КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философское осмысление проблемы бытия
Предметом изучения философии являются фундаментальные основания и принципы бытия сложной системы «человек — общество — природа».Одной из специфических особенностей становления и развития философии выступает. инициируемый ею непрестанный поиск предельных оснований бытия природного, социального и человеческого миров. Начиная с глубокой древности! многообразных версиях осуществляется различными философскими системами. Поскольку в своих истоках философия древних цивилизаций Индии, Китая, Греции тяготела к космогонической проблематике и стремилась отыскать первоначала мироздания в качестве источника и основания всего сущего, постольку первые философские концепции оформились как учения о природе, или натурфилософия (от лат. па{ига — природа). Для натурфилософского периода античной философии характерной явилась постановка проблемы архе — единой основы мироздания (старшие физики). проблемы интегрального единства множественных миров (младшие физики). На этапе зрелой классики античной философии (Платон, Аристотель) стремление к созданию натурфилософских космогонических моделей сменилось устойчивой ориентацией философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового, оформившейся в рамках онтологии— учения о фундаментальных принципах бытия и наиболее общих основаниях сущего. В проблемном поле классической философии развитие онтологии представлено в нескольких версиях. Одна из них актуализирует стремление к умозрительному постижению сверхчувственных основ бытия и восходит к учению элеатов (Парменид, Зенон), впервые эксплицировавших проблему бытия в античной философской традиции. Учение о первичных основах всякого бытия, или о сущности мира, получает оформление в метафизике (или «первой философии») Аристотеля. В дальнейшем традиционная метафизика разрабатывается в различных концепциях европейской философии — учении Платона, средневековом реализме, гегелевской философии, неотомизме и др. Вместе с тем оживляется, начиная с эпохи Возрождения, интерес к натурфилософской аппликации онтологической проблематики — умозрительному истолкованию природы в ее целостности (Н. Коперник, А. Парацельс, Д. Бруно, Т. Кампанелла). В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософские построения отходят на второй план. На исходе развития классической философии натурфилософия наиболее полно оказывается представленной в творчестве Ф. Шеллинга. Отталкиваясь от «критической философии» И. Канта, обозначившей новое понимание проблемы бытия в контексте деятельностной парадигмы, онтологическая тематика в европейской философии постепенно обретает новые черты и направления развития. С одной стороны, успехи развивающегося естествознания, фундирующие синтетическое описание природного бытия в рамках первых научных картин мира, и позитивистская критика предшествующей онтологии обусловливают, начиная со второй половины XIX века, отказ от традиционного рассмотрения онтологических проблем в духе классической метафизики и натурфилософии. Вместе с тем в философии марксизма обнаруживается стремление к исследованию основных форм бытия с позиций материалистической диалектики в союзе с развивающейся наукой. С другой стороны, в онтологическую тематику неклассической философией XIX—XX веков включаются новые феномены, расширяющие ее проблемное поле: психологические, логические, языковые. В процессе исторического развития философского знания происходит смещение исследовательского интереса в рассмотрении различных проявлений бытия. Если для классической философии этот интерес аккумулировался преимущественно в плоскости философского изучения природы и соответствующих ей форм бытия и их познания, то в постклассической философии в качестве центральной онтологической проблемы выступает бытие человека и его духовный опыт. Поворотным моментом в развитии онтологии человеческой субъективности явилась философская концепция М. Хайдеггера, акценпировавшая внимание на фундаментальном характере человеческого бытия. В XX веке эта тема получила наиболее детальную разработку в экзистенциально-феноменологической философии, непосредственно обратившейся к аналитике человеческого существования и выявившей ряд аксиологических параметров бытия человека в мире. Постмодернистская философия, исходящая из трактовки реальности как текста, подчеркнуто артикулирует бытие лишь в качестве разнообразных дискурсивных практик, реализующихся в коммуникативных языковых играх. Вместе с тем в философии никогда не исчезал и по сей день не исчезает интерес к изучению различных видов и форм бытия. Основные виды бытия ■— материальное и идеальное (духовное) — предстают в формах природного, социального, духовного и человеческого миров. Под влиянием современной информационно-компьютерной революции ряд авторов сегодня склоняются к необходимости исследования и т.н. виртуального бытия. В ходе исследования проблемы бытия в рамках классической философии сложился развернутый категориальный аппарат, логический каркас которого наряду с такими универсалиями культуры, как бытие и небытие, констатирующими, что нечто существует или не существует, включает в себя ряд других категорий: материю, движение, пространство, время и т.д. В рамках онтологической проблематики в истории классической философии важную роль играл субстанциальный подход. Суть его состояла в поиске основания бытия — субстанции (от лат. сущность, нечто, лежащее в основе), под которой понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Наряду с понятием «субстанция» в данном подходе использовались такие категории, как «субстрат», «модус», «акциденция», «атрибут». Под субстратом понималась основа конкретного проявления бытия. В содержании категории «модус» фиксировалось свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях — в отличие от понятия «атрибут», характеризовавшего свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Акциденция выступала как констатация преходящего, случайного свойства предмета, которое может быть элиминировано без изменения его сущности. Системообразующим основанием многих онтологических концепций являлась категория «материя», содержание которой претерпело ряд существенных изменений на разных этапах развития философского знания. Эволюция представлений о материи коррелировала с общим направлением познавательной активности развивающегося общества, постепенно переходившего в освоении мира от изучения вещей как таковых к акцентированной заинтересованности в исследовании их свойств и отношений. На первом этапе эволюции (в античной философии) представления о материи связывались с поиском некоего субстрата — конкретной, но всеобщей первоосновы всего сущего, роль которой отводилась той или иной природной стихии (старшие физики). Затем философская мысль древности переориентировалась на выявление субстанции, представленной в виде неизменных и неделимых атомов (Левкипп, Демокрит). В философии Платона материя выступала в роли одного из начал наряду с абсолютным беспредпосылочным источником идей (эйдосов), творящим вещи по своему образу и подобию. Еще одна версия понимания материи в античности представлена Аристотелем, рассматривавшим материю наряду с движущей причиной в качестве возможности сущего как такового, реализующейся лишь при наличии формальной и целевой причин. На втором этапе эволюции (в новоевропейской философии) получил свою реализацию субстанциальный подход к пониманию материи. В его рамках материя наделялась рядом атрибутивных свойств — массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью, представления о которых во многом были навеяны развитием классического естествознания. Согласно мнению новоевропейских философов, носителем этих свойств механической природы выступали вещественные образования (корпускулы, атомы и т.д.) Такое понимание материи в философии оптимально соотносилось с вещественно-субстратным подходом, служившим методологическим основанием научного поиска, и аналитическими методами исследования, господствовавшими в естествознании той исторической эпохи. Разрыв с конкретно-научной трактовкой материи, отождествлением ее исключительно с миром природы в виде вещественных образований продемонстрировала философия марксизма. В контексте этой философской концепции особое внимание акцентировалось на дефинитивном аспекте учения о материи. Материалистическая диалектика наделила категорию материи статусом подлинно философской абстракции, задав его в рамках основного вопроса философии и распространив содержание этого концепта на социальную реальность. Революция в естествознании на рубеже XIX—XX веков обострила интерес к проблеме материи в философии и науке. В ходе революционного обновления естествознания закладывались основы структурно-функционального и информационно-энергетического подходов к освоению природы в теоретическом мышлении, что неизбежно влекло за собой радикальную перестройку мета-теоретических оснований науки, в том числе и их категориального аппарата. Указанные обстоятельства во многом обусловили необходимость выработки нового определения материи, отвечавшего изменившимся реалиям научной и социальной практики. В этот исторический период в рамках диалектико-мате-риалистической концепции акцентированно были разведены конкретно-научный и философский подходы к пониманию материи. Продолжая традицию, уже обнаружившуюся в новоевропейской философии (например, у П. Гольбаха), марксистская философия подошла к дефиниции материи через ее отношение к 111 ш.чмию. В качестве основания, фундирующего философские представлении о материи, В.И. Лениным было выделено единственное всеобщее свойс-11П1 пещей, явлений и процессов — быть объективной реальностью, т.е. не иникчть от сознания человека. Предельно широкий подход к пониманию материи, сохраняя методологи-чгское значение в современных условиях, предполагает обращение к таким шрнбутивным характеристикам материального мира, как его системно-струк-|у|шля, динамическая и пространственно-временная организация. В основе современных научных представлений о материальном мире лежит млел его сложной системно-структурной организации. Вхождение этой идеи и научный контекст, сопровождавшееся в истории естествознания многочисленными трудностями, в XX веке во многом определило направление научного поиска в областях физики микромира, космологии, химии, биологии, эколо-I ни и других сферах научного исследования. Значительный вклад в разработку представлений о структурной организации Универсума наряду с философией и естествознанием сегодня вносит системная методология, представленная в сомременной науке системным подходом, общей теорией систем и системным анализом. Системно-структурная организация Универсума может быть репрезентирована с помощью таких философских категорий, как «система», «элемент», •структура», «часть», «целое», отображающих разные аспекты взаимосвязи отдельных фрагментов материального мира. Категория система фиксирует о/граниченную и организованную целостность, в рамках которой связи между множеством относительно самостоятельных взаимодействующих частей (элементов) по ряду параметров превосходят связи с элементами других целостностей. Содержательная корреляция связывает категорию «система» с понятием элемент. Еще Аристотель определял элемент в качестве неделимой первоосновы вещи. Очевидно, что выделение элементов в составе целого носит относительный характер. В динамике системы элементы могут ассоциироваться в относительно самостоятельные группы, называемые подсистемами. Категория структура характеризует совокупность внутренних связей объекта, его строение. Под структурой понимается такой способ связи элементов в системе, благодаря которому она обнаруживает свойства, характерные для нее как целостности и качественной определенности. В рамках современной естественнонаучной картины мира традиционно выделяют такие подсистемы Универсума, как неживая и живая природа. Каждая из них достаточно сложно структурирована и включает в себя различные уровни организации систем, связь между которыми может быть представлена с помощью различных моделей — как линейных, так и более сложных по своей конфигурации. Множество уровней структурной организации материи, осваиваемых сегодня наукой, являют собой не что иное, как разнообразные виды материи. В области неживой природы к ним относятся: субмикроэлементарный, микроэлементарный (уровень элементарных частиц и полевых взаимодействий), ядерный, атомарно-молекулярный, уровень макроскопических тел, уровни планет, звездно-галактических комплексов, галактик и Метагалактики. Структурные уровни живой материи представлены уровнем биологических макромолекул, клеточным и микроорганизменным уровнями, уровнями органов и тканей, организмов, популяций, биоценоза и биосферы. Динамический аспект организации материального мира проявляется в важнейшем атрибутивном свойстве материи — ее изменяемости. Эта характеристика Универсума может быть репрезентирована посредством таких категорий, как «взаимодействие», «движение», «развитие», демонстрирующих определенную семантическую общность. Так, взаимодействие следует понимать как изменение объектов, воздействующих друг на друга; движение предполагает любое изменение материальных систем, рассматриваемых вне контекста конкретных условий их взаимовлияния; под развитием имеются в виду закономерные качественные изменения сложных системных объектов, отличающиеся направленностью и необратимостью. Динамическая организация Универсума проявляется в разных формах. На современном этапе философского и научного познания материального мира имеют место разнообразные интерпретации многообразия форм движения материи и связей между ними. Развитие науки во второй половине XX веке существенно обновило представления о динамическом аспекте материального мира. Это, в частности, получило свое выражение в становлении системно-эволюционистской парадигмы в современном естествознании, утверждение которой во многом обязано формированию и развитию современной теории самоорганизации — синергетики. К числу важнейших характеристик Универсума относится его пространственно-временная определенность. В истории философии сложились два основных подхода к трактовке пространства и времени: субстанциальный и реляционный. В различных версиях субстанциального подхода пространство и время понимались в качестве универсальных и абсолютных форм бытия. Они либо соотносились с духовным началом (Г. Гегель, И. Кант, Д. Беркли), либо рассматривались в качестве вечных и неизменных вместилищ материальных предметов (И. Ньютон), не зависящих от последних. В рамках реляционного подхода (Аристотель, Г. Лейбниц, философия марксизма) пространство и время трактуются как особые отношения между объектами, явлениями и процессами, обусловленные их природой. Сами по себе, вне этих отношений и их носителей и независимо от них, пространство и время не существуют. Пространство понимается как отношение между сосуществупи||цми фрагментами бытия, а время — как отношение между сменяющими круг друга проявлениями бытия. Под влиянием впечатляющих достижений релятивистской физики, фундирующих реляционную концепцию пространства и времени в современном теоретическом мышлении, в XX веке формируется представление о едином пространстве-времени как континууме отношений и разного рода взаимодействий к системах материальных образований. Современная наука и философия артикулируют вопрос о специфицированном многообразии пространственно-временных отношений в различных сферах бытия. Так называемое физическое пространство-время сравнительно полно изучено современной физикой и космологией. Наряду с ним особый шисрес исследователей сегодня привлекают специфика биологического про-| флиственно-временного континуума, а также особенности социального времени (времени человеческого бытия). Начало освоению различных проявлений бытия и их фундаментальных чпрактеристик в теоретическом мышлении было положено изучением природы. Исторически природный мир конституировал первые версии объектов человеческого познания, и первоначально именно природа явилась основной предметной областью познания и сферой реализации познавательного интереса человека. В предельно широком философском смысле природа — это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В данном плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос». В узком смысле слова под природой понимается естественная среда обитании человека, традиционно противопоставляемая обществу (а в соответствии с канонами классической философии — и человеку). Природа, понимаемая шкпм образом, выступает в качестве объекта изучения конкретных наук, что иг исключает философской рефлексии над различными аспектами существо-ипния природного мира. Противопоставление различных смыслов понятия «природа» носит в достаточной мере условный характер, поскольку между ••Гюльшой» и «малой» природой не существует непроходимой границы, а по мерс исторического развития представления о природе постепенно трансформируются и наполняются новым философским и естественнонаучным содер-жлпием.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |