-й образовалась 7-я. Кроме того, учитывая пограничное положение алтайских земель, ясак с них до 1804 года собирали не гражданские, а военные власти, вмешательство которых во внутренние дела алтайского общества было минимальным.

Административное упорядочивание податных образований Восточной Сибири было связано с работой Первой ясачной комиссии (1763-1769 гг.), в рамках которой была проведена первая ревизия (перепись) сибирского населения. Одно из направлений деятельности комиссий было направлено на дальнейшее раздробление дорусских этнических образований и превращение их в фискальные единицы. Так, у ламутов-эвенов Охотского побережья было создано 14 Уяганских, 5 Долганских, 3 Годниканских и 3 Киларских административных рода. В результате нарушалась этническая целостность, а искусственные образования, которые также получили название «рода», начинают постепенно подменять собой традиционную структуру эвенского общества. К тому же в административные роды включались представители разных этнических групп. Так, пятый долганский род состоял из трех локальных групп, принадлежавшим к дорусским общностям: Долган, Дельян, Уяган. Переселявшиеся в течение XVII - XVIII веков в низовья Лены якуты были сведены в три наслега, или наслежных рода: 1-й и 2-й Батулинский, Туматский, Кангаласский и 1-й, 2-й, 3-й Хатыганский. Часть якутов значилась в тунгусских административных родах: Кюпском и Эжанском. Также в три наслежных рода якутов были объединены как местные, так и переселявшиеся одновременно с якутами тунгусы. В тунгусский Эжанский род вошли остатки Азянского рода дорусского периода и переселенцы с Алдана, в Кюпский – переселившиеся в начале XVIII века в низовья Лены тунгусы из Тонторского и Бутальского зимовий. В Бетильский – потомки синегиров XVII века и переселенцы-тунгусы с Вилюя. Кроме того, часть местных тунгусских родов была приписана к Хатыганскому и Кангаласскому наслегам якутов77. Ко второй половине XVIII века относится возникновение кетских, северо-селькупских, энецких, ненецких и нганасанских административных родов. Таким образом, спустя почти 100 лет после начавшегося объясачивания населения Туруханского и Якутского краев оно было сведено в относительно стройную административно-фискальную систему.

Сами аборигены хорошо осознавали разницу между прежними, «своими» родами и административными, создаваемыми русской администраций. С этим связаны их многочисленные переходы «из одного рода в другой». Например, в 1786 году в городе Балаганске ясашный бурят Куприянов перечислился из Селенгинско-Харанутского в Балаганско-Харанутский род. В 1795 году из второго Харанутского рода было перечислено в первый 200 бурят, а из первого во второй – 46. В 1837 году числилось 89 бурят, перешедших из Ольхонского в Баргузинское ведомство78. О смешении бурятских родов свидетельствует наличие в различных родах подразделений, носивших разные названия. Например, в цонгольском роде были группы, именовавшие себя хатагинами и ашабагатами, и т.п79.

Разброс родов являлся следствием как миграционных процессов, так и сведением представителей разных родов в состав одного административного подразделения. Некоторые роды (осколки дорусских этнических образований) приняли участие в формировании разных народов. Например, в составе современных шорцев и хакасов имеются общие роды Кый, Карга, Шор; в составе шорцев и кумандинцев – Челей, Чедибер, Тон, Тастар; у алтайцев и тувинцев – Соён, Танды, Тодош и так далее. В конце XVIII века Качинская землица (Хакасия) подразделялась на ряд административных родов, с которыми увязывались «свои» роды (сеоки). Так, к административному роду Шалошинскому 1-й и 2-й половин принадлежал сеок «Касха»; к Тубинскому – «Кыргыз», к Кубановскому – «Сокха»; к Татышевскому – «Ара» и так далее80. В 1889 году Н.Ф. Катанов писал: «Качинцы, сагайцы и карагасы именуют себя по родам, изобретенным русскими, только в официальных делах и бумагах, обычно же друг друга зовут по именам колен и народов, из которых произошли»81.

Итак, в результате деятельности Комиссии у сибирских народов возникли две параллельные формы социальной организации. Одна для власти, другая – для регулирования внутриэтнических и межэтнических отношений. Однако со временем две системы социального устройства аборигенов: собственная, связанная с дорусскими этническими образованиями («кровно-родственные роды», сеоки) начинают сливаться и отожествляться с административно-фискальными единицами или административными родами. На последние начинают переноситься некоторые особенности традиционных социальных отношений. Особенно этот процесс усилился в XIX веке.

Глубокому административному переустройству аборигенов в XVIII веке кроме организационных проблем, недостатка информации помешали мощные миграционные движения, которое постоянно меняли этническую, а значит, и податную карту Сибири, особенно в ее восточной части. Русско-чукотские и русско-корякские войны привели к изменению расселения этих этносов. К 1720 году относятся первые жалобы оленных коряков на набеги чукчей. Попытки русских служилых защитить своих ясачных успеха не имели. Походы чукчей продолжались в корякские земли до 1770 года. Это привело к тому, что корякские стойбища переместились от Анадыря на юг. В результате чукчи расширили свои пастбища на Чукотке за счет корякских территорий. Численность же оленных коряков резко сократилась: в 1767 году среди них насчитывалось 319 ясачных, между тем, как в 1698 году их было 2 500 человек.

Не менее серьезными были потери и среди береговых коряков82. Отказ России от ведения военных действий привел к постепенной нормализации ситуации: к концу XVIII века восстанавливаются обменные связи внутри корякского общества, постепенно прекращаются нападения эвенов-ламутов на корякские стойбища с целью захвата оленей, намечается сближение охотских коряков с русскими83. Расширив пастбищные угодья после упразднения Анадырской крепости в 1764 году, чукчи начинают проявлять заинтересованность в сохранении мирных отношений как с коряками, так и с русскими. К тому же растет их заинтересованность в русских товарах: уже с 1738 года на берегу Сухого Анюя на западе Чукотки стала ежегодно устраиваться ярмарка. И.С. Гурвич отмечал, что «длительная борьба чукчей с юкагирами и коряками, а также с русскими привела к сплочению ранее обособленных чукотских групп, порождала у них сознание общности интересов. Ускоренное развитие пастушеского хозяйства привело к оттоку части береговых чукчей в глубинную тундру. На протяжении XVIII века в состав чукотского этноса влилось немало лиц из числа захваченных в плен. Кроме того, развитие пастбищного хозяйства ускорило процессы ассимиляции части азиатских эскимосов чукчами. К концу XVIII чукчи-оленеводы прочно освоили огромные пастбищные территории, как самой Чукотки, так и прилегающих районов. Между отдаленными группами береговых и оленных чукчей установились устойчивые обменные отношения»84.

Еще один этнос Северо-Востока, юкагиры, были сильно ослаблены участием в военных походах вместе с русскими против чукчей, коряков; выплатой ясака; поборами со стороны служилых людей; эпидемиями XVII века. На протяжении XVIII века резко сократилась территория их расселения. В бассейне Анадыря и Чауча расселились чукчи; на Яну, Индигирку, Колыму проникали эвены и якуты; в низовьях этих рек селились русские старожилы. Сохранявшиеся юкагирские административные образования пополнялись эвенами и якутами. Уже в начале XVIII века в Усть-Янском зимовье юкагиры составляли только одну треть всех плательщиков ясака, постепенно низовья Яны превращались в якутско-эвенский район. В первой четверти XVIII века численность юкагиров составляла 1 400 – 1 500 человек. Давние связи со служилыми и промышленными людьми, распространение христианства способствовали ассимиляции юкагиров русскими. В XVIII - XIX веках в районе между Леной, Яной и Индигиркой юкагирский язык вытеснялся эвенским. Уже в XIX веке он исчезает, а часть юкагиров переходит на язык пришельцев. В середине XIX века большинство юкагиров, слившихся ранее с эвенами, стали сближаться с якутами и переходить на якутский язык. Перепись 1897 года зафиксировала 174 мужчины и 177 женщин, таким образом, численность юкагиров составила 351 человек. На их территории расселились чукчи, эвены, якуты, русские старожилы85.

Миграции якутов были направлены не только на северо-восток, они интенсивно расселялись в северном и северо-западном направлениях. Приток русских крестьян в собственно якутские земли, произвол, как русских властей, так и своих тойонов усилили отток, в первую очередь не имевших скота якутов за пределы своей этнической территории. В первой половине XVIII века увеличивается число якутов в низовьях Лены и Оленека. В хозяйственной деятельности они перешли к оленеводству тунгусского типа, а в низовьях рек сблизились в культурном плане с русскими промышленниками.

В это же время якуты стали расселяться по Хете и Хатанге. В XVIII веке три основных этноса этого региона – якуты, тунгусы и русские – в значительной степени сблизились между собой. В связи с численным преобладанием якутов в бассейне Нижней Лены и Оленека там укрепляется якутский язык. По существу, к концу XVIII века между Хатангой и Леной уже сложились два новых этнических ареала: бассейны Оленека и Нижней Лены представляли собой область преобладания якутов и якутского языка, тогда как в бассейне Хеты и Хатанги были распространены объякученные группы тунгусов и эвенов. Однако значительную роль и здесь играли якуты-переселенцы и говорившие на якутском языке «затундренные» русские старожилы.

К середине XIX века на этой территории оформились две новые этнические общности – северные якуты- оленеводы – этнографическая группа якутов, и долганы – новый тюркоязычный этнос, расселившийся по Таймыру частично освоив территорию тавгов (предков нганасан)86. Кроме различия этнических компонентов, формированию двух якутоязычных общностей способствовала их разная административная подчиненность: если северные якуты административно относились к Якутску, то будущие долганы – к Енисейску. Под давление якутов и объякученных групп тунгусов местные тунгусы – их западные группы – постепенно начинают осваивать левобережье Енисея. Таким образом, в течение XVIII века существенно расширилась территория обитания чукчей, эвенов, якутов; в то время как ареал расселения камчадалов, юкагиров, коряков, тунгусов сократился.

Новые миграции приводили к образованию зон интенсивных этнокультурных контактов, где зарождались и смешанные новые этнические общности. Однако для территории всей Сибири было характерно расселение русского этноса. В середине XVIII века после гибели Джунгарского ханства начинает быстро заселяться русскими крестьянами степная и лесостепная зона Иртышско-Енисейского междуречья. Именно бытовые, повседневные контакты русского аборигенного населения позволяли широко обмениваться культурными достижениями друг друга. Если в таежной и лесотундровой зоне русские использовали многие элементы аборигенной культуры (одежда, обувь, транспорт, пища), то в более южных районах, где возможно было развитие земледелия, аборигенные народы заимствуют опыт русских крестьян. Трудовые отношения создавали основу не только для аккультурационных процессов, но и для возникновения взаимного уважения. К тому же росла численность русских поселенцев в Сибири: с 1719 по 1792 год русское население увеличилось с 169 тысяч до 412 тысяч; численность же аборигенов к концу XVIII века составляла 183 тысячи человек87.

Как в XVII веке при возникновении новых русских городов и острогов происходило перераспределение ясачных, так и в XVIII появление новых административно-территориальных образований вносило сумятицу в аборигенное управление. После передачи Колывано-Воскресенских заводов в ведение Кабинета (1747) и образования Колывано-Воскресенского и Нерчинского горных округов возникла ситуация, при которой аборигены, проживая на Кабинетских землях, административно подчинялись губернским властям. Они умело пользовались возникавшими неувязками относительно управления ими между ведомствами, существенно повлияв на затягивание начавшегося в конце XVIII века межевания земель. Выделение Томской (1804), а затем Енисейской (1823) губерний вызвали перераспределение ясачного населения между ними.

Сохранявшаяся до начала XIX века традиция уплаты ясака туда, откуда произошло первоначальное объясачивание, приводило к тому, что, например, население бывшей «киргизской землицы» (Хакасия) оказалось в ведении трех городов: качинцы платили ясак в Красноярск (где они жили до откочевки в бассейн Абакана), сагайцы, бельтиры и бирюсинцы отправляли ясак в Кузнецк, чулымские волости вносили ясак в Ачинск, а койбалы – в Абакан. Различная административно-фискальная подчиненность близкородственного населения, которое проживало либо по соседству, либо чересполосно на левобережье Енисея, сдерживало внутриэтническую консолидацию будущих хакасов. И только после образования Енисейской губернии, когда Красноярск стал единственным центром притяжения, консолидационные процессы внутри населения этого региона ускорились.

Прерогативой губернских властей на рубеже XVIII - XIX веков стало утверждение избираемых «обществом» князцов и старшин ясачных волостей. Таким образом, фактически принцип наследственности власти, существовавший ранее, был ликвидирован за некоторыми исключениями, у всех сибирских народов. Первоначальное утверждение должностных лиц происходило в окружных земских судах и базировалось на общественных приговорах ясачных волостей, аналогичных крестьянским. Для окончательного утверждения приговоры отсылались в губернские правления на подпись губернаторам. Князцы XVIII – начала XIX веков являлись всего лишь привилегированным слоем ясачного населения, искусственно создаваемым и поддерживаемым не обычным правом, а усилиями сибирской администрации88. Показательно в этой связи канцеляристское выражение: «Утвердить в князи ясашного Желбина Шоева»89. По своему положению они сливались со старостами русских деревень.

Общая европеизация российской государственности в XVIII веке, усиление роли православного миссионерства, увеличение количества европейски образованных людей, проникновение просветительских идей о стадиальности исторического развития, оценки сибирских народов участниками академических экспедиций меняли восприятие власти и общества о сибирских народах. Постепенно появляется тенденция к сравнению культуры, образа жизни сибирских народов с русскими образцами, что привело к возникновению оценочных суждений аборигенной культуры. В государственной политике стала проявляться тенденция на некоторое отмежевание сибирских народов от русского населения, на превращения их в сословие, определяемое конфессиональным или этническим факторами. В результате эта политика способствовала усилению консолидационных процессов внутри еще достаточно аморфных сибирских этнических образований.

Однако наряду с этими явлениями продолжали сохраняться во многом традиционные для Российской государственности черты: восприятие сибирских народов как непременного элемента сибирского и российского общества; отношение к ним не как к чужому в культурном и этническом аспектам населению, а прежде всего, как к податному сословию, приближающемуся по своему статусу и положению к крестьянскому; отсутствие устойчивых уничижительных характеристик аборигенов на официально-директивом уровне. Сочетание этих двух тенденций – «евразийской» и «европейской» - свидетельствовало о дальнейшем синтезе аборигенных норм и государственных установок российской политики по отношению к коренным народам Сибири.

 

Вопросы и задания

1. Определите специфику модернизации аборигенных социумов Сибири в XVIIIв.

2. Проследите изменения власти по отношению к аборигенным народам на протяжении XVIIIв. и объясните причины этих изменений.

3. Сравните аборигенную политику России в XVII - XVIIIвв. Выявите общее и особенное.

4. Выявите роль внешнеполитических факторов в аборигенной политике.

5. Объясните причины русско-аборигенных войн на северо-востоке Сибири. Можно ли было избежать военных конфликтов? Ответ поясните.

6. Почему массовая христианизация сибирских народов началась в XVIIIв.?

7. Дайте характеристику динамики конфессиональной политики по отношению к мусульманам Сибири и рассмотрите ее этнополитические последствия

8. Сделайте анализ последствий христианизации для аборигенов Сибири.

9. Определите содержание политики патернализма по отношению к сибирским народам. Выявите ее содержание и последствия.

10. Соотнесите административные реформы и этнические территории сибирских народов.

11. Определите направленность этнических процессов в аборигенной среде. Как политика России повлияла на изменения этнографической карты Сибири в XVIIIв.?

 

ГЛАВА 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.