КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия культуры. Формирование представлений о культуре первоначально было связано с осознанием различий между природным и человеческим мирами
Формирование представлений о культуре первоначально было связано с осознанием различий между природным и человеческим мирами. В Древнем Риме этим термином обозначали «возделывание», «обработку» почвы, «разведение» сельскохозяйственных растений. Содержание понятия «культура» вбирало в себя все «искусственное», созданное трудом человека и в этом смысле отличное от «естественного», природного. Оно означало процесс освоения, гуманизации, облагораживания человеком не только природы, но и всего того, что он находит естественно данным, стихийно возникшим в себе самом. Эволюция термина в системе европейских языков сопровождалась постепенным перенесением представлений о культивировании, взращивании, обработке чего-либо с естественно-природных процессов на развитие общества и человека, его знаний, способностей, умений. Начиная с Нового времени, слово «культура» указывает на необходимость воспитания личности, формирования определенных навыков поведения в обществе; под ним также подразумевали совокупность условий жизни, соответствующую потребностям просвещенного человека. В тот же период понятие «культура» фактически сливается с понятием «цивилизация» и начинает выражать смысл исторического процесса, его прогрессивную направленность, совершенствование нравов, воцарение законности и порядка в обществе, а также духовное развитие человечества в целом, совокупность его интеллектуальных, художественных и научно-технических достижений. В современную эпоху культура является объектом изучения не только философии, но и ряда частных социально-гуманитарных дисциплин. Среди них особое значение имеют культурология, социология, психология, этнология, социальная антропология, история, археология, лингвистика, семиотика, а также такие области эмпирического знания, как этнография, искусствоведение, литературоведение, сравнительное языкознание, религиоведение и др. Исследователи отмечают наличие около 600 различных дефиниций культуры. Сложность ее рационально-теоретической интерпретации объясняется многозначностью данного термина, невозможностью вывести «замкнутое» определение культуры, которое претендовало бы на исчерпывающую полноту и ясность. Так, в работе американских культурологов А. Кребера и К- Клакхо-на «Культура. Критический обзор концепций и дефиниций» (1952) осуществлен анализ свыше 200 дефиниций. В результате их сравнительного анализа К. Клакхон предложил выделить шесть основных типов определений данного понятия: описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные, генетические. Дальнейшие исследования показали: таких типов может быть гораздо больше. Учитывая многозначность понятия культуры, многие современные философы выделяют несколько его важнейших смысловых проекций. Под культурой обычно понимают: специфический способ организации деятельности, а также совокупность продуктов материального и духовного труда человека, результатов его социальной практики; определенные качества и способности личности, которые положительно оцениваются обществом и самим индивидом, — качества ума, характера, воображения, памяти, полученные в процессе воспитания и образования; совокупность знаний, навыков и умений, обеспечивающих построение деятельности, а также общественные установления, нормы, ценности и идеалы, регулирующие весь спектр социальных отношений. Многомерность феномена культуры объясняет ее открытость для различных исследовательских традиций. В каждой из них предпринимается попытка раскрыть сущностные особенности культуры, выявить ее основные характеристики, устойчивые связи и отношения с разнообразными аспектами человеческой жизни. В качестве основных философско-методологических подходов к исследованию культуры можно выделить следующие: аксиологический, системно-де-ятельностный, структурно-семиотический, психоаналитический, экзистенциально-герменевтический, игровой. Аксиологический подход довольно долго считался общепринятым и был особенно популярен в 60—70-х годах XX века. Начиная с середины 60-х годов, в российской философии представления о культуре связывали с процессом духовного творчества, воспитанием личности (Г.Г. Карпов, А.А. Зворыкин, Г.П. Францев, А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, В.М. Межуев и др.). В основу ее понимания были положены исторически активная творческая деятельность человека, а также развитие его самого в качестве субъекта этой деятельности. В рамках аксиологического подхода культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г.П. Францев). Ценности полагаются важнейшим системообразующим фактором культуры, определяющим ее строение, целостность, базовые функции и свойства. В этом контексте содержание культуры представляет собой область значимых для человека фрагментов действительности, нашедших отклик в его душе, вступивших в особые отношения с человеческими интересами, потребностями и предпочтениями. Системно-деятельностная концепция формируется в 70-е годы XX века. В контексте данного подхода культура определяется как специфический способ человеческой деятельности (М.С. Каган, Ю.А. Жданов, В.Е. Давидович, Э.С. Маркарян). Под ней также понимают систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях (В.С. Степин). Системно-деятельностный подход позволяет рассматривать культуру в предельно широком смысле — как всеобщий (атрибутивный) признак любого общества безотносительно к уровню его развития. Ключевым понятием рассматриваемой концепции культуры является понятие способа деятельности, которое предполагает ответы на вопросы: каким образом она осуществляется? Благодаря какой системе средств? При этом подразумевается все многообразие человеческих умений и знаний, а также объективированных, опредмечен-ных результатов деятельности людей. Данная концепция акцентирует внимание на технологическом аспекте общественной жизни, раскрывает значение технологии в процессе активного и целенаправленного изменения человеком условий своего существования. Структурно-семиотический подход формируется в русле структуралистской методологии исследования разнообразных феноменов культуры — языка, литературы, мифов, религии, науки, власти, сексуальности и т.д. Основные положения семиотической концепции культуры складываются в трудах таких известных лингвистов, языковедов, литературоведов, как Ф. де Соссюр, Р.О. Якобсон, Н.С. Трубецкой, В.Я. Пропп, Р. Барт, получают обоснование и развитие благодаря исследованиям основоположника структурной антропологии и этнологии К- Леви-Стросса, развиваются в творчестве таких выдающихся философов, социологов, теоретиков культуры, как У. Эко, М. Фуко, Л. Гольдман, А. Моль, Ж. Деррида и др. В российской философии наиболее известными вариантами семиотического подхода к исследованию культуры является концепция «семиосферы» Ю.М. Лотмана, а также знаково-символическая концепция, разрабатываемая В.В. Ивановым и другими представителями Московско-Тартусской семиотической школы. С точки зрения обсуждаемого подхода, культура — это универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Специфика культуры раскрывается посредством таких понятий, как «информация», «коммуникация», «знание», «смысл», «значение», «текст», «знак», «символ», «структура», «код» и др. В контексте этого подхода все феномены культуры рассматриваются как факты коммуникации, а сама она является знаковым универсумом, позволяющим снизить энтропию необозримых потоков информации. Основанием и системно-образующим механизмом культуры является язык (как естественный, так и искусственный). Исследование связи языка и культуры позволило раскрыть в их строении и динамике определенные корреляции. Психоаналитическая концепция культуры складывается на основе философской интерпретации идей 3. Фрейда, который понимал культуру как сферу символизации энергии либидо, механизм социального контроля и сублимации бессознательных психических процессов. В работах К. Юнга, Э. Фромма, Г. Маркузе, Т. Адорно, В. Райха, Г. Рохейма, К- Хорни, Г. Салливана и других культура предстает как внутренне противоречивый феномен, сфера символической объективации извечного конфликта Эроса и Танатоса, инстинктов жизни и смерти. С одной стороны, акцентируется репрессивность культуры как отчужденной от человека системы принудительной индивидуации целью которой является защита общества от природно-биологического начала в человеке посредством установления не только нормативных запретов (табу), но и символических проекций (идеалов), ритуально снимающих страх и чувство вины, возникающие в его сознании под влиянием этих запретов. С другой стороны, отмечается продуктивная сторона культуры, которая является программой очеловечивания индивида, трансформирующей его инстинктивные влечения и агрессивность в разнообразные формы социокультурного бытия. Культура предоставляет человеку возможности преодолеть изначальную антиномию его духовной свободы и биологической несвободы на пути творчества и культурной самоидентификации, сдерживая проявления агрессии и разрушительного насилия. Специфичность культуры при этом выводится не только из природы человека, структуры его экзистенциальных потребностей, но и из особенностей социально-исторической ситуации. Экзистенциально-герменевтическое понимание культуры (М. Хай-деггер, К- Ясперс, Г.-Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр, П. Рикер и др.) центрировано вокруг проблемы бытия и обретает смысл в контексте поиска онтологических истоков жизни и свободы человека, раскрытия специфики его «экзистенции». Рассматривая культуру как уникальный способ человеческого существования, представители философии экзистенциализма признают в качестве ее важнейших характеристик историчность, целостность, неповторимость, духовность, трансцендентность, укорененность в языке, межличностном общении, экзистенциальной коммуникации, неразрывную связь с человеческой свободой и творчеством. Культура предстает особым, духовным измерением бытия, которое порождается стремлением человека к безграничной коммуникации, к свободному осуществлению его личности на основе экзистенции. Она возникает по мере наполнения природного существования человека духовным содержанием. Основное предназначение и смысл культуры заключается в пробуждении человеческого духа, в указании на возможность и необходимость трансценди-рования за пределы предметного мира, круга обыденных забот, естественных привязанностей в бытийную основу вещей. Духовное содержание культуры возникает и существует только в диалоге между личностями как бесконечное движение к трансцендентному, поэтому она по своему изначальному смыслу диалогична. Сущность культуры представители этого подхода усматривают в экзистенциальной коммуникации, благодаря которой культура является условием и возможностью подлинного существования человека. Игровая концепция культуры складывается в межпарадигмальном пространстве современной философии (Й. Хейзинга, Г.-X. Гадамер, Г. Маркузе, Р. Барт и др.). В рамках игрового подхода под культурой понимается направленность общества и индивида на утверждение и реализацию социально значимых идеалов (И. Хейзинга). При этом в качестве важнейших характеристик культуры отмечаются: равновесие материальных и духовных ценностей, а также гармония между различными группами духовных ценностей: интеллектуальными, моральными, эстетическими; направленность культуры на благо, на реализацию позитивных религиозных, моральных, социальных ценностей; особый, человеческий образ жизни, регулируемый нравственными ценностями, идеями долга и служения, который предполагает вытеснение грубых эгоистических стремлений, покорение и обуздание животных инстинктов. Конститутивную роль в понимании культуры выполняет понятие игры, которая рассматривается как основание и механизм развития культуры. Все формы и феномены культуры, все движущие силы культурной жизни: язык, миф, религия, мораль, право, культ, порядок, общение, предпринимательство, ремесло, искусство, поэзия, философия, наука — обнаруживают свои корни в игре. Она по отношению к культуре есть не просто ее представление и символическое воплощение, но мистическое претворение, благодаря которому в культуре каждый раз заново восстанавливаются утраченные гармония, благоденствие, порядок и безопасность. Благодаря своему игровому началу культура становится формой гуманизации и социализации природы, обнаруживает ее скрытую гармонию, конструирует особый, эстетизированный универсум человеческой жизни. В современной философии перечисленные подходы все чаще рассматриваются как взаимно дополняющие и обогащающие друг друга, в результате чего возникают синтетические концепции культуры. В структуре культуры принято выделять две основные сферы ее существования — материальную и духовную. Материальная культура включает в себя все созданные человеком материальные объекты — орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности, предназначенные для удовлетворения физических потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума. Духовная культура представляет собой систему ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества. Она трактуется как совокупность знаний, навыков, умений, а также ценностей и норм, регулирующих различные виды человеческих отношений. Если материальная культура возникает и развивается вследствие преобразования человеком своей биофизической среды (как внешней, так и внутренней), то духовная культура сопряжена с развитием человеческого сознания, направлена на формирование и совершенствование личности, раскрытие сущностных сил человека, обеспечивая регуляцию его поведения и деятельности. Разумеется, граница между материальной и духовной культурой весьма условна и подвижна, и их выделение в относительно самостоятельные сферы можно произвести лишь в абстракции, отвлекаясь от реальной сложности и многоплановости культурных явлений. В структуре культуры выделяют различные формы (элитарная, народная, массовая), а также две разновидности: субкультуру и контркультуру. Элитарная культура формируется благодаря появлению письменности и развитию «книжной» формы передачи культурного наследия. Она предполагает стройную иерархию ценностей и норм, наличие кодифицированных культурных текстов (философских, религиозных, научных, художественных), а также детально разработанных и жестко регламентированных культурных практик, церемоний, обрядов, ритуалов, норм светского этикета, владение которыми становится основанием социальной стратификации и культурной идентификации различных социальных групп (аристократических, военных, религиозных, художественных, научных элит). Такая культура канонична, для нее характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных», а также набор специфических социокультурных кодов, являющихся атрибутами элитарной социализации индивидов. Народная (или «популярная») культура, напротив, демократична. Она вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, крестьянского быта. Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества, благодаря непосредственному общению поколений в семье, в контексте повседневной бытовой и трудовой жизни народа. Взаимодействие элитарной и народной культур рассматривается как непременное условие исторической целостности и продуктивного развития любой национальной культуры. Специфическим феноменом культурной жизни современных обществ является массовая культура. Она представляет собой тиражируемую и распространяемую СМИ и другими институтами «культурной индустрии» социальную информацию, обращенную к многомиллионным аудиториям разнообразных потребителей усредненной и стандартизированной культурной продукции. Массовая культура — противоречивое явление XX века, порожденное индустриализацией, урбанизацией и быстрым прогрессом информационных технологий. Она обладает диффузным характером, быстро распространяется и разрушает локальные общности посредством размывания традиционных систем этнической и культурной идентификации. В качестве важнейших особенностей массовой культуры называют мо-заичность, фрагментарность, поверхностность, стереотипность. Среди ее негативных черт отмечают индивидуализм, нравственный релятивизм и конформизм, агрессивность, ориентацию на коммерческий успех, культивирование ложных форм престижеобретения, подменяющих потребность личности в творчестве и саморазвитии потребностью в развлечениях и материальном комфорте. Следствиями распространения массовой культуры обычно являются размывание традиционных ценностей, «усреднение» и унификация культурного пространства, стереотипизация мышления масс, позволяющая легко манипулировать их сознанием и поведением, воздействуя на примитивные формы чувственности, подсознательные структуры менталитета и архетипы коллективного бессознательного. Под субкультурой понимают культуру специфической социальной группы, система ценностей и образ жизни которой существенно отличаются от общепринятых стандартов и норм. Субкультуры, как правило, имеют локальный, замкнутый характер и отличаются особым языком, особыми нормами поведения, односторонним развитием тех или иных культурных практик, представлений и ценностей; формируются вследствие неполноценного, затрудненного доступа ряда социальных субъектов (преступных и мафиозных групп, национальных и сексуальных меньшинств, эзотерических религиозных сект, коммун, исповедующих утопические социальные идеалы) к культурному наследию человечества, а также из-за наличия определенных препятствий для их свободного творческого развития и самовыражения. Субкультуры являются следствием дифференциации культурного пространства, которая обусловлена урбанизацией, профессиональной специализацией различных видов деятельности, усилением социальной мобильности, что приводит к формированию гибридных культурных форм, оторванных от традиций и обладающих рядом особенностей, отделяющих субкультуру как от национальной, так и от общечеловеческой культуры. Контркультура — такая субкультура, которая не просто отличается, но противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой, отвергает или опровергает характерные для нее систему ценностей, образ жизни, нормы и правила поведения. Контркультура отличается подчеркнутым нон-конформизмом, неприятием и разрушением культурных стереотипов и норм, идеологическим и политическим экстремизмом, раскрепощением чувственности и подчеркнутым либертинизмом. Структурное разнообразие культуры позволяет выделять в ней другие формы и разновидности: мировую и национальные культуры, общечеловеческую и классовую, религиозную и светскую, глобальную и локальную, восточную и западную и т.д. В качестве важнейших социальных функций культуры выделяют: негэнт-ропийно-адаптивную; нормативно-регулятивную; социально-интегративную; информационно-коммуникативную. Культура упорядочивает и организует отношения общества с природной средой и его социальным окружением (другими обществами в их социально-исторической конкретности). Она объединяет людей, устанавливая прочные социальные связи, выступает мощным механизмом этнической, религиозной, политической и т.п. самоидентификации. Культура формирует личность как органичную часть социального целого, устанавливает правила и нормы поведения в обществе, регулирует весь спектр общественных отношений, обеспечивает межличностную и социальную коммуникацию. Культура может неограниченно аккумулировать, хранить и преобразовывать информацию, является механизмом ее селекции и упорядочения, благодаря чему обеспечивает накопление, развитие и передачу совокупного социально-исторического опыта человечества от одного поколения людей к другому. \1 Традиции и новации в исторической динамике культуры обеспечивают ее преемственное развитие, сохранность и пластичность культурных форм. В современной философии под культурной традицией понимают выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансляции аккумулируется и воспроизводится в различных коллективах. Она представляет собой иерархически упорядоченную совокупность семантических констант, социокультурных кодов, организующих информацию в культуре и обеспечивающих фрагментацию и интеграцию смысла. В содержательной проекции традиция — это совокупность социально признанных стандартов поведения и деятельности, которые являются исторически устойчивыми элементами культурного наследия. С функциональной точки зрения, традиция определяется как формальный алгоритм связи между исторически различными срезами культуры, обусловливающий неизменность воспроизведения доминирующей системы ценностей в новых культурно-исторических условиях жизни общества. Традиция является особым типом отношений между последовательными стадиями развивающейся социальной системы, при котором на новом уровне бытия этой системы стереотипно и инвариантно воспроизводятся структурные и функциональные характеристики предшествующего уровня. Традиция обеспечивает единство социально-исторического опыта народа, связывая его прошлое, настоящее и будущее в нерасторжимое целое. Поскольку традиция воспроизводит предшествующие характеристики общества в новых исторических условиях, она должна допускать возможность модификаций содержания культуры, чтобы обеспечить адаптацию последнего к требованиям времени. Инвариантность, стабильность, устойчивость культурной динамики — только одна сторона исторического развития культуры. Другой стороной диалектически единого процесса культурной динамики является новация. Культура не может существовать без постоянного обновления своей формы и содержания. Новации обеспечивают динамизм культурной жизни, пластичность культурных форм, возникновение качественно новых элементов культуры. Историческая динамика культуры рассматривается как постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образование новых, процесс, который выступает в качестве стержня социальной самоорганизации. При этом традиции и новации оказываются взаимно обусловленными ветвями единого ствола культурной жизни. Культура и духовная жизнь общества. Наряду с понятием культуры наиболее сложным и неопределенным концептом философии является понятие духовного. Дух — термин, означающий нематериальное начало. Интеллекту-алистская трактовка духовного в европейской философии отождествляла его с разумом, мышлением, знанием, а также с идеальной субстанцией, источником и основанием, законом и рационально организованной структурой мироздания. Аксиологический ракурс постижения духовного изначально был сопряжен с религиозной трактовкой духа как надприродной божественной сущности, противостоящей всему тварному, материальному, телесному, что наделяло понятие духовного абсолютно положительными квалификациями. Оно неизменно ассоциировалось с религиозными ценностями, моральными императивами, творческими достижениями литературы и искусства, возвышающими человека над будничностью повседневного существования, тяготами материальной жизни. Ценностная оппозиция духовного и материального в философии культуры наиболее рельефно проявилась в противопоставлении культуры и цивилизации (О. Шпенглер, Н. А. Бердяев). В современной философии духовность понимается как особая способность человеческой души воспринимать, усваивать и отстаивать общечеловеческие ценности. Она связана с потребностью человека в глубоких эмоциональных привязанностях, в общении с другими людьми и Богом, с потребностью в творчестве, способностью к самопожертвованию ради спасения жизни других людей и утверждения высших моральных или религиозных идеалов. В марксистской философии появился термин «духовное производство», под которым понимают сложившуюся в определенном обществе систему производства, воспроизводства и распространения знаний, духовно-нравственных и художественных ценностей, а также процесс формирования общественного сознания, воспитания и образования личности. Результатом духовного производства выступают различные формы общественного сознания — наука, философия, религия, мораль, искусство, а также право и политика. Итак, даже краткий экскурс в проблематику философии культуры показывает, что культура является особым измерением человеческого бытия, безграничным универсумом смысла, сферой объективации человеческого духа, а также органичным единством материального и идеального. Она предстает в качестве сложной совокупности разнообразных способов поведения и деятельности людей, является предпосылкой и необходимым условием нашей свободы, труда и творчества. Современная философия и науки о культуре последовательно раскрывают в ней предметно-содержательную и структурно-функциональную проекции; исследуют ее с точки зрения генезиса и исторической динамики, экзистенциальной глубины и объективированных институциональных форм, внутренней спонтанности и социальной обусловленности; выявляют универсальные сущностные характеристики культуры; описывают специфику различных, несводимых друг к другу локальных культур и культурно-исторических типов. Все эти задачи решаются в плюралистическом пространстве современного знания, средствами различных, конкурирующих и дополняющих друг друга философских традиций и парадигм.
РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |